статья
статья (1 класс) на тему

Оксана Насибуллина

Аннотация:  Изменение целевых установок современного экологического образования в гимназии приводят к необходимости наполнения его содержания социально значимыми делами, что актуализирует вопросы формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста. В работе проанализированы представления младших школьников об экологической деятельности и ее значении в жизни человека и природы. Отмечены пути развития экологической компетентности младших школьников.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kfu_2016-2-1714_1.doc79 КБ
Microsoft Office document icon statya_kfu_2016-2-1714_1.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в области творчества».

Насибуллина О.А.

МБОУ «школа №179», г.Казань, Татарстан, Россия.

      Современная система образования, начиная с самых древнейших времён,  была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе.

      В настоящее время во всех сферах общественной жизни люди адаптированные, творческие, активные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

    Актуальным в педагогическом процессе  становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора  информации, умения делать выводы ,выдвигать гипотезы,  и строить умозаключения. Задача образования – помочь ученикам освоить  способы действий, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. [ 4, стр. 59 ]

     Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.

    На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.  Ведущая деятельность в творчестве – это  поиск.

    Всё вышеупомянутое легло в основу моей работы “Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в области творчества” Эта модель – одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников.

     Педагогическая цель:  развитие и формирование  исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

     Объектом исследования выступает обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.

     Предметом исследования является процесс формирования проектно-исследовательской деятельности через творчество.

     Можно выдвинуть гипотезу: организуя творчество детей  в школе,  я сформирую первоначальные навыки проектно-исследовательской деятельности младших школьников

      В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности. [ 1, стр. 624]

      Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую  систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять  проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать. В качестве методологии психолого-педагогического сопровождения взяла основы, предложенные А.М. Каменским. [3, стр. 94]

   Актуальность выбора темы

    Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка – это  собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

     Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям.  Их  не нужно учить любопытству, они сами этому учатся. Можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.) Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.[ 5, стр. 34-45]

     Как известно возраст 7-11 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду.

     Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

     Целью учебно-воспитательного процесса нашей школы является создание многопрофильного учебного заведения, способного удовлетворить меняющиеся образовательные потребности учащихся и родителей и социальный заказ на образовательные услуги через:

  •  реализацию творческих способностей педагогов и учащихся на основе развития исследовательских умений и навыков
  • создание и развитие образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования: начального, основного, среднего – успешную социальную и профессиональную интеграцию выпускников школы.

       Задача развития творческих способностей моих учащихся является приоритетным направлением работы для меня на данном этапе.

      Таким образом, поиск собственного стиля педагогической деятельности для решения этой задачи базировался на идее модернизации образования и учёте возрастных особенностей младших школьников. Я остановилась на проектно-исследовательской деятельности учащихся 1 классов  в форме творчества Направленность педагогического руководства:

  • на поиск дальнейшей области применения своих способностей;
  • на формирование исследовательской культуры;
  • на способы самостоятельного постижения знаний;
  • на эмоциональное отношение к образовательному процессу;

       Особенность введения творчества, рабочие  программы  не транслируются детям сверху, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

            Мой педагогический опыт.

     Передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся. Цель педагогической деятельности: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся.

     Реализация цели началась с подготовительного этапа. Проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству.

      Оказалось, что 20 человек (75% родителей), разделяют мнение о развитии творческих способностей учащихся и выступают ведение  проектно-исследовательской деятельности,18 % родителей (8 человека) придерживаются мнения “мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети”, и  17% - 7 человека) отстранились от анкетирования.

      Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования творческих навыков учащихся. Значит, при создании творчества  учитель может рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.

      Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:

  1.       Какие виды деятельности возможны в работе? (Например, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдения; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение)
  2. На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? (помочь ученику сориентироваться в выборе, показать разные виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
  3. Какова доля самостоятельности ученика в работе, в чем он может проявить инициативу?
  4. Какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)
  5. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ)
  6. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся; тестирование)
  7. Чем может завершиться для ученика занятие в мастерской, какова форма отчетности? (тестирование; исследовательская работа; реферат)

     Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы

       На первом этапе (2016/2017уч.г.) мы ориентировались на мнение А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений.

       Информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

         Эти занятия позволили учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Задания типа “Найди возможную причину события”

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло.

Упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

2). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”

“…Так я и не выучил стихотворение”.

“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

Задание “Тема одна – сюжетов много”.

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

3). Развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”. [2, стр. 144]

Используя тренировочную подпрограмму “практика”, я предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов..

Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Подпрограмма “мониторинг” -защита исследовательских работ. Учащиеся знакомились с разными видами презентаций результатов, овладевали умениями аргументировать собственные суждения.

. Результативность использования проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 тап заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

На всех этапах  главный из ожидаемых нами результатов – это  приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.

                      Факторы успешности опыта

        При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

  • помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание
  • интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
  • возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

       Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду.

      Для достижения поставленных целей в деятельности мастерских использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. В работе использую компьютерные технологии. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.

    В заключение хочу сказать, результативность этого этапа деятельности является для меня диагностической и определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать.

      Данные работы доказывают и подтверждают необходимость введения творчества в исследовательские работы в школе. Моя гипотеза верна.

             Вывод

        Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях личностного подхода к школьному образованию становится все более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование

          Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академический проспект, 2000.-624 с.
  2. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-144 с.
  3. Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с
  4. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
  5. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.



Предварительный просмотр:

Статья «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в области творчества».

Насибуллина О.А.

МБОУ «школа №179», г.Казань, Татарстан, Россия.

      Современная система образования, начиная с самых древнейших времён,  была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе.

      В настоящее время во всех сферах общественной жизни люди адаптированные, творческие, активные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

    Актуальным в педагогическом процессе  становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора  информации, умения делать выводы ,выдвигать гипотезы,  и строить умозаключения. Задача образования – помочь ученикам освоить  способы действий, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. [ 4, стр. 59 ]

     Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.

    На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.  Ведущая деятельность в творчестве – это  поиск.

    Всё вышеупомянутое легло в основу моей работы “Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в области творчества” Эта модель – одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников.

     Педагогическая цель:  развитие и формирование  исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

     Объектом исследования выступает обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.

     Предметом исследования является процесс формирования проектно-исследовательской деятельности через творчество.

     Можно выдвинуть гипотезу: организуя творчество детей  в школе,  я сформирую первоначальные навыки проектно-исследовательской деятельности младших школьников

      В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности. [ 1, стр. 624]

      Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую  систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять  проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать. В качестве методологии психолого-педагогического сопровождения взяла основы, предложенные А.М. Каменским. [3, стр. 94]

   Актуальность выбора темы

    Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка – это  собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

     Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям.  Их  не нужно учить любопытству, они сами этому учатся. Можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.) Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.[ 5, стр. 34-45]

     Как известно возраст 7-11 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду.

     Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

     Целью учебно-воспитательного процесса нашей школы является создание многопрофильного учебного заведения, способного удовлетворить меняющиеся образовательные потребности учащихся и родителей и социальный заказ на образовательные услуги через:

  •  реализацию творческих способностей педагогов и учащихся на основе развития исследовательских умений и навыков
  • создание и развитие образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования: начального, основного, среднего – успешную социальную и профессиональную интеграцию выпускников школы.

       Задача развития творческих способностей моих учащихся является приоритетным направлением работы для меня на данном этапе.

      Таким образом, поиск собственного стиля педагогической деятельности для решения этой задачи базировался на идее модернизации образования и учёте возрастных особенностей младших школьников. Я остановилась на проектно-исследовательской деятельности учащихся 1 классов  в форме творчества Направленность педагогического руководства:

  • на поиск дальнейшей области применения своих способностей;
  • на формирование исследовательской культуры;
  • на способы самостоятельного постижения знаний;
  • на эмоциональное отношение к образовательному процессу;

       Особенность введения творчества, рабочие  программы  не транслируются детям сверху, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

            Мой педагогический опыт.

     Передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся. Цель педагогической деятельности: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся.

     Реализация цели началась с подготовительного этапа. Проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству.

      Оказалось, что 20 человек (75% родителей), разделяют мнение о развитии творческих способностей учащихся и выступают ведение  проектно-исследовательской деятельности,18 % родителей (8 человека) придерживаются мнения “мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети”, и  17% - 7 человека) отстранились от анкетирования.

      Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования творческих навыков учащихся. Значит, при создании творчества  учитель может рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.

      Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:

  1.       Какие виды деятельности возможны в работе? (Например, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдения; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение)
  2. На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? (помочь ученику сориентироваться в выборе, показать разные виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
  3. Какова доля самостоятельности ученика в работе, в чем он может проявить инициативу?
  4. Какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)
  5. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ)
  6. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся; тестирование)
  7. Чем может завершиться для ученика занятие в мастерской, какова форма отчетности? (тестирование; исследовательская работа; реферат)

     Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков начальной школы

       На первом этапе (2016/2017уч.г.) мы ориентировались на мнение А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений.

       Информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

         Эти занятия позволили учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Задания типа “Найди возможную причину события”

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло.

Упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

2). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”

“…Так я и не выучил стихотворение”.

“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

Задание “Тема одна – сюжетов много”.

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

3). Развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”. [2, стр. 144]

Используя тренировочную подпрограмму “практика”, я предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов..

Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Подпрограмма “мониторинг” -защита исследовательских работ. Учащиеся знакомились с разными видами презентаций результатов, овладевали умениями аргументировать собственные суждения.

. Результативность использования проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 тап заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

На всех этапах  главный из ожидаемых нами результатов – это  приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.

                      Факторы успешности опыта

        При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

  • помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание
  • интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
  • возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

       Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду.

      Для достижения поставленных целей в деятельности мастерских использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. В работе использую компьютерные технологии. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.

    В заключение хочу сказать, результативность этого этапа деятельности является для меня диагностической и определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать.

      Данные работы доказывают и подтверждают необходимость введения творчества в исследовательские работы в школе. Моя гипотеза верна.

             Вывод

        Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях личностного подхода к школьному образованию становится все более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование

          Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академический проспект, 2000.-624 с.
  2. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-144 с.
  3. Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с
  4. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
  5. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...