Календарно-тематическое планирование уроков математики в 4 классе
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Константинова Венера Анатольевна

Развёрнутое каледарно-тематическое планирование уроков математики в 4 классе составлено в соответствии с требованиями ФгОС (УМК "Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во уро

ков

Тип урока

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Дата

Контроль

Личностные результаты

Универсальные учебные действия

Познава

тельные

Коммуни

кативные

Регулятив

ные

Числа от 1 до 1000. (14 ч.)

1

Повторение. Нумерация чисел.

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся называть числа в порядке их следования при счёте; называть числа, следующие и предшествующие данным

Формирова-

ние положитель-ного отношения к урокам математики

Формулиро-

вать задачи урока, работать по плану, делать выводы

Участвовать в диалоге при выполнении заданий

Оценивать свою работу

Текущий

2

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся читать и записывать трёхзначные числа, находить значения выражений в несколько действий

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Формулиро-

вать задачи урока, работать по плану, делать выводы

Участвовать в диалоге при выполнении заданий

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся находить сумму нескольких слагаемых разными способами; выполнять письменные вычисления

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Формулиро-

вать задачи урока, делать выводы

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

4

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять вычитание трёхзначных чисел вида 607- 463, 903- 574, используя запись столбиком

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Определить наиболее эффективные способы достижения результата

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

5

Умножение трёхзначного числа на однозначное

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное; решать задачи

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

6

Свойства умножения

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное, используя переместительное свойство умножения

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

7

Алгоритм письменного деления

1

Конт-

роль зна-

ний

Научатся выполнять деление трёхзначного числа на однозначное; решать задачи

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать свою работу

Текущий

8-10

Приёмы письменного деления

3

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное; решать задачи

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

11

Диаграммы

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся читать диаграммы, переводить их в таблицы

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

12

Что узнали. Чему научились

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся соотносить полученные знания и умения с требуемыми для выполнения задания

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

13

Контрольная работа по теме « Числа от 1 до 1000. Четыре арифметичес-

ких действия: сложение, вычитание, умножение и деление»

1

Конт

роль зна

ний

Научатся работать самостоятельно, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать свою работу

Контрольная работа

14

Анализ контрольной работы. Странички для любознатель-

ных

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся понимать причины допущенных ошибок, выполнять работу над ошибками

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

Числа, которые больше 1000 (112 ч.)

Нумерация (12 ч)

15

Класс единиц и класс тысяч

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся образовывать, читать и сравнивать числа больше 1000, считать тысячами, опираясь на изученный материал

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Определить наиболее эффективные способы достижения результата

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

16

Чтение многозначных чисел

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся образовывать, читать и сравнивать числа больше 1000, применять знания и способы действий в изменённых условиях

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Формулиро-

вать задачи урока, анализировать и делать выводы

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

17

Запись многозначных чисел

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся образовывать, читать и сравнивать числа больше 1000, применять знания и способы действий в изменённых условиях

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

18

Разрядные слагаемые

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; читать и записывать числа больше 1000

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

19

Сравнение чисел

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; записывать числа больше 1000

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать и оценивать свою работу

Текущий

20

Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100, 1000 раз

3

Ком-

бини-

рованный

Научатся увеличивать и уменьшать числа в 10, 100. 1000 раз; устанавливать связь между компонентами и результатами действий

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

21

Закрепление изученного

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся определять, сколько в числе всего десятков, сотен, тысяч; находить несколько способов решения задач

Формирова-

ние положитель-ного отношения к урокам математики

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий. Самостоятельная работа

22

Класс миллионов. Класс миллиардов

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся записывать и читать числа, состоящие из единиц III и IV классов

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии

Аргументировать свою точку зрения

Оценивать себя и товарищей

Текущий

23

Странички для любознатель-

ных. Что узнали. Чему научились

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся записывать и читать числа, состоящие из единиц III и IV классов

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии

Аргументировать свою точку зрения, работать в парах

Оценивать себя и товарищей

Текущий

24

Наши проекты. Что узнали. Чему научились

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся записывать и читать числа, состоящие из единиц III и IV классов

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

25

Контрольная работа  по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»»

1

Конт-

роль зна-

ний

Научатся применять полученные знания, умения и навыки на практике

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Контрольная работа

26

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся группировать и исправлять свои ошибки, выявить их причины; применять полученные знания в изменённых условиях

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

Величины (11 ч)

27

Единицы длины. Километр

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся соотносить единицы длины, будут знать новую единицу длины - километр

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Развивать вычислитель-

ные навыки и умение логически мыслить

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

28

Единицы длины. Закрепление изученного

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся соотносить единицы длины, работать с числовым лучом

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Развивать вычислитель-

ные навыки и умение логически мыслить

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

29

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся соотносить единицы площади, будут знать новые единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

30

Таблица единиц площади

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся составлять таблицу единиц площади, заменять мелкие единицы площади более крупными и наоборот

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Высказывать и аргументировать свою точку зрения

Оценивать себя и товарищей

Текущий

31

Измерение площади с помощью палетки

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся измерять площади фигур с помощью палетки, соотносить единицы площади

Формирова-

ние положитель-ного отношения к урокам математики

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

32

Единицы массы. Тонна, центнер

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся преобразовывать величины, познакомятся с новыми единицами массы – тонной и центнером

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

33

Единицы времени. Определение времени по часам

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся пользоваться изученными единицами времени, определять время по часам

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

34

Определение начала, конца и продолжение события. Секунда.

3

Ком-

бини-

рованный

Научатся решать задачи на определение начала и продолжительности события, познакомятся с единицей времени - секундой

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Использовать графические модели при решении задач, математичес-

кую терминологию

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

35

Век. Таблица единиц времени

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся соотносить единицы времени, познакомятся с единицей времени - веком

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

36

Что узнали. Чему научились

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся применять полученные знания, умения и навыки

Формирова-

ние положитель-ного отношения к урокам математики

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

37

Контрольная работа  по теме «Величины»

1

Конт

роль зна

ний

Научатся применять полученные знания, умения и навыки на практике

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Контрольная работа

Сложение и вычитание (12ч)

38

Анализ контрольной работы. Устные и письменные приёмы вычислений

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе, и исправлять их; пользоваться письменными приёмами вычислений

Формирова-

ние положитель-ного отношения к урокам математики

Анализировать и делать выводы

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

39

Нахождение неизвестного слагаемого

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого

Формирова-

ние положитель-ного отношения к урокам математики

Развивать умения рассуждать, сопоставлять, сравнивать

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя, границы своего знания и незнания

Текущий

40

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся решать уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого

Формирова-

ние интереса к новому материалу

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя, границы своего знания и незнания

Текущий

41

Нахождение нескольких долей целого

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать себя и товарищей

Текущий

42-43

Решение задач

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого, ориентироваться в разнообразии решения задач

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

44

Сложение и вычитание величин

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся пользоваться приёмами письменного сложения и вычитания величин

Формирова-

ние интереса к математике, творческого подхода к выполнению заданий

Выполнять задания творческого и поискового характера

Работать в парах и группах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

45

Решение задач

1

Ком-

бини-

рованный

Познакомятся с алгоритмом решения некоторых логических задач; научатся применять полученные знания в изменённых условиях

Формирова-

ние положитель-ного отношения к урокам математики

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

46

Что узнали. Чему научились

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся решать задачи изученных видов, выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

47

Странички для любознатель-

ных. Задачи-расчёты

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся решать нестандартные задачи; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить

Формирова-

ние положитель-ного отношения к урокам математики

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

48

Что узнали. Чему научились

1

Повторения и обоб

щения

Научатся решать задачи изученных видов, выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

49

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

1

Конт

роль зна

ний

Научатся применять полученные знания, умения и навыки на практике; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Контрольная работа

Умножение и деление (77 ч)

50

Анализ контрольной работы. Свойства умножения

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся применять свойства умножения при устных вычислениях; решать задачи

Развитие мотивов учебной деятельнос-

ти

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

51-52

Письменные приёмы умножения

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять умножение многозначного числа и значения величины на однозначное число

Развитие мотивов учебной деятельнос-

ти

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

53

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять умножение многозначного числа с нулями и единицами в записи на однозначное число; решать задачи

Развитие мотивов учебной деятельнос-

ти

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

54

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных множителя, делимого, делителя

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

55

Деление с числами 0 и 1

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся применять изученные способы деления; решать задачи

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

56-57

Письменные приёмы деления

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Развивать умения рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

58

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме, выполнять вычисления с многозначными числами

Развитие мотивов учебной деятельнос-

ти

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

59

Закрепление изученного. Решение задач

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, решать задачи на пропорциональное деление

Развитие мотивов учебной деятельнос-

ти

Развивать умения рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

60

Письменные приёмы деления. Решение задач

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине и на конце; решать задачи на пропорциональное деление

Развитие мотивов учебной деятельнос-

ти

Развивать умения рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

61

Закрепление изученного

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, решать задачи на пропорциональное деление

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

62

Что узнали. Чему научились

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, решать задачи изученных видов

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Самостоятельная работа

63

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число»

1

Конт-

роль зна-

ний

Научатся работать самостоятельно; выполнять вычисления,

решать составные задачи

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Работать самостоятельно

Контролировать свою работу и её результат

Контрольная работа

64

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся группировать и исправлять свои ошибки; выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, решать задачи изученных видов

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать свою работу и её результат

Текущий

65

Умножение и деление на однозначное число

1

Комбиниро

ван

ный

Научатся выполнять письменное умножение и деление на однозначное число, использовать формулу произведения при решении текстовых задач

Развитие мотивов учебной деятельнос-

ти

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать свою работу и её результат

Текущий

66

Скорость Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

67-69

Решение задач на движение

3

Ком-

бини-

рованный

Научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»

Формирова-

ние личностного смысла учения

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

70

Странички для любознатель-

ных. Проверочная работа

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»

Развитие познавательной активности

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать учебные действия

Самостоятельная работа

71

Умножение числа на произведение

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять умножение числа на произведение, сравнивать разные способы умножения и выбирать наиболее удобный

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

72-73

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать свою работу и её результат

Текущий

74

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

1

Ком-

бини-

рованный

 Научатся выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Развитие познавательной активности

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать свою работу и её результат

Текущий

75

Решение задач

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся решать задачи на встречное движение, читать схематические чертежи к задачам

Развитие познавательной активности

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать свою работу и её результат

Текущий

76

Перестановка и группировка множителей

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся использовать переместительное и сочетательное свойства умножения при выполнении вычислений

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

77

Что узнали. Чему научились

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся использовать переместительное и сочетательное свойства умножения при выполнении вычислений

Развитие познавательной активности

Развивать смекалку и находчивость, умение рассуждать

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

78

Контрольная работа за первое полугодие

1

Конт

роль зна

ний

Научатся работать самостоятельно; выполнять вычисления,

решать задачи изученных видов

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать учебные действия

Контрольная работа

79

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе, и исправлять их

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

80-81

Деление числа на произведение

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять деление числа на произведение разными способами

Формирова-

ние личностного смысла учения

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать свою работу и её результат

Текущий

82

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000 и делать проверку; решать задачи изученных видов

Развитие познавательной активности

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать свою работу и её результат

Текущий

83

Решение задач

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального

Развитие познавательной активности

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать свою работу и её результат

Текущий

84-87

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

3

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Формирова-

ние личностного смысла учения

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать учебные действия

Текущий

88

Решение задач

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

89

Закрепление изученного

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями, решать задачи изученных видов

Развитие познавательной активности

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать свою работу и её результат

Текущий

90

Что узнали. Чему научились

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями, решать задачи изученных видов

Развитие познавательной активности

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

91

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

Конт-

роль зна-

ний

Научатся работать самостоятельно; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить

Анализ своих действий и управление ими

Анализиро-

вать, делать выводы, сравнивать

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Контрольная работа

92

Наши проекты

1

Иссле

дова

тельс

кий

Научатся работать с дополнительными источниками информации

Повышение мотивации к изучению предмета

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Координировать свою позицию с позициями партнёров при выработке общего решения

Проект

93

Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся понимать причины допущенных ошибок, выполнять работу над ошибками

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

94

Умножение числа на сумму

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный, различать распределительное и сочетательное свойства умножения

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

95-96

Письменное умножение на двузначное число

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное умножение на двузначное число

Развитие познавательной активности

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

97-98

Решение задач

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Понимать. Принимать и сохранять учебную задачу

Слушать собеседника и вести диалог

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

99-100

Письменное умножение на трёхзначное число

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное умножение на трёхзначное число; решать текстовые задачи

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

101-102

Закрепление изученного

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное умножение на трёхзначное число; решать задачи изученных видов

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

103

Что узнали. Чему научились

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся применять изученные приёмы вычислений; решать уравнения; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов

Формирова-

ние личностного смысла учения

Выполнять задания творческого и поискового характера; моделировать с помощью схематических рисунков

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

104

Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число»

1

Конт роль зна ний

Научатся работать самостоятельно; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Контрольная работа

105

Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся применять полученные знания в изменённых условиях; решать задачи; выполнять вычисления

Формирова-

ние личностного смысла учения

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

106

Письменное деление с остатком на двузначное число

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять деление трёхзначного числа на двузначное при однозначном частном с остатком; решать текстовые задачи

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

107

Алгоритм письменного деления на двузначное число

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять деление трёхзначного числа на двузначное по алгоритму; решать текстовые задачи

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Выполнять задания творческого и поискового характера; моделировать с помощью схематических рисунков

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

108-109

Письменное деление на двузначное число

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять деление трёхзначного числа на двузначное, решать уравнения и задачи

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Выполнять задания творческого и поискового характера; моделировать с помощью схематических рисунков

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

110

Закрепление изученного

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять деление трёхзначного числа на двузначное, преобразования единиц измерения

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

111

Закрепление изученного. Решение задач

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять деление многозначного числа на двузначное, решать задачи изученных видов

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

112

Закрепление изученного

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять деление многозначного числа на двузначное, действия с именованными числами

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

113

Письменное деление на двузначное число. Закрепление

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное деление на двузначное число, когда в частном есть нули

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

114-115

Закрепление изученного. Решение задач

2

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное, решать задачи с величинами «производительность»«время», «работа»

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

116

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»

1

Конт

роль зна

ний

Научатся работать самостоятельно; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Работать самостоятельно

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Контрольная работа

117

Анализ контрольной работы. Письменное деление на трёхзначное число

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся понимать причины допущенных ошибок, выполнять работу над ошибками, выполнять письменное деление на трёхзначное число

Анализ своих действий и управление ими

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

118-119

Письменное деление на трёхзначное число

2

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное, моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Выполнять задания творческого и поискового характера; моделировать с помощью схематических рисунков

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

120

Закрепление изученного

1

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять проверку деления умножением, моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Выполнять задания творческого и поискового характера; моделировать с помощью схематических рисунков

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

121

Деление с остатком

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять деление с остатком и делать проверку, моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к новому материалу

Выполнять задания творческого и поискового характера; моделировать с помощью схематических рисунков

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

122

Деление на трёхзначное число. Закрепление

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся выполнять деление на трёхзначное число, когда в частном есть нули; решать задачи изученных видов

Формирова-

ние личностного смысла учения

Выполнять задания творческого и поискового характера

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

123-124

Что узнали. Чему научились

2

Закрепле-

ния зна-

ний

Научатся выполнять деление на трёхзначное число, когда в частном есть нули; решать задачи изученных видов

Анализ своих действий и управление ими

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

125

Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число»

1

Конт-

роль зна-

ний

Научатся работать самостоятельно; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить

Анализ своих действий и управление ими

Планировать ход работы, анализировать, сравнивать

Работать самостоятельно

Контролировать свою работу и её результат

Контрольная работа

126

Анализ контрольной работы. Подготовка к олимпиаде

1

Ком-

бини-

рованный

Научатся понимать причины допущенных ошибок, выполнять работу над ошибками, соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить

Формирова-

ние личностного смысла учения

Выполнять задания творческого и поискового характера

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать себя и товарищей

Текущий

Итоговое повторение ( 10 ч.)

127

Нумерация

1

Повторениеи обоб

щение зна

ний

Научатся применять полученные знания о нумерации многозначных чисел

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к предмету

Развивать внимание и логическое мышление

Аргументировать свою позицию; участвовать в диалоге

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

128

Выражения и уравнения

1

Повторение и обоб

щение зна

ний

Научатся применять полученные знания, соотносить их с заданием, которое нужно выполнить

Формирова-

ние личностного смысла учения

Развивать внимание и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

129

Арифметичес-

кие действия: сложение и вычитание

1

Повторениеи обоб

щение зна

ний

Научатся использовать изученные вычислительные приёмы

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к предмету

Развивать внимание и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

130

Арифметичес-

кие действия: умножение и деление

1

Повторениеи обоб

щение зна

ний

Научатся использовать изученные вычислительные приёмы

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к предмету

Развивать внимание и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

131

Правила о порядке выполнения действий

1

Повторениеи обоб

щение зна

ний

Научатся  использовать изученные вычислительные приёмы

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к предмету

Развивать внимание и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

132

Величины

1

Повторениеи обоб

щение зна

ний

Научатся применять полученные знания, соотносить их с заданием, которое нужно выполнить

Формирова-

ние личностного смысла учения

Развивать внимание и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

133

Геометричес-

кие фигуры

1

Повторениеи обоб

щение зна

ний

Научатся применять полученные знания, соотносить их с заданием, которое нужно выполнить

Формирова-

ние личностного смысла учения

Развивать внимание и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Текущий

134

Задачи

1

Повторениеи обоб

щение зна

ний

Научатся применять полученные знания в изменённых условиях; решать задачи; выполнять вычисления

Формирова-

ние личностного смысла учения

Развивать вычислитель-

ные навыки и логическое мышление

Сотрудни-

чать с учителем и сверстника-

ми

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

135

Контрольная работа за 4 класс

1

Конт

роль зна

ний

Научатся применять полученные знания, соотносить их с заданием, которое нужно выполнить

Анализ своих действий и управление ими

Развивать внимание и логическое мышление

Работать самостоятельно

Оценивать правиль-

ность выполнения действия

Контрольная работа

136

Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»

1

Повторениеи обоб

щение зна

ний

Научатся обобщать полученные знания, соотносить их с заданием, которое нужно выполнить, применять их в изменённых условиях

Формирова-

ние учебно-познавательного интереса к предмету

Развивать внимание и логическое мышление

Слушать собеседника и вести диалог, работать в парах

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

Текущий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

      Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года, на основе программы под редакцией М.И.Моро, М.А. Бантовой, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

       Общая характеристика учебного предмета

     Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

      Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

      Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

         Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

    Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

    Изучение  математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету

    Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах, умению логически мыслить,  применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

    Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;

 - освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

 - воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи обучения:

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать умение учиться;

- сформировать устойчивый интерес к математике;

- выявить и развить математические и творческие способности.                         

       Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.

     Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой  «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.

     Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.

    Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.

       Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.

      Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.

       Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.  

      Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

    Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

   Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.

   Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.

    К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Содержание учебного предмета

Числа от 1 до 1000 (продолжение) (15 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)

 Новая счетная единица — тысяча.

 Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

 Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

 Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

 Увеличение (уменьшение) числа в 10,  100, 1000 раз.

Величины (16 ч)

    Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

   Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

    Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

   Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (11 ч)

  Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

                         Решение уравнений вида:

х+312=654+79

729-х=217+163

х- 137 = 500 -140.

 Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин

Умножение и деление (72 ч)

  Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

   Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

   Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

    Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

   Умножение и деление значений величин на однозначное число.

   Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

                  В течение всего года проводится:

- вычисление  значений   числовых   выражений   в   2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех    изученных    правил    о    порядке    выполнения    действий;

- решение задач в одно действие, раскрывающих:

а)смысл арифметических действий;

б)нахождение неизвестных компонентов действий;

в)отношения больше, меньше, равно;,

г)взаимосвязь между величинами;

-решение задач в 2 — 4 действия;

 -решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;

построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

Тематическое планирование

п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

1.

Числа от 1 до 1000

15 ч.

1

2.

Числа, которые больше 1000. Нумерация

11 ч.

1

3.

Величины

16 ч.

1

4.

Сложение и вычитание

11 ч.

1

5.

Умножение и деление

72 ч.

5

6.

Итоговое повторение

11 ч.

1

ВСЕГО:

136 ч.

10


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся к концу 4 класса

Нумерация

- названия  и  последовательность  чисел  в  натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- как  образуется   каждая  следующая  счетная  единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

                              Обучающиеся должны уметь:

- читать,   записывать   и   сравнивать   числа   в   пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки> (больше), < (меньше), = (равно);

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

                                          Арифметические действия

Понимать  конкретный  смысл  каждого  арифметического действия.

                            Обучающиеся должны знать:

- названия   и   обозначения   арифметических   действий, названия компонентов и результата каждого действия;

-связь   между   компонентами   и   результатом   каждого действия;

-основные  свойства арифметических  действий   (переместительное, сочетательное свойства сложения и умножения,  распределительное  свойство умножения   относительно сложения);

-правила о  порядке выполнения действий  в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

-таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

                                 Обучающиеся должны уметь:

-записывать  и  вычислять значения  числовых  выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них);

-находить   числовые  значения   буквенных   выражений вида а + 3, 8 • г, Ь:2, а + Ь, с •d,k : п при заданных числовых  значениях входящих в них букв;

-выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

-выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

-решать    уравнения    вида    х+60 = 320,     125 + х=750,2000-х = 1450, х• 12 =2400, х:5 = 420,  600:х= 25  на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

-решать задачи в 1 — 3 дейст

Величины

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

                              Обучающиеся должны знать:

-единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

-связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

                                  Обучающиеся должны уметь:

-находить  длину   отрезка,   ломаной,   периметр   многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- находить   площадь   прямоугольника   (квадрата), зная длины его сторон;

-узнавать время по часам;

-выполнять   арифметические   действия   с   величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

-применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Геометрические фигуры

Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).

                                     Обучающиеся должны знать:

-виды углов: прямой, острый, тупой;

-виды   треугольников:   прямоугольный,  остроугольный, тупоугольный; равносторонний,  равнобедренный,  разносторонний;

-определение прямоугольника (квадрата);

-свойство противоположных сторон прямоугольника.


                               Обучающиеся должны уметь:

-строить заданный отрезок;

-строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    В результате изучения курса математики выпускники начальной    школы    научатся    использовать     начальные     математические знания   для   описания   окружающих   предметов,   процессов,   явлений,    оценки   количественных   и   пространственных          отношений.

Учащиеся      овладеют     основами    логического     мышления,     пространственного   воображения   и   математической   речи,   приобретут необходимые вычислительные навыки.

    Ученики      научатся     применять      математические       знания    и представления   для   решения   учебных   задач,   приобретут   начальный   опыт   применения   математических   знаний   в   повседневных ситуациях.

    Выпускники начальной школы получат представления о числе   как   результате   счета   и   измерения,   о   принципе   записи   чисел. Научатся      выполнять       устно   и   письменно       арифметические действия   с   числами;   находить   неизвестный   компонент   арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение. Учащиеся накопят опыт решения текстовых задач.

    Выпускники познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические   фигуры,   овладеют   способами   измерения   длин   и   площадей.

    В   ходе   работы   с   таблицами   и   диаграммами   (без   использования компьютера) школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Они смогут    научиться    извлекать    необходимые      данные    из  таблиц   и диаграмм,     заполнять    готовые    формы,    объяснять,    сравнивать    и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
  • уважительное отношение к иному мнению и культуре.
  • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
  • умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной         рефлексии;
  • положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  • умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • использовать  математического содержания - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета, используя абстрактный язык математики;
  • использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания с поставленными целями и задачами;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
  • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  • использовать различные способы поиска        ,сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
  • принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
  • принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РАЗДЕЛАМ

    Раздел «Числа и величины»

     Обучающийся  научится:

     •   читать,   записывать,    сравнивать,    упорядочивать      числа   от нуля до миллиона;

     •   устанавливать     закономерность      —   правило,    по  которому составлена   числовая   последовательность,   и   составлять   последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу   (увеличение/уменьшение   числа   на   несколько   единиц,   увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

     •   группировать   числа   по   заданному   или   самостоятельно   установленному признаку;

     •   читать   и   записывать   величины   (массу,   время,   длину,   площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр   —   сантиметр,   метр   —   сантиметр,   сантиметр   —   миллиметр).

Выпускник получит возможность научиться:

      •   классифицировать   числа   по   одному   или   нескольким   основаниям, объяснять свои действия;

      • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

     Раздел «Арифметические действия»

Обучающийся научится:

      • выполнять   письменно   действия   с   многозначными   числами   (сложение,   вычитание,   умножение   и   деление   на   однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц    сложения     и  умножения      чисел,   алгоритмов     письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

      • выполнять   устно   сложение,   вычитание,   умножение   и   деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых   к   действиям   в   пределах   100   (в   том   числе   с   нулем   и числом 1);

      •   выделять      неизвестный       компонент      арифметического действия и находить его значение;

      • вычислять      значение    числового    выражения     (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

     Выпускник получит возможность научиться:

      • выполнять действия с величинами;

      •   использовать   свойства   арифметических   действий   для удобства вычислений;

      •    проводить     проверку    правильности       вычислений     (с  помощью   обратного   действия,   прикидки   и   оценки   результата  действия).

     Раздел «Работа с текстовыми задачами»

    Обучающийся научится:

      • анализировать       задачу,  устанавливать     зависимость     между

 величинами   и   взаимосвязь   между   условием   и   вопросом   задачи,

 определять количество и порядок действий для решения задачи,

 выбирать и объяснять выбор действий;

      •решать   учебные   задачи   и   задачи,   связанные   с   повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

      •оценивать   правильность   хода   решения   и   реальность   ответа на вопрос задачи.

Обучающийся  получит возможность научиться:

      • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

      • решать задачи в 3—4 действия;

      • находить разные способы решения задачи.

     Раздел   «Пространственные   отношения.   Геометрические фигуры»

     Обучающийся научится:

      •описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

     •распознавать, называть, изображать геометрические фигуры:   точка,   отрезок,   ломаная,   прямой   угол,   многоугольник,   треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

     •выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

     •использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

     •распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

     •соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

    Обучающийся  получит возможность научиться:

     •   распознавать,       различать     и  называть     геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

    Раздел «Геометрические величины»

    Обучающийся научится:

     •измерять длину отрезка;

     • вычислять       периметр     треугольника,      прямоугольника       и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

     • оценивать   размеры   геометрических   объектов,   расстояний приближенно (на глаз).

    Обучающийся  получит возможность научиться:

     • вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

    Раздел «Работа с данными»

    Обучающийся  научится:

     •читать несложные готовые таблицы;

     •заполнять несложные готовые таблицы;

     •читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

    Обучающийся  получит возможность научиться:

     • читать несложные готовые круговые диаграммы.

     •    достраивать       несложную      готовую      столбчатую       диаграмму;

     •   сравнивать   и   обобщать   информацию,   представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

     • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы  и диаграммы);

     •    планировать       несложные       исследования,      собирать      и представлять   полученную   информацию   с   помощью   таблиц   и диаграмм ;

     • интерпретировать информацию, полученную при проведении     несложных      исследований       (объяснять,     сравнивать      и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Перечень учебно-методического обеспечения

Для обучающихся :

1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика:  в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

2. Тетрадь для проверочных работ по математике 4 класс М.И.Моро, Москва,  Просвещение, 2013 г.    

Для учителя :

 1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика:  в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

 2.  Методические рекомендации « Математика   4 класс»  Москва, Просвещение, 2013 г.

 3.  Поурочные разработки по математике . 4 класс. М. : ВАКО, 2014 г.

 4. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро.

             

                      Материально-техническое обеспечение

1.Печатные пособия: учебники, учебные пособия, раздаточный материал (тесты, дидактические карточки, тренажеры), рабочие тетради к учебнику на печатной основе, тетради тестов по математике для 4 класса,  рабочие тетради;

2. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, математические игры, тренажеры и т.п.);

3.Наглядные пособия (таблицы классов и разрядов, плакаты и т.п.);

4.Учебные приборы (циркуль, треугольник, палетка, метр и т.д.).

                                  Список  литературы

1. Контрольные работы в начальной школе по математике 1-4 класс

Москва « Дрофа» 2011 год

2.Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник .

4 класс  .- М. : Начальная школа,2007 . ( Прилож. К журналу « Начальная школа»).

3. Методические рекомендации « Математика   4 класс»  Москва, Просвещение, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков математики 2 класс Авторы: Б.П. Гейдман, И.Э.Мишарина

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Календарно - тематическое планирование уроков математики 1 класс надомное обучение "Школа России"

Календарно - тематическое планирование уроков математики для надомного обучения 1 класс "Школа России"...

Календарно - тематическое планирование уроков математики 1 класс.

Календарно - тематическое планирование по математике 1 класс соответствует требованиям ФГОС НОО....

Календарно-тематическое планирование уроков математики 4 класс

календарно-тематическое планирование по математике 4 класс система Л. В. Занкова...

Календарно - тематическое планирование уроков математики. 3 класс.

Календарно - тематическое планирование уроков математики 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века"....

Календарно-тематическое планирование уроков математики 1 класс

Календарно-тематическое планирование уроков математики 1 класс...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Математики" 4 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...