Ситуация успеха на уроках в начальной школе.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Васенкова Раиса Алексеевна

1.Условия создания ситуаций успеха.

2.Некоторые приёмы создания ситуаций успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

На  уроках  обучения  грамоте  полезно  использовать  учебный  диалог   между  учителем   и  учениками,  в  котором  роль  учителя    играют  дети,  а  учитель   при  ответах  преднамеренно  «ошибается».

  1.  Я  задумала  букву.  Отгадайте   её,  задав  мне  не  больше  четырёх  вопросов. (  Согласный  звук  или  гласный?  Мягкий   или  твёрдый?  Звонкий  или  глухой?  Парный   или   непарный?)
  2. Можно  ли  определить  первый  звук  в  слове,  если  известно  только,  что  оно   начинается   с  буквы  т?  О  чём   надо   спросить   учителя,  чтобы  ответить   на  вопрос  точно? (   Какая  буква  стоит  после  буквы  т? )

Полезно  создавать  проблемные  ситуации,  ставить  перед  учащимися  познавательные  задачи,  которые   им  необходимо  решить  в  процессе  восприятия и  осмысления  излагаемого  материала.

Так,  объяснение  по  теме «Природные  зоны  России»  полезно  начать  с  прослушивания  отрывка  из   романа   О.Гончара «Таврия».  Вот  как  писатель  описывает  чёрную  бурю: «Жгло  травы, заносило  родники, с  корнем  вырывало  из-под  ног  людей  посевы. Рыдали  звёзды в  полях, в  отчаянии  метались  люди  среди  чёрной  метелицы. А  рядом   с  теми,  кто  становился  на  колени,  вмиг  наметало  сугробы -  пыльные  барханы. Тяжело  было  двигаться…Секло,  точно  градом, сбивало  с  ног, беспросветной  сухой  теменью  бушевало  вокруг – от  земли  до  неба.»

После  прослушивания  отрывка  надо  предложить  учащимся  подумать,  в  какой  природной  зоне  могло  произойти  подобное.

Такой  подход  к  объяснению  материала  придаёт  учебной  работе  проблемный  характер  и вызывает  у  учащихся  потребность  в  активном  восприятии  и  осмыслении  нового.

При  изучении  темы  «Полезные  ископаемые»   вниманию  учащихся  предлагается  такой рассказ : «В  VII  веке  на  Византию  напали  арабы. Завоевав  несколько  областей  Византии,  арабы   решили  взять  её  столицу – Константинополь. Положение  византийцев  казалось  безнадёжным. Однажды,  когда ветер  дул  со стороны  города,  византийцы   выкатили  на  берег  большие  посудины   и  начали  выливать  из  них какую-то тёмную  жидкость. Арабы  не  обратили  на это никакого  внимания,  а  жидкость  быстро  распространялась  по  воде,  ветер  гнал  её  прямо на  арабские  корабли. Когда  жидкость окружила  корабли,  византийцы  с  берега  подожгли  её. Произошло  чудо  -  море  загорелось.  Пламя  с  треском  распространилась  по  воде. Перепуганные  насмерть  арабы  не  успели  опомниться,  как  огонь  охватил  их  корабли.  Так  был  уничтожен  весь  арабский  флот»

После  рассказа  задаются  вопросы: « Что  это  была   за  жидкость ?»,  «Почему  вы  так  решили?».

    При  взаимодействии  со  сверстниками ( в  рамках  групповой  или  парной  учебной  работы)  ученики  выступают  в  роли  учителя:  задают  вопросы,  контролируют  и  оценивают  действия   партнёра  или  членов учебной  команды,  учатся  прислушиваться  к  разным  точкам  зрения  и  искать  доказательства  собственного  мнения. Поэтому  организация  учебного  сотрудничества  на  уроке   и  умелое  руководство  им  становится  важным   профессиональным  умением  учителя.  

На  уроках  математики  прогнозирование  чаще  всего  связано  с  предвосхищением  результата  выполняемых  действий, предварительной  прикидкой  ответа, который  должен  быть  получен  при  решении  задач,  уравнений,  выполнении  измерений.

Стандартом   второго  поколения  предусмотрено  формирование  у  учащихся   умения   проводить  проверку  правильности  вычислений  путём  прикидки  и  оценки  результата  действия. Это  можно  сделать  в  процессе  работы  над  задачами,  связанными  с  реальными  жизненными  ситуациями, например:  «Бабушка  хочет  связать  внукам  варежки. На одну  варежку  нужно 50 г  шерсти. Хватит  ли  ей  290 г  шерсти,  чтобы связать  варежки  трём  внукам?». Ученикам  предлагается  ответить  на  вопрос   и  объяснить  свой  ответ. Они  могут  рассуждать  так: «Для  трёх  внуков  нужно   связать  6  варежек,  на  это  потребуется  300г  шерсти (50 *6 =300).Значит, бабушке  шерсти  не хватит.

 Синквейн  можно  применять  в  разных  учебных  ситуациях.   Например, приступая  к  изучению  басни  в  3  классе, можно  предложить  составить  синквейн  со  словом  басня.

1.Басня.

2.Учит, высмеивает.

3.Умная, смешная, жизненная.

4.Высмеивает  привычки  разных  людей.

5. Искусство.

Можно  поступить  и по-другому,   использовав  синквейн-загадку. Для  этого  предложить  свой  синквейн  без  первой  строки,  а  учащиеся  отгадывают,  определяя  тем  самым  тему  урока:

1…………………..

2.Короткая,  поучительная.

3.Рассказывает , высмеивает,  осуждает.

4.В  ней  обычно  действуют  животные.

5.Мораль.

Различные   формы  организации  деятельности   на   уроке ( в  группах,  в  парах)  меняет  характер  взаимоотношений   между  детьми: исчезает  безразличие,  формируется  положительные  личностные   качества.   Учащиеся  приобретают  такие  жизненно  необходимые  качества,  как  ответственность, умение  строить  своё поведение  с  учётом  интересов  других  людей,  желание  и  умение  учиться.

Кластер -  в  переводе  означает «пучок»,  «созвездие».  В  центре  листа  записывается  ключевое  понятие,  от  него  в  разные  идут стрелки-лучи. Смысл  этого  приёма   в  попытке  систематизировать  имеющиеся  знания.  Приём «Составление  кластера»  может  быть  использован на  разных  стадиях  урока. Используя  стратегию «Кластер»,  можно  заметить, что  он  предлагает  неограниченные  возможности   для  «игры»  с  учениками  и  информации.

5.Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть так: сбывшаяся (или неожиданная) радость школьника + поддержка педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка учителем «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общей радости.

9.Прием «умышленная ошибка»

Итак, учитель обращался к лучшему математику класса, когда действительно ошибался, и, кроме того, использовал это как педагогический прием развития способностей школьника.

Весь класс включается в поиск. Но это не главное, главное — дальше ребята будут слушать доказательство еще внимательнее, стараясь не пропустить очередную «ошибку». Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

Банк ситуаций успеха

  1. Условия создания ситуации успеха
  • Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.

Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.

  • Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».

Эта операция поддерживается другим воздействием.

  • Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.

Дружеское положительное подкрепление.

  • Авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…»
  • Персональная исключительность: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
  • Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.

Завершает систему педагогических операций

  • Оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

 

  1. Приемы создания ситуаций успеха
  • Эмоциональные поглаживания. Воспитатель на занятии делает похвалу: «вы молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил воспитателю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика = благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей

  • Прием «Даю шанс». Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.
  • Прием «следуй за нами». Для младшего воспитанника воспитатель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.

Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшего воспитанника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время младшему лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

  • Прием «Заражение». «Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть так: сбывшаяся (или неожиданная) радость воспитанника + поддержка педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка воспитателем «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общей радости.

  • Прием «Отсроченной отметки». Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
  • Прием «Эврика». Секрет приема прост: заключается «в стремлении воспитателя разбудить мысль воспитанников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш. А.).

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя какое-то задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.

Заслуга воспитателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Ребенок, особенно младший, который имеет уже какой-то накопленный интеллектуальный запас, но не может им по-настоящему воспользоваться, напоминает заведенный пружиной познания, механизм, которому нужен первоначальный толчок. «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В. А.).

Методика «Умей сомневаться»

Беру отрывок из какого-нибудь рассказа, преднамеренно внесу в него разного рода ошибки. Раздаю напечатанные листочки каждому ученику, чтобы они находили ошибки и исправляли их. Но секрет мой заключается вот  в чем: если в тексте допущено 10 ошибок, я говорю, что в нем 5 ошибок. Кто слепо поверит моему слову, тот. конечно, как только найдет первые пять ошибок, сразу же успокоится, ибо задание выполнил – в первых же строках текста нашел 5 ошибок и исправил их, дальше читать текст не нужно. А кто все-таки продолжит работу над текстом, тот может обнаружить и другие 5 ошибок.

В следующий раз я говорю, что в тексте (другом) 20 ошибок (но их количество остается тем же – 10 ошибок). Каждый станет усиленно искать 20 ошибок. И некоторые, неуверенные в себе могут перестараться, т.е. примут за ошибку даже правильную форму. Так я делаю до тех пор, пока у детей не закрепится установка : подвергать сомнению инструкцию, проверять условие. Постепенно дети научатся в своей работе доверять самим себе, коллективному поиску, научатся самостоятельно мыслить.

Работа в парах, информация, расширяющая кругозор, познавательная и коммуникативная деятельность обучающихся, разноуровневый подход – вот составляющие ситуации успеха.

Ситуация успеха с помощью эффективных форм и приемов создаются в школе на уроках и во внеурочной деятельности.

«Занимательная грамматика».»Математика и логика умникам и умницам» (внеурочная деятельность) приобщает к русским корням, развивает творчество, креативность, кругозор, активность.

Упражнение «Ситуация».

Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

В1.Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута…

В2.Лена позвонила подруге, но по телефону ей ответил незнакомый грубый голос…

В3.Когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет…

(На лесную поляну села летающая тарелка./ Впереди в лесу был пожар./ В лесу горел костер./ Впереди всходило солнце. и др.

Если ставить в игре не только цели развития мышления, но и воспитания их характера, можно предложить следующие ситуации:

-Катя не успела выучить домашнее задание.

-Стас прогулял урок.

-Коля взял гаджет своего друга без разрешения.

Мастерская Деда Мороза.

Перед Новым годом дети готовят игрушки , украшения для класса, подарки родителям и друзьям. Заранее прошу детей показать на уроке технологии те украшения, игрушки, фигурки, которые они самостоятельно или с помощью родителей сделали дома. По этим образцам другие дети могут сделать себе такие же игрушки и поделки.

Дети разделились на группы по желанию и сами распределили между собой обязанности. Они учат друг друга тому, что умеют и знают, помогают товарищам советом и примером. Дружная совместная работа- залог успеха работы каждой группы.

Ничто так не укрепляет веру в себя, как успех, удача, серьезное достижение.

Решение нестандартных задач по математике на кружке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

      Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

Организация ситуации успеха на уроках в начальной школе

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться...