5 дней адаптации
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Меметова Ольга Александровна

Адаптационная программа для будущих первоклассников, срок реализации 5 дней. Включает в себя игры, задания и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка к 1 классу171.03 КБ

Предварительный просмотр:

С 15.08 по 19.08 проводятся занятия по курсу адаптации к школе с 9:00 до 10:00 каб.50

Занятия не обязательны, но желательны.

Иметь при себе: цветные карандаши (6 шт.), простой карандаш, шариковую синюю ручку.

На этих занятиях я не буду учить читать, писать, считать. Занятия будут направлены на  процесс «врастания» в школу через 2 основных направления:

1-е – это психологическая адаптация, или привыкание.

2-е – это овладение организационными умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей успешной учёбы.

Мы с ребятами будем совместно вырабатывать основные правила поведения на уроке, до учебного процесса произойдет знакомство детей с учителем и друг с другом через проведение различных дидактических и сюжетно-ролевых игр, познакомимся с правилами индивидуальной и коллективной работы, будем вырабатывать совместные решения, а также учиться терпимо относиться к чужому мнению, находить конструктивные выходы из спорных ситуаций, сделаем первые шаги в организации обратной связи с учителем.

С 15.08 по 19.08 проводятся занятия по курсу адаптации к школе с 9:00 до 10:00 каб.50

Занятия не обязательны, но желательны.

Иметь при себе: цветные карандаши (6 шт.), простой карандаш, шариковую синюю ручку.

На этих занятиях я не буду учить читать, писать, считать. Занятия будут направлены на  процесс «врастания» в школу через 2 основных направления:

1-е – это психологическая адаптация, или привыкание.

2-е – это овладение организационными умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей успешной учёбы.

Мы с ребятами будем совместно вырабатывать основные правила поведения на уроке, до учебного процесса произойдет знакомство детей с учителем и друг с другом через проведение различных дидактических и сюжетно-ролевых игр, познакомимся с правилами индивидуальной и коллективной работы, будем вырабатывать совместные решения, а также учиться терпимо относиться к чужому мнению, находить конструктивные выходы из спорных ситуаций, сделаем первые шаги в организации обратной связи с учителем.

Первый день.

Я очень рада вас всех сегодня видеть. Скоро вы станете школьниками, а у школьников есть свои правила, которые нужно выполнять. Поэтому всю неделю у нас будут такие уроки, на которых мы будем узнавать школьные правила и  учиться их выполнять.

Урок 1

Знакомство детей с учителем и друг с другом, учителю помогают Игрушки -«помощницы»

На уроке дети получат возможность:

 – познакомиться с учителем и между собой;

– узнать правила: «Нельзя опаздывать на урок», «Хочешь говорить – подними руку»;

– задавать вопросы по теме «Знакомство».


Ход урока

Дети рассаживаются, кто с кем хочет. Рекомендуется, чтобы всю неделю они сидели друг с другом по своему желанию, возможно, каждый день, пересаживаясь на другие места.

-Сегодня мы не будем учиться писать, читать или считать. Вначале нам нужно познакомиться друг с другом. Желаю нам всем успехов! Начинаем первый урок. (звенит школьный звонок с компьютера)

В дверь стучится овечка (игрушка): «Извините, это в вашем классе учат быть учениками?»

Я: «Да, а ты кто?»

Овечка: «Я  овечка, и я хочу тоже стать ученицей. Можно я буду учиться в вашем классе?»

Я: «Ну, проходи, садись. Только постарайся больше не опаздывать.»

Знакомство с учителем. Введение правила «Хочешь говорить – подними руку» (5–7 мин)

– Кто знает, как меня зовут? ……Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, сколько мне лет, где я живу, как я провела лето, есть ли у меня домашний питомец, какие фильмы мне нравятся, умею ли я кататься на велосипеде или плавать… Всё это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас обо мне интересует, я буду отвечать.

– …. Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.
Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»! Давайте еще громче! Раз, два, три!
Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что-то мы делаем не правильно с вами. Что же делать чтобы быть услышанным?

Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки.(например, может нужно громче кричать? тихо говорить или шептать?) В ходе обсуждения учитель подводит детей к нужному правилу.

– Послушайте, дети, что предлагает нам Таня. Молодец, Танечка! А как ты придумала такой способ – поднимать руку? Ребята, давайте попробуем знакомиться Таниным способом: если хочешь ответить – подними руку. Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.
Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.

– Для чего нам нужно сейчас это правило?

Дети. Чтобы познакомиться.

У. Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?

Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука».

– Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?

Учитель прикрепляет на доску знак «Поднятая рука».

E:\Газета НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, 2004-2007\2005 г\15\2.gif

Игра «Именной паровозик»

В дверь опять постучали.

Я: «Войдите, ты кто?»

Дракончик : «Я дракончик. Я хотел бы стать школьником. Ваша школа такая большая, что я заблудился и опоздал к началу урока. Можно я тоже буду учиться в вашем классе?»

Я: «Проходи, садись за парту. Только ты нарушил школьное правило ученика. Как вы думаете, ребята, какое?....... Правильно! В школу нельзя опаздывать, лучше прийти на 5-10 минут раньше. Но так как сегодня первый день занятий и мы только начинаем знакомиться со школьными правилами, я тебя ругать не буду.

Я: Ребята, т.к. Дракончик опоздал ему ещё не известно школьное правило, которое мы сейчас выработали. Кто из вас может рассказать Дракончику о нём?

……

– Понравилось ли вам отвечать по-школьному? Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?

Дети встают в круг лицом к центру.

– Для игры нам нужен паровозик и вагончики. Что делает паровозик во время движения? Пыхтит, гудит, поскрипывает, двигается. Кто может изобразить паровозик?

Дети имитируют движение паровозика на месте. Учитель может стать ведущей-паровозик, чтобы направлять детей и подсказывать им.»Паровозик» движется по кругу, пока не остановится около одного из игроков.

– Здравствуй, – говорит паровоз, – я О. А.!
– Здравствуйте, О. А! Я Маша!

Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» Все дети повторяют: «Маша!» После этого Маша берет О. А. за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.

– Здравствуй, я О. А.
– Я Маша!
– Здравствуйте, а я Павлик!..

– …

Знакомство детей в группах

Учитель огорчается:

У. Дети, я так сразу вас всех не запомню. Кто хочет мне помочь? Тогда садитесь скорее на свои места. Я придумала, как мне скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?

Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети из группы хором называют его имя. Учитель вручает ребенку именную медаль. Возможны варианты проверки.
Учитель подходит к одному человеку из группы 1, и тот называет имена остальных детей в группе.
Учитель подходит к одному ребенку в группе 2, а дети хором называют его имя.
Учитель подходит к одному ребенку из группы 3 и спрашивает у всех остальных его имя:

У. Эту девочку зовут Ира? (Имя неправильное.)

Д. Нет, Наташа!

У. Этого мальчика зовут Саша?

Д. Нет, Андрей!

Учитель подходит к одному ребенку из группы 4, а сосед называет его имя (и так по кругу).

У. Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?

Д. Можно спросить у этого человека.
– Можно спросить у других детей.
– Можно спросить у учителя.

– Я уверена, что вы смогли познакомиться друг с другом.

Игра «Мои друзья» (7–10 мин)

Правила игры: я называю различные признаки «своих друзей». Если вы относитесь к группе моих друзей поднимайте руку. Например: «Мои друзья те, кто родился зимой», «Мои друзья те, у кого есть косички». «Мои друзья те, кто весело и хорошо провёл лето»…

При этом по каждой теме необходимо называть признаки так, чтобы все дети могли поднять руку. Например, по теме «День рождения» возможны четыре варианта задания (кто родился зимой, кто родился весной, кто родился летом, кто родился осенью), по теме «Причёска» – три варианта (с косичками, с хвостиками, без косичек и без хвостиков) и т. д.

В роли ведущего может выступить желающий ребёнок, который придумает свой объединяющий признак, например: «Мои друзья те, кто умеет кататься на роликах». Я: «Вот, сколько друзей у тебя уже в классе»

– Несмотря на то, что мы все разные, я не сомневаюсь: мы обязательно подружимся.

Подведение итогов (1–2 мин)

Давайте вспомним и обсудим: что сегодня было на уроке?

  1. Что мы делали в начале урока? (знакомились, задавали вопросы учителю)
  2. Какие правила школьной жизни мы сегодня узнали и будем учиться их соблюдать? (1-е «В школу нельзя опаздывать) Почему? (мешаешь учителю и ребятам) и 2-е «Хочешь ответить – подними руку».

Благодарю всех за работу и надеюсь, что сегодняшнее знакомство со мной и одноклассниками всем понравилось; желаю, чтобы в будущем у вас были только приятные знакомства.

2 урок

Знакомство со школой

Показать раковину, полотенце отрывать только одно. Сходить в туалет.(правило: в туалет стараться ходить на перемене). В школе есть: медпункт, столовая, музей, 2 спортивных зала: большой и малый. Раздевалка в классе. Знакомство с мужской и женской половинами. Кофты, куртки, пальто вешаем на вешалку. На школьной парте писать нельзя. На стуле раскачиваться нельзя, чтобы не упасть. Бегать по классу запрещено (обсудить почему). На перемене играем в коридоре (рекреации). Звенит звонок, заходим в класс.  Девочки остаются в классе, мальчиков завести в туалет, показать и рассказать о правилах посещения туалетной комнаты. Тоже и для девочек.

Игры на внимание.

Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка.

Морковь, мак, синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пионер, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.

Закончить день можно игрой с мячом «Знакомство»

Эта игра не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч другому игроку, отчетливо называя свое имя. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу. Можно бросать мяч и называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание на то, что еще не все ученики запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке.

Игра «Твое имя»

Давайте на прощание поиграем. Я буду называть разные имена. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и становиться в кружок. Согласны?

Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. В кругу проводится любая хороводная игра, например «Карусели», со словами:

Еле-еле-еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом побежали все бегом.

2 день

1 урок

Ход урока

По звонку дети садятся на свои места, учитель не заостряет внимания на том, что нужно встать возле парты.

Введение правила «Готов к уроку» (4–5 мин)

– Для чего звенит звонок?

– Как можно показать, что ученики готовы к уроку?

– А почему нельзя просто всем сразу сесть за парты, какая разница?

– Действительно, в школе принято, чтобы по звонку ученики стояли возле своих парт и ждали дальнейших слов учителя. Давайте потренируемся выполнять правило «Готов к уроку».

Учитель объявляет: «Перемена» – дети свободно перемещаются по классу, потом звенит колокольчик («Звонок!») – дети встают у своих парт.

Игра проводится 3–4 раза.

Школьные правила вежливости

На уроке дети получат возможность:

– расширить представления о приветствиях;

– систематизировать вежливые слова;

– познакомиться со школьными правилами вежливости.


Беседа о слове «Здравствуйте» (3–4 мин)

Урок начинается чтением стихотворения В. Солоухина:

«Здравствуйте!» – поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем не знакомы.

«Здравствуйте!» – что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– Как бы вы ответили на эти вопросы?

– …

– Представьте себе ситуацию: вы с кем-то здороваетесь, а вам в ответ ничего не говорят. Как вы себя будете чувствовать? Почему вам может стать обидно?

– …

– Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Первая часть слова «здравствуйте» – древнее слово «здравие», которое сейчас мы переводим как «здоровье». По-другому можно сказать: «Здравствуйте – это здравия (здоровья) желаю».

А. Кондратьев
Здравствуйте

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

и здоровым будет много лет.

 прослушать песню «Здравствуйте»

– А какие ещё слова приветствия вы знаете? И не только на русском, но и на других языках?

– …

Обобщая ответы детей, учитель обращает внимание на уместность использования тех или иных слов: например, другу можно сказать «Здорово!» или «Привет», а здороваться так с учителем не принято, взрослым обычно говорят «Добрый день», «Здравствуйте».

Игра «Паутинка»

Дети сидят в кругу. У учителя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников, называя того по имени:

– Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!

Саша держит нитку, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока:

– Привет, Сергей!

Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше, обращаясь к игроку:

– Здравствуй, Оля!

Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».

Учитель. Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Какие фигуры вы видите в этой крыше?

Дети. Треугольники и квадраты.

У. А теперь положите «паутинку» на пол. Я осторожно сверну эти маленькие дорожки в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая поведет нас вперед.

Беседа «Какие бывают приветствия» (5–7 мин)

• В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

• Жители острова Самоа при приветствии обнюхивают друг друга.

• В Лапландии жители Крайнего Севера трутся носами.

• Японцы при встрече кланяются, сложив ладони перед собой.

• Китайцы тоже кланяются, но прижимая руки к туловищу. А ещё в давние времена китаец, встречая друга, пожимал руку самому себе.

• Жители горной страны Тибет высовывают язык.

• У некоторых индейских племён в Америке принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках, пока он не приблизится.

• Арабы при встрече скрещивают руки на груди.

А теперь внимание. Хотите ли вы поприветствовать друг друга, как это делают в  африканском племени масаи. Они плюют на свои руки, а потом пожимают руку другому.

• Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди целуются при встрече и прощании, касаясь друг друга щеками поочерёдно или посылая воздушные поцелуи.

• Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются дружеским рукопожатием.

 (По материалам из Интернета)

Затем детям предлагается обменяться рукопожатиями: «реальными» (поздороваться за руку) и «виртуальными» выдать всем чистый лист бумаги (по пол-листа)(обвести в тетради контур правой руки соседа).

Физкультминутка (2–3 мин)

Учитель называет различные способы приветствий, которые дети инсценируют стоя в парах.

Примеры приветствий: (песня минус «Паучок»)

• поклониться по-японски;

• поклониться по-китайски;

• сесть на корточки;

• высунуть язык;

• скрестить руки на груди;

• послать воздушный поцелуй.

Данную последовательность действий можно повторить несколько раз с увеличением темпа.

Школьные правила приветствия (5–7 мин)

– А в школе существуют свои правила приветствия, давайте мы с ними познакомимся.

Далее учитель называет правило приветствия в определённой ситуации, которое затем отрабатывается.

До уроков:

при входе в класс нужно поздороваться сразу со всеми присутствующими, а потом можно ещё раз отдельно поприветствовать друзей и учителя.

Начало урока:

учитель здоровается с классом, дети «Здравствуйте» хором не произносят. Приветствие обозначается выполнением правила «Готов к уроку», когда дети стоят у своих парт.

Во время урока:

если во время урока в класс кто-то заходит и здоровается с детьми, они молча встают у своих парт.

Вне класса:

при входе в другой класс (в библиотеку, медпункт и др.) ученик произносит слова приветствия первым. При встрече со знакомыми учителями и другими работниками школы тоже нужно поздороваться первым.

Игра с мячом «Вежливые слова» (3–4 мин)

– Слова приветствия относятся к вежливым словам. Чтобы узнать, какие ещё вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы его ловите, называете вежливое слово и возвращаете мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, с улыбкой, глядя прямо в глаза.

Игра на внимание «Пожалуйста» (2–3 мин)

Правила игры: учитель показывает различные движения, ученики повторяют только те, которые сопровождаются словом «пожалуйста».(нужно встать)

-поднимите руки вверх

-пожалуйста, улыбнитесь

-Три раза похлопайте в ладоши

-пожалуйста, попрыгайте на одной ноге

Скажите слово «самолёт»

Покивайте головой

Быстро возьмите в руки карандаш

Пожалуйста, садитесь

Подведение итогов (2–3 мин)

– Наш урок подходит к концу. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова, которые говорят при прощании:

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«До свиданья!», «Будь здоров!»,

«Я вас рада видеть очень»,

«Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи»,

«Всем пока», «Прощай», «Привет»,

«Буду рад вас видеть снова»,

«Не прощаюсь!», «До утра!»,

«Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!».

– Какие из этих слов уместно использовать при прощании с учителем?

– …

– Какими словами прощаются с одноклассниками?

– …


Урок 2
Формы устного ответа

На уроке дети получат возможность:

– узнать правило «Урок закончен»;

– различать индивидуальные, хоровые ответы и ответы по цепочке.

Обучение хоровому ответу (4–5 мин)

– На первом уроке мы с вами договорились, что при желании ответить нужно поднимать руку. Давайте ещё раз потренируемся выполнять это правило.

(Презентация «загадки»(животные) на примере одной или

Учитель задаёт детям один несложный вопрос так, чтобы все ответы оказались одинаковыми, и спрашивает поочерёдно всех учеников класса. Например: «Как меня зовут?», «Какой сегодня день недели?», «Сколько будет один плюс один?» или др.

После выслушивания всех ответов проводится обсуждение: удобно ли было в данной ситуации использовать правило, когда каждый отвечает по одному, почему? (Если возникнет ситуация, что дети выразят недоумение по ходу «опроса», то он прекращается раньше.)

– А как быть в таких случаях, когда все могут ответить одинаково?

– …

– Когда ученики отвечают все вместе, они руку не поднимают, а по команде учителя дружно дают ответ. Давайте потренируемся отвечать хором. (Можно ввести определённый жест, обозначающий хоровой ответ: взмах рукой, жест дирижёра или др.)

Ладушки

-Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки.

-Что ели?

-Кашку.

-Что пили?

-Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу, полетели!

На голову сели!

Сели, посидели,

Прочь улетели.

А. Барто

           Мячик.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

            Зайка.

Зайку бросила хозяйка-

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

            Мишка.

Уронили мишку на пол, 

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу-

Потому что он хороший.

Физкультминутка (1–2 мин)

?

Различение хорового и индивидуального ответов (10–12 мин)

– А теперь задание посложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие – нет. Будьте внимательны.

Учитель в произвольном порядке задаёт различные вопросы. В случае вопроса, предполагающего индивидуальные ответы, дети поднимают руки, и учитель выслушивает несколько учеников. Жест, обозначающий хоровой ответ, можно не показывать, чтобы дети обращали внимание на формулировку вопроса.

Примеры вопросов:

• Скажите хором: сколько будет один плюс один?

• Скажите все вместе: у какого животного длинный хобот?

• Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?

• Листья опадают – когда это бывает?

• Какие марки легковых автомобилей вы знаете?

• Как зовут сказочного героя с длинным носом? Скажите дружно.

• Ваша любимая игрушка?

• Хором: какой день недели будет после понедельника?

• Какие имена мальчиков вы знаете?

• Какие имена девочек вы знаете?

• Закончите предложение: птицы умеют летать, а рыбы – …

• Дружно: как меня зовут?

Желательно в конце упражнения вставить вопрос-«ловушку», например: «Все вместе: кем вы хотите стать?» Дети обращают внимание, что на этот вопрос хором, т. е. всем одинаково, ответить нельзя, и учитель «исправляет» вопрос: «Кем вы хотите стать?»


Игра «Хлопки» (3–4 мин)

Правила игры: учащиеся по цепочке передают хлопки друг другу: хлопнул один, за ним тут же хлопает второй, затем третий и т. д.

Учитель до игры объясняет, в каком порядке будут передаваться хлопки (т. е. кто за кем).

Рекомендуется следующая последовательность: начинаем с первого ряда первой парты; вначале хлопает ученик, сидящий на первом варианте; затем хлопает ученик второго варианта; потом вторая парта – снова первый вариант, потом второй и т. д. Когда хлопнет ученик с последней парты первого ряда, наступает очередь первой парты второго ряда и т. д.

Желательно вначале провести игру с каждым рядом в отдельности, а потом со всем классом вместе.

Обучение ответу по цепочке (5–7 мин)

– В школе, кроме ответов по одному и хорового ответа, есть ответ по цепочке. В игре вы сейчас передавали друг другу хлопки, а при ответе по цепочке нужно «передавать» слова. Давайте попробуем рассказать по цепочке стихотворение так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек.

Рекомендуется для этого упражнения использовать хорошо известные всем детям стихи, например А. Барто «Игрушки». Желательно, чтобы каждый ряд получил своё стихотворение для рассказа по цепочке.

Лист

Подведение итогов. Введение правила «Урок окончен» (2–3 мин)

– Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на уроке?

– …

– вчера на урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку». То же самое нужно делать, когда урок окончен.

Учитель по звонку говорит: «Урок окончен», и все ученики встают возле своих парт. Желательно 2–3 раза потренироваться в выполнении данного правила.

– Прозвенит сейчас звонок —

наш закончился… Хором!

– … (урок!)

– Урок окончен!

3 й день
Урок 1
Парная форма работы

На уроке дети получат возможность:

– узнать правило «Мы готовы»;

– согласованно работать в паре.


Ход урока

Беседа о работе в парах (2–3 мин)

– Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы её понимаете?

– На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах. Где и когда вы слышали это слово?

– А в школе пара – это два человека, сидящие за одной партой.

Если количество детей в классе нечётное, то парой для одного ученика становится учитель. Нежелательно добавлять одного ученика к какой-нибудь паре третьим (опыт показывает, что нередко – «лишним»).

– Посмотрите на свою пару и улыбнитесь друг другу.

Рисование мячиков. Введение правила «Мы готовы» (5–7 мин)

Учитель выдаёт подготовленные им листы.

 Предварительно делает рисунок на доске или выводит его  на экран.


http://lib.rus.ec/i/62/525462/_5.png

– А теперь посмотрите на мой рисунок на доске и назовите, чем он похож и чем отличается от вашего рисунка .

– Дорисуйте необходимые линии так, чтобы ваши кружки превратились в мячики.

– Правильность выполнения задания может проверить не только учитель, но и вы сами, работая в паре. Обменяйтесь листами друг с другом и проверьте, получился ли мячик на листе такой же, как на доске.

– Как пара может показать, что она справилась с заданием? Может быть, использовать жест «Работа выполнена»?

– Почему этот жест не подходит?

– Каким должен быть жест, чтобы было понятно, что работу выполнил не один ученик, а оба? Причём чтобы было видно, что они не только сделали работу и вместе её проверили, но и работали дружно и согласованно.

http://lib.rus.ec/i/62/525462/_6.png
– Действительно, пара может взяться за руки и поднять их вверх. Это и будет наше новое правило «Мы готовы!» (Учитель на какой-нибудь паре демонстрирует жест.)

Снова поменяйтесь листами и покажите жестом «Мы готовы».

Игра «Зеркало» (3–4 мин)

Правила игры: каждая пара стоя поворачивается лицом друг к другу. Один ученик из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», которое точно повторяет это движение. Затем ученики меняются ролями, и так несколько раз.

Раскрашивание мячиков (5–7 мин)

– А сейчас в «зеркало» будут смотреться ваши мячики: вам их нужно раскрасить так, чтобы они стали одинаковыми.

Для того чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, каким цветом рисовать каждую часть, а чтобы никому не было обидно, принимайте решение по очереди.

При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того как мячики будут полностью раскрашены, выполните правило «Мы готовы».


Игра «Игры с мячом» (2–3 мин)

Правила игры: учитель задаёт вопрос и бросает мяч поочерёдно ученикам, они отвечают и возвращают мяч учителю. Во время игры дети стоят.

– Какие игры с мячом вы знаете?

– …

В конце игры учитель обобщает, что с мячом бывают игры спортивные (футбол, теннис и др.), подвижные («Охотники и утки», «Штандер» и др.), малоподвижные («Съедобное – несъедобное», «Картошка» и др.).

Игра «Я знаю пять…» (5–7 мин)

– Есть ещё одна игра с мячом, в которую можно играть в паре. Она называется «Я знаю пять…».

Учитель с заранее подготовленным учеником демонстрирует правила игры: игроки бросают мяч друг другу, ударяя его о пол, и поочерёдно произносят слова на каждый удар мяча:

1-й. Я!

2-й. Знаю!

1-й. Пять!

2-й. Цветов!

1-й. Ромашка!

2-й. Один!

1-й. Одуванчик!

2-й. Два!

И т. д.

Учитель предлагает учащимся за партами поиграть в упрощённый вариант игры: вместо бросания мяча друг другу нужно хлопать ладонью по нарисованному мячику в своём листе. Перед началом игры рекомендуется обсудить, какими могут быть темы (имена девочек и мальчиков, названия рек и городов, виды растений и животных и др.).

Инсценирование стихотворения (5–7 мин)

– Чтобы в паре всё получалось, нужно работать дружно, сообща. Все разногласия надо решать мирно, не ссориться.

Но в жизни бывает и по-другому. Послушайте стихотворение Владимира Орлова «Кто кого?»:

– Кто кого обидел первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Кто кого ударил первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Вы же раньше так дружили!

– Я дружил!

– И я дружил!

– Что же вы не поделили?

– Я забыл!

– И я забыл!

Получается, что пока ссорились, забыли, из-за чего всё началось. Давайте это стихотворение расскажем в парах.

Учитель читает слова взрослого, а дети в парах отвечают. Учитель подсказывает, что для выразительности можно использовать жесты, мимику, различные интонации. Стихотворение можно проинсценировать 2–3 раза.

– А если вдруг вы всё-таки поссоритесь, что нужно делать?

– 

– Какие мирилки вы знаете?

– 

– А как произносятся мирилки?

– 

– Давайте поможем помириться героям стихотворения. Возьмитесь мизинчиками и скажите друг другу: «Мирись, мирись и больше не дерись!»

Презентация «Мирилки»


Подведение итогов (2–3 мин)

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что сегодня было на уроке?», «Что понравилось больше всего?» и др.

Умение выражать свои эмоции

На уроке дети получат возможность:

–   выразить своё настроение через цвет.

- узнать правила «Писать закончил», «Работу выполнил»;

Дополнительное оборудование:

6–7 карандашей разного цвета.


Ход урока

Игра «Какого цвета?» (3–4 мин)

– Давайте поиграем. Я буду показывать карандаши разного цвета, а вам нужно хором называть их цвет. (Учитель в произвольном порядке показывает карандаши.)

– …

– А теперь я буду не только показывать карандаши, но и говорить, какого они цвета. Будьте внимательны, иногда я буду специально называть цвета неправильно. Надеюсь, что вы сможете заметить «ловушку». Если вы со мной не согласны, хлопайте один раз в ладоши.

Упражнение на развитие воображения (5–7 мин)

– Молодцы! Вы были внимательны. А сейчас посмотрим, как вы умеете фантазировать. Представьте себя художником. Вот жёлтый карандаш. Им можно нарисовать солнышко или цыплёнка. А что ещё?

– (Аналогично обыгрываются остальные цвета.)

– А сейчас вообразите, что у вас два карандаша, например жёлтый и зелёный. С их помощью вы могли бы нарисовать картину «Одуванчики в траве». А какие ещё картины можно было бы нарисовать этими карандашами?

Далее таким же образом обыгрываются два карандаша других цветов, потом три (четыре) карандаша.

Физкультминутка (2–3 мин)


Выражение настроения через цвет. Введение правил «Писать закончил», «Работа выполнена» (10–12 мин)

– За цветом можно увидеть различные предметы, живые существа… При помощи цвета человек даже может выразить своё настроение. Когда человеку радостно, у него всё получается, он всем доволен, говорят, что он видит всё вокруг в розовом цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета его настроение?

– Итак, если настроение хорошее, то его обычно «рисуют» яркими, светлыми цветами: жёлтым, оранжевым, красным, светло-зелёным, голубым… Плохое настроение – тёмные цвета: чёрный, коричневый. Если трудно определить настроение, его можно изобразить при помощи синего, зелёного, серого цветов…

А ещё у каждого человека бывают свои любимые цвета. Прошу встать тех, кто любит красный, жёлтый или оранжевый цвет.

– Встаньте те, кому нравятся зелёный и синий цвета?

– А для кого любимые цвета – чёрный и коричневый?

Во время опроса учитель обращает внимание на учащихся, предпочитающих тёмные цвета, чтобы это учитывать при последующем анализе.

                                                                                   http://lib.rus.ec/i/62/525462/_3.png

– В конце нашего учебного дня расцветут цветы. Они будут такими, какие у вас сейчас настроение, чувства, эмоции…

Нарисуйте на листике цветок с пятью лепестками, такой, как у меня на доске. (Учитель показывает рисунок.)

– Одни из вас справились с работой раньше, другие – позже. Как вы думаете, нужно ли учителю на уроке знать, кто уже закончил писать, а кто – нет? Зачем?

– …(Чтобы узнать, сколько ребят уже справились с работой, можно ли приступать к другой работе?)

– А как ему об этом узнать: ходить по классу и смотреть во все тетради?

– 

– Почему вы считаете, что это будет неудобно?

– 

– А как ученики могут помочь учителю легко и быстро узнать, что они писать закончили?

– …

– Для этого есть правило: закончив писать, ученик поднимает руку с ручкой. Этот жест обозначает правило «Писать закончил».

                                                                                   http://lib.rus.ec/i/62/525462/_4.png
Учитель дорисовывает листочки и демонстрирует жест «Писать закончил» и обращается к классу:

– Дорисуйте и вы к своему цветку листочки, затем покажите жест «Писать закончил».

– В цветке пять лепестков. Мы прошли уже пять основных тем. Вам нужно будет выразить своё отношение к каждой из них, то есть раскрасить пять лепестков в цвет вашего настроения.

Учитель не заостряет внимания на том, какой именно лепесток нужно раскрашивать, так как расположение лепестков на рисунках детей может оказаться различным, а для выполнения данного задания одинаковая последовательность рисования не является обязательной.

– Первый лепесток будет называться «Знакомство». Вспомните, как мы с вами знакомились,  а в конце была игра «Мои друзья»… Выберите один лепесток и раскрасьте его в тот цвет, который выражает ваше отношение и ваши чувства во время знакомства.

Аналогично учитель напоминает содержание других тем, а дети раскрашивают соответствующие лепестки: второй лепесток – тема «Приветствие», третий – тема «Хоровой ответ», четвёртый – тема «Ответ по цепочке», пятый лепесток – тема «Работа в паре».

При выполнении задания необходимо обращать внимание на соблюдение правила «Писать закончил».

– Молодцы! Положите на место карандаши, а лист оставьте перед собой.

– А как можно показать, что ученик закончил выполнять задание? Давайте для этого тоже придумаем жест.

Учитель выслушивает мнения учеников, затем предлагает их сравнить с «классическим» жестом («Сложить руки перед собой на парте»), и коллективно выбирается лучший вариант.

– Теперь этот жест у нас в классе будет обозначать правило «Работа выполнена».

Подведение итогов учебного дня (3–4 мин)

– Посмотрите на цветок в своём листе и по цепочке скажите, какое у вас сегодня настроение: хорошее, плохое или непонятное?

– …

Если кто-то из детей выразил отрицательное отношение к урокам («Всё плохо», «Ничего не понравилось» и др.), желательно не акцентировать на этом внимание класса: «Каждый имеет право на своё мнение», а после уроков индивидуально выяснить причину.

– Желаю хорошее настроение  сохранить надолго. А если кто-то огорчён, то сейчас он сможет отдохнуть и настроение обязательно станет лучше.

4й день

Обратная связь на уроке

На уроке дети получат возможность:

– повторить правила дорожного движения;

– научиться пользоваться карточкой-«светофором»;

– расширить кругозор.


Ход урока

Беседа о правилах дорожного движения (3–4 мин)

Урок начинается с чтения стихотворения:

Кто не знает до сих пор,

что такое светофор?

Что его предназначенье —

регулировать движенье?

Знать его обязан каждый.

Он простой, но очень важный.

Днём и ночью круглый год

у него полно забот:

днём и ночью круглый год

он сигналы подаёт.

– А что произойдёт, если все светофоры вдруг исчезнут?

– …

– Значит, светофор нужен для регулирования движения. Проверим, как вы знаете, что обозначают сигналы светофора. Ответьте хором:

– Стой! – если на светофоре…

– …

– Приготовиться! – значит, на светофоре загорелся…

– …

– Можно идти! – если горит…

– …

– Вот вы и ошиблись. Я сама видела, как переходят дорогу на красный свет. Значит, «Идите» – это тоже красный свет…

– …

– Я рада, что вы это понимаете. Лучше подождать лишнюю минуту у светофора, чем глупо рисковать своим здоровьем.

Желаю вам всем быть внимательными и умными пешеходами!


Введение карточек-«светофоров» (10–12 мин)

– А если и нам с помощью сигналов светофора регулировать движение нашего урока? Но для этого нужен специальный, школьный светофор. (Учитель раздаёт детям сигнальные карточки.)

– Когда на уроке вы со всем согласны, не имеете никаких вопросов и замечаний, то есть говорите «да», – на ваших карточках-«светофорах» «горит» зелёный свет.

Договорились? Да? Ответьте сигналом «светофора».

– Если вы не согласны, возражаете, считаете, что нужно остановиться, разобраться, то есть говорите «нет» или «стоп», – на ваших карточках «загорается» красный свет. А можно ли двигаться на красный свет? Покажите сигналом

Далее учитель называет различные предложения, если дети с ними согласны – показывают зелёный цвет «светофора», если не согласны – красный. Все неправильные высказывания в ходе обсуждения исправляются.

Примеры предложений (уровень сложности определяется учителем в зависимости от индивидуальных особенностей класса):

• Днём светло.

• В небе летают грузовики.

• Снег синий.

• Моя мама старше меня.

• Мамонта можно увидеть в зоопарке.

• Два плюс три равно пять.

• Когда снег растает, получится лёд.

• Ученики нашего класса были на Луне.

• Врач лечит людей.

• В булочной продают хлеб.

• Сны всегда сбываются.

• Помидоры растут на деревьях.

• Градусником измеряют температуру.

• Пушкин – это знаменитый русский поэт.

• В Антарктиде живут кенгуру.

• Во Франции говорят на французском языке.

• В Германии говорят на немецком языке.

• Вулкан – это гигантская пропасть.

• Земля больше Солнца.

• Муку делают из зерна.

• Цыплёнок вырастает из гусеницы.

• Монитор похож на телевизор.

• Молнии бывают во время грозы.

• Палатку строят из кирпичей.

Затем учитель произносит предложение, включающее слово, заведомо неизвестное детям, например: «По утрам полезно делать exercises»(эксисайсис) (упражнения – англ.). Возникает проблемная ситуация: так как смысл высказывания непонятен, с ним нельзя ни согласиться, ни не согласиться. Учащиеся приходят к выводу, что в ситуации непонимания необходимо вначале узнать, что обозначает незнакомое слово, и только потом его оценивать. Можно договориться, как быть в подобных ситуациях (например, вращать «светофор»).

Учитель объясняет смысл незнакомого слова, после чего дети показывают соответствующий цвет «светофора».

Далее учитель продолжает игру и наряду с правильными и ошибочными высказываниями включает и «непонятные».

Примеры высказываний:

• У Чебурашки длинный хобот.

• Мороженое делают из ваты.

• У сороки нет хвоста.

• В каждой стране есть свои законы.

• Птеродактиль умеет летать.

• Когда молоко закипит, получится каша.

• Миниатюры часто встречаются в старинных книгах.

• Все слова в разговоре начинаются со звука «и».

• Сейчас светит Селена.

• Вы устали? Покажите сигналом «светофора».

ФИЗ.минутка

Игра «Внимательный водитель» (5–7 мин)

                                                 http://lib.rus.ec/i/62/525462/_9.png 

Учитель выдаёт заранее подготовленные им листы « участки дороги».

– Правила дорожного движения должны соблюдать пешеходы и водители. Что значит быть пешеходом – вы хорошо знаете. А сейчас каждый из вас попробует быть водителем. Для этого, прежде всего, нужна дорога. Откройте тетради на странице, где изображён участок дороги.

– А теперь нам нужен автомобиль. Это будет ваша ручка, которую вы поведёте по дороге в листе. Перед началом движения – несколько слов. Вам предстоит проехать по прямой, а затем по извилистой, полной крутых и опасных поворотов дороге. Водитель должен быть внимательным и сосредоточенным. Нужно стараться двигаться посередине дороги, не подъезжая близко к обочине. Но при этом не нужно двигаться слишком медленно, иначе вас обгонит любой пешеход, или слишком быстро, чтобы не слететь в кювет.

На старт! Приготовились! Начали! Счастливого пути!

После каждого задания на листе ребята должны показывать карточку «светофор», а учитель повторяет:

– Поздравляю всех с прибытием! А сейчас проверьте правильность прохождения маршрута. Если вы справились с управлением, не допустили ошибок, поднимите зелёный цвет. Если были ошибки, покажите красный цвет на «светофоре».

Теперь вам предстоит проехать по кочкам. Будьте осторожны. (Необходимо воспроизвести рисунок с образца.) Начали.

А теперь вы сами нарисуете дорогу, слушая внимательно, куда надо вести карандаш.

Учитель благодарит детей за работу и выражает уверенность в том, что они в дальнейшем будут справляться с работой так, чтобы не было ошибок и чтобы на их «светофорах» всегда горел только зелёный свет.

Подведение итогов (2–3 мин)

Учитель задаёт вопросы по содержанию урока, на которые детям нужно отвечать с помощью «светофора». Например: «Вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое?», «Вам понравилась игра «Светофор»?», «Вам было интересно узнавать значение незнакомых слов?» и др.

5й день 
Противоречие «люблю – не люблю»

На уроке дети получат возможность:

– понять, что бывают различные точки зрения;

– выработать правила классной жизни;

– осознать необходимость толерантного отношения к чужому мнению.


Ход урока

Беседа «Что значит «быть хорошим другом»?» (4–5 мин)

Презентация сказки «Лиса и журавль»:

Лиса с журавлём подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать к себе в гости:

– Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и приговаривает:

– Покушай, голубчик куманёк, – сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит:

– Не обессудь, куманёк! Больше угощать нечем.

Журавль ей отвечает:

– Спасибо, кума, и на этом! Приходи и ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

– Кушай, кумушка! Право, больше ничего нету.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел.

– Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

После прочтения сказки желательно уточнить у детей, как они поняли значение малознакомых слов («куманёк», «стряпала», «не обессудь», «окрошка», «несолоно хлебавши», «врозь», «аукнулось»), затем организуется обсуждение сказки.

Примерные вопросы для беседы:

– Почему лиса с журавлём перестали ходить друг к другу в гости?

– Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

– А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится из тарелки есть, а лиса – из кувшина?

– Чему может научить история лисы и журавля?

– Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, и любил то же самое, что и ты, а нужно постараться принимать его таким, какой он есть.

Упражнение «Что я люблю» (7–8 мин)

– Чтобы узнать, что любит другой, нужно не только быть внимательным и наблюдательным, но и иметь хорошую память. Как вы думаете, зачем?

– …

Далее учитель называет 7–8 различных тем, а дети в парах друг другу говорят, что они любят из названного.

Примерные темы: фрукты, напитки, игрушки, игры, телепередачи, певцы, времена года, сказки, цветы, занятие, место отдыха и др.

Затем ученики по цепочке называют, что любит сосед по парте.

Обсуждение «Наши правила» (10–12 мин)

– Мы узнали, кто что любит. А нужно ли знать, что вы не любите? Зачем?

– …

– Мы не будем говорить о том, что не любит каждый из вас отдельно. Давайте поговорим о том, что не любят все дети. Например, кому может понравиться, когда его дразнят? Или толкают? Или когда ему врут? Что ещё не любят все дети?

– …

– Вы знаете, что в мире существует много стран и в каждой из них есть свои законы – правила, которые все обязаны выполнять. Наш класс – это тоже маленькая страна. Давайте придумаем несколько правил, чего нельзя делать в нашем классе.

– …

В процессе обсуждения совместно вырабатываются 2–3 правила, которые все дети готовы соблюдать. Желательно, чтобы эти правила касались прав личности и собственности (например, «Нельзя обзываться», «Нельзя брать чужое без разрешения» и др.), а не дисциплинарных проступков (типа «Нельзя бегать», «Нельзя опаздывать» и т. п.).

– Теперь у нас в классе есть свои законы. Давайте постараемся их соблюдать и тогда все у нас будет хорошо!

Игра «Люблю – не люблю» (3–4 мин)

Правила игры: учитель называет различные понятия; если ученик это любит, он показывает зелёный цвет «светофора», если не любит – красный.

Слова для игры: мороженое, шоколад, пельмени, арбуз, халва, лук в супе, овсяная каша, выходной, море, зима, цирк, лягушки, подарки, бегать, прыгать, смеяться, играть, читать, рисовать, знакомиться, кричать, петь, проигрывать, фантазировать, смотреть телевизор, мыть посуду, кататься на качелях, стоять в углу, ходить в гости, делать покупки, ездить на автобусе, выгуливать собаку, разговаривать по телефону, оставаться одному.

Обсуждение противоречия «люблю – не люблю» (4–5 мин)

Учитель выбирает из предложенных ситуаций такие, когда мнения детей разделились (например, лук в супе одни любят, другие – нет), и обращает внимание детей на то, что одно и то же кому-то может нравиться, а кому-то – нет. В подобных ситуациях не нужно спорить и доказывать, кто прав, так как правыми могут быть оба, каждый со своей точки зрения: «На вкус и цвет товарища нет».

– А может ли быть ещё что-нибудь такое, что одни любят, а другие – нет? Приведите примеры.

– 

– Назовите то, что мальчики любят, а девочки – нет.

– 

– А что нравится девочкам и не нравится мальчикам?

– 

– А можете ли вы сказать, что любят взрослые, а детям это не нравится?

– …

– А наоборот?

– …

Подведение итогов (3–4 мин)

Урок заканчивается чтением стихотворения М. Яснова «Дождик»:

Дождик, дождик,

кап да кап!

Ты не капал бы на пап,

ты не капал бы на мам, —

приходил бы лучше к нам.

Папам – сыро,

мамам – грязно,

нам с тобою —

распрекрасно!

– Чтобы ваши мамы и папы не очень огорчались дождливой погоде, давайте выучим это стихотворение, и вы расскажете его дома. Пусть вашим родителям тоже будет «распрекрасно»!


Умение выражать свои мысли

На уроке дети получат возможность:

– учиться задавать «сильные» вопросы,

– учиться точно выражать свои мысли.

Дополнительное оборудование:

рисунок Карлсона или игрушка;

5–7 карточек с рисунками.


Ход урока

Упражнение «Где живёт Малыш?» (4–5 мин)

http://lib.rus.ec/i/62/525462/_12.png

Учитель кратко напоминает историю о Малыше и Карлсоне  и выводит на экран иллюстрацию из книги.

Это история о крепкой дружбе и веселых приключениях Малыша- маленького  мальчика и удивительного персонажа- Карлсона, умеющего летать, благодаря пропеллеру на спине и живущего на крыше. Знакомство их произошло, когда Малыш обиженный стоял у окна, а Карлсон пролетал мимо. Так Малыш узнал на собственном опыте, что Карлсон — во всем «лучший в мире», а главное — лучший в мире товарищ по играм. Правда, он не очень удачно проверил предохранительный клапан паровой машины Малыша, и та взорвалась, из-за чего Карлсону пришлось срочно отправляться домой. Мама и папа, прибежавшие на шум взрыва, не верят рассказам Малыша о Карлсоне, считая, что Малыш просто фантазирует. В конце рассказа, после всех их совместных приключений, они прощаются, но не надолго. Малыш уезжает к бабушке в деревню, но Карлсон обещает, что тоже туда прилетит.

 показывает на доске схему дома Малыша. (оборудование: 5 листов с рис Карлсона и 16 белых листов и 4бел на замену отгадавших рис)

– Чтобы прилететь к Малышу, Карлсон обычно облетал все окна дома по порядку. Это очень долго и опасно, ведь Карлсона могут заметить чужие. Посоветуйте: как можно запомнить, где расположено окно Малыша?

– 

– Правильно: нужно запомнить этаж (ряд) и подъезд (столбик).

Затем учитель «загадывает» на схеме окно Малыша и предлагает детям его отгадать, задавая соответствующие вопросы. Причём учитель будет отвечать при помощи «светофора»: если «да» – зелёный цвет, «нет» – красный.


http://lib.rus.ec/i/62/525462/_13.png

Если на вопрос нельзя ответить «да» или «нет» (например, «Окно находится на втором или третьем этаже?»), учитель вращает «светофор», тогда ученику нужно переформулировать вопрос, спросить иначе (например, «Это второй этаж?»).

Когда окно найдено, учитель показывает Карлсона, который прилетел в гости к Малышу.

В игру можно сыграть несколько раз (возможен вариант усложнения: поиск окна по другой схеме дома, с увеличением количества этажей и подъездов: «Малыш переехал»).

Игра «Угадайка» (4–5 мин)

– Малыш и Карлсон любят играть в игру «Угадайка». Карлсон прячет в руке какой-нибудь предмет, и Малышу нужно угадать, что там. Малыш может задавать любые вопросы, например: «Из чего это сделано?», «Какого оно цвета?», «Для чего это нужно?» и др. Нельзя только спрашивать: «Что это такое?» Малыш и Карлсон так хорошо научились играть в эту игру, что могут отгадать спрятанный предмет всего за 5–7 вопросов. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

У учителя имеются карточки с рисунками, имеющими отношение к сказке (например, щенок, булочка, кубики, варенье, краски, велосипед, петух, фрекен Бок и др.).

Учитель выбирает один рисунок и «прячет» его за Карлсоном. После того как объект угадан, рисунок крепится на доску.

Игра проигрывается 2–3 раза с объектами, принадлежащими к разным тематическим группам.

Игра «Что изменилось?» (3–4 мин)

Учитель выставляет на доску ещё несколько карточек, чтобы их стало 4–5.

– Сейчас мы поиграем ещё в одну игру, которую любят наши герои. Она называется «Что изменилось?». Посмотрите внимательно на доску и постарайтесь запомнить, как расположены рисунки.

– Положите голову на парту, закройте глаза.


Учитель меняет расположение рисунков, после чего дети восстанавливают первоначальный порядок.

Игра проводится несколько раз. В процессе игры одни рисунки могут заменяться на другие; некоторые карточки убираются или добавляются новые.

Рисование щенка по инструкции (7–8 мин)

– Сегодня на уроке мы играли в игры Малыша и Карлсона. Но ещё Малыш очень любит играть со своим щенком. Давайте его нарисуем. Я буду рисовать на доске под вашим руководством. Итак, с чего мне начать?

– …

Цель данного упражнения – создать условия, в которых дети научатся давать чёткие однозначные указания. Для этого учитель все неточные команды учеников выполняет ошибочно. Например, указание «Нарисовать голову» – если не сказано, где и какого размера, учитель может выполнить в виде маленькой точки в крайнем правом углу доски. Команду «Побольше» можно понять буквально и нарисовать голову размером с доску. Аналогично команду «Нарисовать уши» можно выполнить следующими способами: нарисовать их несколько (ведь не сказано, что два), изобразить их в любом месте доски (ведь не сказано, что именно на голове), нарисовать их разного размера или одно под другим и т. д.

После упражнения желательно обобщить, что значит умение правильно выражать свои мысли, сравнить формулировки заданий в начале и в конце игры.

Рисование Малыша по инструкции (10–12 мин)

– У нас уже есть Карлсон и щенок, но нет Малыша. Давайте его нарисуем. Но не просто так, а с закрытыми глазами – это ещё одно любимое занятие героев сказки. Откройте тетради.

Далее учитель в произвольном порядке диктует последовательность рисования отдельных частей: голова – ботинки – руки – рот – брюки и т. д.

Порядок выполнения специально дан таким образом, чтобы нельзя было рисунок Малыша сделать правильно.

По окончании работы дети открывают глаза и смотрят, что они нарисовали: очень смешно, но совершенно не похоже. При этом могут найтись ученики, у которых «всё получилось», т. е. они подсматривали («чуть-чуть»). Учитель не акцентирует на этом внимание класса, а для себя делает соответствующие выводы.

На следующей странице предлагается нарисовать «настоящий» портрет Малыша и раскрасить его.


Подведение итогов (1–2 мин)

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что сегодня было на уроке?», «Какая игра больше всего понравилась?», «В какую игру хотели бы ещё поиграть?» и др.

Пятый день


Урок 1
Правила выхода из спорных ситуаций

На уроке дети получат возможность:

– узнать различные способы решения спорных ситуаций.

Дополнительное оборудование:

рисунки или игрушки двух одинаковых гномиков в колпачках разного цвета.


Ход урока

Знакомство с различными способами решения спорных ситуаций (20–25 мин)

При проведении урока рекомендуется приём «Чтение с остановками». В процессе обсуждения учитель «дожидается» нужного по сюжету ответа, благодарит ученика, предложившего его, и продолжает читать дальше.

При таком варианте организации работы дети несколько раз вслух проговаривают способы выхода из спорных ситуаций.

За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за высокой горой есть город. Ах, если бы вы вдруг очутились в нём! Даже рот бы открыли от удивления. Дома тут сложены из шоколада. Крыши мармеладные. В каждом доме ставни из конфет и печенья. А остроконечные городские башни – пряничные!

Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. В высокой-превысокой башне под говорящими часами в маленькой квартире за разноцветными окошками живёт самая обыкновенная семейка самых настоящих гномиков. Мама, папа и два брата-близнеца…

(Учитель показывает фигурки братьев-гномиков.)

Однажды вечером мама зашла в комнату к гномикам и спросила:

– Дети, что вам завтра приготовить на завтрак: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне.

Как только мама вышла, братья сразу же стали «договариваться»:

– Кашу!

– Омлет!

– Нет, кашу!

– Нет, омлет!

– Кашу, кашу, кашу!!!

– Омлет, твоя каша невкусная!

– Ты ничего не понимаешь!

– Ты сам ничего не понимаешь!

– А ты игрушки всегда разбрасываешь!

– А ты на велосипеде кататься не умеешь!

(Диалог произносится учителем с соответствующими интонациями и повышением голоса.)


– Стойте, ребята! (Учитель прячет гномиков за спину.)

Не понимаю, какое отношение игрушки и велосипед имеют к завтраку. Как вы думаете, смогут ли гномики договориться между собой?

– 

– Как вы считаете, они спорят или ссорятся?

– 

– Конечно, они ссорятся: обзывают и обижают друг друга; забыли, из-за чего начался спор. А можно ли договориться и не поссориться, даже если разные мнения?

– 

– Посмотрим, а может, и гномики уже смогли договориться?

(Учитель достаёт гномиков и показывает, как они дерутся.)

Какой ужас! Они уже дерутся!

На шум прибежала мама и развела гномиков в разные стороны:

– Вы не смогли договориться, поэтому на завтрак будут макароны…

Утром гномики встали и сделали зарядку:

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку —

Все мы делаем зарядку.

Потом братики пошли умываться. Кто будет первым?

– Я!

– Нет, я!

Но тут же вспомнили вчерашний вечер.

– Как договориться гномикам, чтобы не поссориться?

Гномики решили умываться по очереди: сегодня один первый, завтра – другой. Когда стали одеваться, снова возник спор: какой колпачок нарядней: синий или жёлтый?

– Как вы думаете?

Но тут вошла мама и сказала:

– Пусть каждый выбирает тот, который ему нравится. О вкусах не спорят.

По пути в садик гномики снова затеяли спор: на чём сегодня добираться – на автобусе или на трамвае?

Но тут подошёл нужный троллейбус, и спор разрешился сам собой.

На прогулке в детском саду воспитательница предложила детям выбрать, во что поиграть. Одни закричали: «В кошки-мышки!», а другие: «В рыбака и рыбку!

– Как договориться, в какую игру им играть?»

Большинством голосов дети выбрали игру «Кошки-мышки». Но опять возникла незадача: кому быть кошкой?

– Я быстрее бегаю! – начал спорить один гномик.

– Нет, я! – закричал второй.

Воспитательница предложила проверить, кто же из них быстрее бегает.

Игра-эстафета с гномиками

Дети становятся в два звена. У каждого стоящего первым в колонне – фигурка гномика. По команде учителя «Вверх!» все поднимают руки вверх, на сигнал «Начали!» передают гномика двумя руками назад за головой. Как только последний получит фигурку, он становится впереди колонны и поднимает её вверх.

Когда пришло время идти в группу, воспитательница предложила построиться по парам. Гномики быстро встали первой парой. Но тут и другие дети захотели быть первыми.

– Что делать?

Гномики уже поняли, что не всегда нужно спорить, и решили уступить.

Вечером мама опять спросила: «Так что же готовить на завтрак: кашу или омлет?

– Омлет из каши! – дружно, в один голос сказали братья.

– Молодцы! Научились договариваться! Вот вам за это конфеты. – Мама улыбнулась и протянула гномикам две… разные конфеты. – Кому какую?

– Очень просто! В какой руке? – Мама спрятала конфеты за спину…

Гномики поняли, что есть много способов договориться и не поссориться. Это:

– установить очерёдность;

– бросить жребий;

– уметь уступить;

– выбрать что-то другое, чтобы никому не было обидно;

– проверить каким-нибудь способом, кто прав;

– выбрать большинством голосов (проголосовать);

– не спорить, а каждому остаться при своём мнении…

И фантики от конфет, которые гномики решили сохранить, будут им напоминать о том, как надо и как не надо спорить…


http://lib.rus.ec/i/62/525462/_14.png

Рисование фантика (5–7 мин)

http://lib.rus.ec/i/62/525462/_15.png

– Пусть и у вас на память об этом уроке останутся фантики, которые вы сейчас сами нарисуете и раскрасите.

(Учитель может на доске показать, как рисовать фантик.)

Подведение итогов (2–3 мин)

Подведение итогов рекомендуется провести в виде обсуждения: чем спор отличается от ссоры; какие способы решения спорных ситуаций дети знают (можно использовать игру с мячом).


Что ещё можно использовать на уроках

Ориентировка на листе бумаги

Детям выдаются тетради в клетку с разметкой.

У. На листе, на том месте, где поставлены точки, нужно нарисовать предметы, о которых я вам скажу. А где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.
Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом верхнем углу.
Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.
Мы ждем, когда наступит бабье лето, потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.
Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу.

Учитель раскрывает доску, дети сравнивают свои рисунки с образцами.

Пальчиковая гимнастика

Учитель. Чтобы наши пальчики сегодня хорошо работали, давайте сделаем гимнастику. Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения.
Мы капусту рубим-рубим (
реба ладоней ударяют по столу, имитируя работу ножей, – 3 раза),
Мы капусту солим-солим (
движение пальцев, имитирующее посыпание соли, – 3 раза),
Мы капусту жмем-жмем (
сжимание и разжимание кулачков – 3 раза),
Мы капусту трем-трем (
потирают ладошки – 3 раза).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Этих дней не забыть никогда".

Классный час "Этих дней не забыть никогда" посвящён годовщине освобождения города Калача - на- Дону Волгоградской области от немецко - фашистских захватчиков. Цели: - познакомить с героическими стра...

Интегрированный урок в 3 классе «От первой летописи, до наших дней». «Храмы».

Интегрированный урок: окружающий мир+основы православия. Представлены конспект урока +презентация "Храмы"...

900 дней блокады Ленинграда

   Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории страны. 900 дней город находился во вражеской осаде. Каждый день был беспримерным подвигом ленинградцев. Фашисты возлагал...

Педагогический проект «Этих дней не смолкнет слава»

Педагогический проект деятельности детского оздоровительного лагеря....

Календарный план реализации педагогического проекта «Этих дней не смолкнет слава!»

Планирование деятельности загородного детского оздоровительного лагеря....

Герб России: от истоков до наших дней

Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Непреходящее значение патриотического воспитания вытекает из двух основополагающих компонентов – потребностей развития ...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...