Интегрированный урок в 3 классе «От первой летописи, до наших дней». «Храмы».
презентация к уроку (окружающий мир, 3 класс) по теме

Кречнева Ирина Львовна

Интегрированный урок: окружающий мир+основы православия. Представлены конспект урока +презентация "Храмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_-_krechneva_i.l..doc543 КБ
Office presentation icon hramy_belgoroda.ppt3 МБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 47

Интегрированный урок:

Окружающий мир и

православная культура

                           в 3 «А» классе

        

Составила и провела урок

учитель высшей категории:

                                                          Кречнева И. Л.

                               г. Белгород,

Тема: «От первой летописи, до наших дней».   «Храмы».  

Тип урока:  Урок систематизации и обобщения изученного материала.

Цель:  1.Способствовать формированию устойчивых представлений о жизни и деятельности людей в разные эпохи времени, на протяжении всей истории развития нашего государства;

-Познакомить учащихся с православными храмами.            

                 2.Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

-Развивать умение выделять главное в познавательном объекте;

-Содействовать развитию у детей умения общаться.

           3. Воспитывать в детях любовь и гордость за  свою Родину, прививать уважение и бережное отношение к историческим  памятникам.

 

Форма: Урок – путешествие.

Технология:  традиционная, в сочетании с элементами технологии проектного обучения.

 

Наглядность. 1.репродукция к картине Васнецова « Три богатыря»;

                          2.иллюстрированные страницы учебника по темам:

                          -«С летописцем в Древнюю Русь»,

                          -« Путешествие в древнюю Москву»;

                          -«На верфях Адмиралтейства»;

                          -«В Петербург к императрице»;

                          -«Век девятнадцатый»;

                          -«В гости к мастеру»;

                         

                  3.рисунки детей; сообщения-летописи, выполненные учениками;

                  4. виды  храмов (иллюстрации); презентация «Храмы Белгорода»;

                       

                        5.плакат «История – это учительница жизни»;

Ход урока

                         

I.Орг.момент

       - Ребята. Сегодня у нас на уроке много гостей. Урок необычный. Настройте себя на рабочий лад. Улыбнулись друг другу. Тихонько сели.

II. Вводная беседа  учителя.

           

         А.С.Пушкин сказал: « Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной, есть постыдное малодушие. Не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться младенцем».

        Сегодня на уроке мы с вами пролистаем страницы истории, вспомним о тех, кто с давних времён жил на территории России, расчищал землю под посевы, прокладывал первые дороги, возводил крепостные стены, оберегал свою Родину от врагов, строил церкви и храмы, вершил историю страны.

       В истории России, как и любой другой страны, есть чем гордиться, дорожить и о чём сожалеть. Но главное – есть за что любить: за великодушие и гостеприимство славян, за самоотверженный подвиг в борьбе с многочисленными врагами, за любовь к земле, к труду, за мастерство русских умельцев: кузнецов, плотников, зодчих, ювелиров; за творчество Рублёва, за богатый народный фольклор.

               Итак, чтобы не остаться младенцем на всю жизнь мы с вами отправляемся в путешествие по реке времени.

               

III. Повторение пройдено

1). Представьте, что перед вами огромная книга. Давайте перелистаем её страницы.

                       - Итак, открываем первую страницу.

 «С летописцем в Древнюю Русь». «Древняя Москва».

(на доске плакат с изображением  монаха)    

 (Ученик читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»).                 

Ещё одно последнее сказание, и летопись окончена моя.                                                                                                                   Исполнен   долг,   завещанный от Бога мне грешному.

Недаром многих лет свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный

Засветит он, как я свою лампаду –

И, пыль   веков  от  хартий   отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Да, ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…

Учитель: - Ребята, что это за стихотворение прочитала Оля  и  о ком говориться в нём?

     Ответы детей: - Это отрывок из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов». В нём говорится о  монахе Чудова монастыря – Пимене.

     Учитель: Кто такой монах?

    Ученики: Монах – это человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам.

    Учитель: - А что  делает Пимен?  

Ученики:- Пишет летопись.

Учитель:- А что такое летопись?

Ученики: -Летопись – описание событий по годам. Произошло от древнерусского слова «лето», что значит «год».

Учитель:- А кто был  составителем первой летописи?

Ученики: Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Учитель: Как называлась эта летопись?

Ученики: «Повесть временных лет».

Учитель: Вам на дом было задано составить летопись важнейших событий, происшедших в разные эпохи времени, с которыми мы познакомились на уроках истории.

-Какие же события происходили на Руси в 9 – 16 веках, чем жила Русь?

 - Ребята, вам слово.

(Первая  группа ребят знакомит с событиями  IX -  XVII веков.)

2).Учитель читает отрывок из повести А.С.Пушкина «Медный всадник»

                   На берегу  пустынных волн

Стоял он, дум великих  полн.,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслась;……………………..

                                   И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море….

-Как вы думаете, о ком говорится в данном отрывке?

Ответы детей:

Учитель: Правильно. Это Пётр 1. Он был третьим царём  из династии Романовых. С его именем связывают « эпоху великих преобразований» в нашей стране. Его считают необычным царём. Он не был похож на монарха на троне или в золоченой карете и во дворце, каким виделся царь многим поколениям людей. Его поведение удивляло не только современников, но и царское окружение поздних столетий.

-Какие же преобразования, какие события произошли  в 17-18 веках?

   Открываем вторую страницу нашей книги.

                                    «На верфях Адмиралтейства».

                 

        

-Ребята, вам слово.

(вторая  группа учеников знакомит с событиями  XVII-XVIII веков)

           3).  Учитель: Умер Пётр 1.Началась битва за престол. Один монарх менял другого. Это был период дворцовых переворотов, который продолжался, до какого года?(1762). В этот год на престол взошла Екатерина 2. Дочь немецких принцев Христиана Августа Ангальт-Цербского и его жены Иоганны Елизаветы (урождённой принцессы Голштинской) София Фредерика Августа или просто Фике, стала великой русской императрицей, сумевшей, не имея никаких прав на русский престол, удержаться на нём более 30 лет. Примером для подражания был Пётр 1. Как и он, Екатерина не сомневалась в исторической общности судеб России

и Европы, как и он, была убеждена, что удел страны - стать одной из мировых держав, как и Пётр, видела своё предназначение в переустройстве государства.

- Как историки называют годы правления Екатерины?

Ученики: «Золотой век Екатерины».

Учитель: Следующая страница нашей книги.

                                  «В Петербург к императрице».

                

Учитель: Ну-ка, летописцы, продолжите нашу летопись.           

(Третья группа рассказывает о событиях XVIII века)

           4).Учитель: Давайте, открываем следующую страницу нашей книги.

                                              «Век девятнадцатый».

                                     

                   

 Учитель:    Был век бурный, дивный век.

                     Громкий, величавый.

                        То был век богатырей

                        Героев – гусаров…..

Братцы, грудью послужите,

                                              Гряньте бодро на врага

                                              И вселенной докажите,

                                              Сколько Русь нам дорога……

Это слова из стихотворений поэта, военного писателя, воина, талантливого военачальника и просто замечательного человека Дениса Давыдова.

Учитель: Посмотрите на рисунок на доске. Что изображено?

Ученики: Это кивер – гусарская шапка.

Учитель: А кто такие гусары?

Ученики: Род кавалерии – легкая конница. Впервые появилась в Венгрии в 1458 году. В 16 веке – в Польше. В конце 17 – в начале 18 веков появились во Франции, Австрии, Пруссии и России.

Учитель: Давайте вспомним, что нам принёс 19 век.

     (Четвёртая  группа рассказывает о событиях XIX века)

             5).Учитель: Последняя страница нашей книги

                   «В гости к мастеру.                           В монастыре».

                                                                                                                                                                                                        

-Кого же  называли  мастером?

Слово «мастер»  применяли  и  к  художникам, и к скульпторам,  и к архитекторам. Не вели они за собой дружину, не управляли государством, не отправлялись в дальние путешествия. Но ценили их люди особенно за «дар Божий» выражать при помощи доступных средств,  красоту великую, чтобы людям радостно было.

И много великих мастеров оставили на земле свой след.

         - Я хочу от вас услышать об этих великих людях.

(Дети рассказывают о художниках, скульпторах, и других)

       

IV) ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ

       1). Учитель: А вы забыли сказать ещё об одном великом человеке – Андрее Рублёве.    Кто он?  

Ученики: иконописец.

Учитель: Что такое икона?

Ученики: Это картина с религиозным содержанием, в переводе с греческого «образ», выполнена на деревянной доске специальными красками, приготовленными на яичном желтке.

Учитель: Какая икона самая почитаемая на Руси?

Ученики: «Владимирская богоматерь».

Учитель: А где же помещают иконы?

Ученики: В старину они были в каждом доме, на почётном месте, в красном углу; так же у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах при въезде в город и, конечно же, в церквях.

 Учитель: А церковь – нечто более чем  мы,

Не высказать её надменной  сути.

Она – источник, неподвластной мути

Она – Надежда  посреди чумы…

           

            Белые церкви исполнены кротости,

Ими доднесь освещается свет.

Сколько всего за века перевидели

Белым церквям нынче 1000 лет.

Белые церкви плывут в бесконечности,

О кладенцы неземной чистоты;

Непокорённые граждане вечности,

Белые церкви, святые кресты.

Вас не касаются запахи тленные,

Этот октябрьский отчаянный пир.

Белые церкви – твердыни Вселенные,

Не устоите – развалится мир.

      а). Учитель: Ребята, посмотрите на этот храм. Ничего он вам не напоминает? Может быть, он на кого  то похож?

Ученики:   высказывают своё мнение.

               Учитель:- А теперь посмотрите на эту картину

                                 - Васнецов «Три богатыря».

Что вы можете сказать? С чем можно сравнить богатырей?

           

                 

Да, ребята, когда в нашу страну пришло христианство….

- В каком веке это было?     (в 10).

……..появилась новая религия. Значит, начали строить новые храмы и когда люди придумывали внешний вид этих храмов, они вспомнили любимых народных героев, героев старинных русских былин – богатырей.

 - Как они выглядят? Крепкие, широкоплечие, надёжные. На головах шлемы, похожие на луковицы. Они защищали русскую землю от врагов, сражались со злом. Значит и храмы должны быть как богатыри – такие же  крепкие и надёжные.

Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма их жизнь не мыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека, ибо это дом Божий. И поднимаются храмы, встают один за другим, строятся, восстанавливаются, реставрируются, иногда возвращаются к нам из небытия, как это  произошло с храмом Христа Спасителя в Москве. Посмотрите на него.

                - Это храм Христа спасителя в Москве.

б).Сначала церкви строили из дерева, но потом  поняли, что у таких построек есть один недостаток. Как вы думаете какой?

- Правильно, при пожаре могут сгореть.

- Тогда решили строить из камня. До нашего времени дошли древнерусские храмы, построенные ещё в 12 веке.

Дмитриевский собор во Владимире.(1194 – 1197).

Посмотрите, у него белые стены. Все первые храмы на Руси  были белые. И даже страну нашу часто называли «Русь белокаменная».

- Кстати, почему вы не спросите меня, что такое собор, храм?

Ученики: Это церковь.

       Учитель: Да, так называют большую церковь. Дмитриевский собор большой, высокий. Да ещё и стоит на возвышенности. Архитекторы всегда старались построить храм на возвышении, на холме. Тогда он отовсюду виден и его белые стены на фоне  зелёной листвы и голубого неба очень красивы. Он похож на богатыря.

              в). А эта церковь маленькая и расположена не на холме, а на берегу реки. И совсем не похожа на богатыря. Построена она недалеко от Дмитриевского собора, у города Владимира, на берегу небольшой реки Нерли. Церковь эта называется  Покрова на Нерли.

Построена по заказу Владимирского князя – Андрея Боголюбского. Был у князя сын, и он погиб. По одной легенде он утонул, купаясь в реке Нерли. Князь очень горевал. И, чтобы как-то утешить себя в горе, чтобы сделать что-то хорошее в память о любимом сыне, он позвал архитектора и попросил его построить церковь на том месте, где в последний раз ходил по земле его сын. Церковь в память о погибшем сыне. И архитектор построил церковь. И, строя её, вспоминал, как выглядит зажженная свеча, которую ставят в храме в память об   умершем. Горящая поминальная свеча. Узкая, с длинным язычком пламени. И   церковь, построенная им, напоминает такую свечу.  А,  отражаясь в воде вместе с ветвями прибрежных деревьев, она вызывает грусть. Этого и хотел князь Андрей Боголюбский, а неизвестный нам гениальный архитектор точно и просто сумел осуществить в камне  непроходящую печаль отца.

г). Успенский собор во Владимире.

д).Церковь в Филях.

е).Храм Василия Блаженного.

2).Учитель: Ребята, а в чём же назначение храма?

Храм – это место особенное, специально предназначенное:

- для встречи с Богом каждого человека;

- для соборных молитв;

- для совершения богослужения;

- для совершения таинств православной церкви (Крещение, Исповеди, Причастия, Миропомазания, Священства и Брака, Венчания.)

Невозможно представить себе современный русский город или по сёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем род ные друг другу и каждому русскому человеку архитектурные со оружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их не мыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоми нает о духовном, высоком назначении человека, ибо это дом Божий.

          У слова «храм» несколько синонимов: «собор», «церковь», «часо вня». Все эти слова также означают место, где собираются веру ющие во Христа для молитв, таинств и богослужений, но собора ми называются такие храмы, в которых богослужения соверша ются духовенством нескольких храмов, то есть это соборные храмы, а часовней называется небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Есть кафедральные храмы, это главные храмы города, монастыря или большого селения, а также некото рые столичные храмы, имеющие особое значение.

Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божьей Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия: Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и других.

Каждый храм, в разных городах строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветового оформления, и формы купольных завер шений, и их количества.

Наш город – не исключение. Белгород, один из историко-культурных центров Российского Черноземья. Город, не раз, сыгравший историческую роль в судьбе Московской Руси, судьбе России. Белгородский поэт Игорь Чернухин прекрасно сказал о рождении города в своей поэме «Велика Расеюшка, Велика святая. У царя Расеюшки, ох рука крутая!»

Повелел  державный город ставить славный,

Город ставить Белый

Из сосны и мела.

Застучали топоры

У горючей Бел-горы,

И вознёсся над Донцом

Словно лебедь гордый,

Повернувшись в степь лицом

Город-крепость – Белый город.

Давайте послушаем наших летописцев.

(Группа ребят сообщают о событиях в городе Белгороде)

         3).Учитель:  Сегодня мы познакомимся с православными храмами нашего города.

                     (презентация храмов)

 V).Итог урока.

          Учитель: Вот и закрыли мы с вами последнюю страницу нашей воображаемой книги. Я надеюсь, что она оставила след в душе каждого из вас. И, подводя итог урока, я прошу вас закончить предложения:

- Сегодня на уроке я узнал……………………….

- Сегодня на уроке я вспомнил……………………….

- Сегодня на уроке я повторил……………………….

VI).Д/з.    1) стр. 101-112 читать, отвечать на вопросы.

                   2) подготовить сообщение о Пасхе.

VII).Рефлексия.

           

         Ребята, наш урок проходит в преддверии великого христианского праздника. Православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. И я хотела бы поздравить вас всех с этим замечательным днём. Пусть в вашем сердце живёт только добро, разум будет светлым, а поступки правидными. А на память о нашем уроке давайте подарим нашим гостям ангелочков, которых мы с вами сделали на уроке труда.

                       

Приложение.

1 группа.  

Век IX-XVII

  862-  Рюрик  (Начало династии Рюриковичей).

882- Олег (захват Киева).

988- Крещение Руси (Владимир Красно солнышко).

1054- Произошёл раскол в христианстве на две церкви: Западную и Восточную. Западная  римская церковь стала именоваться «католической» (т.е. «всемирной»).  Её центром стал Ватикан в Риме, а главой – римский папа. Восточная  -  получила название «православной» (т.е. «правильной»). Во главе её стоит патриарх.  

1147- Юрий Долгорукий основал Москву. Это была небольшая, хорошо укреплённая крепость. В 1238 году она была сожжена войсками хана Батыя.

 31 мая 1223- битва на реке Калка.

1237- внук Чингисхана, Батый, предпринял поход на Русь. Первый город принявший на себя удар монгольского войска – Рязань. 7 дней город сопротивлялся, но был взят и сожжён.

1240- битва со шведами на реке Неве (Александр Невский)

6 декабря 1240-под натиском монгола - татар пал город Киев.

1242-нападение немецких рыцарей на Русь.

1380- Куликовское сражение (Дмитрий Донской).

1480-битва на реке Угре. Конец зависимости Руси от Золотой Орды.

1 марта 1564- вышла первая русская печатная книга «Апостол». Первопечатник Иван Фёдоров.

1613-начало правления рода Романовых (Михаил).

         

2 группа

Век XVII-XVIII

1668-царь Алексей Михайлович построил боевой корабль «Орёл». Он был небольшого размера – чуть более 20 метров в длину и 6 метров в ширину. На нём был впервые поднят русский морской флаг.

30 мая 1672-рождение Петра I.

1689-начало правления Петра I.

1692-царь Пётр I начал строительство на Плещееве озере больших кораблей.   На  Дону,  в Воронеже строиться верфь и создаётся флот.

20 октября 1696-Боярская дума вынесла решение: «Морским судам быть!» Эта дата считается днём рождения военно-морского флота.

1699-Петром I учреждён Андреевский флаг. Он стал флагом военно-морского флота России. Его название связано с косым крестом, на котором распяли святого апостола Андрея. Четыре конца символизируют четыре моря, побережьями которых владела Россия – Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское.

1700-начало Северной войны.

1703-был спущен на воду первый корабль Балтийского флота «Штандарт» с двадцатью восемью орудиями на борту.

1703-основание  Санкт - Петербурга.

1709-победа под Полтавой.

1712-царь перенёс столицу из старой Москвы в новый Петербург.

1715-в  Петербурге  открыта Морская академия.

1721-важная дата в истории России. Пётр I принял титул императора, и Россия стала называться Российской империей.

1721-конец Северной войны.

28 января 1725г. - умер Пётр I.

 

3 группа

Век XVIII

1725-начало правления Екатерины I.

1725-открытие Академии наук в Петербурге.

1755-основан Московский университет.

1762-1796 года - золотой век Екатерины II.

1764-в Петербурге в здании Зимнего дворца открыт крупнейший музей мира – Эрмитаж.

1773-объявился Емельян Пугачёв, который выдавал себя за императора Петра III.

10 января 1775 г.- был казнён Емельян Пугачёв в Москве на Болотной площади.

11декабря 1790 г.- штурм турецкой крепости Измаил под командованием Александра Васильевича Суворова.

1799г.- переход Суворова через Альпы.

4 группа

Век XIX

                                   

1801-1825г. - годы правления Александра I.

1812г.- Отечественная война.

Денис Давыдов и партизанская война.

7 сентября 1812год - Бородинская битва под командованием Михаила Илларионовича Кутузова.

1815г. - спущен на воду первый пароход «Елизавета».

14 декабря 1825 года - лучшие представители дворянства потребовали освобождения крестьян от крепостной неволи. Их назвали  декабристами.

13 июля 1826 года - казнь декабристов.

1834 год- братья Черепановы создали первый паровоз в России.

1851 год - открыта железная дорого Петербург-Москва.

1861 год- отмена крепостного права.

Вторая половина XIX века - Разорившиеся крестьяне уходят в города и становятся рабочими. Разбогатевшие дворяне, купцы превращаются в заводчиков,  капиталистов.

Конец XIX века – Растёт борьба рабочих за улучшение своей жизни.

 Государственным флагом России становится бело-сине-красный флаг.

5 группа

X век – на меловой горе, что поднялась над Северским Донцом близ устья реки Везелицы, возникло Северское городище. Это селение восточнославянских племён – северян. Они занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничест-вом, ремёслами, вели торговлю с соседями. Северское городище входило в состав Киевской Руси.

XVI –Северское городище вошло в состав Московской Руси и оказалось на южной её окраине, в пограничной полосе. Здесь пролегали основные пути, по которым татарские отряды двигались на север.

1596 г. - Царь Фёдор Иванович принял решение о создании города-крепости. Строителями Белгорода были воеводы: князь Михаил Ноздреватый и Андрей Волконский. Белгород был построен на правом берегу тогда многоводной и судоходной реки Северский Донец.

1600г.-1630г. - на Белгород нападали сильные отряды крымских татар. Крепость не только устояла, но и отразила врага.

1631г. – Белгородская крепость подверглась нападению войск княжеской Литвы. Почти все деревянные сооружения были сожжены, укрепления разрушены.

1632 г.- Белгородская крепость строится на новом, втором месте - на левом низком берегу Северского Донца «меж топей и болот». Это место и поныне носит название Старого города. Укрепления  крепости были деревянными, и поэтому  уже в 1644 году пришли в ветхость.

1650 г.- Под руководством воеводы князя Б.П.Репнина Белгород строится на новом, уже третьем месте, на правом берегу реки Северский Донец, т. е. там, где находится в настоящее время.

1708 г.-  при создании Петром I губерний, Белгород был приписан к Киевской губернии.

С 1719 г.- Белгород – центр Белгородской провинции.

В 1727 г. – 1779 г.- указом Екатерины I  Белгородская провинция была преобразована в губернию с губернским городом Белгородом. Первым губернатором Белгородской губернии был генерал-лейтенант князь Трубецкой.

В апреле 1766 г. – в Белгороде был большой пожар, который опустошил центр города. 

В 1768 г. – Екатериной II был утверждён план восстановления города. Приказано было казённые здания возводить только из кирпича. Городу был дан герб, представляющий из себя щит, по углам которого находились два молота, переплетённые лентой.  

Сверху щита изображалась башня. Внутри щита – лежащий лев и над ним летающий чёрный ворон.

В 1779 г.- состоялось открытие Орловского наместничества и Курской губернии. Белгородская губерния была упразднена, а губернский город Белгород стал уездным и вошёл в состав Курской губернии.

1869 г. – через Белгород проведена железная дорога Курск – Харьков - Лозовая.

1871 г. – был построен водопровод.

1876 г. – был открыт учительский институт.

1918 г. -10 апреля город захватили германские войска и петлюровские отряды. Оккупация длилась до 20 декабря.

С 14 мая 1928 г. до 23 июля 1930 г. – Белгород – окружной центр в Центрально – Чернозёмной области.

С 23 июля 1930 г.- райцентр.

1935 г. – началось строительство Белгородской центральной электростанции.

24 октября 1941 г. – город захватили германские фашисты.

6 февраля 1942 г. – гитлеровцы расстреляли на берегу Северского Донца две тысячи мирных жителей.

5 июля – 23 августа 1943 г.- битва на Огненной дуге.

5 августа 1943 г. – Белгород освобождён от фашистов. В городе осталось всего 150 жителей.

6 января 5 августа 1943 г. – образована Белгородская область.

1968 г. – заложен микрорайон на Харьковской горе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белгородские святыни

Слайд 2

Белые церкви светлеются издали, Благовествуя о мире ином, Живы ещё проповедники Истины, И золотые кресты нас в бессмертье зовут. Иеромонах Роман (Матюшин)

Слайд 3

Преображенский кафедральный собор Это главный храм Белгородской епархии. В своём современном виде Преображенский собор был освящён в 1813 году. Принято считать, что каменный храм построен в честь победы русских войск над Наполеоном. В1962 году собор был закрыт, и в 1973 году в его помещении был открыт краеведческий музей. Музей размещался в Преображенском соборе 17 лет, и только с 1990 года началась поэтапная передача здания церкви. В Преображенском соборе хранятся две главные святыни Белгородской земли: нетленные мощи Святителя Иосафа и Чудотворная Икона Николая Ратного.

Слайд 5

Смоленский собор В 1705 году была построена первая Смоленская деревянная церковь, а в 1727 году с благословения Преосвященного Архиепископа Белгородского Петра заложена двухэтажная каменная церковь: в нижнем этаже с престолом Смоленской иконы Пресвятой Богородицы; в верхнем этаже с Престолом первоверховных апостолов Петра и Павла. В XIX веке церковь претерпела значительные изменения. После 1917 года церковь была разграблена, в ней размещался склад. В годы Великой Отечественной войны церковь была значительно разрушена. В 1958году и 1974 году предпринимались попытки окончательно разрушить храм. В конце 1980-х гг. начались работы по его восстановлению. В 1992 году он передан церкви. 13 декабря 1994 года после завершения восстановления 1-го этажа был освещён нижний храм, а 11 июля 1996 года отреставрированный верхний храм. В апреле 1995 года на колокольню храма были подняты уникальные работы современных русских мастеров колокола, с чудесным ясным голосом. При соборе действует воскресная школа для детей и взрослых, открыты курсы псаломщиков.

Слайд 7

Покровский храм. (Марфо – Мариинский женский монастырь) Покровская церковь впервые упоминается в 1626 году в Писарских книгах города Белгорода. Последнее писание о древней деревянной церкви относится к 1791 году. В советское время здание церкви использовалось как помещение механических мастерских. Реставрационные работы начаты в 1991году. В 1993 году храм из села Зимовеньки был перенесён в центр Марфо-Мариинской обители.В1998 году, после реставрации, открылся и Марфо-Мариинский монастырь.

Слайд 9

Иоасафский собор (Кладбищно-Николаевская церковь) Здание Кладбищно-Николаевской церкви, возведено в 1799 году на средство прихожан. В 1837 году к ней пристроена трапеза, а в 1867 году расширен алтарь и пределы. В начале 20 века место её расположения – Новое русское кладбище, как указано на плане Белгорода 1911 года,- было городской окраиной, и поэтому, укрытая кронами деревьев она не смогла привлечь к себе пристального внимания и всё время оставалась действующей. Поскольку в ней совершались только отпевания и панихиды, она была бесприходной. Запустение коснулось храма в послевоенные, 40-е годы, в 1947 году был разобран весь верхний ярус отдельно стоящей коло-кольни.В 1962 году церковь была переименована в Иоасафский собор До 1990г. ее остов перекрывала железная кровля, входной проем оставался заложен кирпичной кладкой. Сейчас восстановлен верхний ярус звонницы и ее завершение. Теперь это действующая приходская соборная церковь с престолом в честь св.Иоасафа Белгородского.

Слайд 11

Михайловская церковь Церковь была построена в 1844 году в пригородной слободе Пушкарное на средства прихожан и белгородского купца Михаила Константиновича Мачурина. Каменная церковь двухпрестольная: главный престол освящён во имя Архистратига Михаила, второй (приставной) – преподобной мученицы Великой княгини Елизаветы. Иконостас Михайловской церкви изготовлен в 19 веке. Выполнен в барочном стиле, состоит из четырёх ярусов. В начале 20 века церковь насчитывала 1855 прихожан, при ней имелась церковно-приходская школа. Церковь действующая. Является памятником архитектуры.

Слайд 13

Спасо-Преображенский собор . (Белгородская область, город Губкин). Спасо-Преображенский собор, второй по величине в России после Храма Христа Спасителя в Москве, является символом примирения людей разных стран и вероисповеданий, увековечившим в сердцах потомков память о погибших на этой многострадальной земле во время второй мировой войны. Архитектурно Спаско-Преображенский собор представляет собой пяти-купольное здание, образующее в плане форму креста. Высота более 50 м. Одновременно в главном зале храма могут разместиться более 2500 человек. Средства на строительство были получены путём многочисленных пожертвований и взносов – их собрано около 2 млн. долларов. 29 сентября 1996 года прошла торжественная церемония освящения Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси АЛЕКСИЕМ Вторым Спаско-Преображенского собора.

Слайд 15

До революции в Белгороде было два монастыря и два десятка церквей. В 1995 году в области был 141 храм. В 2005 году насчитывается 258 храмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру "Птицы - наши друзья,зимой их забывать нельзя!"

Открытый урок во 2 “М» классе прошёл на высоком методическом уровне, в соответствии с требованиями по ФГОС, с использованием ИКТ.Урок прошёл под  девизом «Птицы – наши друзья, зимой их забывать н...

Методическая разработка интегрированного урока по математическим представлениям и конструированию и нашему городу

Данный урок является обобщающим в серии уроков-экскурсий по предмету "Математические представления и конструирование"....

Интегрированный урок по окружающему миру "Первые русские князья" 4 класс.

Интегрированный урок по окружающему миру "Первые русские князья" 4 класс. Место проведения: Исторический парк города Тюмени.Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной инф...

Интегрированный урок 3 класс. Тема урока. Текст.

Тема: Текст.Интегрируемые предметы: литературное чтение, русский язык, математика и информатикаОбщее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, совершенствовать умения наход...

Интегрированный урок 3 класс. Тема урока. Текст.

Тема: Текст.Интегрируемые предметы: литературное чтение, русский язык, математика и информатикаОбщее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, совершенствовать умения наход...