Урок фольклора
план-конспект на тему

Урок можно проводить в любом классе начальной школы и как внеклассное мероприятие. Урок проводится в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока фольклора57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе школы №596,  проведённого учителем Галиевой Л.А. для гостей(учителей и учащихся лицея им. Жанны Д Арк)из города Канн (Франция).

Цели урока: повышать воспитательные и познавательные возможности детей;  учить говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках;  способствовать развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширять их кругозор и общую осведомленность об окружающем мире; стимулировать умственную деятельность ребенка, прививать вкус к умственной работе, способствовать  совершенствованию сообразительности; расширять кругозора детей воспитывать художественное восприятие окружающего и раскрывать метафорические богатства русского языка; воспитывать нравственные качеств: любви к природе, Родине, труде, учить быть добрыми и отзывчивыми; обогащать литературный язык, для придания ему выразительности, точности; воспитывать умение работать в группах.

Оборудование урока:

1.Минусовая фонограмма песни «Во поле берёза стояла».

2. Чудесный короб

3.2 куклы

4.Иллюстрации к русским народным сказкам.

5. 3 листа А-3,3 набора фломастеров и восковых мелков

6. Класс украшен работами детей( хохлома, городец, дымка, гжельи др.)

I. Мобилизирующий этап урока.

(Дети входят в класс под грамзапись русской народной песни «Во поле берёза стояла», становятся в круг).

Учитель - Сегодня у нас будет необычный урок.

                Думаю, что вы мне в этом поможете.

                Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень,   то давайте его улучшим.

Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

 Необычно, чудесной русской народной песней «Во поле берёза стояла» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.

II.  Вступительная беседа.

 Учитель - Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.

- Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?

Ответы детей

(открываю доску, слово «фольклор» закрыто)

Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки

Учитель- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

Дети- Все эти произведения называются фольклором.(открываю слово фольклор)

Учитель- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?- Кто является их автором?

Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

 Сегодня мы постараемся наполнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.

III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.

Учитель- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством? Ответы детей

- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

- Какие колыбельные песенки знаете вы? Дети называют(пропевают) известные им колыбельные песни.

Самая знаменитая колыбельная песенка…

(начинаю я, дети продолжают).

Баю – баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Давайте исполним эту колыбельную песенку.

 Вот у нас и дети есть, которых нужно уложить спать. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!

Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, вели хоровод, теперь колыбельная песня. Все это устное народное творчество.

 Эти песни мы положим в наш короб.

Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

1-му ряду будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

2-му ряду тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

3-му ряду самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

- Подумайте, какие жесты можно добавить.

Дети инсценируют потешки.

Во всех этих ситуациях что же нам помогло?

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.

Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством.

 Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество.

 Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие.

Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».

 Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай.Он становится в круг. Все ребята говорят:

- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.

Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?

- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.

(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).

Проигрываем 2 раза.

Эту игру тоже положим в наш чудесный короб.

Поиграли, отдохнули, а теперь давайте порассказываем шутки, прибаутки.

- Как вы думаете для чего придумали шутки, прибаутки?

Посмотрите на доску – это тоже шутка.

 Прочтите её про себя.

-Тит, а Тит!  Иди молотить!

-Живот болит!

-Тит, а Тит! Иди кашу есть!

-Где моя большая ложка?

- сколько действующих лиц в этом тексте?

- Как называется текст, когда разговаривают 2 человека?

Мне нужны два мальчика. Давайте попробуем разыграть эту историю.

- Почему Тит не хочет молотить?

- Действительно ли у него болит живот?

- С какой интонацией это нужно произносить?

Этот текст можно приукрасить с помощью интонации и жестов.

Дети инсценируют шутку.

- Что высмеивается в этой шутке?

В шутках всегда есть то, над чем можно посмеяться. Шутки высмеивают глупость, лень, зло, неправду. Шутки и прибаутки – один из видов фольклора. Значит, мы их тоже положим в короб.

А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ.

- Кто знает какие-нибудь скороговорки?

Прочитайте, пожалуйста, вот эту скороговорку.(доска)

- У осы не усы, не усищи, а усики.

А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а с удивлением. Подумайте, как человек удивляется.

- грустно;

- радостно,

 -громко,

 -торжественно.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Наш короб постепенно пополняется.

Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.

 

Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

 Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.

Сделал дело…

Любишь кататься…

Не имей 100 рублей…

В гостях хорошо…

Кто много читает…

Следующее задание – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов. (Работа в группах).

Труда – пруда

Время – потехе

Броду – воду

Молодцы, пословицы знаете хорошо. Мы их тоже положим в наш короб.

Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т.е. они произносили заклички. Скоро наступит весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее наступила и прогнала зиму.

Солнышко, покажись!

Красное, разожгись!

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Читаю я, все про себя, один вслух.

 Эти заклички произносились на улице, но мы на улицу выходить не будем, а только представим, что находимся на улице. Когда произносится закличка, нужно обязательно стоять на земле и руки протягивать к солнышку.

 А где у нас солнышко? В окошке.

 Произносить нужно с интонацией просьбы, ведь мы просим. Давайте произнесем эту закличку.

Эту закличку добавим в короб.

А какие чудесные сказки сочинил русский народ!

Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из наших мест, из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.

Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

1. Красна девица грустна…

 Ей не нравится весна,

 Ей на солнце тяжко,

 Слезы льет бедняжка.

 (Снегурочка)

2. А дорога – далека,

 А корзинка – нелегка,

 Сесть бы на пенек,

 Съесть бы пирожок.

 (Маша и медведь)

3. Нет ни речки, ни пруда –

 Где воды напиться.

 Очень вкусная вода –

 В ямке от копытца.

 (Сестрица Алёнушка…)

4. Отворили дверь козлята

 И … пропали все куда-то.

 (Волк и семеро козлят)

5. По тропе, шагая бодро,

 Сами воду тащат ведра!

 (По щучьему велению)

6. Не лежалось на окошке –

 Покатился по дорожке…

 (Колобок)

Об этой сказке сейчас и пойдет речь. С ней вы познакомились, когда были еще совсем маленькими. Сейчас мы будем вспоминать и рассказывать сказку «Колобок», да не просто, а вот с каким заданием.

1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.

 Помогу: «Как-то раз попросил меня дед….»

2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.

 «Иду или гуляю я как-то по лесу...»

Следующее задание называется «Сказочные домики». Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Для этой работы вы можете объединиться в группы. Вам необходимо будет за 5 минут изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать для кого вы этот домик «построили».

IV. Творческое домашнее задание.

Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике.

V. Подведение итогов.

Мы постарались наполнить наш чудесный короб.

- Чем же мы его заполняли?

- Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

 Ребята как бы вы назвали наш сегодняшний урок? Давайте придумаем вместе название нашему уроку. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.

 Благодарю всех за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Урок фольклора

Конспект урока фольклора с презентацией и самоанализом занятия...

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...

Сценарий открытого занятия педагога ЦТиО Фрунзенского района СПБ Смирновой Г.А. Тема «К нам на святки пришли колядки» по предмету музыкально-игровой фольклор Программа «Фольклор. Забавушка»

Пояснительная записка:В ходе подготовки открытого занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования зимних праздников на Руси, с музыкальным фольклором (колядки, зимние песни).Открытое занятие спо...