Рабочая программа для дошкольных групп по математике
учебно-методический материал на тему

Обухова Галина Петровна

Рабочая программа для подготовительных групп по математике К.В. Шевелёва

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Математика для дошкольников» написана с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей.

Программа позволяет осуществлять личностно – ориентированный подход в

развитии, вести обучение в разном темпе и в сотрудничестве с родителями,

использовать различные формы и методы обучения.

Работая по программе, дети получают элементарные математические представления, учатся логически мыслить, конструировать и моделировать, творчески подходить к решению поставленных задач.

Развивающие игры помогут не только повысить умственную активность детей, но

и сформировать у них такие качества, как находчивость, самостоятельность, быстроту, ловкость.

Программа тесно связана с программами по развитию речи, окружающему

миру, рисованием.

Вся учебная программа составлена таким образом, чтобы знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, пригодились при дальнейшем обучении в школе, в кружках, в повседневной жизни. Новизна программы заключается в следующем:

Тематическое планирование дополнено темами: «Простейшие геометрические представления», «Графические работы», «Конструирование и моделирование».

Цель программы- всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности.

Выполнению поставленной цели способствует решение поставленных задач:

1.формирование простейших математических представлений;

2.введение в активную речь простейших математических терминов;

3.развитие логических способностей;

4.формирование образного мышления;

5.развитие зрительной и слуховой памяти;

6.формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

7.развитие у детей основ конструирования и моделирования;

8.формирование творческой активности;

9.активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.

Содержание программы ориентирована детей дошкольного возраста и предполагает двухгодичное обучение. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий 25 - 30 минут. Число занятий, которое отводится на изучение каждой темы, определяется ее содержанием и степенью трудности для дошкольников. На каждом занятии идет изучение нового и повторение пройденного. При этом задания могут

сочетаться с заданиями из разных разделов программы.

Основной формой обучения детей является занятие. Кроме занятий проводятся викторины, конкурсы, соревнования, домашние формы работы.

Формой подведения итогов реализации программы являются:

1.Итоговые занятия 2 раза в год

2.Обобщенные занятия по определенной теме, проводимые в виде конкурса,соревнования, олимпиады.

3.Итоги выполнения домашней работы в виде рисунка, узора, ребуса.

4.Итоги выполнения индивидуальных заданий, предполагающих формирование у детей творческого поиска способов решения упражнений, навыков самостоятельной работы.

5.Диагностические задания. Для успешной организации занятий используются:

1. Мет оды организации и осуществления познавательной деятельности:

рассказ или беседа;

наглядный — демонстрационный материал;

индуктивный — от частного к общему;

дедуктивный — от общего к частному;

аналитический— решение логических задач;

работа под руководством педагога;

самостоятельная работа дошкольников.

2. Методы контроля и самоконтроля:

устные;

письменные;

индивидуальные;

фронтальные.

3. Методы стимулирования учебной деятельности:

дидактические игры;

занимательные задания;

математические конкурсы, соревнования;

поощрение и порицание

ориентировка в кабинете по словесной инструкции;

•ориентировка по плану;

•понятия: в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки;

•ось симметрии, зеркальное отображение;

•закрепление пройденного.

По итогам первого года обучения дети должны

Знать:

•числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

•порядковый счет от 1 до 10;

•числа-соседи;

•меру длины — сантиметр;

•простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;

•понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

•геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник;

•вершины, стороны, углы фигур;

•основные цвета и их оттенки;

•название сторон и углов клетки;

•строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7 см);

•предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

•временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

•название дней недели;

•название месяцев и времен года;

уметь:

•считать от 1 до 10 и от 10 до 1;

•находить и сравнивать числа-соседи, преобразовывать смежные числа;

•решать простейшие арифметические задачи;

•находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;

•изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;

•подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;

•ориентироваться в тетради в клеточку (0,7 см);

•ориентироваться в пространстве;

•ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);

•правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед,

между, от, к;

•сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина;

•использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;

•измерять длину отрезков, сторон фигур, записывать их значение в сантиметрах;

•делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;

•собирать фигуры из 4—8 частей;

•рисовать узоры (на слух) в тетрадях;

•рисовать по памяти;

•срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;

•собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу и по словесной инструкции;

•логически формулировать ответы;

•продолжать логический ряд фигур и предметов;

•решать математические загадки, ребусы, головоломки.

На изучение математики отводится 64 часа в год (2 часа в неделю), в том числе:

- административных контрольных работ (тест) – 1 час.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

Шевелев К. В. «Прописи по математике»,

Холодова «За три месяца до школы»

Тематическое планирование

Раздел 1. Общие понятия (10)

Знать:

 - основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.

Уметь:

- объединять совокупности предметов в одно целое;

- выделять часть совокупности с помощью составления пар;

- находить закономерность и продолжать ее;

-устанавливать пространственные отношения: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, спереди – сзади; перед, после, между и др.

Раздел 2. Числа и операции над ними (54)

Знать:

- последовательность чисел от 1 до 20, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа;

Уметь:

- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 10;

- решать простые задачи на сложение и вычитание.

п/п

Наименование

раздела программы

Тема занятия

Коли-

чество

часов

Дата проведения

1.

Общие понятия-

 Признаки и свойства предметов.

10

2.

 Один и много.

1

3.

Слева, справа, посередине.

1

4.

Сравнение групп предметов

по количественному признаку.

1

5.

Большой, маленький.

1

6.

Длинный, короткий.

1

7.

Внутри, снаружи.

1

8.

Широкий, узкий.

1

9.

Высокий, низкий.

1

10.

Спереди, сзади, вокруг.

1

11.

Числа и операции над ними.

Число и цифра 1.

5

12.

Первый. Последний. Предпоследний.

1

13.

Число и цифра 2.

1

14.

Пара. Столько же.

1

15.

Знаки: плюс, минус, равно.

Решение примеров 1+1, 2-1.

1

16.

Число и цифра 3.

1

17.

Решение задач.

1

18.

Больше. Меньше. Одинаковое количество

1

19.

Сравнение чисел.

1

20.

Число и цифра 4.

1

21.

Составление задач.

1

22.

Число и цифра 5.

1

23.

Состав чисел 2, 3, 4, 5.

1

24.

Решение задач.

1

25.

Число 6.

1

26.

Состав числа 6.

1

27.

Соотношение числа с количеством.

1

28.

Число 7.

1

29.

Состав числа 7.

1

30.

Повторение изученного.

1

31.

Решение числовой цепочки.

1

32.

Подборка и запись чисел.

1

33.

Дни недели.

1

34.

Число и цифра 8.

1

35.

Состав числа 8.

1

36.

Решение задач. Ориентировка по плану.

1

37.

Подборка и запись чисел.

1

38.

Число и цифра 9.

1

39.

Состав числа 9.

1

40.

Решение задач.

1

41.

Подборка и запись чисел.

1

42.

Изменение признаков.

1

43.

Число 0.

1

44.

Решение числовой цепочки.

1

45.

Графические работы.

1

46.

Решение задач.

1

47.

Подборка и запись чисел.

1

48.

Число 10.

1

49.

Состав числа10.

1

50.

Решение задач.

1

51.

Подборка и запись чисел.

1

52.

Сборка целого из частей.

1

53.

Повторение изученного.

1

54.

Повторение изученного.

1

55.

Проверочная работа.

1

56.

Нахождение и исправление ошибок.

1

57.

Запись и название чисел до 20.

1

58.

Запись и название чисел до 20.

1

59.

Сложение и вычитание в пределах 20

без перехода через десяток.

1

60.

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

1

61.

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

62.

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

63.

Закрепление пройденного.

1

64.

Административная работа (тест). Работа над ошибками

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (1 класс) "Группа продленного дня"

Календарно-тематическое планирование группы продленного дня. 1 класс...

рабочая программа 3 класс Группа продлённого дня

программа содержит пояснительную записку и КТП....

Рабочая программа для дошкольной образовательной группы "Обучение письму"

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура рук...

Рабочая программа для обучающихся группы продлённого дня 1 класс (ФГОС НОО)

Данная программа предназначена для организации внеурочной  деятельности с учащимися первых классов, пребывающих в группе продлённого дня. Программа разработана с учётом запросов детей, потребност...

Рабочая программа педагога-воспитателя группы продленного дня

Рабочая программа педагога-воспитателя группы продленного дня ...

Рабочая программа для дошкольных групп по обучению грамоте

Рабочая программа для дошкольников по обучению грамоте. Н.С. Жукова "Букварь"...

Рабочая программа по дошкольной подготовке

Предлогаемый курс дошкольной подготовки дает возможность интенсивно развивать  интеллектуальные возможности ребёнка дошкольного возраста. Занятия для дошкольников имеют блочную структуру. Програм...