"Письменный приём деления" конспект урока математики в 3 классе
план-конспект урока (3 класс) на тему

Макарова Ирина Васильевна

"Письменный приём деления" конспект урока математики в 3 классе по программе Л.Г.Петерсон. Урок разработан с учётом всех требований ФГОС,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №20»

Тема: Прием письменного деления многозначных чисел

 на однозначное число.

3 класс

j0232133

Автор: Макарова Ирина Васильевна

учитель начальных классов

2015/2016

учебный год

Тема урока: «Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число».

        Цель изучения темы: научить детей делить многозначные числа на однозначные письменным способом.

Задачи урока:

I.Образовательные:

1.Познакомить с алгоритмом  письменного деления многозначного числа на однозначное число.

2.Отработать изученные приемы устных и письменных вычислений.

3.Закрепить навык решения простых уравнений.

II.Развивающие:

- развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания;

- закреплять умение  рассуждать, делать выводы;

-развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, математическую речь. 

III.Воспитательные:

Способствовать формированию коммуникативных умений.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения урока – традиционная, с использованием компьютера.

Форма обучения – фронтальная, парная, индивидуальная.

Место урока в учебном плане – 1 урок по теме «Деление на однозначное число».

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-сообщающий.

Этапы урока

УУД , выполняемые учащимися

1 этап  Мотивация к учебной деятельности

-  Сегодняшний урок я хочу начать с восточной мудрости.

           * Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму рук и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: « Все в твоих руках».

-Я желаю вам удачи на уроке. Всё в ваших руках.

Л - личностные УУД

Р - регулятивныеУУД

П - познавательные УУД

К - коммуникативные УУД

2 этап  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Тест

  1. Выражение при делении называется:

а) сумма        в) разность

б) частное                     г) произведение

  1. Компоненты при делении называются:

а) слагаемое, слагаемое, сумма

б) множитель, множитель, произведение

в) делимое, делитель, частное

     3. Чтобы найти неизвестное делимое надо:

          а) частное умножить на делитель

          б) к частному прибавить делитель

          в) из частного вычесть делитель

     4. Если число делим на 1, то получается:

          а) один; б) тоже число; в) ноль

     5. Какое из этих выражений неверное:

          а) 7 : 7 = 1;  б) 7 : 1 = 7;   в) 0 : 10 = 0;   г) 10 : 0 = 0.

     6. Остаток при делении должен быть:

          а) больше делителя;  б) меньше делителя;  в) равен делителю.

Проверка:

  1. Сравни свои ответы с ответами соседа по парте; У кого ответы одинаковые?
  2. Сравни с ответами таблицы (б, в, а, б, г, б);

- У кого не было ошибок? Поставьте себе «+».

- Что общего вы заметили при выполнении теста? На какое действие выполнялись задания?

- На каждой парте лежит карточка с заданием. Ваша задача найти закономерность и вставить пропущенные числа.

-Какая закономерность?

     

-Анализ, синтез. Обобщение, аналогия (П)

-Использование знаково-символических средств (П)

-Выполнение пробного учебного действия (Р)

-Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-Аргументация своего мнения (К)

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

3 этап  Выявление места и причины затруднения

-Объясните приём вычисления. Какое задание вызвало у вас затруднение?

Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления?

-  Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. )

-Анализ, обобщение (П)

-Постановка и формулирование проблемы(П)

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

- Когда у вас возникли трудности с умножением многозначных чисел, какой приём вам помог? (Письменный)

- Сформулируйте тему урока. ( Письменный приём деления многозначного числа на однозначное).

- Объясните приём вычисления при помощи графической модели.

                                                                                                 

 

536:4=(400+120+16):4=400:4+120:4+16:4=100+30+4=134                                                                                                  

Дети проговаривают свои действия с опорой на эталон.

- Что можно сказать о таком способе вычисления? (Долго и неудобно)

- Запишем короче: 1.) Делим сотни:  5с. : 4 = 1с. (ост. 1с.)

                                 2.) Делим десятки: 13д. : 4 = 3д. (ост. 1д)

                                 3.) Делим единицы: 16 ед. : 4 = 4 ед.

       Итак, 536:4=134

-  Разделите 225:3. Я решаю за доской вы - в тетради. С.10 №3.  Почему я решила быстрее? (Другой способ вычисления) Хотите ли вы научиться этому способу?

В делении этот способ еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

- Какой способ самый рациональный?

 – Давайте попробуем составить алгоритм действий.

- Что нужно сделать в первую очередь? С какого разряда мы начинаем деление? (С сотен).

-Если при делении сотен получится остаток, что мы с ним сделаем? (Сложим с десятками).

 И т.д.

 1. Найти первое неполное делимое.

 2. Определить число цифр в частном.

      3. Найти цифры в каждом разряде частного.

_Самоопределение (К)

-Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

-Поиск и выделение необходимой информации (П)

-Выбор наиболее эффективного способа решения(П)

-Планирование(П)

-Использование знаково-символических средств (П)

-Осознанное построение речевого высказывания(П)

-Волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

5 этап  Реализация построенного проекта

- Действуем по плану. (Учитель на доске показывает детям запись деления столбиком).

988    4

-Первое неполное делимое 9.(Учитель сообщает детям о необходимости нахождения цифр в частном)

- 9:4=2 (ост.1)

_  988     4

    8         2

        1

        

-1 десяток и 8 единиц =18.

-Разделим 18 на  4. Получим 4 и остаток 2.

_  988     4

    8         24

   _18        

     16

       2

-2 десятка и 8 единиц = 28.

-Разделим 28 на 4. Получим 7.

_  988     4

    8         247

   _18

     16

     _ 28

        28

          0

-Ответ: 247.

-Сможем ли мы этим способом решать аналогичные примеры?(Да).

-Повторите алгоритм деления уголком по учебнику с.11

- Теперь решим предыдущий пример этим же способом. В чём отличие? (Первое неполное делимое двузначное число)

- Том  решил наш пример и получил другой результат. Почему? №4 С.11

-Исправьте его ошибку.

-Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

-Познавательная инициатива (Р)

-Самостоятельное решение задания поискового характера(П)

-Построение логической цепи рассуждений(П)

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-Формулирование и аргументация своего мнения(К)

6 этап  Первичное  закрепление

-Что мы должны сделать дальше? (Потренироваться).

Стр. 12 №5 (1, 2 столбик) – фронтально.

Стр. 12 № 5 (3 столбик) – в парах.

Проверка по подробному образцу (Д-6)

-Кто выполнил задание правильно? Поставьте знак «+». У кого были ошибки? Поставьте «-». Вы поняли причину ошибки, исправили ее? Вы тоже справились с заданием, поставьте знак «+».

-Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

-Выполнение действий по алгоритму(П)

-Осознанное построение речевого высказывания(П)

-Построение логической цепи рассуждений(П)

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-Формулирование и аргументация своего мнения(К)

7 этап  Самостоятельная работа

-Вы очень хорошо поработали. Что нужно сделать теперь? (Выполнить самостоятельную работу)

-Для чего? (Чтобы проверить себя)

Сам. работа стр.12 № 5 (4ст.).

После выполнения самостоятельной работы самопроверка по эталону для самопроверки (Д-7)

Анализ и исправление ошибок.

Те ученики, которые не допустили ошибок, ставят знак «+», допустившие ошибки – знаки «-».

-Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

-Выполнение действий по алгоритму(П)

-Осознанное построение речевого высказывания(П)

-Построение логической цепи рассуждений(П)

-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-Формулирование и аргументация своего мнения(К)

-Контроль(Р)

-Коррекция(Р)

-Оценка(Р)

8 этап Включение в систему знаний и повторение.

-Где на уроках математики мы встречаемся с делением многозначного числа на однозначное? ( В решении задач и уравнений).

623 : Х = 7                            792 : Х = 6

Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

- Вы смогли применить новое знание при выполнении другого задания? (Да).

- Поставьте знак «+».

-Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

-Выполнение действий по алгоритму(П)

-Осознанное построение речевого высказывания(П)

-Построение логической цепи рассуждений, доказательство(П)

-Контроль, коррекция, оценка(Р)

9 этап Рефлексия.

- Какую цель вы ставили на уроке? (Открыть быстрый способ деления многозначного числа на однозначное).

-  Вы достигли поставленной цели? (Да).

Давайте проведем проверку:

  • Научились находить первое неполное делимое?
  • Научились определять количество цифр в частном?
  • Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

 - Оцените свою работу на уроке.

-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.

Домашнее задание .

№6 с.12

-Рефлексия способов и условий действий(П)

-Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П)

-Самооценка на основе критериев успешности(Л)

-Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.(Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация .Игровые приёмы на уроке математики 1 класс..

Игровые приёмы на уроке математики 1 класс....

Урок математики 4 класс Школа России Раздел "Умножение и деление" Тема "Письменные приёмы умножения"

Цель: познакомить с письменным приёмом умножения многозначного числа, содержащего нули и единицы, на однозначное число, совершенствовать вычислительные навыки, развивать внимание, умение работать в гр...

Урок математики 4 класс «Письменный приём умножения многозначного числа на двузначное»

Письменный приём умножения многозначного числа на двузначное...

Технологическая карта к уроку математики 2 класс "Письменный приём вычитания в случае вида 52=24"

Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток....

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Приёмы письменного умножения в пределах 1000" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с приёмом умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд в столбик.Планируемые результаты: Предметные: знать приёмы письменного умноже...