Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся коррекционной школы
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Ибрагимова Гульнур Марсельевна

Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся коррекционной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида , должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, а также необходимых ценностных ориентаций, прежде всего, жизненной перспективы.

 Показателями готовности к самостоятельной жизни умственно отсталых старшеклассников являются адекватное профессиональное самоопределение, реальная временная составляющая жизненных планов, готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи, соответствие моральным нормам и требованиям общества, использование личного опыта в изменяющихся условиях.

Методы  работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение
  • Экскурсии
  • Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё  «Я» как  внутренний  мир. Моя уникальность. В гармонии ли «Я»  с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим  миром.  Жизненная  позиция. Основные навыки общения.

Правовая  ориентация

Перечень документов, которые  необходимы выпускнику. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка. Правила их составления.

Валеологическая  ориентация

Факторы, угрожающие здоровью  человека. Алкоголь и его  влияние  на  здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния  здоровья  на  выбор  профессии  и формирование   семьи.

Социально-бытовая  ориентация

Рациональные  потребности человека. Потребность  в жилье. Особенности  поведения  человека  в различных  жизненных  ситуациях.

Профессиональная  и  трудовая  ориентация

 Устройство  на  работу. Безработица. Экскурсия в Центр занятости, учебные заведения.

Семейная  ориентация

Роль  семьи  в жизни  человека. Взаимоотношения в семье, обязанности членов семьи. Забота о детях. Любовь.

Финансово-экономическая  ориентация

Бюджет. Экономия. Основные  экономические  понятия.

                   ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

Тема  занятия

Структура  занятия

Цели занятия

Дота проведения

1.

      «Знакомство»  

Вводная  беседа.

Упражнение – разминка «Карандаши».

Обсуждение  и  принятие правил  работы.

Упражнение «Кто я?»  

Анкета выпускника.   

Обратная  связь.

Ознакомить детей с основными правилами, целями, задачами занятий

Формирование  интереса  и  мотивации  к  посещению  дальнейших  занятий.

Сплочение  группы.

 Сентябрь

Сентябрь

2.

«Общение и умение  слушать»

Разминка «Привет  себе».

Психогеометрический  тест.

Информационный  блок «Психология  общения».

Анкета « Умеете  ли  вы  слушать».

Упражнение «Слушание в  различных  позах».

Обратная  связь.

Продолжение  формирования  интереса  к занятиям.

Введение  понятия «психологическая  информация».

Формирование  представления  об  общении  как  о  психологическом  явлении.

Снятие напряжения.

 Октябрь

3.

«Я в своих глазах и в глазах других  людей»

Разминка «Цветочная поляна»

Упражнение «Волшебный ящик»

Игра в мяч (воздушный  шар)

Упражнение «Ассоциация»

Домашнее задание «Закончи предложение»

Сплочение группы.

Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Снятие напряжения

 Октябрь

4.

«Мои права и права других людей»

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение «Ручеек»

Упражнение «Мои права»

Ритуал окончания занятия

Формирование знаний о правах человека и умение применять донные знания на практике.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

Сплочение детского коллектива

 Октябрь

5.

«Будь готов»  

Игра по социально-правовой ориентации.

Мозговой штурм «Причины потери жилья».

игра «Риэлторы».

Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.

Обратная связь.

Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.

Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

 Ноябрь

6.

«Сделай выбор»  

Дискуссия.

Работа  с карточками.

Упражнение  «Высказывания».

Анкета  « Проблемы  наркомании».

Игра  « Слова на  букву  имени».

Обсуждение  ассоциаций.

Выяснение   степени  заражения  ВИЧ – инфекцией  в различных  ситуациях.

Мотивирование  подростков к  получению  информации.

Развитие  способности  аргументировать  и конструктивно  участвовать  в дискуссии.

 Ноябрь

7.

«Моя жизнь в моих руках»

Дискуссия.

Просмотр фильма о вреде алкоголя.

Обсуждение фильма.

Анкета «Проблемы алкоголя».

Мотивирование подростков к получению информации.

Формировать потребности в здоровом образе жизни.

Декабрь

8.

«Я умею…»

Упражнение «Хвастун».

Упражнение «Хочу, могу, делаю».

Упражнение на снятие напряжения «Ай да он!»

Формирование собственного «Я».

Формировать адекватное отношение к себе и своим возможностям.

Снятие напряжения.

Декабрь

9.

«Поиск  работы – это  тоже  работа»

Разминка

Упражнение на расслабление «Ручей»

Шкала  самоуважения  Розенберга.

Методика «Линия  жизни».

Методика  исследования   самооценки  (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).

Вручение  памятки  по  трудоустройству

Получение  информации  о  том, правильно  ли  подросток  сделал  профессиональный  выбор.

Знакомство  с основными  правилами  поиска работы.

Информационное  обеспечение  подростков  по  вопросам  трудоустройства.

  Январь

10.

«Самооценка»

Упражнение расскажи о себе».

Упражнение «Кто я?».

Упражнение «Спасибо за…».

Упражнение «Круг доброжелателей»

Формировать навыки самооценки.

Развивать способности принимать и передавать информацию через развитие устной речи.

Снятие напряжения.

Январь

11

Экскурсия в Центр     занятости населения

Посещение Центра  занятости

Ознакомление с работой Центра, имеющимися вакансиями различных профессий, обучение      от Центра занятости.

 Февраль

12

Экскурсия в

г. Юрга, ПУ – 59,

ПУ – 55

Посещение ПУ – 59,

ПУ - 55

Ознакомление учащихся с данными учебными заведениями

Повышение мотивации в обучении.

Февраль

13

Экскурсия в п. Яшкино, ПУ - 51

Посещение ПУ – 51

Ознакомление учащихся с данным учебным заведением.

Повышение мотивации в обучении.

 Март

14

«У нас  будет своя  семья»  

Анкета  «Уровень  сформированности  брачно-семейных  представлений».

Работа  со  схемой «Функции  семьи».

Упражнение «Слагаемые  счастливой  семьи».

Диагностика  уровня  сформированности  представлений  о  будущей  семье, выявить  основные  проблемы  группы.

Формирование представления   о  семье  как многофункциональном  явлении.

Осознание  подростками ответственности  брачного  выбора и  построения  семейных  взаимоотношений.

Март

15

Забота о детях. Любовь.

Рисование «Я и мой дом».

Ролевая игра «Я заботливый папа (мама)».

Упражнение «Любовь – это…»

Продолжить знакомство о взаимоотношениях в семье и обязанностях членов семьи.

Осознание подростками роль родителей в воспитании ребенка.

 Апрель

16

«Имитационная игра»

Работа  с карточками.

Теоретическая  часть «Оформление  регистрации».

Практическая  часть «Заполнение документов».

Обучение подростков  умению делать правильный выбор и  обоснованию  его.

Закрепление  полученных  знаний.

Апрель

17

Бизнес-игра «Деловые  ребята»  

Анкета « Экономны  ли  вы?»

1тур: «Экономический  словарь».

2 тур: «Идея».

3 тур: «Тур  лицом».

Знакомство  учащихся  с наиболее  распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми  будущему  бизнесмену.

Моделирование  поведения  подростков в  условиях  рыночной  экономики.

Активизирование  познавательной  деятельности  учащегося.

 Май

18

Итоговое  занятие по  исследованию  социальной  компетенции

Итоговое  занятие по  исследованию  социальной  компетенции.  

Определение  уровня  сформированности  социальных  навыков  у  подростка, оценка,  какие  именно  социальные  навыки являются   для  него наиболее  простыми, а какие  наиболее   сложными.

Возможность получения информации  о  круге    общения подростка, о значимых  для  него людях, кто  из его  окружения  оказывает ему  материальную  поддержку, кто  является  эталоном  поведения, чьи  взгляды  на жизнь  ему  близки.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....

Занятие для учащихся коррекционной школы "СИРЕНЬ 1945 года"

Занятие направлено на закрепление знаний учащимися о трудностях победы в ВОВ, а также воспитание понимания у школьников значимости этой победы. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам и людям п...

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна     Проведение предметного конкурса  «Умники и умницы»  среди учащихся коррекционных школ как систем...

Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера

Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного...

Особенности усвоения материала по чтению учащихся коррекционной школы 8 вида

На уроках чтения в младших классах   вспомогательной школы  учащиеся получают элементарные сведения о природе и обществе, которые служат основой формирования у них  материалистичес...

Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>

Пояснительная записка         Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...