Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

 

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozova_yu.e.__korobchenko_t.v._-.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна   

 

Проведение предметного конкурса  «Умники и умницы»  

среди учащихся коррекционных школ как система поддержки  

в развитии потенциальных возможностей детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым.

Успешное овладение знаниями в начальных классах коррекционной школы невозможно без воспитания познавательной активности и интереса детей к знаниям. Одним из средств привития любви и внимания к учебным предметам в нашем учреждении является предметный конкурс «Умники и умницы», который ежегодно весной проводится в рамках ГОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района  с 2007 года.

На базе ГОУ школы—интерната была создана рабочая группа педагогов, в которую вошли директор школы-интерната № 8 В.П.Смирнова, зам. дир. И.В.Артемьева, учителя--логопеды Т.В. Коробченко, Ю.Е. Розова. Научным руководителем конкурса  до 2011 года являлась  директор НМЦ Пушкинского района Л.Г. Серова. С 2011-2012 учебного года конкурс получил статус городского конкурса, научный руководитель  - Н.Н. Яковлева (канд. пед. наук, доц., кафедра специальной (коррекционной) педагогики  СПб АППО).

Авторы-составители инновационного проекта Умники и умницы» учителя- логопеды Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. считают, что предметный конкурс не только повышает учебную мотивацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, но и способствует социальной адаптации, дает возможность учащимся, успешно усвоившим программу начальных классов, получить дальнейшее образование в условиях массовой школы.

   Предметный конкурс является одной из форм учебной деятельности, которая влияет на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.

      Цели предметного конкурса «Умники и умницы»:

  1. активизировать учебную мотивацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  2. способствовать социальной адаптации учащихся коррекционных школ;
  3. дать возможность учащимся, успешно усвоившим программу начальных классов, получить дальнейшее образование в условиях массовой школы.

      Задачи предметного конкурса «Умники и умницы»:

  1. пропаганда научных знаний и развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса к учебной деятельности;
  2. активизация работы кружков, секций и других форм внеклассной и внешкольной работы в коррекционном учреждении;
  3. повысить качество образования у учащихся начальных классов.

   Конкурс проводится по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». При разработке материалов предметного конкурса нами  учитывались возрастные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и требования программы по начальному образованию Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

            Согласно программе обучения в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, подбирались разноуровневые занимательные и нестандартные задания, разнообразные  по форме и характеру вопросов. При этом их тематика и идейная направленность сходны для вариантов всех параллелей 2-4 классов, хотя и построены на разном текстовом и лексическом материале.

          В коррекционных школах  учащихся с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие затруднения при изучении программного материала по русскому языку. Воспитание любви к русскому языку – серьёзная и ответственная задача педагогов. Любовь к родному языку воспитывается через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык», возникающего как на классных занятиях, так и во внеклассной работе.

Все задания предметного конкурса подразделяются на 3 типа: задания игровой лингвистики (ребусы); задания, основанные на научных теоретических проблемах русского языка, предполагают демонстрацию глубины знаний предмета; задания из области речевой культуры.  

 Предложенные типы заданий направлены на развитие навыка звукобуквенного и слогового анализа, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, способствуют расширению кругозора, совершенствуют умственные способности младших школьников.

Предметный конкурс по математике пробуждает у учащихся интерес к предмету, учит их оригинально мыслить, принимать верные решения в сложных жизненных ситуациях.

Материал для предметного конкурса разделен на три типа заданий: задания занимательной формы; задания геометрического характера; задания, направленные на развитие критического и творческого мыш ления, логического рассуждения.  

Задания по сложности выстраивались так, что решение первых задач основывались на знаниях программного материала, далее уровень трудно сти постепенно увеличивался. Все задания формулировались четко, с использованием известных школь никам терминов. Они предусматривают возможность применения стандарт ных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий уче ник может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению.  

Материал предметного конкурса по окружающему миру занимает особое место в си стеме предметных конкурсов. На уроках школьники, главным образом, по лучают общие представления о некоторых закономерностях развития при роды и жизни людей, расширяют свой кругозор, заинтересовываются свя зями природы. Здесь следует отметить, что учебная программа направлена на формирование у учащихся целостного представления о природе во всем ее многообразии. Необходимость проведения предметного конкурса по окружающему миру дикту ется не только желанием детей узнать нечто новое, но и способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке матери ала, развитию речи детей, повышает уровень языкового развития млад ших школьников.

Задания предметного конкурса строились на основе занимательности, под которой подразумевается качество, способное возбудить у школьников интерес и вызвать стремление к получению новых знаний. Такой вид работы при влекает учеников своей новизной и необычностью.

    Материал предметного конкурса по окружающему миру разбит на 4 типа заданий: задания, основанные на знании программного материала; задания, требующие логического размышления;   задания, направленные на эрудицию и знания, полученные из соб ственных наблюдений и дополнительной литературы; творческие задания, направленные на воспитание бережного отно шения к окружающей среде и здоровью человека.

Предметный конкурс по окружающему миру служит основой формирования са мостоятельных обобщений и выводов, развивает мышление и наблюда тельность.

  Предметный конкурс по каждому предмету  проводим в два тура: I тур – внутришкольный, II тур – районный.

    Каждый конкурс по предмету по времени не  превышает 40 минут. При проведении предметного конкурса создаём для учащихся комфортную атмосферу, чётко организуем работу. После каждого этапа для участников конкурса проводим совместное чаепитие с целью социальной адаптации учащихся разных школ для налаживания добрых отношений, служит воспитанию толерантности.

   Для удобства материал   конкурса по каждому предмету расположен на отдельном листе формата А4. В каждом туре - по 12-15 заданий. Организаторы раздают детям задания, а учащиеся  пишут в них ответы.   Обязательно предупреждаем участников, что отвечать на вопросы они могут в любом, удобном для них, порядке. После выполнения заданий каждый ученик оценивает свою работу, поставив на одной из ступенек «лесенки успеха» отметку.  

 Задания предметных конкурсов разделены на два вида:  задания, требующие только знания предмета;  задания повышенной трудности, требующие «включить воображение», эрудицию,  сделать нестандартные логические шаги.    Каждое задание  имеет свои критерии оценки.

 Победителями считаем учащихся, набравших наибольшее количество баллов или ответивших на наибольшее количество вопросов.  Подведение итогов проводится в торжественной обстановке. На гала-концерте участники конкурса демонстрируют свои творческие способности.  Победителей и призёров награждаем дипломами и призами. Команда школы, получившая наибольшее количество баллов, получает главный приз конкурса – «Умную сову».

В течение нескольких лет активное участие в предметном конкурсе «Умники и умницы» приняли  образовательные учреждения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Пушкинского района № 8, № 67, № 68,   коррекционные школы №370, №663, № 561.

Полученные результаты предметных конкурсов позволяют нам:

  1.  Планировать конкретную работу с конкретными учащими ся по определенной  теме программы.
  2.  Знакомить педагогов  с новыми  технологиями и использовать их для   развития детей, имеющих более высокие интеллектуальные возможности,  на уроках и на коррекционных занятиях.
  3.  Помогать учащимся  ориентироваться в нетрадиционных заданиях и вопросах, на правленных на  привитие интереса к изучаемым предметам и общее раз витие личности.
  4.  Помочь родителям учащихся увидеть перспективы индивидуального раз вития своего    ребенка.

Какой бы ни была школа, она в определенный период жизни человека является необходимой средой, в которой ребенок должен развиваться полноценно и гармонично. Концепция педагогических усилий проводимого конкурса направлена, кроме выше сказанного, на воспитание у детей чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах, чувства коллективизма, гражданственности, положительного отношения к культуре и науке, эстетическим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость.

Конкурс в нашем понимании — это не только соревнование, это праздник открытий и новых свершений, море чувств и эмоций.

Предметным конкурс «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ — шаг в социум большой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна     Проведение предметного конкурса  «Умники и умницы»  среди учащихся коррекционных школ как систем...

Организация работы по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Перемены, связанные с научно техническим прогрессом вызвали быструю смену технологий. Возникает необходимость в быстром освоении этих технологий и встраивания в любую возник...

Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Филворд как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся....

МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Мнемотехника - это использование методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...

статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....

практические рекомендации "Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста".

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего м...

Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...