Программа занятий «Школа будущего первоклассника»
рабочая программа на тему

Исхакова Зульфия Наиловна

Программа занятий в школе будущих первоклассников «Школа раннего развития»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                      «Согласовано»                                                          «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                              Заместитель                                                                Директор МБОУ

Каримова В.З  / _____/                                          директора по УВР                                                      «Подгорновская ООШ»

Протокол №____  от                                              МБОУ «Подгорновская ООШ»                               Шакирова М.М. /______/  

«     »                      2017г.                                         Хикматова А.М.  /________/                                   Приказ №______ от

                                                                                  «___» _____________2017 г.                                  «____» ___________2017 г

Программа занятий «Школа будущего первоклассника»

МБОУ «Подгорновская основная общеобразовательная школа»

Ютазинского муниципального района РТ

учителя 1 квалификационной категории

Исхаковой Зульфии Наиловны

Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                                       педагогического совета

                                                                                                                                                                                                 Протокол №       от

                                                                                                                                                                                                  «        »                             2017 г.

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

    Основная общеобразовательная   программа  «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа определяет  содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическим развитии.

Школа раннего развития в своей деятельности руководствуется  Конституцией РФ,  Законом РФ «Об образовании», законодательством Российской Федерации,  нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ,  Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, утверждённым Постановлением Правительства РФ.

Школа раннего развития создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей  направленности.

Учреждение обеспечивает подготовку дошкольника к школе, обучение и развитие детей в возрасте от 6  до 7 лет.

Приоритетной деятельностью образовательного учреждения, как имеющего группы для детей старшего дошкольного возраста, является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по  направлениям: познавательно - речевое, социально - личностное, художественно-эстетическое и физическое.

Концепция дошкольного воспитания, одобренная коллегией Госкомитета по народному образованию, провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как «этап подготовки к будущей жизни – к школе». Отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

В определении готовности ребёнка 6-7 лет к школьному обучению необходимо учитывать  так называемую «школьную зрелость», т.е. тот уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребёнка и не ухудшат его здоровья.

Формирование готовности предусматривает следующие основные направления:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • психологическая подготовка дошкольников к обучению в начальной школе;
  • формирование знаний и умений детей;
  • развитие общекультурных умений и навыков у детей

Моделирование образа выпускника нашего образовательного учреждения является основой для разработки структурно-целевых ориентиров воспитательно-образовательной системы. Создание образа обусловлено своеобразием направлений и программ образовательной работы коллектива, социальным запросам родителей, своеобразием самого дошкольного периода.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется физической, личностной, интеллектуальной готовностью.

Физическая готовность состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координации, физическая и умственная работоспособность.

Личностная готовность — определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации к учению (познавательной и социальной), активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, Умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность — развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления: владение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование), децентрацией (учет позиции другого человека при анализе ситуации), родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), элементами учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры и др.) — выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие представлений о мире людей, вещей, природе. Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ дошкольного и дополнительного образования и обеспечения воспитания детей.

Основная общеобразовательная   программа  Школы раннего развития  разработана на основе общеобразовательных программ  дошкольного образования:

Психическое развитие ребенка – дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность. В качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Развитие способностей дает возможность ребенку уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности. Именно развитие способностей определена как основная образовательная цель программы.

Программа направлена на развитие у детей умственных и творческих способностей, в процессе детских видов деятельности (игры, конструирование, изобразительная деятельность, литературно – художественная деятельность).

Особенностью программы  является то, что данная программа ориентирована на обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, не на ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а на расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности – на развитие способностей. Способности позволяют ребенку обобщать его опыт, анализировать ситуацию, самостоятельно находить решения различных задач.

Программа разработана для возрастных групп: подготовительной.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Проблема преемственности в обучении и воспитании рассмотрена в трудах Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, Б. Эльконина и др. В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связи школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и т.д. Очень важна преемственность, прежде всего на начальных ступенях образования, т.к. именно на них «закладывается зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса – педагогов и детей».

В «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено) выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе. Там же определены общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, что предполагает решение следующих приоритетных задач:

На ступени дошкольного обучения:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру,  людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На начальной ступени:

  • осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.)
  • желание и умение учиться, готовность образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в различных видах деятельности;
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования);
  • специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном возрасте качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

  • физическому;
  • социально-личностному;
  • познавательно-речевому;
  • художественно-эстетическому.

Основное содержание программы:

 «Окружающий мир».

«Математика».

«Развитие речи, письмо».

«Художественное труд».

 «Музыка».

«Подвижные игры».

Цель:  Создание условий для реализации гарантированного гражданам России права на получение общедоступного  и бесплатного дошкольного образования, непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого,  социально-личностного, художественно-эстетического  и  физического развития детей.
  • создание обогащенной предметно- пространственной среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
  • воспитание с учетом  возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие с семьей  для обеспечения полноценного развития детей;
  • обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей  в школу;
  • обеспечение воспитания и развития детей раннего возраста;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом (речевом) развитии дошкольников;
  • обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям учреждения;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Методологическая основа программы

Методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть. При этом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, которые ему требуется вложить в память детей, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности.

Основные особенности программы:

Программа позволяет системно и целостно использовать общие законы организации и развития любой деятельности; определяет условия для саморазвития ребенка; обеспечивает преемственность между дошкольным образованием и начальной школой в решении целей и задач современного образования с позицией дальнейшего саморазвития и успешной самореализации детей.

Принципы и подходы к формированию Программы.

  • Принцип гуманизма – признания самоценности личности.
  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  • Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).
  • Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение  детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям,   интересам и творческому потенциалу.
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.
  • Принцип вариативности и инвариантности.
  • Принцип разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
  • Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  • Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, ведущей из которых является игра.

В программе отражены следующие ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития:

образование ребенка для его будущего через его деятельность;

  • формирование у ребенка системы ценностей деятеля, созидателя;
  • формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;
  • развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;
  • активное использование в работе с детьми их собственного опыта;
  • интегрированное содержание работы с детьми;
  • партнерские взаимодействия детей и взрослых;
  • соблюдение прав ребенка;
  • доступность качественного образования;
  • активное вовлечение ребенка в социум.

Данные положения нацелены на формирование «созидателя своей судьбы», гражданина своей страны, а также и на гражданина Мира.

БЛОК   ВОЗРАСТНЫХ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   НАГРУЗОК

Возрастная группа

подготовит.

                 Возраст детей

в годах

      6 - 7

Длительность учебного часа

25 – 30  мин

 

Распределение учебной нагрузки с учетом возраста детей.

Программа  рассчитана на 2 месяца (апрель, май) по субботам.  Максимально допустимое количество учебных занятий  в подготовительной -2-х.  Их продолжительность - 25-30 мин.

В середине занятий необходимо проводить физкультминутку, перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин.

Всего количество часов: 18 ч (9 недель).

Окружающий мир

Математика

Развитие речи, письмо

Художественный труд

Музыка

Подвижные игры

 4 ч

4 ч

4 ч

2 ч

2 ч

2 ч

Предлагаемая программа создана для детей дошкольного возраста. Её содержание рассчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения

План занятий подготовительных курсов «Первоклассник»

Содержание занятий вариативно, изменчиво, может корректироваться.

ДЕНЬ I   

                 

Развитие  речи, письмо

"Знакомство.

Окружающий мир

"Режим дня школьника". "Экскурсия по школе"

ДЕНЬ II  

Математика

"Счет предметов"

Художественный  труд

"Работа с бумагой. Рыбки в аквариуме"

ДЕНЬ III

Развитие  речи, письмо

"Развитие речи. Описание игрушки" "Моя любимая игрушка"

Музыка

"Введение в музыку"

ДЕНЬ IV

Развитие  речи, письмо

 "Звуки в речи"

Математика

"Сравнение предметов"

ДЕНЬ V

Окружающий мир

Правила дорожного движения.

Подвижные  игры

 "Построение. Спортивные эстафеты.

ДЕНЬ VI

Развитие  речи, письмо

"Сказки А.С.Пушкина. Введение оценки"

Художественный  труд

"Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина." Сказка о рыбаке и  рыбке"

ДЕНЬ VII

Математика

"Геометрические фигуры. Прямоугольник". "Ориентировка в пространстве и на плоскости"

Подвижные  игры

"Построение. Подвижные игры"

ДЕНЬ VIII

Математика

"Тестовая работа по математике"

Окружающий мир

Организм человека.  Закаливание.   

ДЕНЬ IХ

Окружающий мир

Дикие и домашние животные. Птицы.  Рыбы.

Музыка

 Учить слушать, определять и называть жанровую основу песни: песня марш, песня-танец.

Принципы отбора содержания деятельности

Исходя из того, что содержание образовательной деятельности должно отвечать потребностям общества, заказу социума, ожиданием родителей, но не вступать в противоречие с целями развития каждого отдельного ребенка, содержание занятий в целом должно быть:

  • разнообразным, так как ребенок включен в ряд неоднородных сфер - природа, искусство, общение и т.д.
  • увлекательным, и не развлекательным, чтобы в процессе деятельности не «сбиться» с цели;
  • подвижным, вариативным, развивающимся, чтобы соответствовать уровню подготовки детей;
  • воспитывающим, обучающим и развивающим каждого ребенка и группу в целом;
  • практико-ориентированным для дальнейшего применения;
  • доступным чувствам ребенка;
  • актуальным и значимым для него, а значит - желаемым.

Проблема адаптации детей к школе – одна из самых серьезных на этапе дошкольного образования. Полноценная адаптация возможна лишь при соблюдении преемственности с начальной школой. В научной литературе преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)».

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего первоклассника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей ролью полготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребенка и др.

Обновление системы образования в стране связывают с решением различных проблем, в том числе с реализацией идей его непрерывности, то есть на протяжении всей жизни человека непрерывное образование, основанное на принципах демократизма и открытости, быстрого реагирования на изменения, ориентацией на личность, его потребности, обеспечит целостное развитие человека, становление его образа Я, самосовершенствование и самореализацию ребенка.

Список используемой литературы

1.    Венгер Л.А. Детский центр Венгера ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ», Москва «Новая Школа», 1994 г.

2.    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир Открытий» //Научный руководитель Л.Г. Петерсон/ - М.: Цветной мир, 2012. – 230 с.

3.    Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: концепция, структура, содержание. – М.: Карапуз-Дидактика. 2005.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.- Самара: Учебная литература: Издательск4ий дом «Федоров», 2010.
  2. Петерсон Л.Г. Программа по математике дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки». М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007
  3. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Сфера, 2011.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2011.
  5. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект. — СПб: Детство-Пресс, 1999. — 64 с. 
  6. Безруких М. Чему и как учить до школы…: Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе // Обруч. — 2001. — N° 2. — С. 38-39. 
  7. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб.: Питер Пресс, 1996. — 224 с., ил. — (Сер. «Мой первый учебник»)  
  8.  Доман Г., Доман  Д. Дошкольное обучение ребенка.-М.: Аквариум, 1995.-397 с. 
  9. Игры на разные темы // Шк. психолог..Прилож. к газ. «Первое сентября».- 1999. — N° 12. — С. 7. 
    Ильина М. Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. - СПб.: Дельта, 1999. — 224 с.,
  10. Кошкарева Н., Бариева  Т. В мире графических фантазий // Обруч. — 1998. — N° 4. — 28-30. 
  11. Мастанова Е. Что такое мелкая моторика // «Миша» для родителей. — 1998. — N° 3-4. — С. 60-64. 
  12. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова  Е. А. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. — М.: ТОО «Глобус», 1995 г. — 128 с., ил.
  13. Овчинникова Л. Графические диктанты для детей 6-9 лет // Обруч. - 2001. — N° 2. — С. 20-21.
  14. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно: Пособие для педагогов и родителей. — СПб.: Дельта, 1996. — 384 с. 
  15. Парамонова Л.Г., Головнева  Н. Я. Подготовка к школе: Речь, письмо, математика. — СПб.: Дельта, 1999. — 208 с., ил. 
  16. Плешко В. Чтобы к школе быть в форме // Мой кроха и Я.- 2001.- N° 7/8 — С. 24-25. 
  17. Порецких Т. Горячее лето дошкольника // Мой кроха и Я. — 2001. — N° 7/8. — С. 23. 
  18. Развивающие игры: Загадочные истории: Для занятий с детьми 6-8 лет.-Харьков, 1997. — 414 с. — (Сер. «Для пап и мам») 
  19. Сахарова С. Чудеса в решете, или Калинкина школа для первоклассников. — М.: Дет. лит., 1986. — 224 с.,
  20. Скоро в школу: «Возьми себя в руки» // Обруч. — 1998. - N° 4. — С. 16
  21. Фонин Д. С. Почему школьники плохо пишут //Начальная школа. — 1998. — N° 9.- С.80-83. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ занятия «Школы будущего первоклассника» по теме «Понятие гласных и согласных звуков»

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯТема: «Понятие гласных и согласных звуков». Цели и задачи:• Организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием «гласный и согласный звуки»;• Создать проблемную ситуацию, выводящу...

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...

Программа занятий «Школа будущего первоклассника»

Цели занятий:Психологическая адаптация детей.Работа по организации классного коллектива.Знакомство с основными школьными правилами.Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы.Обучени...

Заключительное занятие Школы будущего первоклассника "Веселое путешествие"

Занятие проводится в виде конкурса с игровыми заданиями....

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"...