ПРОЕКТ занятия «Школы будущего первоклассника» по теме «Понятие гласных и согласных звуков»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Бутошина Любовь Александровна

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Понятие гласных и согласных звуков». 
Цели и задачи:
• Организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием «гласный и согласный звуки»;
• Создать проблемную ситуацию, выводящую детей на изучение новых понятий;
• Создать условия по совершенствованию навыков различать гласные и согласные звуки;
• Способствовать формированию наглядно-образного и логического мышления;
• Организовать деятельность детей по развитию речи;
• Способствовать формированию положительных мотивов учебной деятельности;
• Создать комфортный микроклимат в классе, обеспечивающий мягкую адаптацию детей к школьному обучению.
Оборудование: карточки-звуки, лист с домиками звуков, рисунок и декорация сказочной страны и поляны, сказочные герои, рисунок «Цветок мак», звуковая схема слова «мак», музыкальная запись.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanyatiya.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

ПРОЕКТ

занятия «Школы будущего первоклассника»

по теме «Понятие гласных и согласных звуков»

учитель высшей категории: Бутошина Л. А.

микрорайон Сокольники, г. Новомосковск

2011-2012 учебный год

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Понятие гласных и согласных звуков».

Цели и задачи:

  1. Организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием «гласный и согласный звуки»;
  2. Создать проблемную ситуацию, выводящую детей на изучение новых понятий;
  3. Создать условия по совершенствованию навыков различать гласные и согласные звуки;
  4. Способствовать формированию наглядно-образного и логического мышления;
  5. Организовать деятельность детей по развитию речи;
  6. Способствовать формированию положительных мотивов учебной деятельности;
  7. Создать комфортный микроклимат в классе, обеспечивающий мягкую адаптацию детей к школьному обучению.

Оборудование: карточки-звуки, лист с домиками звуков, рисунок и декорация сказочной страны и поляны, сказочные герои, рисунок «Цветок мак», звуковая схема слова «мак», музыкальная запись.

Этапы  урока

Планируемая деятельность учителя

Планируемая  

деятельность учащихся

Методический комментарий

1.Организационный

момент.

Отдых детей.

-  Дети, как вы думаете, я уже все знаю о вас?

 

- Конечно же, всего о вас знать я не могу. Но точно знаю, что вы все очень любите сказки.

- Я хочу сейчас пригласить вас в одну из них. Хотите?

- А чтобы побыстрее попасть в Сказочную страну, мы выберем самое быстрое средство передвижения. Как вы думаете какое?

- Конечно же, мы полетим в Сказочную страну на волшебном ковре-самолете. И так: раз, два, три.

(Взмахивает волшебной палочкой, появляется ковер-самолет)

- Устраиваемся поудобнее. Мы летим в Сказочную страну (звучит музыка и дети совершают движения полета).

- Мы летим над полянами, над широкими лугами, над дремучими лесами, над морями, над большими городами, над пустынями, горами.

- А вон вдали показалась Сказочная страна. Держитесь крепче, наш ковер-самолет начинает снижение.

(Музыка стихает, дети садятся на свои места).

(Появляется рисунок «Сказочная страна»).

- Мы с вами в Сказочной стране. Посмотрите, кто нас встречает (герои сказок).

Дети давайте поприветствуем их.

- Да. Потому что мы познакомились.

- Нет. За это время, что мы знакомы, нельзя узнать все.

- Да. Вы уже знаете о нас много.

- Да. Очень.

- Да. Очень хотим.

- Мы поедем на волшебном поезде.

- Мы полетим на самолете.

- На ракете, думаю, будет быстрее.

- Сказочный ковер-самолет.

- Здравствуйте, друзья!

(дети пока являются зрителями).

Мальвина

- Здравствуйте, девочки и мальчики!

Буратино

- Привет! Мы очень рады видеть вас у нас в Сказочной стране!

Красная шапочка

- Здравствуйте, ребята! Ой, а что же это мы держим наших гостей у ворот!?

Кот в сапогах

- И то верно. Здравствуйте, ребята! Милости просим к нам в Сказочную страну.

(Ворота открываются и все оказываются  на волшебной поляне. Появляется декорация волшебной поляны: порхают бабочки, поют птицы, цветы, ягоды...)

Мальвина

- Ребята, мы на волшебной поляне. И хоть мы в волшебной стране и на волшебной поляне, но не надо забывать вести себя правильно.

Буратино

- Ну, вот еще! Опять ты, Мальвина, начинаешь воспитывать. Надоело! Можно хоть сегодня сделать исключение!?

Мальвина

- Ах, Буратино, ну какой же ты не воспитанный мальчик. (Обижается)


Буратино

- Ну ладно, ладно. Я пошутил.

Красная шапочка

- Буратино! Как тебе не стыдно? Ты ведешь себя некрасиво. Что наши гости скажут? Сейчас же извинись перед Мальвиной.

Буратино

- Ну, вот еще! Не хочу!

Кот в сапогах (строго)

- Буратино! Девочки правы. Тебе немедленно надо извиниться.

Буратино

- Хорошо! Извините!

Кот в сапогах

Нет, так не извиняются.

Буратино

-А как?

Красная шапочка

- А мы сейчас попросим ребят помочь тебе. Ребята, помогите, пожалуйста, Буратино!

- Надо сказать, извини меня, Мальвина.

- Мальвина, прости меня, пожалуйста.

- Мальвина, прости меня, я не хотел тебя огорчить.

- Мальвина, прости меня, пожалуйста, я буду послушным.

Буратино

- Спасибо, ребята. Вы добрые и воспитанные. Мне очень стыдно за мой некрасивый поступок. Я сейчас все  исправлю. (Походит к Мальвине)

- Мальвина, прости меня, пожалуйста, я буду послушным и воспитанным.

Мальвина

- Ну, конечно же, Буратино, я тебя прощаю. Я знаю, что ты добрый мальчик (обращается к детям)

- Дети, а как надо правильно вести себя в лесу, даже если мы на волшебной поляне?

- В лесу нельзя шуметь.

- Нельзя разорять гнезда птиц.

- Лес - это дом для животных.

- Нельзя разводить огонь.

- Надо тихо любоваться красотой леса.

- Нельзя мусорить в лесу.

-  Нельзя рвать и ломать растения леса.

Мальвина

- Молодцы! Знаете как надо вести себя в лесу. Мы приглашаем вас погостить на нашей волшебной полянке. Давайте полюбуемся ее красотой. (Звучит музыка, дети ходят в хороводе).

Диалог учителя и детей.  (Это способствует включению детей в работу, активизирует детей, развивает речь).

Сценка, взятая на этом уроке - воспитательный момент по культуре поведения, способствует развитию умения детей дошкольников участвовать в ролевых играх на уроках окружающего мира. В этой сценке задействованы учащиеся 4-го класса (мои дети).

Ответы детей обобщаются в правилах поведения в лесу, появляется таблица рисунков и символов. Дети получают дополнительно знания по окружающему миру по теме: «Правила поведения в лесу».

2. Актуализация знаний.

  - Спасибо вам, друзья, за        приглашение. На этой волшебной полянке мы
проведем наше занятие.

- Дети мы уже знаем с вами, что такое звук. Мы слушали разные звуки в городе, слушали музыкальные звуки. Как, вы думаете, вы уже все знаете о звуках? Давайте послушаем звуки волшебной полянки и нарисуем их. (Звучит запись).

- Сколько много звуков вы услышали! И они все прячутся в своих домиках. Какие они таинственные! Скажите, а вам хочется узнать волшебную тайну этих звуковых домиков?


Дети слушают звуки леса. (Делают рисунки на листе)

[     ], [     ]

- Пение птиц.

- Жужжание жуков.

- Шелест листьев и др.

- Да. Это очень интересно.

- А вдруг мы узнаем что-то новое.

- Мы знаем, что звуки можно записывать буквами. А вдруг эта тайна нам поможет научиться читать.

Дети знают  символы:

[    ],

     - домик для звука [     ]

3. Знакомство c

новым.

- Хорошо. Я попрошу помочь мне волшебный цветок - мак.

- А чтобы наш цветок заговорил, мы подарим ему звуковые домики.

- Давайте «имя» цветка озвучим. (Произносим)

- Сколько надо звуковых домиков?

- И среди них есть один звук особенный его можно спеть, громко крикнуть, потянуть и ему ничто не помешает. Этот звук живет в середине, и зовут его [а].

- Давайте попробуем произнести его (произносим) а-а-а-а-а.

- Скажите, воздух легко выходил изо рта?

- Вам мешали зубы, губы, язык?

- Вы легко произносили этот звук?

- Мы разгадали тайну этого звука: он легко произносится, его можно спеть и потянуть, громко крикнуть и ему ничто не мешает. Этот волшебный звук называют «гласным» и живет он в красном домике.

-красный цвет. (Заменяем на схеме)

- А тайну других звуков вы хотите узнать?

- Послушайте, как умеет разговаривать 1-ый звук. (Произношу)

- Давайте вместе. (Произносим) м-м-м-м-м

- Скажите, воздух легко выходит изо рта?

- Вам мешали губы, зубы, язык?

- Трудно было произносить этот звук?

- Мы разгадали тайну и этого звука: он произносится нелегко, губы мешали воздуху выходить изо рта, он как-будто застрял и споткнулся. Этот звук называют «согласным» и живет он в синем или зеленом домике.

О - синий цвет. О - зеленый цвет.

- А вот когда и в каком домике живет согласный звук - это тайна. Вы ее хотите узнать?

- Хорошо. Эту тайну мы узнаем на следующих наших уроках.

- А сейчас давайте разгадаем тайну последнего звука [к]. (Дети работают в парах)

- И так звук [к] у нас...

- Почему?

- Молодцы! Какую же тайну о звуках вы узнали?

М...А...К...

[                ]

-Три.

- Легко.

- Не  мешали.

- Легко.

- Да.

- Трудно.

- Губы долго не разжимались.

-  Было трудно произносить.

- Да, хотим.

Работают в парах, произносят звук [к] и выясняют: гласный он или согласный.

- Согласный.

- Трудно произносится.

- Горлышко напрягается.

- Звуку что-то мешает ... и т.д.

- Звуки бывают гласные и согласные.

На доске появляется рисунок цветка мак и схема

[          ]

Дети не знают слова

транскрипция, знают, что это домик для звука. Домик - слово.

4. 3акрепление

нового.

- Ребята, пока мы с вами разгадывали тайну звуков, наши друзья приготовили для вас игру.

- Звукам так понравилось, как вы разгадываете их тайну, и они тоже приглашают вас гости в город «Букв и звуков».

- Но это будет наше следующее путешествие.

- Время волшебства заканчивается и нам пора возвращаться. (Звучит музыка).

Сказочные герои:

- игра называется «Живые звуки». Мы называем звук, а вы показываете для него домик, [у] -     красный, [ о] -   красный,  [н] -    белый домик, [и] -    красный, [р] -       белый домик, [с] -     белый.

Сказочные герои

- Хорошо.

- А сейчас еще одна игра «Найди правильно домик».

Гласный        Согласный

Красный        Белый

- Вы слышите звук и занимаете его домик, [т], [л], [а], [и], [п], [о]. (Две команды. Получается.)

1 команда                                2 команда

 б.б.к.                            к.б.к.                                          

- Наши бабочки и стрекозы приглашают вас на порхающий вальс (танцуют).

Дети делают движения полета и возвращаются из путешествия.

Показывают красную и белую карточку, т.к. пока дети не умеют различать твердые и мягкие согласные.

5. Итог.

- Дети попробуйте ответить на мой вопрос.

- Куда и для чего мы сегодня путешествовали?

- Как вы думаете, мы справились с этой задачей?

- А сейчас я хочу подарить вам волшебные домики для звуков, они помогут вам рассказать мамам и папам о нашем путешествии.

(Все получают лист с домиками, прошу их раскрасить)

О- красный, О- зеленый, 0-синий.

- Каким цветом мы раскрасим домик для гласного звука?

- А для согласного?

- Спасибо, вы молодцы. Мне было очень приятно работать с вами.

- А добрая фея Сказка оставила для вас подарок.

(герои сказок угощают детей конфетами).

- В сказку.

- На волшебную поляну в волшебный лес.

- Чтобы услышать новые звуки.

- Чтобы узнать тайну звуков.

- Да. Мы разгадали тайну звуков.

- Мы узнали, что звуки бывают гласные и согласные.

- Мы умеем различать их.

- Красным.

- Синим и зеленым.

Дети раскрашивают домики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

Занятие в Школе будущего первоклассника по теме: "Знакомство с «Тетрадью». Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и снизу вверх)".

Цели:·        подготовка дошкольников к обучению письму;·        формирование интереса к выполнению графических упражнений, подгот...

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков с применением акватерапии»

Акватерапия, как развивающая методика для ознакомления, повторения и закрепления материала....