урок по русскому языку на тему: "Отличия гласного от согласного звука"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Гаврилова Ирина Ильинична

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования РБ

Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район РБ

Открытый урок по русскому языку на тему: «Отличия гласного от согласного звука»

Класс: 2.

Учитель: Гаврилова И. И.

Дата:10. 12. 2013г.

МОБУ СОШ села Бедеева Поляна-2013

Тип урока: урок повторения  (технология деятельностного метода)

Цель урока: продолжить знакомство с гласными звуками 

Задачи:  развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме, развивать мышление, память, внимание; воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты: 

учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование урока:

Учащиеся:

– учебник «Русский язык» 2 класс,  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий ;
–   рабочая тетрадь;
Учитель:
– ПК , экран, проектор;
– презентация слайдов;

 –картинка с изображением солнышка для разминки пальчиков, картинки с изображением лошадки, шарика и свечи для речевой разминки; картинки «мордочки» для интонационной работы; картинки «гласные звуки в лицах».

Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам на урок пришли гости, повернитесь к гостям и улыбнитесь им.

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпенье и старание.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Артикуляционная разминка.

-Кто хочет разговаривать

Тот должен выполнять

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Задуй свечу.

-Как цокает лошадка?

-Надуй шарик.

Разминка для пальчиков.

-А сейчас, ребята, проведем разминку для пальчиков.     ( Учитель показывает картинку с изображением солнышка.)

Утро настало, солнышко встало.    

-Эй, братец Федя, разбуди соседей.

-Вставай, Большак,

-Вставай, Указка,

-Вставай, Середка,

-Вставай, Сиротка.

-И, Крошка-Митрошка,

-Привет, Ладошка.

Все потянулись, и проснулись.

Минутка чистописания.

-Ребята, а сейчас запишем число, классная работа.

На минутке чистописания запишем элементы следующих букв:

Орфографическая минутка

-Ребята, посмотрите, к какой русской сказке висит иллюстрация?         Слайд 2

+ «Лиса и заяц»

-Правильно. Вспомните, о чем эта сказка?

+О том, как лиса выгнала зайца из его избушки.

-Кто пытался помочь зайчику вернуть домик?

+Медведь, собака, петух.

-Давайте запишем героев этой сказки в тетради:

Лиса, заяц, медведь, собака, петух.                                                                 Слайд 3

-Проверьте, правильно ли вы все написали. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.                                                                 Слайд 4

-Составьте предложение с одним из слов и подчеркните главные члены предложения.

Интонационная работа

-А сейчас, ребята, поработаем над одним из предложений интонационно. (Учитель демонстрирует детям картинки с настроениями «мордочки»).

III.Выявление места и причины затруднения.

(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова)

-Послушайте четверостишие.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

- О чём это стихотворение?

+Это стихотворение о гласных звуках.

-Какие признаки гласных звуков называет автор?

+Могут тянуться, кричать, петь.

-Какой признак гласных звуков вы могли бы добавить?

+При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.

- Предположите о чём мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

Прочитайте тему урока на с. 89. На какие вопросы нам предстоит ответить? Прочитайте.

-Новый ли это материал? Какую задачу мы поставим перед собой?

+ Правильно. Повторить изученное на прошлом уроке.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, для того, чтобы нам легче было отличить гласный звук от согласного , давайте будем работать по следующему плану:

Отличия гласного звука от согласного:

• гласный звук состоит только из голоса;

•при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;

• гласный звук образует слог: у-тя-та.                                                     Слайд 5

V.Реализация построенного проекта.

Работа по учебнику

-Откройте учебник на странице 89, найдите упражнение 134.

-Произнесите любой гласный звук и проверьте, действительно ли он имеет такие признаки?

(Дети называют гласные звуки)

-Ребята, обратите внимание, слово гласный образовано от устаревшего слова глас (голос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит «голосовой»

-Прочитайте, и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым?

+От слова глас, что значит голос.

-Вспомните, сколько в русском языке гласных звуков и букв, их обозначающих?

-Назовите все гласные звуки

+[а],[ о],[ у], [э],[ и], [ы].

-Проверьте любой звук: имеет ли он перечисленные признаки?

(Дети называют звук и доказывают, что звук гласный.)

-А теперь пропоем эти звуки на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»

 ( Учитель показывает картинки с изображением лица,  с открывающимся на тот или иной гласный  звук губами).

Упражнение 135.

-Сколько в русском языке гласных звуков?

+Шесть.                                                                                                            Слайд 6

-Запишите гласные звуки.

-Сколько гласных букв в русском языке?

+Десять.                                                                                                          Слайд 7

Запишите их.

+а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я.

VI.Первичное закрепление во внешней речи.

Физминутка.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я бегал, прыгал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхад.

Работа по учебнику.

Упражнение 136, страница 90.

-Что изображено в первом круге?

+Звуки в квадратных скобках.

-Что изображено во втором круге?

+Буквы, т.к. нет звуков е, ё, ю, я.

-Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме?

[А] –а, о, я.

[Э] – е, э.

[О] – о, ё.

[Ы] – ы, и.

[У] – у, ю.

[И] – и, е, я.                                                                                             Слайд 8

(Работа по цепочке)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Спиши, подчеркни гласные буквы.                                                  Слайд 9

В чём цыплята виноваты,

Что скорлупки маловаты?

Да ни в чём.

За эти дни

Просто выросли они.

(Самопроверка. Сверка с образцом.)                                             Слайд 10

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

 Работа по учебнику.

Упражнение 138, страница 91.

-Прочитайте пословицы.

-Когда так говорят?

-Что обозначают в словах выделенные буквы?

-Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.

IХ.Рефлексия учебной деятельности.

 –Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?

-Сколько гласных звуков в русском языке?

-Сколько гласных букв в русском языке?

-Что могут обозначать буквы е, ё, ю, я?

+Мягкость согласного, гласный звук или слог.

 Оценивание.

 Домашнее задание.

Страница 90, упражнение 137.                                                                 Слайд 11

-Молодцы!                                                                                                     Слайд 12

-Ребята, спасибо за урок. Урок окончен.                                               Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Гласные и согласные звуки и их буквы"

Презентация служит сопровождением урока №2 русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

открытый урок по русскому языку «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».

Тема урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Цели урока:Обучающие: обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных в корне слова.Развивающие: развивать па...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: твердые и мягкие согласные звуки

Тема: твердые и мягкие согласные звукиТип урока: открытие новых знаний...

Урок русского языка ,1 класс тема : Гласные и согласные звуки"

На данном уроке  ведется ознакомление с гласными и согласными звуками....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание гласных и согласных в значимых частях слова"

Урок ориентирован на учеников 4 класса. Материал направлен на закрепление основных правил приставки, корня, суффикса и окончания.Все задания проводятся в игровой форме, в результате работы учащиеся см...