Конспекты классных часов в 1-2 классах на темы "Дружба", "Права и обязанности ученика"
классный час (1, 2 класс) на тему

Чуракова Ольга Викторовна

Конспект, песня, приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu_druzhba.rar1.83 МБ
Файл prava_i_obyazannosti_uchenika.rar11.48 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе по теме Дружба

Конспект классного часа в начальной школе на тему «Дружба – чудесное слово»

Цели: ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Оборудование: плакат «Дружба - какое чудесное слово», грамзапись песни «Улыбка», карточки со словами-качествами друга, карточки с буквами слова «дружба», пословицы о дружбе написать на доске.

Ход классного часа

Актуализация знаний

Учитель. Ребята, попробуйте из данных букв составить слово. (На доске - буквы, ребята складывают из букв слово «дружба».)

Учитель. Какое слово получилось?

Ученики. Получилось слово «дружба».

Учитель. Наш классный час называется: «Дружба - какое чудесное слово».

(Название вывешивается на доску.)

- Как вы понимаете слово «дружба»? (Выслушиваются ответы детей.)

Послушайте стихотворение о дружбе.

Ученик.

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда - не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Беседа

Учитель. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба? Ученики. Наверное, с улыбки.

Учитель. Точно так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает - подпевайте. (Звучит песня «Улыбка».)

- О чем эта песня?

- У кого в классе есть друзья?

- Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

Работа с пословицами

Учитель. Ребята, давайте прочитаем пословицу. (Дети читают с доски: «Друг познается в беде».)

- Как понимаете ее? (Выслушиваются высказывания детей.)

- Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? («Нет друга - ищи, а нашел - береги». «Новых друзей наживай, а старых не теряй».)

Разбор ситуаций

Ученик.

Если дружбой дорожить,

Можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора

Из любого спора.

Ученик.

Есть у меня товарищ Федя,

Он очень жаден и упрям.

Мы стали с ним делить медведя –

И разделили пополам.

С тех пор никто на свете снова

Обоих мишек сшить не смог:

У Феди мишка безголовый,

А у меня - без задних ног.

С. Маршак

Учитель. Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?

Послушайте еще одно стихотворение.

Ученик.

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: «Дружи со мной,

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки».

Я шепчу: «Но ты учти –

Ты во всем должна идти

Другу на уступки».

Предлагаю Ильиной:

«Ты дружи со мной одной!»

Есть разряд у Ильиной

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Буду знаменита.

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: «А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы!

Говорят: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

«Срочно требуется друг».

А. Барто

Учитель. Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой? (Ответы детей.)

Учитель. А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки? (Высказывания детей.)

Физкультминутка

Выполняется под песню «Улыбка». Дети, подпевая, показывают и выполняют движения под музыку.

Групповая работа (приложение)

Учитель. Каким же должен быть друг? Вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

Учитель. Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?

- Почему распадается дружба?

- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?

(Дети сами выводят правила, которые записываются на доске.)

Правила дружбы

• Уступать.

• Не бояться просить прощения, если обидел друга.

• Не грубить. Не злиться.

• Не жадничать.

• Помогать другу.

• Быть честным.

Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Практические упражнения

Упражнение «Мостик дружбы»

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

Упражнение-тренинг

Учитель предлагает ситуацию: друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: «Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу». Как бы поступил ты?

Подведение итогов

Почему «дружба» такое чудесное слово?

Дополнительный материал

Народная мудрость, пословицы и поговорки

Человек без друзей - что дерево без корней.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.

Для друга пироги, для врага кулаки.

Один за всех и все за одного.

Дружба - как стекло, разобьется - не сложишь.

Без беды друга не найдешь. Без друга в жизни туго.

Без друга жить - самому себе постылым быть.

Без друга на сердце вьюга.

Без друга - сирота, с другом - семьянин.

Бой красен мужеством, а приятель - дружеством.

Больше друзей - больше и врагов.

Были бы пирожки, будут и дружки.

Добрый друг лучше ста родственников.

Друг за друга стой - и выиграешь бой.

Дружбу помни, а зло забывай.

Два козла

Однажды на лужайке

Подрались два козла.

Подрались для забавы,

Не то чтобы со зла.

Один из них тихонько

Приятеля лягнул.

Другой из них легонько

Приятеля боднул.

Один лягнул приятеля

Немножко посильней,

Другой боднул приятеля

Немножко побольней.

Один разгорячился,

Лягнул, что было сил!

Другой его рогами

Под брюхо подцепил!

Кто прав, а кто виновен –

Запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся

Не в шутку, а всерьез...

Я вспомнил эту драку,

Когда передо мной

На школьной переменке

Такой же вспыхнул бой.

В. Лифшиц

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

 

- Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

- Что такое дружба?

Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

- Дружба - что такое?

Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

 

Ветерок с березкой шепчется,

На траве блестит роса.

Нам с тобой земля-волшебница

Снова дарит чудеса.

Если песня в небе кружится -

Веселей звенит листва.

Если все вокруг подружатся -

Будет больше волшебства.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час.

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

Если песня в небе кружится -

Веселей звенят сады.

Если все вокруг подружатся -

Будет больше красоты.

Пусть цветы возьмутся за руки

И сойдутся в хоровод,

Пусть планета цвета радуги

Никогда не отцветет.

Если песня в небе кружится -

Веселей звенит заря.

Если все вокруг подружатся -

Улыбнется вся земля.

П. Синявский

Учитель. Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся?

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку - друг!

За руки возьмемся, пусть пойдет

По земле огромный хоровод!

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире дружбы круг.



Предварительный просмотр:

    Классный час: «Мои права и обязанности»

Цель: познакомить учащихся с правами и обязанностями, воспитывать правовую культуру.

Задачи:

  1. Разобраться в понятиях « права» и «обязанности»
  2. Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребёнка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
  3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
  4. Формировать уважительное отношение к правам других людей

Оборудование: памятка «Мои права и обязанности», словарь Ожегова, «Конвенция ООН по правам ребенка»

Форма: беседа с элементами игры.

Ход классного часа

У.- Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьёзную и важную для всех тему. Попробуйте догадаться , о чём пойдёт речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много- выбирайте, там король здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны- ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

 Всей земле права его- права на надежду!

У. –Как понимать последние слова? Что такое права? А что такое обязанности?

(варианты ответов детей)

У.- В толковом словаре С.И.Ожегова так даётся определение слова права: совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Обязанность- круг действий возложенных на кого-нибудь и обязанности для их выполнения ( «Толковый словарь» С.И.Ожегова)

- У нас в школе у учеников есть права и обязанности. Давайте с ними познакомимся. (Приложение 1)

-Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы вы стали директором? (ответы детей)

У.-А, как вы думаете, есть ли документы, где были бы прописаны права ребёнка?

(ответы детей)

У.- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ответа на эти вопросы жизнь превратилась в сплошной кошмар. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. А 20 ноября 1989 года была принята «Конвенция о правах ребёнка»

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи в Конвенции.

  1. Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордится

Имя личное своё. Статья 7

  1. Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с мамой жить и папой

Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9

  1. Если ещё такое право

Помнить думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь подарить. Статья 12,13,14.

  1. Я росточком не доволен

И пока не так силён,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон. Статья 32

  1. Если жар, всё тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы. Статья 24.

  1. Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуйся учиться

На родимом языке. Статья 30.

  1. Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс,

В школу ходят все детишки-

Это право есть у нас. Статья 28.

  1. Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать. Статья 31.

  1. Будь ты слабым или сильным,

Белым, чёрным всё равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано. Статья 6.

Игра «Юридическая консультация».

-Ребята, представьте, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. К вам за советом приходят литературные герои. Какие их права нарушены. Разъясните нашим героям их права.

(приложение 2)    

У.-С правами у нас, как я погляжу, всё в порядке. А теперь поговорим об обязанностях.

Какие обязанности у вас есть?

( ответы детей)

Игра «Разрешается-запрещается»

У.-Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.

-Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго…(запрещается)

- С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это…(разрешается)

- Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Это…(запрещается)

-Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это…(разрешается)

-Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…(запрещается)

-Вместе дружно в мире жить-

С разными детьми дружить-

Это…(разрешается)

-Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго…(запрещается)

У.- Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас.

Соблюдайте свои обязанности и помните о правах. Закончим мы стихами.

Я ребёнок, я- человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить  свободной стране, а не там, где идёт война

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Ученик имеет право:

  • Выражать своё мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;
  • Открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;
  • Отдых на перемене;
  • Помощь учителя в овладении знаниями;
  • Участие во внеклассных мероприятиях;
  • Поощрение за успехи в учёбе и жизни класса.

Ученик обязан:

  • Уважать окружающих его людей;
  • Достойно вести себя в классе, в школе и за её приделами;
  • Всегда выполнять домашнее задания;
  • Участвовать в полезном труде;
  • Беречь имущество класса и школы;
  • Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
  2. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена?
  3. В каком произведении затрагивается тема о праве на пользовании услугами здравоохранения?
  4. В какой сказке защищаются права детей на получение образования?
  5. Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?

Литература:

  1. «Классные часы»- изд. «ВАКО»
  2. Htt://festival.1september.ru/articles/104015/
  3. Htt://psy.piter.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности ученика

Классное собрание (3-4)...

Программа курса "Права и обязанности ученика -гражданина РФ"

Программа  курса  рассчитана  на  учеников  2  класса  в соответствии  с требованиями  ФГОС,    на  34  часа  в  неделю,...

Буклет "Права и обязанности ученика"

Буклет предназначен для распространения среди учащихся в бумажном формате.Обязанности и права - это как раз то, что и отличает человека от животного. Это у животных всё по подсказке инстинкта. А челов...

Конспект урока во 2 классе по теме "Правила вежливости" (УМК "Школа России")

Конспект урока окружающего мира по теме "Правила вежливости"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе на тему: «Права и обязанности ребенка в новом свете».

Цель:  Обобщить знания детей об основных правах и обязанностях человека.Задачи:- познакомить учащихся с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка;- научить применять права ...

Классный час по правовому воспитанию в 1 классе Тема: "Мои права и обязанности"

Классный час по правовому воспитанию в 1 классе  Тема: "Мои права и обязанности"Цель:формировать правовую культуру и правовое сознание детей .Задачи:1. Расширять и закреплять ...