Развитие творческого мышления у детей
статья на тему

Образцова Людмила Николаевна

В статье   рассмотрены вопросы  развития предпосылок одарённости у детей 5 - 7 лет.  Материал включает аспекты по развитию творческого мышления и творческого воображения у обучающихся. Предлагаемые упражнения помогут учителям строить работу по развитию фантазии, притязания на признание, образного мышления художественного восприятия  у ребят данного возраста . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_u_detey.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Развитие творческого мышления у детей

Проблемы творчества всегда привлекали исследователей (Дж. Гилфорд, Е.П.Торренс, Л. С. Рубинштейн, Д. Б. Богоявленский и др.). В настоящее время особое внимание уделяется и в ДОУ,  и в школе творческому развитию ребёнка, так как России нужны творческие нестандартно мыслящие люди.

К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия типовых способов решения заданий. Однообразие, монотонность часто убивает у детей интерес к учёбе, творчеству, активной деятельности. Дети лишаются радости открытия, постепенно могут потерять интерес к способности и творчеству.

Творчество – это психический процесс создания новых ценностей. Творчество предполагает наличие у человека способностей, знаний, умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью. Творчество очень близко природе ребёнка, выступая часто как продолжение игры.

В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей.

Учёные выявили психологические составляющие творческой деятельности:

  • гибкость ума – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность перестраиваться с одной идеи на другую;
  • систематичность и последовательность, которые позволяют людям управлять процессом творчества, благодаря систематичности все идеи сводятся в определённую систему и последовательно анализируются;
  • диалектичность мышления – способность человека соединять, казалось бы несоединимое;
  • способность рисковать и не бояться ответственности за своё решение.

Эти компоненты творчества являются свойствами взрослого человека. У детей же способности к творчеству складываются постепенно, проходя постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок должен обязательно овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

В настоящее время учёные выделяют три основные стадии развития творческого мышления:

  • наглядно – действенное ( дошкольный возраст 5 – 7 лет);
  • причинное ( младший школьный возраст);
  • эвристическое ( с 12 лет и старше)

Рассмотреть стадию  наглядно – действенного  мышления. Известно, что мышление рождается из действий. В процессе манипулирования с предметами ребёнок решает различные мыслительные задачи.

К 6 – 7 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы – представления. Поэтому очень важным для развития мышления являются задания  на исследования образа – представления. К 6 – 7 годам дети обучаются расчленять представления на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой, находить сходства и различия. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребёнку соединить детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. В психологии эту способность называют фантазией.

В основе фантазирования лежит:

  • чёткое и ясное представление образа предметов;
  • хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать образ – представление;
  • способность мысленно сопоставить два и более предмета и сравнивать их по разным признакам (цвет, форма, размер  и др.);
  • способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами  для фантазий являются незаконченные рисунки, неопределённые образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных свойств предметов.

Таким образом, необходимо развивать такое качество творческого мышления как оригинальность( выход за рамки привычных мыслительных стереотипов).

На развитие креативности (творческости) влияют следующие факторы:

  • наследственность;
  • специально организованное обучение;
  • собственная активность ребёнка, его удовольствие и радость от умственной и творческой деятельности;
  • окружающий социум.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательном учреждении необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему их развитию.

В начальных классах можно воспользоваться программой Шабельной Е.А.

Программа способствует решению трёх задач:

  • развитию творческого мышления;
  • развитию творческого воображения;
  • эмоциональному развитию детей 6 – 7 лет, имеющих предпосылки одарённости.

Совместимость трёх  сфер – мышления, воображения, эмоций обеспечивает гармоничное развитие творческого ребёнка.

Основные принципы развивающей программы:

1.Принятие всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.

2.Вовлечённость детей в художественное творчество (показ самого процесса творчества).

3.Введение новых понятий для ребёнка в знакомом, доступном содержании.

4.Активность и самостоятельность ребёнка.

5.Ориентация развивающих игр и упражнений на взаимодействие ребёнка с другими.

Примерные игры для  развивающих  занятий с детьми:

1.Ритуал приветствия «Какое у тебя настроение и на что оно похоже?»

Начинает сравнение  взрослый: «Моё настроение похоже на белое пушистое облако в спокойном голубом небе, а твоё?». Далее дети говорят по очереди или по выбору .Когда все высказались, учитель обобщает, какое же сегодня настроение у всех детей: грустное, весёлое, смешное, злое. Если ребёнок сравнивает своё настроение с плохой погодой, дождём, ветром, хмурым небом говорит об эмоциональном неблагополучии.

2.Умение производить внешний вид  и свойства предмета по памяти 1.«Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные) вещи. Осмотритесь и назовите в классе  все круглые предметы. Теперь закройте глаза и представьте, что вы идёте в этих очках по улице. Назовите предметы круглой формы, которые вам встретились. Вспомните, какие предметы круглой формы есть у вас дома».

2.Назови по 2 предмета, которые могут сочетать в себе два названных признака. Например, яркий, жёлтый – свет, солнце.

Прозрачное, голубое – окно, стеклышко.

Сильный, добрый – волшебник, папа

3.Развитие творческого воображения . Стимулирование фантазии ребёнка.

1.«Вообразите, во что вы превратились?» ( в движении)

В тигра, который пробирается  в джунглях, в робота, в парящего над скалами орла, в королеву, в кипящую кастрюльку, в легкое облако.

2.Игра «Водный карнавал». Сейчас мы отправимся на праздник к Морскому царю. Но мы же не можем отправиться туда в облике людей, под водой мы погибнем! Что же нужно сделать? Превратиться в рыбок, крабов, ракушек, морских коньков. Под музыку вы будете танцевать на карнавале морских обитателей, а морской царь будет хвалить вас.

Литература

1.Диагностика в детском саду.Содержание и организация диагностической работы в ДОУ. Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

2.Савенков а.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002.

3.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

4.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей – Ярославль, 1997.

5.Чанилова Н.Г., Полякова Н.А., Ситникова Т.Д.Программа деятельности ЦДТ Ленинского района г.Саратова.Учебно – методическое пособие. – Саратов: СарИПКиПРО.2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления детей в общении со взрослыми.

Условием развития творческого мышления является общение ребенка со взрослыми. И от того, как будет складываться их общение, и будет развиваться мышление....

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Презентация "Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей".

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей....

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...

Развитие творческого мышления по средствам бумагопластики у детей с ОВЗ

Цель: развитие творческих мыслительных способностей детей-инвалидов с умеренной и глубокой умственной отсталостью в возрасте от 7 лет.Основные задачи:В области творческого мышления:...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста

Большой педагогический опыт показывает, что у детей недостаток изобразительных умений зачастую приводит к уменьшению уникальности и снижению выразительности работ. Происходит это вследствие исключения...