Развитие творческого мышления детей в общении со взрослыми.
статья по теме

Плотникова Татьяна Митрофановна

Условием развития творческого мышления является общение ребенка со взрослыми. И от того, как будет складываться их общение, и будет развиваться мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2011.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления детей в общении со взрослыми.

В современный период времени ребенка важно научить мыслить творчески, так как многие дети являются хранителями и переносчиками знаний. Это направление работы будет определять появление специалистов высокого уровня, способных глубоко мыслить. Только им под силу совершить прорыв в экономике, экологии и других науках и, наконец, продвинуть наше общество вперед.

Таких высококвалифицированных специалистов многие системы обучения просто не в состоянии предоставить обществу, так как сами эти системы направлены на механическое воспроизведение учениками предлагаемого материала. И это ведет к тому, что у детей не складывается понимания проблемы, не развивается творчество. Поэтому и стоит задача развития именно творческого мышления детей.

Условием развития творческого мышления является общение ребенка со взрослыми. И от того, как будет складываться их общение, и будет развиваться мышление. Общение – условие для формирования творческого мышления, так как именно в общении происходит сопоставление разных точек зрения, выработка собственного мнения, решения, то есть проявляется творчество, которое является основой формирования творческого мышления.

Проблему развития творческого мышления изучали такие психологи, как Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, К.Л. Халл, Р. Томпсон, И.М. Сеченов и другие. Проблемой общения занимались Ю.С. Крижанская, А. Панько, М.И. Лисина, В.А. Кан-Калик и другие. А вот проблема влияния разных стилей общения на формирование мышления у детей изучена недостаточно.

Вопрос развития творческого мышления детей посредством общения особенно остро встал в моей работе, так как я работаю в специальном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому появилась необходимость провести исследование, предметом которого и стало общение, как условие развития творческого мышления. Я предположила, что различные стили общения взрослого с детьми по-разному влияют на развитие творческого мышления детей. Целью исследования стало влияние разных стилей общения на развитие творческого мышления.

Одной из первых задач моего исследования я определила изучение разных подходов в понимании понятия творческого мышления и рассмотрение его особенностей.

В исследовании я опиралась на Взгляды Л.С. Выготского о связи мышления и речи, который предполагал, что мышление возникает от внешнего толчка, поэтому ребенку, особенно ребенку с тяжелыми нарушениями речи, необходим кто-то другой, чтобы помочь ему вынести из внутренней речи необходимые понятия, а это может произойти только в общении. Исходя из этого я решила рассмотреть общение, как условие формирования творческого мышления, определить речевые функции, изучить виды общения.

В процессе изучения я определила, что при общении на первый план выходит непредсказуемость, неожиданность реплик, вопросов, ответов, особенно со стороны ребенка. Последний часто потрясает взрослых неожиданностью, оригинальностью своих действий, тактикой и стратегией своего общения. Ребенок общается со взрослым, который ведет себя по-разному. Поэтому я выделила стили общения педагога с детьми, определила типы воспитателей: игровой, дидактический, художественный, формально-прагматический, равнодушный.

В психологии выделяют много классификаций по разным основаниям. В своем исследовании я опиралась на взгляды психологов, определяющих три основных стиля общения педагога с детьми: авторитарный, демократический, либеральный.

Основываясь на этих знаниях, я решила исследовать, как влияют различные стили общения на формирование творческого мышления у детей дошкольного возраста. В эксперименте участвовали три старшие группы, которые были обозначены как: А,В,С.

1 этап – изучение стиля общения педагога с детьми. Для этого я использовала следующие методики исследования:

- Тест «Стиль педагогического общения»;

- Тест «Психологический портрет учителя: опыт самооценки»;

- Тест на определение стиля руководства детским коллективом Р.А. Захаровой.

Исследование показало, что в группе А – оба воспитателя в своей работе используют демократический тиль общения с детьми,  группе В – либеральный стиль и в группе С – воспитатели явные автократы. Таким образом, выявились три группы детей с различным стилем общения в них педагогов с детьми.

2 этап – изучение творческого мышления детей. Для достижения этой цели мною были использованы следующие методы исследования:

- Методика «Изучение оригинальности рисунков детей пятилетнего возраста», где дети «превращали» 10 недорисованных фигурок в знакомые или незнакомые предметы, в результате проведения данной методики я определила, что у детей группы А – преобладает высокий уровень оригинальности мышления, у детей группы В – низкий уровень оригинальности и у детей группы С – также низкий уровень оригинальности, что составило соответственно: 0,99 единицы, 0,03 единицы, 0,04.

- Методика «Изучение гибкости построения графического образа» Е.П. Торренса, целью которой является выявление способности детей строить различное изображение на основе одного и того же повторяющегося графического образа. В группе А – высокий, здесь средний показатель гибкости составил 66 единиц, в группе В – 70% детей со средним уровнем развития гибкости и 30% детей с низким уровнем, средний показатель гибкости составил 3,1 единиц. В группе С средний показатель гибкости составил 2,9 единиц, что составило 80% со средним уровнем развития гибкости и 20% детей с низким уровнем.

- Краткий тест творческого мышления «Закончи рисунок» Е.П. Торренса показал, те же результаты, что и первые два, а именно: у детей в группе А беглость, гибкость, оригинальность и разработанность рисунков находится на высоком уровне, у детей групп В и С – на низком уровне.

3 этап – сравнительный анализ.

Таким образом проведенный эксперимент позволил определить, что показатели творческого мышления, а именно: гибкость, оригинальность, разработанность, беглость более сформированы и лучше развиты у детей в группе А, то есть в группе, где педагоги реализуют в своей работе с детьми демократический стиль общения. Самые низкие показатели творческого мышления выявились у детей, входящих в группу С, где воспитатели используют авторитарный стиль взаимодействия с детьми. То есть не свободная позиция ребенка при авторитарном стиле не позволяет вести речь о развитии у него творческого мышления в условиях упреков и принуждения. И, наоборот, демократический стиль способствует успешному формированию творческого мышления детей, так как при таком стиле поощряется самостоятельность, свобода, дети испытывают состояние спокойной удовлетворенности. В третьем случае – группа В – педагоги реализуют либеральный стиль, в этой группе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты и поэтому здесь нет условий для развития творческого мышления, что и показал проведенный нами эксперимент.

Таким образом, одна из причин несфомированности творческого мышления у детей – несовершенство взаимодействия воспитателей и детей.

Исходя из проведенного теоретического и практического исследования, я пришла к выводу, что разные стили общения воспитателя с ребенком по-разному влияют на развитие творческого мышления детей.

Мое исследование позволило мне разработать научно-методические рекомендации для обеспечения педагогического руководства формированием творческого мышления в процессе общения детей со взрослыми. Для реализации данных рекомендаций на педагогическом совете учреждения мною была система работы с педагогами по изменению стиля их взаимодействия с детьми. Данная работа строится в 3 этапа:

1. Упражнения для индивидуальной работы, направленные на развитие адекватной самооценки, снятия тревожности, создания позитивных психоэмоциональных состояний.

2. Групповые тренинги, упражнения которых направлены на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

3. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

Привожу некоторые упражнения, которые я использую:

«Я — разный»

Для проведения данной игры потребуется лист бумаги, разделенный на три части, цветные карандаши. Предложите педагогу нарисовать себя в трех рисунках: какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать (какой он будет). После рисования можно обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

Мое физическое «Я» [1]

На занятиях этого тренинга анализируют свои привычки и личностные качества. Человек — это не только психология, у него есть еще и тело. Знаете ли вы свое тело? Когда последний раз вы измеряли свой рост, вес? Запишите свои основные физические показатели: цвет глаз, волос, рост, вес, объем груди, талии, бедер, размер обуви, одежды, головного убора, перчаток.

Наверное, многие из вас не смогут сразу назвать точные данные. Напишите хотя бы приблизительные. Дома вы внесете необходимые коррективы. У вас есть 5 минут на заполнение таблицы. Тот, кто уверен в своих ответах и готов поделиться с аудиторией, будет внимательно выслушан.

«Свет мой, зеркальце, скажи...» [1]

Помните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы получить новую информацию о себе, царица время от времени доставала свое волшебное зеркальце и приказывала ему:

«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

А как часто вы задаете подобные вопросы самому себе? С этого занятия и в течение всего тренинга вы будете много раз отвечать на вопрос: «Кто «Я»?»

Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз. Будьте искренни, не обманывайте себя. Все, что вы напишете, останется у вас. Если захотите, можете поговорить об этом с другими. А теперь ваши 5 минут. Отвечайте на вопрос: «Кто «Я»?»

Мои сильные стороны ... [1]

У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.

Затем сядем в большой круг, озвучим записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но ...», «если ...», «может быть...», «я не совсем уверен в том, что ...» и т.п. На выступление дается по 2 минуты. Даже если закончите свою речь раньше, оставшееся время принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что сами в этом уверены.

Мой стиль общения[1]

Это домашнее задание. Во время проведения нашего тренинга мы будем вести специальный дневник, где будут фиксироваться все изменения, касающиеся стиля вашего общения с людьми. Дневник будет называться «Мой стиль общения». Лучше всего иметь при себе записную книжку, где можно фиксировать все интересные случаи, которые произошли с вами во время общения с окружающими. Образец для записи может быть таким:

Дневник «Мой стиль общения» [1]

Дата ________________________________________________

Партнер(ы) по общению:        

Содержание общения:        

Мои новые ощущения:        

Конкретные выводы:        

Практические шаги:        __________________________________

Ведите этот дневник в течение всех занятий. Анализируйте, чаше ли вы стали общаться с людьми. Повторяются ли ощущения, которые возникают в процессе общения? Помогают ли вам сделанные выводы? Главное — будьте искренни сами с собой!

Упражнение «Внутренний луч»[2]

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает' напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».

Литература:

1. Прутченков «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов.– М.: Новая школа, 1996. – 144 с. ISBN5-7301-0185-6

2. Интернет ресурс  www.psihologu.info/content/view/230/16/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Презентация "Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей".

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей....

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей...

Развитие творческого мышления у детей

В статье   рассмотрены вопросы  развития предпосылок одарённости у детей 5 - 7 лет.  Материал включает аспекты по развитию творческого мышления и творческого воображения у обучающихся. ...

Развитие творческого мышления по средствам бумагопластики у детей с ОВЗ

Цель: развитие творческих мыслительных способностей детей-инвалидов с умеренной и глубокой умственной отсталостью в возрасте от 7 лет.Основные задачи:В области творческого мышления:...

Консультация для родителей «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении с взрослыми».

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...