Технологические карты уроков по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школаXXI век"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Технологические карты уроков по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школаXXI век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Правописание глаголов»

В 4 классе по учебному предмету «Русский язык»

по УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Тема урока: «Правописание глаголов»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Учитель: Тригуба Ирина Вагифовна

                                                                         

Тема

Закрепление по теме: «Правописание глаголов».

Цели

Образовательные:

1)обобщить и систематизировать знания детей по темам:

 1.1 спряжение глагола;

 1.2 правописание безударных окончаний глагола;

 1.3 лицо и число глагола.

Способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

уметь определять спряжение глаголов,

правильно писать безударное окончание глагола,

определять лицо и число глаголов.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глагол, спряжение глагола, лицо глагола, число глагола, окончание глагола.

Ресурсы:

- Учебник «Русский язык» для 4-го класса. Часть 2. УМК «Начальная школа 21 века»; рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок»;

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности         (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Предлагают варианты выполнения задания

-Часть речи, часть слова

-Глагол.

В окончании.

-Правописание окончаний глаголов.

-Спряжение.

 

Повторять правописание глагола.

Правописание глаголов.

Обобщить знания о глаголе (закрепить что такое глагол, спряжение, лицо и число глагола)

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

1. Вставьте нужную букву в слова:

ласкает

голодает

заклеит  

завянет

ненавидит

нагревает

передержит

надкусит

бреет

 – Что нужно знать, чтобы выполнить задание?

-Слова какой части речи вы видите?

-Где находится орфограмма?

-Сформулируйте орфограмму

 -Что нужно знать, чтобы правильно писать окончание глагола?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-Какова тема нашего урока?

-Как вы думаете какая цель нашей работы?

-Вспомним спряжение глагола.

 

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Цели:

организовать актуализацию умений:

- в распознавании глаголов;

-в определении спряжения глаголов

 -в написании окончаний глаголов

III. Комплексное применение и систематизация знаний.

 

Отгадывают и записывают отгадки в столбик, определяют, что это словарные, что это слова – существительные.

Образуют от существительных глаголы начальной формы и глаголы 3-лица множественного числа.

Определяют спряжение

Выполнение физических упражнений.

 

Организует актуализацию знаний и умений, выявляет индивидуальные затруднения.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Наблюдение за правильным выполнением физических упражнений.

  1. Чистописание:

ть, чь, ти

ут, ют, ая, ят

Что заметили?

Словарно-орфографическая работа

Отгадайте загадки, а отгадки запишите в тетрадь в столбик.

-Что заметили?

1) Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит —

В ногу всем шагать велит.

2) Схватил за щеки,

кончик носа,

Разрисовал окно без спросу:

Но кто же это?

Вот вопрос! Все это делает...

3) Человек, выполняющий в порядке очереди какие-либо обязанности.

4) Утренняя пища

-Запишите словарные слова в столбик

Барабан, мороз, дежурный, завтрак.

Поставьте ударение. Проверьте себя.

- Исходя из темы урока подумайте, какую работу вы можете еще выполнить, используя эти слова.

- Образуйте от существительных глаголы начальной формы, запишите в столбик. Рядом запишите эти глаголы в форме  3 – го лица мн. числа

-Определи спряжение глаголов. 
- Как определили спряжение глаголов? 
Взаимопроверка. Если у вашего соседа все правильно, то поставьте ему на полях 5 баллов, если сосед ошибся в чем-либо, то за задание поставьте 0 баллов.

физминутка

 Если я называю глагол в начальной форме, то вы приседаете, а если глагол стоит в личной форме, то вы хлопаете:  дружить, лечу, смотреть, пишем, прыгать, гнать, закрываешь, зеленеть, дышим, чертим.

Знать правило написания сочетаний тся и ться

Уметь писать окончания глаголов

Уметь определять спряжение глаголов

Уметь определять форму глаголов

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую  (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД).

IV. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Выполняют задание в тетради с печатной основой и оценивают свою работу.

Самостоятельное выполнение упражнения по учебнику.

Предлагает способ оценивания своей работы.

Предлагает способ оценивания своей работы.

Выполнение задания по рабочей тетради с печатной основой страница 44 упражнение 1 с дальнейшей самопроверкой по эталону.

Если у вас все правильно, то поставьте себе на полях 5 баллов, если вы допустили ошибку в чем-либо, то за задание поставьте 0 баллов.

Самостоятельное выполнение упражнения по учебнику страница 149-150 упражнение 2 по вариантам: первый вариант первые 7 слов, второй вариант следующие 7 слов. Проверка с проговариванием во внешней речи.

Если у вас все правильно, то поставьте себе на полях 5 баллов, если вы допустили ошибку в чем-либо, то за задание поставьте 0 баллов.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).

V. Рефлексия учебной деятельности.

Цели: организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.        

Высказывание своего личного мнения.

Оценивание работы на уроке.

Организует рефлексию.

Что запомнилось? Понравилось? Не понравилось?
-Какие трудности вам пришлось преодолеть?
-Оцените свою работу на уроке.

Посчитайте общее количество баллов за урок. Если вы набрали

15 баллов – 5,

10 баллов – 4,

5 баллов – 3,

если меньше баллов, то вам необходимо повторить спряжение глаголов.

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VI. Информация о домашнем задании.

Записывают задание в дневники.

Контролирование записи в дневники.

Учебник страница 151 упражнение 5, повторить правило, как определить спряжение глаголов.

Технологическая карта урока «Имя существительное»

В 4 классе по учебному предмету «Русский язык»

по УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Тригуба Ирина Вагифовна

                                                                         

Учебный предмет

русский язык

Программа

«Начальная школа XXI века»

Класс

4

Тип урока

урок фиксации и систематизации нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Имя существительное

Цель урока

создание условий для получения обучающимися  новых знаний по теме;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету

Основные термины, понятия

часть речи ,значение слова, на какие вопросы отвечает

Планируемые результаты

Предметные  

- познакомить с именем существительным, как частью речи,

-наблюдать за значением имён существительных,

-уметь классифицировать имена существительные,

-учить находить признаки имён существительных,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.          

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах, в группах;

  - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

 По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии

исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд

«Успех»

Слайд

«Новый день – новые знания»

- Что значит «Быть успешным?»

- Что бы много знать, что нужно делать?

-Чего вы ждете от этого урока?

- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

- хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»

Мотивация на успех.

1, 2, 3, 4, 5 –

Я хочу успешным стать.

Буду заниматься.
Будет получаться!

- Много знать, уметь, быть культурным, образованным, нужным, значимым для других.

- Получать новые знания, самим находить интересное, быть внимательным, любознательным…..

- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.

- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

Дети повторяют.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)

Предметные:

- называть предметы и их действия;

- знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения.

Слайд

«Игра»

Слайд

«Ключ задания»

1. -Что вы любите делать больше всего?

- Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – НЕТ».

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

- В слове обязательно должен быть суффикс?

- В слове вьюга пишется Ъ знак?

- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?

-В слове яблоко первый звук [й]?

- Слова глупый и умный – антонимы?

- В слове ПОШЁЛ приставка ПА-?

- Приставка стоит перед корнем?

- Подлежащее может быть только существительным?

- Мы с вами уже все  знаем о имени существительном?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности

- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?

Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.

Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.

(Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака)

- А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.

- Почему же вы допустили ошибки?

-Как вы думаете в чем трудность?

Играть.

Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»

Да.

Нет.

Нет.

Да.

Да.

Да.

Нет.

Да. (ПО, приставки ПА – не бывает)

Да.

Конечно, хотим. А как?

Дети выписывают слова.

-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

Постановка учебной задачи (2-3 мин)

Предметные:

- определять части  слова;

- находить нужные буквы.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Слайд

«Тема – цель – учебная задача»

Слайд

Учебные задачи:

*

*

*

*

Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока.

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

.

1. Находить имена существительные среди других слов

2. Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.

3. Узнавать значение имен существительных.

4. Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Слайд

Имя существительное

Слайд

«Правила сотрудничества»

Слайд

«Алгоритм работы»

Слайд «Правило»

Слайд

«Молодцы»

1.Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.130.

Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним что мы знаем о нем.

2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)

Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:

а) подчеркни имена существительные.

б) докажи, что они являются именами существительными:

-на какой вопрос отвечает слово?

-что обозначает слово?

в) сделайте вывод

Давайте сформулируем общее правило.

Молодцы!!!

Оцените свою работу в группах.

Дети вспоминают правило

Затем дети формируют группы, выбирают лидера.

Дети работают

Слова 1 группы: машина, ходьба, корова

Слова 2 группы: собака, прыжок, стул.

Слова 3 группы: стрельба, цветок, утка

Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что?

Все слова обозначают предмет

 Дети дают оценку работе в своей группе и группам  товарищей.

Физминутка

Слайд

«Физминутка для глаз. ПЧЕЛКА»

-Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз.

Дети глазками следят за объектами на слайде.

Первичное закрепление во внешней речи.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд

«Алгоритм работы в ППС»

Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем.» с.131

Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом?

Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание»,с.131

Теперь применим полученные знания и выполним упражнение 2,с.131. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова,которые отвечают на вопрос КТО?

2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор.

Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.

Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.

Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд «Ключ – проверка»

 «5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» -  2 ошибки

«2» - 3 ошибки

-Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.

Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить.

Красная – высокий уровень,

зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень.

В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.

Проверка со слайда.

Кто выполнил задание без ошибок? Кто  допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности.

Хотим.

Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.

Затем проверяют работу по эталону

Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче.

Рефлексия

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд

«Рефлексия»

Слайд

«Успех»

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

Оцените свою работу и работу товарищей.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.

- в начале урока вы поставили цель – быть успешными.

Кто достиг своей цели к концу урока, кто считает, что добился на уроке успеха?

Работали над темой имя существительное.

Дети еще раз повторяют правило.

Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Меня удивило………

Домашнее задание.

Слайд «Д/З»

Д\З

Предлагаю вам на выбор.  

Задают уточняющие вопросы  о Д\З

Технологическая карта урока русского языка                                                                                                                                                           в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Тригуба Ирина Вагифовна

Тема

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий». 

Цель

организовать деятельность учащихся по знакомству правописания мягкого знака на конце наречий; систематизировать знания по теме: ь на конце слов разных частей речи.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов. Учиться писать мягкий  знак после шипящих на конце наречий. 

Термины и  понятия

Шипящие звуки, наречие, местоимение, существительное, краткое прилагательное, глагол.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

45 мин

Планируемый результат

Личностные умения

осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

Метапредметные умения

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;  формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать деятельность

Коммуникативные УУД:  участвовать в учебном диалоге и                            строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Предметные умения

изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;

уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

 Литературное чтение

Использование пословиц и поговорок.

Герой Домовенок.

Информационный материал

Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.2,

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный  материал

Карточки с учебными заданиями 

Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -  

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок.

Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания:

      «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

      - Как вы понимаете эти слова?

  - А как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать?

     - Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!

Сегодня на уроке мы с вами  будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!

Подготовка класса к  работе.

- Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.

- Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изучения новых знаний.

  1. Откроем тетради и запишем дату нашей встречи.
  2. Чтение скороговорки.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

-Медленно проговорите, отчетливо выделяя каждый звук.(два раза)

-Проговариваем в убыстряющемся темпе.

- Какой звук чаще других слышится в скороговорке?

- Какие ещё звуки относятся к шипящим? ([ ж],[ш],[ч],[щ])

3. Чистописание пропишите красиво на строчке буквы в данной последовательности.ж ш ч щ

4. Для открытия новых знаний нам понадобятся  знания, которые мы открыли для себя на предыдущих уроках. Поэтому мы напишем сейчас мини-тест. Отвечаем коротко: «да» или «нет».

Ответ записываем в тетради.

  1. Наречия обозначают признак действия, признак признака, признак предмета.
  2. Наречия в предложении могут быть дополнением.
  3. Наречия в словосочетании связаны по смыслу.
  4. Наречия могут быть связаны с местоимением.
  5. Наречия в предложении могут быть определением.
  6. Наречие – это слова, которые изменяются.
  7. Наречия могут быть образованы с помощью суффиксов.
  8. Наречия отвечают на вопросы: куда? откуда? где? как? зачем? почему?

Взаимопроверка тетрадей. Ответы на доске.(слайд 2)

1.    да.        5. да

2.    нет       6. нет

3.    да         7. да

4.    нет       8. да

- Обобщим всё, что мы знаем о наречии по плану:    ( слайд 3)

Наречие – это …

                   обозначает    …

                   отвечает        …

                   в предложении может быть  …

                   может быть связано с  …

                   образовано  …

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Работаем над развитием речи (скороговорки).

Выполнение мини теста. Взаимопроверка  по эталону.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.

3.Постановка учебной задачи.

Цель этапа: выявить место и причины затруднений

Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока 

Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием “яркого пятна” – инсценировка помощи домовёнку Кузе.

5.  Стук.
Учитель спрашивает:
– Кто бы это мог быть? Да это наш домовенок Кузя. Он хочет что-то нам сказать.
Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, "пахнет знаниями”! Я домовенок Кузя!  У меня к вам серьёзное дело. Понимаете, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотрите, как бы ошибок не было. Все-таки документ.
На экране появляется заявление Кузи.

Заявление.

Заявляю, что как только ноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.

-Исправляем, помогаем Кузе.

Учитель:  А остальные слова? Сплош, невмоч, точь-в-точь, навзнич, проч.  Итак, что же получается?  Мы не можем помочь Кузе?

– Полностью не можем. У нас остались наречия.Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих  у существительных, прилагательных, глаголах.  Заполненеие кластера (слайд)

.

                     

                   

 

Выступает ученица  в роли Домовенка

– Ночь и молодежь – это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.
– Врач и луж – тоже существительные, эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце.
– Хорош – краткое прилагательное, оно пишется без ь.
– Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемыПознавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения. А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижения задач урока.

На этапе «открытия новых знаний» использовался частично – поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Учитель:  Какой будет тема урока?

На экране высвечивается тема урока.

"МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ”

Учитель:  Определите цель нашего урока . (Слайд 5)

       - На какие вопросы предстоит ответить?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

III «Открытие детьми   нового знания»

- Какие есть пути решения всех этих задач?

Работаем в группах

Первая группа

Соберите и объясните пословицы

  1. Матушка рожь – кормит всех сплошь.
  2. Землю вскачь не пашут.
  3. Для дорогого гостя и ворота настежь.
  4. Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.

Выпишите наречия с шипящим на конце.

Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.

Вывод: в наречиях  после шипящих (каких?) _____________________   _______________________ .

Вторая группа

Подберите наречия по смыслу

1)   упасть  …

открыть ….

бить   …

забыть …  

(Слова для справок: наотмашь,  прочь, вскачь, замуж, настежь, сплошь, напрочь, навзничь)

Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.

Вывод: в наречиях  после шипящих (каких?) _____________________   _______________________ .

Третья группа

Отгадайте загадки-шутки

  1. Какая змея наречием бывает? (кобра,  уж, гадюка)
  2. Куда девушка выходит, становясь взрослой? (на улицу, замуж, на дорогу)
  3. Замените наречием: очень, очень хочется и побыстрей (невтерпёж, сплошь, вскачь)

Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.

Вывод: в наречиях  после шипящих (каких?) _____________________   _______________________ .

- Как же пишутся наречия с шипящим на конце?

- Наши мнения разделились. Возникла проблема.

-Где мы можем узнать, как пишутся наречия? (в учебнике)

- Прочитаем правило на странице 69. Сделайте вывод о правописании наречий с шипящим на конце. Закончим заполнение кластера.

- Как не ошибиться в правописании наречий с шипящим на конце? Давайте составим алгоритм.

1. Определить часть речи.

2. Вспомнить правило и исключения.

рифмовка с наречиями-исключениями:

Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь,

Кроме трёх слов:

Уж, замуж, невтерпёж.

Заполнение кластера

–Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречия.

- Научиться правильно, писать  наречия с шипящими на конце.

-Всегда ли в наречиях с шипящими на конце пишется мягкий знак? Есть ли исключения?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.

Выступление каждой группы.

Читают вывод, данный в учебнике.

Коллективное составление алгоритма

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

5.Первичное закрепление.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях

На этапе «Первичное закрепление» дети работали по образцу, имея возможность самостоятельно контролировать выполнения задания.

1.Так давайте вернемся к просьбе нашего домовенка и уточним правописание ь на конце наречий после шипящих.

2.Выполнение упражнения 1 стр. 69 с комментированием.

  (Слайд )

 

3.Работа в парах, позволило создать ситуацию успеха.

Задание к первому упражнению: вставить на конце наречий, где необходимо, мягкий знак и прокомментировать свой выбор. (слайд)

Ударить наотмаш…, сплош… и рядом, оттолкнуть проч…, сделать точ… – в – точ…, выйти замуж…, открыть настеж…, невтерпеж… от холода.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Объяснение учащихся. (не пашут (как?) вскачь – в наречии вскачь на конце буква шипящего звука [ч'], это слово не исключение, значит, пишется с мягким знаком на конце)

Дети работают в парах. Проверка по эталону.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные–умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Самостоятельная работа выполняется каждым учеником индивидуально. Учащимся были предложены разноуровневые карточки. Это позволяет выделить уровни усвоения материала учащимися.

 На экран компьютера выведены тексты упражнений.

Каждому ученику раздается карточка (с разными уровневыми заданиями). После выполнения задания школьник самостоятельно проверяет свой ответ и ставит себе оценку. На доске предложены критерии оценивания. Отдельные работы проверяются учителем. Обратная связь осуществляется через поднятие руки.

Карточка № 1

1  уровень

Вставь ь, где  это необходимо. Можно получить консультацию учителя.

Ноч…                                                      вскач….

Настеж…                                                сплош…

Уж…                                                         гараж…

Замуж…                                                  тиш…

Проч..                                                      невтерпёж….

Карточка № 2

2  уровень

Задание: выпишите все наречия, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

  1. Степь уходила вдаль. 2. Три воза сена загромоздили двор, ворота были открыты настеж…. 3. Царевна из медного царства вышла замуж… за среднего брата. 4. Навстречу мне шел высокий парень и еще издали улыбался. 5. Солнца луч блеснул промеж.. туч. 6. Бойцу было невмоч… от тяжелых ран.

Карточка № 3

3  уровень Творческая работа. Вставь в предложение нужное по смыслу слово.

Решил  муравьишко отправиться  в путешествие. Надумал подняться по стебельку, да упал ……………….. . Глядит,    …………………  мягкая трава. Пустились     ………….…  зелёные кузнечики.   …………..…    открыты ходы в норки землероек.   …………….… лиса тут как тут.    ……………….… ей полакомиться  чем – нибудь вкусненьким.

Проверка самостоятельной работы осуществляется по карточке.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выборочный диктант. Задание. (Выбирать и записывать слова с основой на шипящую, группируя их по частям речи)

На рыбной ловле

1.Был тёплый вечер, на небе не было видно туч.2. Я и мой товарищ отправились на рыбную ловлю.3. Вот мы и на озере, шумит у берега высокий камыш.4.На лодке мы добрались до середины озера, и скоро моей первой добычей стал лещ.5. «Утешься, скоро и ты поймаешь», говорил я приятелю.6.Клёв рыбы в этот вечер был особенно хорош.7. Между тем надвигалась ночь. 8. Воздух стал свеж. 10. Здесь берег сплошь зарос камышом.11. Мы решили разжечь костёр, крупную рыбу испечь, а из остальной сварить уху.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

На этапе закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Научить школьников:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности

оценивать результат учебной деятельности

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (слайд )

- Со всеми поставленными  задачами вы справились?

-  Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

-  При работе над этой же темой, какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

Домашнее задание по выбору.

  • 1.Составить текст  для диктанта, употребив наречия с шипящими на конце слов.
  • 2. Составить текст  для диктанта, употребив  слова разных частей речи с шипящими на конце.
  • 3.Рабочая тетрадь №2  Упражнение №1 с.19-20
  • 4.Подумать над темой учебного проекта по теме «Наречие».

Оценочный лист

Ф.И.

  1. Мини-тест
  1. Работа в группе
  1. Упр. 1 стр 69
  1. Работа в паре
  1. Диктант

6.Самост. работа

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Научиться безошибочно писать наречия с шипящим на конце, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить наречия-исключения).

.

На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...