Конспект урока на тему Местоимение" 2 класс
план-конспект урока (2 класс) по теме

Сорокина Татьяна Тимофеевна

Знакомство с частью речи "Местоимение" во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»

Местоимение

как часть речи

Урок – усвоение новых знаний,

УМК «Школа России, 2 класс, 8-9 лет

Учитель начальных классов

Сорокина Татьяна Тимофеевна

C:\Users\Татьяна\Pictures\MP Navigator EX\2013_04_23\IMG.jpg

2014

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                 стр. 3
  2. Разработка урока «Местоимение как часть речи»                     стр. 5-13
  3. Список литературы                                                                       стр. 14
  4. Приложение 1                                                                                стр. 15-17

Пояснительная записка

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. 

В настоящее время (с введением в образовательных учреждениях федерального государственного образовательного стандарта) все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. На уроках приоритетным становится использование деятельностного метода обучения, когда знания учащимся предлагаются не в готовом виде, а они самостоятельно, в процессе осуществления деятельности, применения операций анализа, синтеза приходят к тому или иному выводу, делают умозаключение.

Предлагаемая методическая разработка урока «Местоимение как часть речи» является частью системы работы по применению деятельностного подхода в организации уроков по усвоению нового материала в начальной школе в рамках введения ФГОС.

Разработка урока адресована учителям начальных классов, работающим во 2-х классах с соблюдением требований ФГОС.

Этапы урока соответствуют этапам урока по ФГОС.

Организационный момент: на данном этапе дети настраиваются на урок, используется небольшое стихотворения для создания благоприятной атмосферы на уроке.

Чистописание. На этом этапе ребята повторяют написание букв, элементов букв и соединений.

Самоопределение к деятельности. Данный этап является одним из основных. Здесь учащиеся с помощью создания проблемных ситуаций, использования загадок, рифм подводятся к тому, чтобы самостоятельно сформулировать тему и задачи урока. Учитель, если это необходимо, помогает детям наводящими вопросами.  На данном уроке использовалась ситуация с недостатками в послании от ласточки, которую детям необходимо было исправить.

Сообщение темы и задач урока. Дети, с помощью наводящих вопросов учителя и выхода из проблемной ситуации формулируют тему и задачи урока.  

Первичное усвоение новых знаний. На этом этапе ребята пробуют использовать приобретённые знания на практике.

Закрепление полученных знаний. Используются практические упражнения для самостоятельной работы, работы в группах по закреплению  полученных знаний.

Рефлексия. Этот этап урока используется для эмоциональной оценки урока, собственной деятельности на уроке, своего настроения. В данной разработке используется самооценка детьми собственного уровня усвоения материала с помощью смайлов.

Подведение итогов урока. На данном этапе осуществляется подведение итогов работы на уроке.

        

Разработка урока «Местоимение как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования представления о местоимении, как о части речи, его роли в устной и письменной речи.

Задачи урока:

узнать, какова роль местоимений в тексте;

рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;

формировать умение правильно употреблять местоимения в речи;

развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

развивать умение работать в парах;

воспитывать навык самостоятельности;

воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи;

употреблять местоимения вместо существительных;

находить местоимения в тексте;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», ученические тетради, презентация со слайдами, экран, проектор, фото ласточки с письмом, плакат с определением местоимения, мяч, конверты со смайликами внутри для рефлексии, карточки для парной работы.

        Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Орг. момент

 Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Мы друг другу улыбнулись

И за знаниями скорей!

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату.

Дети настраиваются на работу, записывают дату.

Слайд 1.

  1. Чисто

писание

А чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание некоторых букв.

Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв  МЫ

Слайд 2.

  1. Само

определение к деятельности

Молодцы! Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года как весна, а вместе с весной к нам возвращаются из тёплых стран наши верные пернатые друзья. Кто это?

А какие птицы к нам возвращаются?

К нам сегодня на урок тоже прилетела в гости одна птичка. Посмотрите, вы её узнали?

Что это за птица?

Ребята, она прилетела не одна, а принесла с собой какое-то послание. Хотите узнать, что в этом послании?

(Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.)

Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст.

Что в нём не так, какой недостаток?

Как  исправить этот недостаток?

Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?

(Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.)

Слова какой части речи мы заменили в тексте?

А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?

Ребята отвечают, что это птицы.

(Называют птиц, которые прилетают из тёплых стран)

(Ласточка)

Дети отвечают, что хотят узнать, что написано в послании.

Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ЛАСТОЧКА,

(необходимо заменить его другими словами).

(Имени существительного)

(Знающие ученики отвечают, что это местоимения)

На доску прикрепляется фотография ласточки с конвертом в клюве

Учитель открывает конверт и читает послание от ласточки

Слайд 3

Слайд 4

  1. Сообщение темы и задач урока

Сформулируйте тему нашего урока.

Какие задачи мы поставим перед собой?

        

Ребята, а как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Тема нашего урока: Местоимение.

Мы должны узнать, что такое местоимение, для чего они используются в речи.

(употребляются вместо имен существительных и имен прилагательных)

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

  1. Физминутка для глаз

Прежде чему знавать новое дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки.

Показывается слайд с бабочками.

Дети тренируют глазки, успевая следить взглядом за вылетающими бабочками.

Слайд 8 (включатся с музыкой – нажать на значок)

  1. Первичное усвоение новых знаний

Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем  о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Прочитайте стихотворение В.  Степанова о слоне.

На какой вопрос отвечает слово «слон»?

Каким местоимением заменяется слово СЛОН?

На какой вопрос отвечает слово «он».

Значит, какой вывод мы можем сделать?

Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?

Давайте понаблюдаем.

Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.

 Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

Значит, какой вывод мы можем сделать?

А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?

А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?

Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение! Давайте откроем учебники на стр. 101-102, там есть правило тётушки совы, которое вам необходимо будет выучить дома, а сейчас давайте проверим, как эта разгаданная тайна поможет вам в изучении русского языка, выполним упражнение _174____.

Молодцы! Всё сделали правильно!

Дети читают стихотворения на слайде

Отвечает на вопрос КТО?

(Слово слон заменяется местоимением ОН)

Отвечает на опрос КТО?

Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

Дети читают

Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.

Дети отвечают, что  местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

Ответы детей:

местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Ребята открывают учебники и выполняют задание из упражнения 174

Слайды 9-10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

  1. Физ. минутка

Давайте немного отдохнём!

Выполняем упражнение вместе со сказочными героями.

Слайды 14-18

  1. Закрепление полученных знаний

Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем.

Я вам бросаю мяч и называю имя существительное, а вы мне возвращаете мяч, заменяя это существительное местоимением.

Молодцы!

А сейчас давайте поработаем в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?

Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.

Все ребята справились и всё записали верно. Молодцы!

Играем в игру «Замени местоимением»

Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради.

Слайд 19

Слайд 20

  1. Рефлексия

Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке.

Дети выбирают и поднимают выбранный смайлик.

Слайд 21

  1.  Подведение итогов урока

А теперь давайте подведём итог нашего урока.

Какую тайну русского

языка мы сегодня с вами разгадали?

- Какую часть речи изучали?  

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Спасибо за урок!

Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как оно связано с именем существительным, зачем в речи нужны местоимения и т.д.

Слайд 22

Слайд 23

Список литературы:

  1. Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.
  3. Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2011.
  4. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку  для начальной школы. М.: Аквариум 2007.
  5. Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе!

Слайд 2

Двадцать четвертое апреля Классная работа

Слайд 3

Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

Слайд 4

Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.

Слайд 5

Тема урока: МЕСТОИМЕНИЕ

Слайд 6

Задачи урока: Что такое местоимение? Зачем нужны местоимения в речи?

Слайд 7

Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!

Слайд 10

Прочитайте стихотворение о слоне В. Степанова и вставьте пропущенные слова. На арену вышел слон, К нам пришел с подарком … … принес друзьям цветок Красный, словно огонек. о н Он

Слайд 11

Кто ? СЛОН Кто ? ОН Вывод: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное

Слайд 12

К нам пришел с подарком он Он принес друзьям цветок Красный, словно огонек. Вывод: Местоимение не называет предмет, а указывает на него.

Слайд 13

Местоимение – это часть речи, которая отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

Слайд 19

Игра «Замени местоимением» Медведь, лиса, заяц, мышь, солнце, ветер, облако.

Слайд 20

Я нарисую белочку. А ты что будешь рисовать? Какую задачу вы решаете? Почему они улетают?

Слайд 21

Рефлексия Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились определять местоимения, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.

Слайд 22

Итог урока - С какими словами вы сегодня познакомились? - На какой вопрос они отвечают? - Какое отношение они имеют к предметам?

Слайд 23

лод мо цы



Предварительный просмотр:

___ нарисую белочку. А ____ что будешь рисовать? Какую задачу ___ решаете? Почему_____ улетают?

___ нарисую белочку. А ____ что будешь рисовать? Какую задачу ___ решаете? Почему_____ улетают?

___ нарисую белочку. А ____ что будешь рисовать? Какую задачу ___ решаете? Почему_____ улетают?

___ нарисую белочку. А ____ что будешь рисовать? Какую задачу ___ решаете? Почему_____ улетают?

___ нарисую белочку. А ____ что будешь рисовать? Какую задачу ___ решаете? Почему_____ улетают?

___ нарисую белочку. А ____ что будешь рисовать? Какую задачу ___ решаете? Почему_____ улетают?

___ нарисую белочку. А ____ что будешь рисовать? Какую задачу ___ решаете? Почему_____ улетают?

___ нарисую белочку. А ____ что будешь рисовать? Какую задачу ___ решаете? Почему_____ улетают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 20», 1 класс

Представляю конспект урока с презентацией по математике, расчитанный на 20 мин. Урок для проведения Дня открытых дверей в 1 классе....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «П...

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Н.Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с расска...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...