Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дмитриева Ольга Игоревна

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.

Цели:

Познавательные:

  • Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;
  • Формировать умения определять спряжения глаголов по двум наборам окончаний: ударное/безударное;
  • Формировать умения глаголы в н.ф. ставить в  личную форму (и наоборот);
  • Научить детей определять спряжение, по н.ф. и времени (наст.в. и буд.в.);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bezud_napisan_lichn_okonchan_glagola.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.

Цели:

Познавательные:

  • Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;
  • Формировать умения определять спряжения глаголов по двум наборам окончаний: ударное/безударное;
  • Формировать умения глаголы в н.ф. ставить в  личную форму (и наоборот);
  • Научить детей определять спряжение, по н.ф. и времени (наст.в. и буд.в.);

Развивающие:

  • Развивать УУД по осознанию границ своего знания и незнания на этапе постановки учебной проблемы;
  • Развивать у школьников умение учиться на основе УУД;
  • Развивать УУД учебно-информационное действие планирование способа своего действия при составлении памятки о правописание безударных личных окончаний;
  • Развивать знаково-символическое действие по составлению памятки о правописании безударных личных окончаний;
  • Развивать УУД на этапе постановки и решении учебной проблемы;
  • Развивать логические универсальные действия самоконтроля, взаимоконтроля, анализа, синтеза, выведения следствий, установления причинно-следственных связей при выполнении упражнений, при фронтальном опросе и при развёртывании способа своего действия;
  • Развивать умения ставить и решать учебную проблему;
  • Развивать коммуникативные УД, на всех этапах урока;

Воспитательные:

  • Воспитание толерантности при фронтальном опросе, постановке и решении учебной проблемы;
  •  Воспитание импатии, при фронтальном опросе, постановке и решении учебной проблемы;
  • Воспитание ответственности за принятие решение;
  •  Воспитание аккуратности, при работе в тетрадях.

Лингвометодический анализ.

Что знают

Что нового узнают

Какие трудности могут возникнуть

I и II спр. глаголов; глаголы изменяются по лицам и числам; какие окончания у глаголов I и II спр.

Узнают как определить безударное личное окончание глаголов по н.ф.

Трудности в определении спр. гл. по ударному и безударному окончанию;

в смешении I и II спр.

Оборудование: учебник, мультимедийная аппаратура, цифровой носитель с презентацией.

План.

  1. Организация класса
  2. Этап чистописания

А) создание положительной мотивации путем предъявления негативного образца буквы «г»

Б) восстановление правильного способа написания буквы;

В) отработка написания буквы;

  1. Словарно – орфографическая работа:

А) закрепление ранее изученных слов: билет, везде, здесь, снизу, север, медведь, лисица;

Б) введение нового слова: воробей

  1. Проверка д/з.
  1. Проверка теоретического материала путём фронтального опроса по теме: «Как спрягаются глаголы в будущем времени».
  2. Проверка письменного упражнения: упражнение 452.
  1. Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.
  1. Создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к новой теме.

А) постановка учебной проблемы;

- актуализация ранее изученных сведений, вступающих в противоречие с новыми (определение спр. глагола с пропущенной буквой );

- осознание разрыва в знаниях при выделении непосильного детям задания;

- осознание причин затруднений при определении спряжения глаголов;

- формулировка проблемы:

- моделирование учебной проблемы:                      

- постановка цели урока: Выяснить, как еще мы можем определить спр. глагола с безударным личным окончанием;

2) Решение учебной проблемы: добывание сведений о правописании безударных личных окончаний глаголов;

  1. Организация работы над определением правописание безударных личных окончаний глаголов;
  1. Сообщение цели;
  2. Прочтение формулировки в учебнике про себя;
  3. Выделение основных структурных частей;
  4. Анализ каждой структурной части: а)предъявление вопросов воспроизводящего характера; б)предъявление вопросов анализирующего характера.
  1. Развёртывание способа действий (составление памятки): а)метасообщение детям о том, что мы будем делать; б)постепенное совместное введение памятки, в процессе наблюдения над словом; в)анализ каждого пункта памятки; г)чтение памятки готовом виде.
  2. Этап овладения способом действия при выполнении упражнений:

а)выполнение упражнений репродуктивного типа: упражнений на применение памятки;

б)выполнение упражнений продуктивного типа, с элементами новизны;

  1. . Этап рефлексивной оценки
  2. .Д/з:

Ход урока.

                                Организация класса.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что все готовы к уроку. Главное условие нашего урока – быть активным и внимательным. (слайд)

Этап чистописания.

-  Сейчас у нас минутка чистописания. Ребята, я проходила мимо 2 класса и заметила у них на доске букву Г, написанную так. (слайд)

- Правильно написана буква? А что неправильно?

- Она похожа на букву «р».

 - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы Г. Обратите внимание на написание буквы. (слайд)

- Пропишите строчку буквы в тетради. Обменяйтесь тетрадями, поставьте точку, над самой красивой буквой.

Словарно – орфографическая работа.

  - Ребята, сегодня, изученные ранее слова мы будем проверять вместе. Я продиктую слова, а вы должны разбить их на 2 группы в зависимости от запоминаемой гласной е или и.

Билет, везде, здесь, снизу, север, медведь, лисица.

- Обменяйтесь тетрадями, сверьте слова со слайдом.

- Новое словарное слово вы узнаете, если посмотрите на слайд. Назовите слово.

- Воробей.

- Кто такой воробей?

- Одна из широко известных птиц, живущих по соседству с человеком!

- Позовите слово, на какой слог падает ударение?
         -
на 3 слог.

- Найдите безударные гласные, которые надо запомнить. Запишите слово в словарь.

- Подберите родственные слова к слову воробей.

- Какие пословицы со словом воробей вы знаете? (слайд)

- Составьте словосочетание, предложение.

Этап проверки д/з.

-  Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-  Как спрягаются глаголы в будущем времени.

- Как спрягаются глаголы в будущем времени?

- У вас у каждого на парте лежит карточка с заданием, вам необходимо определить спряжение у глаголов в будущем времени. Время на работу 3 минуты.

- Молодцы все справились! Дома вы выполняли упр.452. Возникали трудности?

- Как вы озаглавили текст? Почему? Сколько вы подчеркнули главных членов во втором предложении? Какой частью речи выражено подлежащее? Сколько сказуемых? Как называются такие сказуемые?

- Хорошо поработали. Ребята, мы с вами теперь выяснили, как определять спр. в будущем времени. Сегодня на уроке нам предстоит сделать, не менее важное открытие.

Организация поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.

  1. Создание положительной мотивации, путем постановки учебной проблемы.

- Ребята, посмотрите на слова, записанные на доске.( на слайде)

         Несут                 Стро..т

         Летят                 Друж..т

         Пишу                 Пол..т

                                    Кос.т

- Прочитайте слова первой колонки! Определите спряжение глаголов.

- А теперь, прочитайте глаголы во второй колонке. Определите спр. и вставьте буквы. Кто хотел бы поработать у доски?

- Ребята, у всех так?

- нет

- У кого есть другие варианты?

- Ребята, а как такое может быть! Как мы определили спряжение глаголов в 1 колонке?

- по окончанию.

- А у глагола друж..т как вы решили?

- они дружат - 2 спр.

- он дружит - 1 спр.

(аналогично с другими глаголами)

- Ребята, посмотрите, что у нас получается в 1й колонке мы определили спр. по окончанию и нам было легко, а во второй мы тоже определили по окончанию, но мы не справились. Почему же у нас так получилось?

-  По чему мы определяли спряжение в 1й колонке?

- по окончанию.

- Какое у нас окончание? Давайте поставим его.

- ударное.

- Какое окончание во втором столбике? Поставим его.

- безударное.

- Ребята, мы с вами пытались определить спряжение по безударному окончанию, смогли?

- нет

-Сформулируйте тему нашего урока.

        Тема:    «Как определить спр. глагола с безударным окончанием!»

- Ребята, я графически ее изображу так:

  1. Этап решения учебной проблемы.

- Ребята прочитайте слова, записанные на доске:

  Строить, читать, дружить, готовить, сеять, рыть, тянуть, кушать, гулять, успеть.

- В какой форме написаны глаголы?

- в н.ф.

- Ребята, попробуйте сгруппировать эти глаголы в зависимости от спряжения.

- Какой вывод вы можете сделать? А какое окончание у этих глаголов?

- на ить- II спр.; остальные – I cпр.; и ударное и безударное.

-  Ребята, как мы сейчас определили спр. у глаголов?

- по н.ф.

- Давайте вернемся к нашим глаголам.

     Стро.т

    Друж.т

     Пол.т

    Кос.т

- Окончание у этих глаголов безударное. Как мы определили спр. у глаголов выше?

- по н.ф.

- Поставьте глаголы в н.ф.

 Строить, дружить, полоть, косить.

- Ребята, теперь вы можете определить спряжение у глаголов?

- да.

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов?

- надо поставить глагол в н.ф. и определить спр.

- Глаголы с каким безударным окончанием относятся к 1 спр, 2 спр?

- Ребята, теперь мы можем ответить на вопрос, нашего урока. Как же определить безударное личное окончание у глаголов?

- Если окончание безударное, то глагол надо поставить в н.ф.

6 . Организация работы над определением в учебнике. (Учебно-информационные умения)

- Ребята, откроем наш учебник на странице 197, и сравним наш вывод с учебником!

- Прочитайте определение про себя.

-Вслух. Совпадает наш вывод?

- да

- Сколько основных структурных частей можно выделить?
- 2 части

- О чем говориться в 1 части?(учим определять микротему)

- о правильном определении спр.

- О чем говориться во второй части? (учим определять микротему)

- о н.ф. в безуд. личном окончании.

- Как определить спряжение глаголов с безуд. личными окончаниями в наст. и буд. вр.?(вопрос воспроизводящего характера на выявление фактического содержания, представленного прямо в правиле)

- Почему нужно правильно определять ударное/безударное окончание? (вопрос анализирующего характера, на выявление информации не представленной в правиле в явном виде)

  1. Развёртывание способа действий (составление памятки)

(Учебно-информационные умения)

- Ребята, а сейчас мы с вами выведем наш ход рассуждений, составим памятку, по которой мы будем действовать, чтобы правильно определять безударное личное окончание у глаголов.

- Почему нужно составлять памятку?

- не допускать ошибки, выделять все признаки.

 - Каждый день к девочке ход.т доктор. Коля пиш.т диктант.

- Ребята выведем наш ход рассуждений. Что мы должны сделать сначала?

- Найти глагол. ( на доске)

- Находим: ход.т

- Определить форму глагола?

- наст.время.

- дальше надо определить ударное или безударное окончание

- Безударное

- Если окончание безуд., то ставлю глагол в н.ф.

- на –ить – 2 спр;  остальные – 1 спр.

- Делаю вывод

2 предложение.

- Назовите глагол?

- пишет - писать

- если окончание ударное, то определяю спр. по окончанию.

Этап овладения способом действия при выполнении упражнений.

- Ребята, сейчас мы будем учиться определять спряжение безударных личных окончаний глаголов. В этом нам помогут задания.

1)- прочитайте слова. Определите в соответствии с полученными знаниями по памятке спряжение глаголов?

Встрет.т,  брос.т,  говор.т,  молш.шь, долет.т, отвез.т, посе.т, дума.шь.

- Почему нужно правильно определять гласную у глаголов?

- можно допустить ошибки.

- Чему мы учились, выполняя данное задание.

2) Образуйте н.ф. от глаголов и определить спр.

  Решишь- решаешь-

  Встретишь- встречаешь-

  Живешь-

3)упр.438. Выпишите глаголы с ударным окончанием и безударным, определите спр.

4)Прочитайте текст (прогностического хар-ра)

 Замерзший бор шумит среди лазури,

Метет ветвями синеву небес

И кажется – не буря будит лес

А буйный лес, качаясь, будит бурю.

- какие ошибки могут быть допущены в определении буквы выделенных слов?

- Почему можно допустить ошибки?

5)(задание содержащие ложное утверждение)

- Я утверждаю что в личных окончаниях формы глагола пиш.т надо писать «и» и спр. определять по н.ф. писать это глагол 2 спр. пиши и . Согласны вы со мной?

- какие трудности могут возникнуть при выполнении задания?

- Почему возникли ошибки? Как избежать таких ошибок?

9. Рефлексивное подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке?

- - Что было непонятно?

- Были ли трудности?

10. Д/З.

- Дома вы выполните упражнение 455 ( по заданию)

-Звенит звонок, окончен урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме : "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Презентация к уроку  русского языка по теме :"Правописание безударных личных окончаний глаголов" для 4 класса по программе Перспективной начальной школы...

Карточка 1 по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Карточка содержит алгоритм и упражнения на правописание безударных окончаний глагола....

Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...

Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм пр...

Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование  умения выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывание практических навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголовПланиру...