Открытый урок по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Недостаточность любого объёма знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к самостоятельному принятию решений и доведения их до исполнения, рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет образования сместился в сторону деятельностного подхода, формирующего готовность детей к саморазвитию.
Проиллюстрируем это на примере изучения сложной темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов» 4 класс.
Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (4 класс)
Цели урока: (1 СЛАЙД)
– вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным окончанием.
- учить детей писать безударные личные окончания глаголов.
Первая цель выражает понятие алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов, а вторая цель выражает её практическое применение.
Задачи:
– развитие умения ставить глаголы в начальную форму;
– развитие умения обобщать, делать выводы, сравнивать личные окончания глаголов разных
спряжений;
– формирование орфографических навыков.
Ход урока.
Первый этап в структуре уроков системно-деятельностного подхода является создание условия для мотивационной готовности ребёнка, которая выражается в самоопределении хочу, могу. Детям в качестве вызова предлагается стихотворение, которое как поэтическое искусство придаёт достаточный уровень позитива.
I САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 СЛАЙД)
I. Фаза «ВЫЗОВ». Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие
придет.
Летит ракета. Люди строят
Здания.
Цветут сады. И хлеб в полях
растет.
- Догадались, о какой части речи говорится в этом четверостишии? (Речь идет о глаголе)
Актуализация знаний проводим в виде кластера. Кластер-это приём графического метода организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксируются в виде схемы. В данном виде задания развиваются познавательные и регулятивные умения. Это задание является подготовкой мышления детей к проектировочной деятельности т.е. знания на которые нужно опереться при выполнении действий выхода из затруднения.
II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (3 СЛАЙД)
2. Кластер «Глагол» - Что вы знаете о глаголе?
Дети по очереди выходят к доске и записывают: родовые
самост.часть речи
по временам
отвечает на ??... изменяется в прош.вр в ед.ч.по родам
в наст. и буд вр - по лицам
что делать? что сделать? по числам 1л 2л 3л
н.ф. обозначает… I спр. IIспр.
-е, -ут(ют) -и, -ат(ят)
личные оконч.
- Для чего нужно уметь определять спряжение? (Чтобы правильно писать окончания глаголов)
- Дома вам нужно было выписать глаголы с ударным окончанием и определить их спряжение.
3. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
На экране: встает – I спр. гнуться – I спр. трещит – II спр. идет – I спр. гудит – II спр. идет – I спр.
- Каким знанием вы пользовались при выполнении домашнего задания? (Снова обращаемся к кластеру)
3. Постановка проблемы создаётся на основе практического задания, пробного днйствия.
- Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на карточках. (Два ученика работают на доске) СЛАЙД 4
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах 3-го лица.
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за помощь.
- Какие окончания вы вставили?
(дети обращают внимание: задание было одно, а получились разные варианты) и фиксируют затруднение
- Как вы рассуждали?
Этот вопрос позволяет провести критический анализ
-1- Поставить ударение, 2-определить спряжение, 3-вставить пропущенную букву.
- Почему возникло затруднение?
- Окончания безударные – это ошибкоопасное место у глаголов Определение места затруднения.
- Следовательно, чему будем учиться сегодня? Происходит целеполагание урока
- Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.
- Итак, какая тема нашего урока?
На доске: Правописание безударных личных окончаний глаголов СЛАЙД 5
- На какие вопросы нам нужно найти ответ? СЛАЙД 6
На доске: Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?
Какие буквы гласных надо писать у глаголов I спр., II спр. в безударных окончаниях?
II. Фаза «ОСМЫСЛЕНИЕ»
4. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).
- Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает:
- Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. СЛАЙД 7
I спр. II спр.
собрать просить
лаять благодарить
проспать хвалить
полоть клеить
- Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?
- Формообразующий суффикс -ть.
- Что интересного заметили?( чем эти слова различаются?)
- Глагольным суффиксом. (На экране выделяются суффиксы).
- Какой вывод мы можем сделать? Дети делают вывод ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ,
- Если в неопределенной форме глагола суффикс и, то это глагол II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.
- Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?
5. Групповая работа. Для того, чтобы каждый ребёнок мог высказаться. Задание группам: попробуйте составить алгоритм (пошаговое) определения спряжения и буквы в безударном личном окончании глагола.
Представители групп защищают свой алгоритм (это может быть схема, таблица и др.) на примере предложенного глагола. Знаковая фиксация способа действия. СЛАЙД 8
На слайде появляется схема-алгоритм.
- Выделить окончание глагола. Поставить ударение
2.Окончание ударное?
ДА! НЕТ!
-е, -ут (-ют) – I спр
-и, - ат (-ят) – II спр
6. Первичное закрепление. Решение типовых заданий на новое знание.
-Прочитайте правило из учебника. Какие вопросы можно задать к этому правилу? (Ответы детей.)
-А для чего нам необходимо уметь определять спряжение глаголов?
- Чтобы правильно писать их окончания.
- Ну что ж, давайте попробуем применить наш алгоритм на деле. (Задания из учебника)
- Какие знания и умения понадобились для выполнения этого задания?
- Умение находить глаголы, разбирать их по составу, определять ударный слог; знание алгоритма определения спряжения глаголов.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на желтых карточках:
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на зеленых карточках:
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
III. РЕФЛЕКСИЯ Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Обращаемся снова к кластеру.
-Какое дополнение стоит внести в кластер? (проговариваем, дописываем или приставляем самую удачную схему-алгоритм)
8. Домашнее задание. На выбор: – упр….; кластер-шпаргалка по правилу; составить список-тренажер (можно двусторонний: с ответами на обратной стороне) из десяти глаголов с пропущенным безударным окончанием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. вывести алгоритм определения спряжения у глаголов с безударными окончаниями 2. Научить детей писать безударные личные окончания глаголов Цель урока:
Самоопределение к деятельности Что без меня предметы? Лишь названия . А я приду - всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят Здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
Самост.часть речи отвечает на ?? глагол изменяется по временам м ж с в прош . вр . в ед.ч. по родам что делать ? что сделать? в наст. и буд. вр-по лицам Обозначает… по числам 1л 2л 3л Н.ф . I I спр II спр - е, - ут (-ют) -и, - ат , (- ят )
Глагол – это часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по временам: прошлое (род), настоящее, будущее время начальная форма: I спряжение II спряжение
Определите спряжение глаголов Трещит Затянул Гудит Гнуться Идёт Дружить
Определите спряжение глаголов трещит II спр затянул I спр гудит II спр гнуться I спр идёт I спр дружить II спр
Постановка проблемы Задание: Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах 3-го лица Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т за успехи, собаки ла_т , просп_т завтрак, кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за помощь
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов» На какие вопросы нам нужно дать ответ?
«Открытие» нового знания I спр Собрать Лаять Проспать Полоть II спр Просить Благодарить Хвалить клеить
Схема-алгоритм Выделить окончание глагола. Поставь ударение. Окончание ударное? - е, - ут , (ют) I спр -и, ат , ( ят ) II спр Поставь глагол в неопределённую Чо делать? Что сделать? Выделить глагольный суффиксов перед – ть Если И, то - II спр Если –а, -о, -у, -я, - ю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщения «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Урок-обобщения«Правописание безударных личных окончаний глаголов». Предмет: русский язык.Класс: 4.Тип урока: урок рефлексии. Содержательная цель урока: закреплени...
Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс
Правильно писать окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения....
презентация к уроку русского языка "Безударные личные окончания глаголов,4 класс"(школа 2100)
в презентации разработана минутка чистописания,дана самостоятельная работа.презентация красочно оформлена...
Технологическая карта урока русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями" 4 класс Школа 2100
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:– совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, пи...
Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"
Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....
Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями», 4 класс( УМК "Школа России")
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.Задачи урока Дидактические:Формировать ум...
Технологическая карта урока по русскому языку «Глаголы с безударными личными окончаниями», 4 класс (УМК «Школа России»)
Тип урока: урок методологической направленности.Цель урока: отработка алгоритма определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.Задачи урока Дидактические:Закрепить умение определят...