Открытый урок по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Батуева Ольга Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Недостаточность любого объёма знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к самостоятельному принятию решений и доведения их до исполнения,  рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет образования сместился в сторону деятельностного подхода, формирующего готовность детей к саморазвитию.

Проиллюстрируем это на примере изучения сложной темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов» 4 класс.

Тема  «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (4 класс)

Цели урока: (1 СЛАЙД)

– вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным окончанием.

- учить детей писать безударные личные окончания глаголов.

Первая цель выражает понятие алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов, а вторая цель выражает её практическое применение.

Задачи:

– развитие умения ставить глаголы в начальную форму;

– развитие умения обобщать, делать выводы, сравнивать личные окончания глаголов разных

   спряжений;

– формирование орфографических навыков.

Ход урока.

Первый этап в структуре уроков системно-деятельностного подхода является создание условия для мотивационной готовности ребёнка, которая выражается в самоопределении хочу, могу. Детям в качестве вызова предлагается стихотворение, которое как поэтическое искусство придаёт достаточный уровень позитива.

I САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 СЛАЙД)

I. Фаза «ВЫЗОВ».                              Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – все в действие

придет.

Летит ракета. Люди строят

Здания.

Цветут сады. И хлеб в полях

растет.

- Догадались, о какой части речи говорится в этом четверостишии? (Речь идет о глаголе)

Актуализация знаний проводим в виде кластера.  Кластер-это приём графического метода организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксируются в виде схемы. В данном виде задания развиваются познавательные и регулятивные умения. Это задание является подготовкой мышления детей к проектировочной деятельности т.е. знания на которые нужно опереться при выполнении действий выхода из затруднения.

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (3 СЛАЙД)

2. Кластер «Глагол» - Что вы знаете о глаголе?

Дети по очереди выходят к доске и записывают:                                                                      родовые

                                            самост.часть речи                                      

                                                                                                                     

                                                                                                                            по временам

отвечает на ??...                                                       изменяется                   в прош.вр в ед.ч.по родам

              в наст. и буд вр - по лицам

что делать? что сделать?                                                            по числам                        1л   2л     3л        

                     н.ф.                          обозначает…                                                  I спр.  IIспр.

                                                                                                                -е, -ут(ют)                -и, -ат(ят)

                                                                                                                                  личные оконч.

-  Для чего нужно уметь определять спряжение? (Чтобы правильно писать окончания глаголов)

- Дома вам нужно было выписать глаголы с ударным окончанием и определить их спряжение.

3. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

На экране:  встает – I спр.  гнуться – I спр.  трещит – II спр.  идет – I спр.   гудит – II спр.   идет – I спр.

- Каким знанием вы пользовались при выполнении домашнего задания? (Снова обращаемся к кластеру)

3. Постановка проблемы создаётся на основе практического задания, пробного днйствия.

- Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на карточках.  (Два ученика работают на доске) СЛАЙД 4

Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах 3-го лица.

Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т  за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,

кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за  помощь.

- Какие окончания вы вставили?

(дети обращают внимание: задание было одно, а получились разные варианты) и фиксируют затруднение

- Как вы рассуждали?

Этот вопрос позволяет провести критический анализ

-1- Поставить ударение, 2-определить спряжение, 3-вставить пропущенную букву.

-  Почему возникло затруднение?

-  Окончания безударные – это ошибкоопасное место у глаголов Определение места затруднения.

- Следовательно, чему будем учиться сегодня? Происходит целеполагание урока

- Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.

- Итак, какая тема нашего урока?

На доске: Правописание безударных личных окончаний глаголов СЛАЙД 5

- На какие вопросы нам нужно найти ответ?    СЛАЙД 6

На доске: Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?

                Какие буквы гласных надо писать у глаголов I спр., II спр. в безударных окончаниях?

II. Фаза «ОСМЫСЛЕНИЕ»

4. «Открытие» нового знания  (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).

- Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает:

- Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. СЛАЙД 7

I спр.          II спр.

собрать       просить

лаять           благодарить

проспать     хвалить

полоть        клеить

-  Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?

- Формообразующий суффикс -ть.

- Что интересного заметили?( чем эти слова различаются?)

- Глагольным суффиксом.  (На экране выделяются суффиксы).

-  Какой вывод мы можем сделать? Дети делают вывод ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ,

- Если в неопределенной форме глагола суффикс  и, то это глагол  II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.

-  Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?

5. Групповая работа. Для того, чтобы каждый ребёнок мог высказаться. Задание группам: попробуйте составить алгоритм (пошаговое) определения спряжения и буквы в безударном личном окончании глагола.

                Представители групп защищают свой алгоритм (это может быть схема, таблица и др.) на примере предложенного глагола. Знаковая фиксация способа действия. СЛАЙД 8

                                               На слайде появляется схема-алгоритм. 

  1. Выделить окончание глагола. Поставить ударение

                                                                                   2.Окончание ударное?

                                                                                   ДА!                       НЕТ!

                   -е, -ут (-ют) – I спр

                   -и, - ат (-ят) – II спр

6. Первичное закрепление. Решение типовых заданий на новое знание.

-Прочитайте правило из учебника. Какие вопросы можно задать к этому правилу? (Ответы детей.)

-А для чего нам необходимо уметь определять спряжение глаголов?

- Чтобы правильно писать их окончания.

- Ну что ж, давайте попробуем применить наш алгоритм на деле. (Задания из учебника)

- Какие знания и умения понадобились для выполнения этого задания?

- Умение находить глаголы, разбирать их по составу, определять ударный слог; знание алгоритма определения спряжения глаголов.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на желтых карточках:

Вставь пропущенные буквы.

Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь  поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.

Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на зеленых карточках:

Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.

Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т,  а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.

III. РЕФЛЕКСИЯ  Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Обращаемся снова к кластеру.

-Какое дополнение стоит внести в кластер? (проговариваем, дописываем или приставляем самую удачную схему-алгоритм)

8. Домашнее задание. На выбор: – упр….; кластер-шпаргалка по правилу; составить список-тренажер (можно двусторонний: с ответами на обратной стороне) из десяти глаголов с пропущенным безударным окончанием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс «Правописание безударных личных окончаний глаголов» Подготовили: Батуева В.А. Данилова Е.Н. Батуева О.Г.

Слайд 2

1. вывести алгоритм определения спряжения у глаголов с безударными окончаниями 2. Научить детей писать безударные личные окончания глаголов Цель урока:

Слайд 3

Самоопределение к деятельности Что без меня предметы? Лишь названия . А я приду - всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят Здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

Слайд 4

Самост.часть речи отвечает на ?? глагол изменяется по временам м ж с в прош . вр . в ед.ч. по родам что делать ? что сделать? в наст. и буд. вр-по лицам Обозначает… по числам 1л 2л 3л Н.ф . I I спр II спр - е, - ут (-ют) -и, - ат , (- ят )

Слайд 5

Глагол – это часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по временам: прошлое (род), настоящее, будущее время начальная форма: I спряжение II спряжение

Слайд 6

Определите спряжение глаголов Трещит Затянул Гудит Гнуться Идёт Дружить

Слайд 7

Определите спряжение глаголов трещит II спр затянул I спр гудит II спр гнуться I спр идёт I спр дружить II спр

Слайд 8

Постановка проблемы Задание: Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах 3-го лица Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т за успехи, собаки ла_т , просп_т завтрак, кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за помощь

Слайд 9

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов» На какие вопросы нам нужно дать ответ?

Слайд 10

«Открытие» нового знания I спр Собрать Лаять Проспать Полоть II спр Просить Благодарить Хвалить клеить

Слайд 11

Схема-алгоритм Выделить окончание глагола. Поставь ударение. Окончание ударное? - е, - ут , (ют) I спр -и, ат , ( ят ) II спр Поставь глагол в неопределённую Чо делать? Что сделать? Выделить глагольный суффиксов перед – ть Если И, то - II спр Если –а, -о, -у, -я, - ю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщения «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Урок-обобщения«Правописание безударных  личных  окончаний глаголов». Предмет: русский язык.Класс: 4.Тип урока: урок рефлексии. Содержательная цель урока: закреплени...

Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс

Правильно писать  окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения....

презентация к уроку русского языка "Безударные личные окончания глаголов,4 класс"(школа 2100)

в презентации разработана минутка чистописания,дана самостоятельная работа.презентация красочно оформлена...

Технологическая карта урока русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями" 4 класс Школа 2100

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:– совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, пи...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями», 4 класс( УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.Задачи урока Дидактические:Формировать ум...

Технологическая карта урока по русскому языку «Глаголы с безударными личными окончаниями», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: урок методологической направленности.Цель урока: отработка алгоритма определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.Задачи урока Дидактические:Закрепить умение определят...