Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Куплевацкая Валерия Валерьевна

Цели деятельности учителя: формирование  умения выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывание практических навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголов

Планируемые результаты

Предметные:

знать:   как определять спряжения глагола по неопределенной форме;

уметь:  правильно написать безударные личные окончания глаголов

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: рефлексии

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4кл.: Учебник:  В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.- ;раздаточный материал; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_lichnyh_okonchaniy.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        12.04.21                                                                                                    ФИО учителя: Ряжапова Ф.Р.

Школа: Лебединский филиал                                                                                 ФИ студента: Куплевацкая Валерия

Класс: 4                                                                                                                ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет:                                                                                                                                                                                     

Конспект урока русского языка

Тема:  «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Цели деятельности учителя: формирование  умения выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывание практических навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголов

Планируемые результаты

Предметные:

знать:   как определять спряжения глагола по неопределенной форме;

уметь:  правильно написать безударные личные окончания глаголов

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: рефлексии

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4кл.: Учебник:  В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.- ;раздаточный материал; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

 1-2мин

Здравствуйте, ребята.

Откройте тетради, положите их правильно.

Запишите число и классная работа.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

самоопределение (Л)

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, языковой анализ,  практический: постановка вопросов, подбор и анализ примеров

Постановка проблемного вопроса

4-5мин

Фронтальная форма работы.

Минутка чистописания

На минутке чистописания мы напишем букву, с которой начинается корень всех написанных на доске глаголов с безударным личным окончанием. Какая это буква?

Это буква С.

Составьте самостоятельно цепочку букв. В нее должны войти все личные окончания глаголов I спряжения в порядке их изменения по лицам и числам. Перед каждым окончанием пишется согласная С.

Напишите цепочку букв, заменив в ней личные окончания глаголов I спряжения на личные окончания глаголов II спряжения

-На доске написаны слова:

Засверка.т, свет.т, сия.т, , блест.т, наступа.т, по.т, плыв.т, леж.те.

-Прочитайте написанные на доске глаголы. Поставьте в них ударения. В зависимости от положения ударения разделите их на две группы. Какие глаголы вошли в первую группу?

-Как можно определить спряжение глаголов с ударными личными окончаниями?

-Назовите вторую группу глаголов

Какую видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов?

 

-блестит, поет, плывет, лежите. Это глаголы с ударными личными окончаниями

-спряжение глаголов с ударными личными окончаниями можно определить по гласной в окончании. Если в окончании гласная Е, а в форме 3-го лица множественного числа УТ, -ЮТ, это глаголы I спряжения. Если в окончании гласная И, а в форме 3-го лица множественного числа АТ, -ЯТ, это глаголы II спряжения

в безударных личных окончаний глаголов нечетко слышится гласная. Мы не знаем что писать И или Е

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

учет разных мнений (К)

III. Постановка учебной задачи

Словесный.: подводящий диалог

4-5 мин

Фронтальная форма работы

Подводящий диалог

Тогда как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока?

Давайте попробуем составить план

1. Повторить, как глаголы изменяются по лицам и числам настоящего и будущего времени (спряжение)

2. Повторить особенности написания окончаний в глаголах

3. Поупражняться в написании глаголов и постановке окончания

- Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

- Закрепить умение ставить личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

V. Первичное закрепление

Практич: работа в парах

Взаимопроверка

Практич: Выполнение задания

4-5 мин

        Фронтальная и парная формы  работы

- Упражнение 1

Решает задачу

пишет сочинение

красит забор

сыплет крупу

строит больницу

слушает музыку

колет дрова

чистит брюки

кормит ребенка

ждет автобус

приготовит уроки

месит тесто

Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через 1-2 минуты первые слова словосочетаний закрываются ). Напишите в столбик первые слова словосочетаний и соответствующую им неопределенную форму глагола. Укажите спряжение глаголов. Какой глагол является лишним?

Упражнение 2 Работа в парах

Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы 1спряжения в 3-ем лице множественного числа, а 2 спряжения во 2-ом лице множественного числа.

Ручкой …. Ножницами …. Носом …. Шилом …. Солью …. Лопатой …. Карандашом ….

(После выполнения работы проверка)

Дифференцированная работа

(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)

У. Пользуясь способами определения спряжения, вставим пропущенные гласные в окончания глаголов:

черт..т, вышива..м, паш..шь, забива..т, вар..м, жар..т, мо..шь, чист..т

Упражнение 3 Устно

Прочитайте. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения лишних слов обоснуйте.

Смотрим, сердечный, оскорбляет, зазеленеет, наломает, запретит, замелькает.

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Умение работать в паре(К)

Взаимооценка (Р)

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа

VII. Включение в систему знаний

Практический: работа в группах

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений

4-5 мин

7-8 мин

2-3 мин.

Индивидуальная форма работы. 

-Чтобы убедиться в том, как вы понимаете материал – сделаем тест

- Вопрос 1

Выбери глаголы I спряжения.

Варианты ответов

  • плывёт
  • горит
  • лепит
  • думает
  • сотрудничает

Вопрос 2

Определи спряжение глаголов, стоящих в неопределённой форме.

Варианты ответов

  • порезать
  • намазать
  • отварить
  • тянуть
  • расколоть
  • дружить

Вопрос 3

Определи спряжение глаголов.

Варианты ответов

  • стелить
  • слышать
  • дышать
  • брить
  • гнать
  • вертеть

Вопрос 4

Выбери пословицу с глаголом II спряжения

Варианты ответов

  • Талант трудом добывают.
  • Скромность красит человека.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  • После драки кулаками не машут.

Вопрос 5

Вставь в окончания глаголов пропущенные буквы.

Варианты ответов

  • красне . те
  • гуля . шь
  • балу . т
  • молот . м
  • воз . м

Вопрос 6

Эти глаголы стоят в форме 3-го лица множественного числа. Выбери среди них те глаголы, у которых в окончании пропущены буквы а или я.

Варианты ответов

  • держ . т
  • тян . т
  • листа . т
  • дар . т
  • леч . т

Вопрос 7

Определи, к какому спряжению относятся глаголы имеющие такие окончания.

Варианты ответов

  • -ешь, -ем, -ете, -ет, -ут, -ют
  • -ишь, -им, -ите, иет, -ат, -ят

Вопрос 8

Можно ли сказать, что глаголы "гнать", "догнать", "перегнать", "согнать" относятся ко II спряжению?

Варианты ответов

  • можно
  • нельзя

Вопрос 9

Запиши глагол "доверять" в форме 2-го лица множественного числа настоящего времени.

Вопрос 10

Прочитай глаголы. Сколько среди них глаголов I спряжения?

Рисовать, колоть, липнуть, молотить, стелить, остыть, обидеть, болеть, моросить, тянуть, дружить, держать, мусорить, закрыть, клюнуть, 

работа в группах

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Разделите пословицы на две группы. Укажите спряжение глаголов. Спряжение каких глаголов можно определить без использования неопределенной формы? Назовите эти глаголы.

Труд человека корм.т,

Глаза страш.тся,

По одежке встреча.т,

Люб.шь кататься-

Грамоте учиться-

К пирогам идут,

Без труда

По ученику

Дела.шь наспех –

Учи других

Руки не протян.шь,

Дурака учить —

а лень порт.т.

а руки делают.

а по уму провожают.

люби и саночки возить.

и об учителе суд.т.

всегда пригод.тся.

не вын.шь и рыбку из пруда

дела.шь на смех.

а от работы бегут.

так с полки не достан.шь

что мёртвого лечить

и сам науч.шься.

-Давайте вспомним. Как звучала наша тема урока?

- Какие цели мы ставили? Мы достигли их?

- Какую  особенность вы узнали у глаголов 2 лица единственного числа?

- Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы! 

Рефлексия

оценка (Р)

П: структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия (П)

самооценка на основе критерия успешности (Л)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .Планируемые результаты:Личностные:- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неу...

Урок русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и   будущем времени".    Урок открытия новых знаний, на котором формиру...

Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...

Конспект урока русского языка "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        закрепление умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме,·...

Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм пр...