Урок русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рубцова Ирина Владимировна

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и   будущем времени".    Урок открытия новых знаний, на котором формируется представление о глаголах-исключениях, умение проверять безударные личные окончания глаголов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: Русский язык      

УМК: «Школа России»        

 Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий          

 Класс: 4        

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и   будущем времени.       

 Тип урока: урок открытия нового знания        

 Ф.И.О учителя: _________________

Цель

Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

Образовательная: Познакомить с глаголами-исключениями; со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Задачи

 -формировать представление  о глаголах – исключениях;

- формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение;

-совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания;

-способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе;

- прививать интерес к русскому языку

Формируемые УУД

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 -  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:  Уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Iспряжение,  II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов, глаголы-исключения.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы:

 - основные

 

- дополнительные

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко

« Поурочные разработки по русскому языку», приложение на электронном носителе,  диск (CD-ROM).

 Учебник с.94-95, упражнения 192, 193, тетрадь, раздаточный материал.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

 Цели:  - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

 - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

 

- Ребята, начинаем урок русского языка. У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними (Добрый день!)

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.   - Ребята, прочитайте хором русскую народную пословицу: Грамоте учиться – всегда пригодится.  - А теперь запишем ее в тетрадях, правильно выполняя соединения букв.

К – планируют учебное сотрудничество учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учится; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2. Актуализация знаний.   Цели: - организовать повторение изученного; --актуализировать знания по теме глагол -активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Организует повторение изученного.

Записывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы, объясняют написание орфограммы. Обобщают  знания по теме глагол.

 

- Прочитайте словосочетания

Увидели в музее, смеялись от радости, сидим не скамейке, набрали много земляники,  подъезжали к столице.

- Какую орфограмму мы будем повторять? ( Безударные падежные окончания имен существительных.)

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имен сущ., укажите их падеж. Фронтальная проверка с объяснением. - А что вы знаете о глаголе?                    Блиц-опрос.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

3. Самоопределение к деятельности 

Цель: - Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы .

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока. Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

 

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения, делают выводы совместно с учителем.

 

- Прочитайте предложения, называя пропущенные окончания глаголов.

Звенят весёлые ручейки. Уже цветёт подснежник-хохлатка. Берёза распускает свои клейкие листочки.

- А если глагол распускает я напишу с окончанием –ит? Кто из нас будет прав?

- Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение?

(Оно безударное. В безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.)  

- Сформулируйте задачи урока.

(Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок.)

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                                                      Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Изучение нового    материала  

Организует изучение нового материала.  

 

Читают сведения о языке. Рассказывают сказку про царство «Глагол» Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило.

- А для того, чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями мы с вами изучаем спряжение глагола.

- Откройте учебник на с. 94.

- Прочитайте сведения о языке.

- Как определить спряжение у безударных личных окончаний глаголов?

( По неопределенной форме.)

- Какие глаголы относятся ко 2 спр.?

- К 1 спр.?  

- Назовите глаголы –исключения.

- Как Вы понимаете выражение глаголы-исключения?

( Это глаголы, которые не подчиняются правилу.)

Сказку  про страну  Глаголов. Рассказывают учащиеся      Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом.

Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.       Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.  -И после этих слов отпустил царь своих сыновей.       Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.  Вступление учителя.  Но у этой сказки есть продолжение     Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. - По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.        Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол , повелеваю: жителей своего царства –  глаголы гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,  а глаголы брить, стелить  -  в 1 спряжении.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,   высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

5.Физминутка

Цель: отдых

 

Предлагает выполнить движения согласно физминутке.

Выполняют физминутку.

 

6. Первичное закрепление. 

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

Знакомятся с глаголами- искл., определяют спр. глаголов по неопределенной форме, распределяют их на группы (работа на интерактивной доске)

 

Так и появились глаголы – исключения. Мы создали с вами схему – помощницу. Как вы думаете, почему она так называется?  - Сколько глаголов – исключений на – ать? Назовите их. -Сколько на –еть? Назовите их. Сколько на –ить? Назовите их.  ( 2 глагола – брить, стелить) -Давайте познакомимся с ними ближе.

- Глаголы- исключения, приглашаем вас выйти к доске.

- Представьтесь, пожалуйста!  

( Я глагол гнать, ………….)

- У вас на партах  лежат рифмованные стихотворения. - Прочитайте.  ( Читает один ученик.) - Давайте поможем  нашим глаголам встать в том  порядке, как они расположены в стихотворении. Мы называем глаголы, а ребята становятся в ряд. - А сейчас глаголы разойдитесь и перемешайтесь. - А теперь распределим их по спряжениям. Мне нужны помощники – 3 человека. Держать таблички и распределять. - Скажем спасибо нашим артистам ( рассаживайтесь по местам.) - Схема и стихотворение помогут вам запомнить глаголы-исключения.   Работа по учебнику -Упр. 192 устно. - CD

Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации; Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

7. Закрепление изученного материала. Цели: -зафиксировать новое содержание урока;

Организует закрепление изученного материала.

Выполняют упр. 193.: выписывают глаголы, определяют спр., образуют форму глаголов 2 л., ед.ч., настоящего времени.

Вернемся к предложению Берёза распускает свои клейкие листочки.

- распускает – распускать (на ать), значит в окончании глагола ставим безударную е, показатель 1 спр.

 

Работа по учебнику - Упр. 193. Прочитайте.  - Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица ед. ч.? ( ешь, ёшь, ишь) - Выполните задания самостоятельно.

- Взаимопроверка, взаимооценка – оцените свою работу и работу соседа)

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь обобщать знания, учащиеся делают вывод о вежливых словах                     Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.

Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.  Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий.

8. Итог урока.

 Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

Организует подведение итога урока.

Анализируют полученную информацию, делают выводы. Подводят итог урока

-  Какая задача стояла перед нами в начале урока? ( научиться  без ошибок писать безударные окончания глаголов.) - Решили мы эту задачу? ( решили) - О чём надо помнить, когда пишешь безударное окончание глагола? (надо ставить глагол в неопределённую форму, определять спряжение, не забывая о глаголах- исключениях.)

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные УУД:   оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные УУД: проявляют интерес к предмету.

Домашнее задание.

 

Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Записывают в дневниках дом.задание: упр. 194 (с. 95), выучить правило ( с. 94).

- Как вы считаете, какое задание вам необходимо выполнить дома ? ( нам надо такое задание, которое помогло бы нам без ошибок писать безударные окончания. Дома мы должны потренироваться).

Регулятивные УУД:   принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения

Оценка работы обучающихся на уроке.

Оценивает работу обучающихся

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке  Цели: -  организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности.

- Если вы поняли тему урока, нарисуйте  знак ( улыбающееся солнышко), а если не поняли, то знак хмурого солнышка. Затем учитель вручает каждому учащемуся лист самооценки с заданием «Закончить фразу» Я вспомнил… Я закрепил… Я повторил… Я узнал новое… Несколько человек зачитывают свои ответы.

Личностные УУД: способность к самооценке Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.  Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .Планируемые результаты:Личностные:- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неу...