Проект "Что в имени моем ... "
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект « Что в имени тебе моем…..»
-Доброе утро, ребята. Для начала урока предлагаю всем выйти в центр класса Возьмёмся за руки и образуем круг Добра. Ребята, сегодня на занятие я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами и похоже оно на яркий цветок.
— А с каким настроением вы пришли на урок?
Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. А теперь давайте поприветствуем всех нас.
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем нам!
Доброе утро, мир!
слайд2
слайд3
Какую же тайну хранят наши имена?
Ребята а вы хотели бы узнать как называется наука ,которая изучает имена?
Загадочную, необъяснимую власть имен
над судьбой человека заметили еще древние.
В России, например, вплоть до XVII века
родители держали в секрете, как они назвали
ребенка, пытаясь обмануть злых духов.
Или ребенку давали два имени –
одно было ложным, второе настоящим.
Слайд5 Как появились имена на Руси.
Слайд6 (расскажет Юля Карх)
Слайд 7 – учитель задает вопрос -Откуда мы можем узнать значение наших имен?(из словарей)
Слайд 8
Слайд№12
Слайд №13(проблемные вопросы поекта)
Слайд 14,15,16,17
_-А сейчас мы посмотрим отчет каждой группы.
-Слово предоставляется знатокам антропонимики.(выступают дети с защитой собственных презентаций: Струков С., Кондратьев В, Карх Ю., Сафонова М.)
Ребята выполнили ромашки и написали в них разные формы имен.(вывешивают ромашки)
Отчет 2 группы.
-Наши социологи провели исследования и сейчас они представят свой отчет.(отчет группы социологов)
Во 2 –а классе учится 19 человек. Из них-10 человек носят мужские имена,9 человек – женские. Распространенные женские имена: Эвелина ,в классе 2 человека носит это имя. Редкие имена: Таисия ,Милена. Распространенные мужские имена: Владимир, Максим. В классе 3 человека носит имя –Владимир, 2 человека имя –Максим.
Редкие мужские имена: Руслан, Никита.
Проанализировали имена начинающиеся на гласные буквы- 5 человек носят такие имена. На согласные -14 человек. В основном имена одноклассникам дали родители, реже сестры и братья.
Отчет 3 группы.
1.Нас заинтересовали пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные, так как народная мудрость в подобных изречениях связана с человеком и его именем.
Собственное личное имя в русском фольклоре, сам перечень имен персонажей всё ещё остаются малоисследованными, хотя многое говорит о бесспорной важности описания собственных личных имён в сказках, былинах, пословицах и поговорках.
2.Расшифровка значений пословиц и поговорок, включающих имя собственное, несомненно, вносит дополнительную информацию о значении этих имен. А также пословицы и поговорки позволяют дать общественную оценку прошлому и настоящему, в том числе и самооценку поведения человека в разных жизненных си Наше исследование показало, что список имен, используемых в пословицах и поговорках ограничен, связано это с традициями именословия. В пословицах и поговорках русского народа самую большую группу составляют имена лиц, с которым были связаны какие-то необычные истории.
3.Не все имена употребляются с одинаковой частотой. Частота употребления мужских и женских личных имен не одинакова. Богаче представлен репертуар мужских личных имен. Но мы остановимся на женских именах. Как мы уже говорили, пословицы и поговорки отражают характер человека, его умственные и физические способности, вносят дополнительную информацию в значение имени. Чтобы убедиться в этом мы выбрали женское имя, наиболее популярное в пословицах и поговорках. Таковым оказалось – Варвара.
4. Для того, чтобы составить полный образ Варвары мы выяснили в разных источниках значение данного имени.
В словаре русских синонимов
Варвара - жестокая, грубая; иноземка; Варварка, Варя,
В словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка
Варвара (от лат. Barbara, от греч. barbaros - чужестранный).
В словаре имён
Имя Варвара имеет древнегреческое происхождение и означает "дикарка, варварка".
5. Основываясь на этих значениях, образ Варвары получился не самым положительным. Современные источники значения имен говорят о том, что девочка Варя - это добрый, улыбчивый ребенок. Больше всего она похожа на отца и наследует во многом не только его внешность, но и черты характера. Она скромна, трудолюбива. У нее есть много способностей для занятий музыкой, хореографией, рисованием. Рожденные зимой Варвары часто увлекаются спортом. Рассудительны и замкнуты. Начав какое-нибудь дело, неторопливо доводят его до конца. "Летние" Варвары умеют подать себя в выгодном свете, одеваются со вкусом. Обидчивы и требовательны. По профессии Варвары чаще всего бывают медсестрами, педагогами.
6. В общем, получается двоякое представление об обладательнице этого имени.
Поэтому на следующем этапе работы мы попробовали изучить образ Варвары в пословицах и поговорках. Вот такие поговорки мы нашли.
*Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
*Наша Варвара не любит ухи без навара.
*Бабушка Варвара на мир три года серчала; с тем и умерла, что мир не узнал.
* Пошел к Варваре на расправу.
* Варвара краса – длинная коса.
* Иван рубит дрова – Варвара топит печку.
* Тетка Варвара — широкие карманы.
* Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
7.Сравнивая значения пословиц и поговорок, Варвара, с одной стороны, является красавицей, умницей, а с другой – любопытной, расчетливой, вороватой.
в настоящее время имя Варвара не является популярным. Хотя в истории нашей страны обладательницы этого имени были весьма успешны в жизни. Таковы, например:
Варвара Николаевна Асенкова - русская актриса.
Варвара Васильевна Панина— известная исполнительница цыганских песен и романсов.
Варвара Андреевна Алексеева - известный московский меценат, основательница Глазной больницы для бедных.
Сопоставляя личности этих популярных в свое время женщин, можно сказать, что Варвары творческие личности. Даная черта совпадает с толкованием имени.
А после просмотра сказки «Варвара краса – длинная коса» у нас сложился свой образ Варвары. Просмотр фрагмента сказки.
Представление литераторов.
- Сценка.
«КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЁН»
Автор: Во дворе сидела Света грустная, прегрустная. К ней подошел Володя
Володя: Ты чего горюешь?
Света: О – о – о – х… Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
Володя: Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя.
Автор: Вернувшись с книгой, Володя открыл её на странице с именем «Светлана» и прочитал:
Володя: Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Автор: Как только он произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось. Она крикнула:
Света: Бежим расколдовывать девчонок!
Володя: А разве они тоже заколдованы?
Света: Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…
Автор: Светину подружку Наташу ребята нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со своей куклой.
Володя: Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата.
Автор: И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёки зарумянились.
А потом Володя расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь её ласковых имён:
Володя: Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
Оля: Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена?
Автор: Робко спросила Оленька Володю, ещё не совсем поверившая в своё спасение. Мальчик ответил:
Володя: Вы можете взять в библиотеке «Словарь русских личных имён».
В нём найдёте все ласковые имен
2.Частушки.
3.Попури из детских песен.
Рефлексия (цветок) Посмотрите какой цветок распустился на нашей доске. Давайте напишем свои имена и приклеем их в наш волшебный цветик –семицветик.
Итог мероприятия Слайд №19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Древо жизни» или «Что в имени моем?»
Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых. У каждого человека есть фамилия, которая записана в паспорте, свидетельстве о рождении. Однако,...
Конспект открытого тематического мероприятия для детей разновозрастной группы «Тайна имени моего»
Конспект открытого тематического мероприятиядля детей разновозрастной группы«Тайна имени моего» Программное содержание: ·...
Исследовательская работа "Что в имени моем?"
Цель: выяснить, что означает имя АринаЗадачи:nизучить литературу по теме;nраспросить родных;nузнать полные и сокращённые формы моего имени;nнайти известных людей с именем Аринаnизучить списки уч...
Проект "Что в имени моем?"
Проект "Что в имени моем?"...
Открытый урок « Праздники в нашем доме: день Ангела. Мой святой покровитель. Что в имени моем?» 2б класс
Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий6 «ангел» «святой покровитель», «день Ангела»;формирование навыков самостоятельной работы у...
Презентация к проекту "Что в имени моем..."
На свете существует множество имён. И как назвать малыша в разных семьях решают по-своему. Кто-то руководствуется принципом: имя должно соответствовать имени ангела хранителя рождённого в ближайшую к ...
Исследовательская работа "Что в имени моем таится?
Исследовательская работа выполнена учеником 2 класса Яруновым Константином. Цель работы: выяснить значение и происхождение имени Константин....