Проект "Что в имени моем?"
проект (4 класс) на тему
Проект "Что в имени моем?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_v_imeni_moem.doc | 929.5 КБ |
prezentatsiya_k_proektu_chto_v_imeni_moem.ppt | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНАЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» г. Печора
Проект
Тема: «Что в имени моем?»
Подготовила ученица 4 «а» класса
Шубина Яна
Руководитель: Прокопьева Л.А.
г. Печора
2013 г.
Содержание.
- Введение.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Выводы.
- Ведение.
Каждый день мы слышим и произносим десятки имен, не задумываясь о том, что они значат, откуда пришли к нам. А ведь люди давно заметили, что имя оказывает влияние на характер человека, его поступки и даже выбор профессии. Поэтому я считаю, что знать значение собственного имени и имен окружающих людей очень важно.
Тема проекта: «Что в имени моем?»
Объект исследования: наука об именах (ономастика) и имена собственные.
Предмет исследования: имена учащихся начальной школы.
Гипотеза: популярны одни и те же имена.
Задачи:
- Изучить и проанализировать литературу, связанную с антропонимией.
- Изучение имени Яна.
- Провести опрос среди учащихся начальной школы.
- Собрать и сравнить частоту использования имен в 2013году, 2003 году и в 1993 году в начальной школе.
- Составить словарик имен: происхождение, значение, как называют, именины.
- Теоретическая часть.
Изучением имен занимается особая наука, которая носит название ономастика и её раздел антропонимика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя). Значит, антропонимика – это наука, изучающая имена, их значение, происхождение.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.
Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.
Поэтому могли появиться такие имена: Упырь Лихой, Волчий Хвост, Шумило, Болван, Лишний, Лубяная сабля, Износок.
В старину могли дать имя по внешности (Губа), характеру (Шумило), порядку рождения (Первуша). Были имена – обереги (Гнилозуб, Ончутка, Ждан, Неждан, Любава). На выбор имени могли повлиять время и место рождения (Суббота, Зима, Дорога), профессия родителей (Сом, Муковоз). [1]
- Имя – это название, наименование, особенное слово.
- Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.
- Имена должны быть у всех людей.
- Имя много значит для человека. Многие думают, что оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека.
Мы можем узнать значение и происхождение имени из словарей личных имён, Интернета, книг об именах.
Многие личные имена, которыми называют в нашей стране новорожденных, по происхождению своему являются иностранными и пришли много веков назад из латинского, греческого, еврейского, скандинавского языка. Такие имена можно «перевести» на русский язык. Вот значение некоторых имён.
Даниил – «судья от Бога», из древнееврейского языка; Ирина – «мир, покой», из древнегреческого языка; Валерий – «обладающий хорошим здоровьем», из латинского языка.[2]
Мое имя с разных языков переводится по-разному. Есть много версий:
- Имя Яна является женской формой мужского имени Ян, которое происходит от древнееврейского имени Иоанн, означающего «милость Божья». В современном варианте употребляемое как имя Иван. Однако есть еще одна версия происхождения этого имени. Считается, что оно пришло к нам от имени бога света и солнца, почитаемого в Древнем Риме – Януса.
- Имя Яна – это славянское имя, произошло от славянского слова, означающего реку – «jana»
- С греческого языка имя Яна переведут как «цветущая»,
- В северных странах - «грациозная».
- С татарского - «новая».
- У тюркских народов - «душевная».
В других странах есть аналогия этого имени – Янина, Яника, Янелла, Янесса. Очень распространенное это имя в скандинавских странах – Швеции, Норвегии, Дании. Также родственными именами являются французский вариант имени Жанна, древнееврейский вариант Иоанна, которые в европейских странах могут звучать как Джоанна, Джейн Иоганна, Йоханна.
Все наши имена имеют различные формы:[3]
- Елену можно назвать Леной, Леночкой, Ленуськой и Элен.
- Александр: Саша, Сандр, Санёк, Санька, Шура, Шурик.
- Яна: Янка, Яночка, Яня.
В древности, да и сегодня, имя наречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем появления малыша на свет. Так святой становился покровителем и защитником. Например, именины Екатерины — 7 декабря, Натальи — 8 сентября, Татьяны – 25 января. Есть имена, которые встречаются в святцах несколько раз в году. Например, именины у Елизаветы – 7 мая, 18 сентября, 4 и 9 ноября. Именно в эти дни поминается Святая Елизавета.
У меня именины 10 июля – это день Иоанна Мироносица.
Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
К сожалению, подбор имени по святцам сейчас практически не встречается. Чаще всего родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Изучив свое имя, я заинтересовалась какие имена встречаются в нашей школе сейчас. И мне захотелось узнать, популярны ли одни и те же имена в разное время или нет.
Какие же имена есть у нас в начальной школе?
В начальной школе такие детки:
Яна - раз и Яна - два,
Настя с Настей и Алена,
Саши – два
Денис - один.
Толя, Костя, Поля, Софья,
Влад, Сергей и Константин.
Игорь, Миша и Никита,
Катя, Оля и Ульяна.
Два Егорки, три Марии,
Два Алеши и Максим
Есть Андрюша и Мариша,
Даниил и Ярославна.
А ещё Роман, Эльмир, Антон,
Юля, Софья и Карина
И Адам с Дариной есть.
Так богата наша школа,
Что имен в ней всех не счесть.
- Практическая часть.
Я провела опрос (Приложение 1) в 3 – 4 классах. В результате этого опроса я выяснила, что из 38 человек только 13 человек знают значения и происхождение своего имени. На вопрос «твои именины?» из 38 человек только 16 человек знают. А на вопрос «Как по-разному можно называть?» из 38 человек только 20 человек знают, как их по-разному можно называть.
Тогда я решила составить словарик, чтобы ребята смогли больше узнать о своем имени. (Приложение 2)
Составив словарик, я заинтересовалась какие популярные имена у нас в начальной школе. Но на этом я не остановилась. Мне стало интересно в разные годы, они одни и те же или нет. Я решила сравнить имена в 2013 году с именами начальной школы 2003 года и 1993 года. Но в ходе сравнения я столкнулась с проблемой. Оказалось, что в 2003 году и в 1993 году детей в начальной школе училось очень много, и тогда я решила взять только 4 классы. Вот что получилось:
Таблица частотности употребления личных имен в начальных класса.
(2013 год)
Мужские имена | Женские имена |
Адам – 1 | Александра – 2 |
Александр – 2 | Алена – 1 |
Алексей – 2 | Анастасия – 4 |
Альберт – 1 | Анна – 2 |
Анатолий – 2 | Валерия – 4 |
Андрей – 2 | Виктория – 2 |
Антон – 2 | Виолетта – 1 |
Артем – 1 | Дарина – 1 |
Богдан – 1 | Дарья – 3 |
Владимир - 1 | Диана – 1 |
Владислав - 1 | Евгения – 1 |
Георгий – 1 | Екатерина – 3 |
Даниил – 6 | Елена – 1 |
Егор – 2 | Елизавета – 2 |
Игорь – 1 | Жанна – 1 |
Илья – 2 | Карина – 1 |
Кирилл – 2 | Маша – 3 |
Константин – 1 | Марина – 1 |
Максим – 2 | Ника – 1 |
Михаил – 1 | Ольга – 1 |
Никита – 2 | Полина – 1 |
Павел – 2 | Руслана – 1 |
Рома – 1 | Софья – 1 |
Сергей – 1 | Ульяна – 1 |
Тимофей – 1 | Эльвира – 1 |
Эльмир – 1 | Юлия – 2 |
Яна – 3 | |
Ярославна – 1 |
Вывод: самое популярное имя среди мальчиков – Даниил, 14 человек из 26, не имеют аналогичных имен среди мальчиков. Среди девочек самые популярные имена – Анастасия и Валерия, на втором месте Яна, Дарья, Екатерина и Мария. 17 человек среди 28, не имеют аналогичных имен среди девочек.
Таблица частотности употребления личных имен в начальных класса.
(2003 год)
Мужские имена | Женские имена |
Андрей – 1 | Александра – 1 |
Виктор – 1 | Алена – 2 |
Владислав - 1 | Анастасия – 2 |
Вячеслав - 2 | Анна – 2 |
Даниил – 1 | Валерия – 1 |
Денис – 1 | Вера - 1 |
Дима – 1 | Дарья - 1 |
Евгений – 1 | Диана – 1 |
Иван – 1 | Евгения – 1 |
Константин – 1 | Ирина - 1 |
Максим – 1 | Кристина - 1 |
Николай - 1 | Ксения - 2 |
Павел – 1 | Марина - 1 |
Святослав - 1 | Мария – 1 |
Сергей – 3 | Надежда - 2 |
Юрий – 1 | Наталья – 2 |
Татьяна - 4 | |
Сабина - 1 | |
Юлия - 1 | |
Ульяна – 1 |
Вывод: самое популярное имя среди мальчиков – Сергей, на втором месте Вячеслав, 14 человек из 16, не имеют аналогичных имен среди мальчиков. Среди девочек самое популярное имя – Татьяна, 13 человек среди 20, не имеют аналогичных имен среди девочек.
Таблица частотности употребления личных имен в начальных класса.
(1993 год)
Мужские имена | Женские имена |
Александр – 4 | Анжела - 1 |
Алексей – 1 | Анна – 1 |
Вадим – 2 | Вера - 1 |
Валентин – 1 | Евгения – 1 |
Владимир – 2 | Екатерина – 2 |
Денис – 1 | Елена - 3 |
Дмитрий – 1 | Мария - 2 |
Евгений -2 | Надежда - 2 |
Илья – 1 | Ольга – 3 |
Максим – 1 | Светлана – 2 |
Николай – 1 | Снежана - 1 |
Сергей – 3 | Юлия – 1 |
Станислав – 2 | |
Эдуард – 1 |
Вывод: самое популярное имя среди мальчиков – Александра, на втором месте – Сергей. 8 человек из 14, не имеют аналогичных имен среди мальчиков. Среди девочек самое популярные имена – Елена и Ольга. 6 человек среди 12, не имеют аналогичных имен среди девочек.
Сравнив данные имен, я сделала вывод, что в 1993 году и в 2003 году было популярно мужское имя Сергей, в 2013 году мужское имя Даниил. А вот в 1993 году имени Даниил в начальной школе не было. Если посмотреть имена девочек, то в 1993 году популярные имена – Елена и Ольга, но в 2003 году таких имен не было. Сейчас у нас есть одна Елена и одна Ольга. В 2003 году было популярно имя Татьяна, в 1993 году и в 2013 году этого имени нет. У нас сейчас популярное имя Анастасия, Валерия, Яна, Дарья, Екатерина и Мария.
Моя гипотеза не подтвердилась. В разные годы есть свои популярные имена.
- Выводы.
Мне стало интересно узнать значение и происхождения моего имени, Яна. Из книг я узнала, что наука, которая занимается изучением имен, их происхождение и значением называется ономастика и ее раздел антропонимика. Так же я узнала, как давали имена на Руси. Про свое имя мне стало известно, что на разных языках переводится по – разному. Меня это очень заинтересовала. Тогда решила узнать, знают ли мои одноклассники значения своих имен, их происхождение, как их можно называть, когда у них именины, и провела с ними опрос. Оказалось, что многие не знают происхождения и значения своего имени, когда у них именины, как их можно называть. Ко мне пришла идея - составить словарик имен и подарить его одноклассникам. На этом я не остановилась. У меня возник новый вопрос, какие имена были популярны в разные годы. И тогда, я предположила, что популярны одни и те же имена. Чтобы проверить свое предположение я решила сравнить имена учащихся начальной школы за разные годы: 2013, 2003 и 1993. В результате чего у меня получилось: в 2013 году популярные имена Даниил, Анастасия, Валерия, Яна, Дарья, Екатерина и Мария; в 2003 году – Сергей и Татьяна; а в 1993 году – тоже Сергей и Александр, Елена и Ольга. Сравнив имена учащихся начальной школы за разные годы, я поняла, что моя гипотеза не подтвердилась. В разные годы есть свои популярные имена.
Меня эта тема заинтересовала. Через пять лет я снова хочу проследить, какие же имена будут популярными.
Я благодарю за оказанную помощь моего руководителя - Прокопьеву Лидию Анатольевну, завуча - Уколову Надежду Митрофановну и директора школы – Белякову Светлану Владимировну за предоставления журналов.
Список литература:
- Доброва «Тайна имени. 100 самых счастливых имен» Издательство: Абсолют-Юнити, 2006г.
- « Тайна имени» Мария Згурская, Фолио, 2008 г.
- «Тайна имени – ключ к судьбе человека. Женские имена» Елена Исаева, РИПОЛ, 2010г.
- «Большой словарь имен», Кочева О.Н., Феникс, 2011г.
- «Словарь русских личных имен» А.Н. Тихонов, Л.З. Бояринова, А.Г. Рыжкова Москва «Школа – пресс» 1995 г. Стр. 256
- Тайна имени» Л. Цымбалова, Владис, 2007
[1] «Тайна имени» Мария Згурская, 2008 Издательство: Фолио, стр. 28
[2] «Словарь русских личных имен» А.Н. Тихонов, Л.З. Бояринова, А.Г. Рыжкова Москва «Школа – пресс» 1995 г. Стр. 256
[3] «Тайна имени» Л. Цымбалова, Владис, 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень. Формирование представлений о с...
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Образование имен прилагательных от имен существительных
Конспект урока русского языка в 4 классе....
Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"
Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...
«Согласование имени прилагательного с именем существительным»
Урок русского языка во 2 классе...
Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных
Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...
урока по русскому языку в 4 классе ТЕМА: «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Урок русского языка. 4 класс. Тема урока "Повторение изученного материала"...