Проект "Что в имени моем?"
проект (4 класс) на тему

Прокопьева Лидия Анатольевна

Проект "Что в имени моем?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chto_v_imeni_moem.doc929.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_proektu_chto_v_imeni_moem.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНАЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» г. Печора

Проект

Тема: «Что в имени моем?»

Подготовила ученица 4 «а» класса

Шубина Яна

Руководитель: Прокопьева Л.А.

г. Печора

2013 г.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Выводы.

  1. Ведение.

     Каждый день мы слышим и произносим десятки имен, не задумываясь о том, что они значат, откуда пришли к нам. А ведь люди давно заметили, что имя оказывает влияние на характер человека, его поступки и даже выбор профессии. Поэтому я считаю, что знать значение собственного имени и имен окружающих людей очень важно.

     Тема проекта: «Что в имени моем?»

     Объект исследования: наука об именах (ономастика) и имена собственные.

     Предмет исследования: имена учащихся начальной школы.

     Гипотеза: популярны одни и те же имена.

     Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу, связанную с антропонимией.
  2. Изучение имени Яна.
  3. Провести опрос среди учащихся начальной школы.
  4. Собрать и сравнить частоту использования имен в 2013году, 2003 году и в 1993 году в начальной школе.
  5. Составить словарик имен: происхождение, значение, как называют, именины.

  1. Теоретическая часть.

       Изучением имен занимается особая наука, которая носит название ономастика и её раздел антропонимика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя). Значит, антропонимика – это наука, изучающая имена, их значение, происхождение.

        Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.      

       Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.

       Поэтому могли появиться такие имена: Упырь Лихой, Волчий Хвост, Шумило, Болван, Лишний, Лубяная сабля, Износок.

       В старину могли дать имя по внешности (Губа), характеру (Шумило), порядку рождения (Первуша). Были имена – обереги (Гнилозуб, Ончутка, Ждан, Неждан, Любава). На выбор имени могли повлиять время и место рождения (Суббота, Зима, Дорога), профессия родителей (Сом, Муковоз). [1]

  • Имя –  это название, наименование, особенное слово.
  • Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.                    
  • Имена должны быть у всех людей.
  • Имя много значит для человека. Многие думают, что оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека.

          Мы можем узнать значение и происхождение имени из словарей личных имён, Интернета, книг об именах.

       Многие личные имена, которыми называют в нашей стране новорожденных, по происхождению своему являются иностранными и пришли много веков назад из латинского, греческого, еврейского, скандинавского языка. Такие имена можно «перевести» на русский язык. Вот значение некоторых имён.

    Даниил – «судья от Бога», из древнееврейского языка; Ирина – «мир, покой», из древнегреческого языка; Валерий – «обладающий хорошим здоровьем», из латинского языка.[2]

       Мое имя с разных языков переводится по-разному. Есть много версий:

  • Имя Яна является женской формой мужского имени Ян, которое происходит от древнееврейского имени Иоанн, означающего «милость Божья». В современном варианте употребляемое как имя Иван. Однако есть еще одна версия происхождения этого имени. Считается, что оно пришло к нам от имени бога света и солнца, почитаемого в Древнем Риме – Януса.
  • Имя Яна – это славянское имя, произошло от славянского слова, означающего реку – «jana»
  • С греческого языка имя Яна переведут как «цветущая»,
  • В северных странах - «грациозная».
  • С татарского - «новая».
  • У тюркских народов - «душевная».

   В других странах есть аналогия этого имени – Янина, Яника, Янелла, Янесса. Очень распространенное это имя в скандинавских странах – Швеции, Норвегии, Дании. Также родственными именами являются французский вариант имени Жанна, древнееврейский вариант Иоанна, которые в европейских странах могут звучать как Джоанна, Джейн Иоганна, Йоханна.

           Все наши имена имеют различные формы:[3]

  • Елену можно назвать Леной, Леночкой, Ленуськой и Элен.
  • Александр: Саша, Сандр, Санёк, Санька, Шура, Шурик.
  • Яна: Янка, Яночка, Яня.

    В древности, да и сегодня, имя наречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем появления малыша на свет. Так святой становился покровителем и защитником. Например, именины Екатерины  — 7 декабря, Натальи — 8 сентября, Татьяны – 25 января. Есть имена, которые встречаются в святцах несколько раз в году. Например, именины у Елизаветы – 7 мая, 18 сентября, 4 и 9 ноября. Именно в эти дни поминается Святая Елизавета.

У меня именины 10 июля – это день Иоанна Мироносица.

     Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

К сожалению, подбор имени по святцам сейчас практически не встречается. Чаще всего родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Изучив свое имя, я заинтересовалась какие имена встречаются в  нашей школе сейчас. И мне захотелось узнать, популярны ли одни и те же имена в разное время или нет.

Какие же имена есть у нас в начальной школе?

В начальной школе такие детки:

Яна - раз и Яна - два,

Настя с Настей и Алена,

Саши – два

Денис - один.

Толя, Костя, Поля, Софья,

Влад, Сергей и Константин.

Игорь, Миша и Никита,

Катя, Оля и Ульяна.

Два Егорки, три Марии,

Два Алеши и Максим

Есть Андрюша и Мариша,

Даниил и Ярославна.

А ещё Роман, Эльмир, Антон,

Юля, Софья и Карина

И Адам с Дариной есть.

Так богата наша школа,

Что имен в ней всех не счесть.

  1. Практическая часть.

    Я провела опрос (Приложение 1) в 3 – 4 классах. В результате этого опроса я выяснила, что из 38 человек только 13 человек знают значения и происхождение своего имени. На вопрос «твои именины?» из 38 человек только 16 человек знают. А на вопрос «Как по-разному можно называть?» из 38 человек только 20 человек знают, как их по-разному можно называть.

Тогда я решила составить словарик, чтобы ребята смогли больше узнать о своем имени. (Приложение 2)

     Составив словарик, я заинтересовалась какие популярные имена у нас в начальной школе. Но на этом я не остановилась. Мне стало интересно в разные годы, они одни и те же или нет. Я решила сравнить имена в 2013 году с именами начальной школы 2003 года и 1993 года. Но в ходе сравнения я столкнулась с проблемой. Оказалось, что в 2003 году и в 1993 году детей в начальной школе училось очень много, и тогда я решила взять только 4 классы. Вот что получилось:

Таблица частотности употребления личных имен  в начальных класса.

(2013 год)

Мужские имена

Женские имена

Адам – 1

Александра – 2

Александр – 2

Алена – 1

Алексей – 2

Анастасия – 4

Альберт – 1

Анна – 2

Анатолий – 2

Валерия – 4

Андрей – 2

Виктория – 2

Антон – 2

Виолетта – 1

Артем – 1

Дарина – 1

Богдан – 1

Дарья – 3

Владимир - 1

Диана – 1

Владислав - 1

Евгения – 1

Георгий – 1

Екатерина – 3

Даниил – 6

Елена – 1

Егор – 2

Елизавета – 2

Игорь – 1

Жанна – 1

Илья – 2

Карина – 1

Кирилл – 2

Маша – 3

Константин – 1

Марина – 1

Максим – 2

Ника – 1

Михаил – 1

Ольга – 1

Никита – 2

Полина – 1

Павел – 2

Руслана – 1

Рома – 1

Софья – 1

Сергей – 1

Ульяна – 1

Тимофей – 1

Эльвира – 1

Эльмир – 1

Юлия – 2

Яна – 3

Ярославна – 1

Вывод: самое популярное имя среди мальчиков – Даниил, 14 человек из 26, не имеют аналогичных имен среди мальчиков. Среди девочек самые популярные имена – Анастасия и Валерия,  на втором месте Яна, Дарья, Екатерина и Мария. 17 человек среди 28, не имеют аналогичных имен среди девочек.

Таблица частотности употребления личных имен  в начальных класса.

(2003 год)

Мужские имена

Женские имена

Андрей – 1

Александра – 1

Виктор – 1

Алена – 2

Владислав - 1

Анастасия – 2

Вячеслав - 2

Анна – 2

Даниил – 1

Валерия – 1

Денис – 1

Вера - 1

Дима – 1

Дарья - 1

Евгений – 1

Диана – 1

Иван – 1

Евгения – 1

Константин – 1

Ирина - 1

Максим – 1

Кристина - 1

Николай - 1

Ксения - 2

Павел – 1

Марина - 1

Святослав - 1

Мария – 1

Сергей – 3

Надежда - 2

Юрий – 1

Наталья – 2

Татьяна - 4

Сабина - 1

Юлия - 1

Ульяна – 1

Вывод: самое популярное имя среди мальчиков – Сергей, на втором месте Вячеслав, 14 человек из 16, не имеют аналогичных имен среди мальчиков. Среди девочек самое популярное имя – Татьяна, 13 человек среди 20, не имеют аналогичных имен среди девочек.

Таблица частотности употребления личных имен  в начальных класса.

(1993 год)

Мужские имена

Женские имена

Александр – 4

Анжела - 1

Алексей – 1

Анна – 1

Вадим – 2

Вера - 1

Валентин – 1

Евгения – 1

Владимир – 2

Екатерина – 2

Денис – 1

Елена - 3

Дмитрий – 1

Мария - 2

Евгений -2

Надежда - 2

Илья – 1

Ольга – 3

Максим – 1

Светлана – 2

Николай – 1

Снежана - 1

Сергей – 3

Юлия – 1

Станислав – 2

Эдуард – 1

Вывод: самое популярное имя среди мальчиков – Александра, на втором месте – Сергей. 8 человек из 14, не имеют аналогичных имен среди мальчиков. Среди девочек самое популярные имена – Елена и Ольга. 6 человек среди 12, не имеют аналогичных имен среди девочек.

     Сравнив данные имен, я сделала вывод, что в 1993 году и в 2003 году было популярно мужское имя Сергей, в 2013 году мужское имя Даниил. А вот в 1993 году имени Даниил в начальной школе не было. Если посмотреть имена девочек, то в 1993 году популярные имена – Елена и Ольга, но в 2003 году таких имен не было. Сейчас у нас есть одна Елена и одна Ольга. В 2003 году было популярно имя Татьяна, в 1993 году и в 2013 году этого имени нет. У нас сейчас популярное имя Анастасия, Валерия, Яна, Дарья, Екатерина и Мария.

       Моя гипотеза не подтвердилась. В разные годы есть свои популярные имена.

 

  1. Выводы.

    Мне стало интересно узнать значение и происхождения моего имени, Яна. Из книг я узнала, что наука, которая занимается изучением имен, их происхождение и значением называется ономастика и ее раздел антропонимика. Так же я узнала,  как давали имена на Руси. Про свое имя мне стало известно, что на разных языках переводится по – разному. Меня это очень заинтересовала. Тогда решила узнать, знают ли мои одноклассники значения своих имен, их происхождение, как их можно называть, когда у них именины, и провела с ними опрос. Оказалось, что многие не знают происхождения и значения своего имени, когда у них именины, как их можно называть. Ко мне пришла идея - составить словарик имен и подарить его одноклассникам. На этом я не остановилась. У меня возник новый вопрос, какие имена были популярны в разные годы. И тогда, я предположила, что популярны одни и те же имена. Чтобы проверить свое предположение я решила сравнить имена учащихся начальной школы за разные годы: 2013, 2003 и 1993. В результате чего у меня получилось: в 2013 году популярные имена Даниил, Анастасия, Валерия, Яна, Дарья, Екатерина и Мария; в 2003 году – Сергей и Татьяна; а в 1993 году – тоже Сергей и Александр, Елена и Ольга. Сравнив имена учащихся начальной школы за разные годы, я поняла, что моя гипотеза не подтвердилась. В разные годы есть свои популярные имена.

     Меня эта тема заинтересовала. Через пять лет я снова хочу проследить, какие же имена будут популярными.

      Я благодарю за оказанную помощь моего руководителя - Прокопьеву Лидию Анатольевну, завуча - Уколову Надежду Митрофановну и директора школы – Белякову Светлану Владимировну за предоставления журналов.

Список литература:

  1. Доброва «Тайна имени. 100 самых счастливых имен»  Издательство: Абсолют-Юнити, 2006г.
  2. « Тайна имени» Мария Згурская, Фолио, 2008 г.
  3. «Тайна имени – ключ к судьбе человека. Женские имена» Елена Исаева, РИПОЛ, 2010г.
  4. «Большой словарь имен», Кочева О.Н., Феникс, 2011г.
  5. «Словарь русских личных имен» А.Н. Тихонов, Л.З. Бояринова, А.Г. Рыжкова Москва «Школа – пресс» 1995 г. Стр. 256
  6. Тайна имени»  Л. Цымбалова, Владис, 2007


[1] «Тайна имени» Мария Згурская, 2008 Издательство: Фолио, стр. 28

[2] «Словарь русских личных имен» А.Н. Тихонов, Л.З. Бояринова, А.Г. Рыжкова Москва «Школа – пресс» 1995 г. Стр. 256

[3] «Тайна имени»  Л. Цымбалова, Владис, 2007


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"

Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...