Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Елховикова Наталья Николаевна

Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».

Тип урока: Введение новых знаний.

Цель урока: формировать представления  учащихся об основных грамматических признаках имен существительных (родом и числом) и зависимостью от него рода и числа имен прилагательных, к которому данное прилагательное относится.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx659.31 КБ
Файл sravnivaem_chasti_rechi.pptx598.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по русскому языку по теме:

«Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного».

 

                                                                                                   Выполнил учитель начальных классов

                                                                                                     МБОУ СОШ № 185 Ленинского района

                                                                                                       Ф.И.О. Елховикова Наталья Николаевна

                                                                                                   

Н.Новгород

2020

Общие сведения о проекте

  1. Название учебного предмета:  Русский язык.
  2. Класс: Третий.
  3. УМК: «Гармония»
  4. Программа по учебному предмету: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» учебник для      3 класса : в 2 частях, Ч 1 (Смоленск 2014), М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» рабочая тетрадь   в 3 частях, Ч 1(Смоленск 2014)
  5. Фрагмент календарно – тематического планирования:

Морфология

21ч.

1. Каждое слово – часть речи. Общее знакомство с частями речи.  Общее знакомство с частями речи.

2. Слово и его формы

3. Сравниваем части речи.

 № 13/1 Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.

8 ч.

4 ч.

9 ч.

Исходный уровень универсальных учебных действий: Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;                                                                                                                                  Регулятивные УУД:  умение ставить, принимать и  решать учебную задачу под руководством учителя, сознательно выполнять действия для ее решения.                                                                                                                                                                                  Познавательные УУД: самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям; пользоваться словарями учебника  для решения различных практических вопросов;

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся: Выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков. Разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного). Указывать морфологические признаки имен существительных и имен прилагательных. Ставить имена существительные в начальную форму и изменять по числам и командам вопросов. Находить орфограммы, определять их разновидности и соотносить с определенными правилами. 

Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».

Тип урока: Введение новых знаний.

Цель урока: формировать представления  учащихся об основных грамматических признаках имен существительных (родом и числом) и зависимостью от него рода и числа имен прилагательных, к которому данное прилагательное относится.

Задачи:

Образовательные:

наблюдать за связью имени существительного и имени прилагательного;

продолжить формировать навык определения частей речи по основным признакам;  

знакомить учащихся с родом имён существительных и имен прилагательных;

наблюдать за признаками имён прилагательных, их ролью в речи;

наблюдать за изменением имени прилагательного по родам и числам.

обучать выбору и написанию  букв  в окончании имён прилагательных по подсказке вопросов;

учить сравнивать имена существительные и имена прилагательные. 

Развивающие:

развивать умение находить имена существительные и прилагательные;

развивать умение находить  существительное – слово - командир

находить связь имени прилагательного с именем существительным;

развивать речь (выражать свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам),

обогащать  словарный запас.

формировать умение  постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно;

развивать  умение ориентироваться в своей системе знаний:  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

развивать учебно – интеллектуальные умения учащихся (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);

определять родовые окончания у имени прилагательного; правильно употреблять в своей речи имена существительные и имена прилагательные;

Воспитательные:

воспитывать интерес к родному языку, его богатству; 

воспитывать любовь и уважение к природе на примере внимания  людей к проблеме исчезновения  журавлей;                                                                                       

создать условия для активизации, проявления инициативы, умения принимать решения в разных ситуациях;

формировать умение работать в парах, группах, договариваться о правилах работы в группе, слушать и понимать речь собеседников, отстаивать свою позицию, вести учебный диалог;

Оборудование урока

компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради учащихся, тетради на печатной основе, наглядный и раздаточный материал, компьютерная презентация.

п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Организационный момент и мотивация к учебной деятельности с помощью работы над загадкой

5 мин.

2.

Актуализация: Постановка проблемы,  определение темы урока «Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного» с помощью анализа и корректирования текста упражнения.

7 мин.

3.

Выявление места и причины затруднения при постановке запятых между однородными членами.

4 мин.

4.

Построение проекта выхода из затруднения путем составления алгоритма и работы над определением рода и числа имен существительных, написание окончание имен прилагательных.

8 мин.

5.

Реализация построенного проект и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи через работу над текстом упражнения.

5 мин.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону при записи имен прилагательных, выполняя команды имен существительных.

5 мин.

7.

Включение в систему знаний и повторение посредством дифференцированной работы над окончаниями имен прилагательных.

7 мин.

8.

Рефлексия: подведение итогов и фиксация затруднений .

4 мин.

9.

Домашнее задание

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель предлагает ученикам прослушать  стихотворение – загадку и отгадать ее. Как вы догадались, кто это?        Что вы знаете об этой птице?

https://fs00.infourok.ru/images/doc/238/159058/1/img20.jpg

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам  грязным.

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

Слайд 2

Учитель рассказывает о птице, сообщает, что наступающий 2020 год объявлен птицей года. https://www.youtube.com/watch?v=F5f9FwDFpuM

Слова  каких частей речи чаще других использованы в загадке?

Учитель предлагает учащимся рассказать об именах существительных и именах прилагательных.

Слайд 3

Слайд 4

Далее учитель предлагает обратиться к упр. .№ 164 на доске (учебник закрыт!) Мальчик – иностранец записал рассказ о журавле и спрашивает, почему так сказать нельзя.

Слайд 5

Кто догадался, о чём на уроке сегодня будем говорить?

Какую же задачу мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Обучающиеся слушают стихотворение, отгадывают загадку и рассказывают, что они знают об этой птице и объясняют,  как они догадались, о ком идет речь.

Отвечают, что использованы имена существительные и имена прилагательные.

Дети рассказывают  о значении каждой части речи: что это? на какие вопросы отвечают,   как изменяются.  Уточняют, что это самостоятельные части речи.

Учащиеся устно исправляют  текст, но объяснить не могут, т.к. не владеют нужными знаниями.

Дети предполагают, что имена прилагательные подчиняются именам существительным и от этого зависит, как написать окончание имен прилагательных.

Как будем решать орфографическую задачу в окончаниях имен прилагательных.

Развиваются познавательные  УУД :  произвольное и осознанное построение речевого высказывания.

Познавательные УУД, так как идет поиск и выделение необходимой информации из услышанного и прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Развиваются личностные   УУД, т.к. умение слушать учителя, включиться в предстоящую работу.

Развиваются познавательные УУД , т.к. происходит развитие мыслительной операции – анализа.

Развиваются коммуникативные УУД: задание связано с умением  слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выстраивать устные высказывания.

Развиваются познавательные УУД применять знания при выполнении заданий – изменить окончания имен прилагательных, оформлять свои мысли в устной  форме, ставить проблемный  вопрос. Развиваются познавательные УУД , т.к. происходит развитие мыслительной операции – анализа.

Развиваются регулятивные УУД:  участвуют в целеполагании, ставят учебную задачу, формулируют тему урока: «Написание окончаний имен прилагательных. Сравнение имен существительных с именами прилагательными».

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Что нужно уточнить, чтобы справиться с этой задачей?(Учитель предлагает детям объединиться в пары)

Давайте проверим наши выводы с информацией в учебнике.

C:\Users\юзер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\русскийи4.jpeg

Слайд 6

Прочитайте сообщение на стр. 65 – 66 и  попробуйте определить род имен существительных: шея, нос, крыло, ноги.

Что ж, давайте выяснять, как же мы будем действовать в этих случаях. 

В этом нам поможет упр.№166 с 46 ТПО.

Какой вывод мы можем сделать?

А можем ли мы изменить имя существительное по родам?

Сравните свои выводы с выводами ученых с.68 учебника.

C:\Users\юзер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\русскийи7.jpeg

Проверьте запись в  своих тетрадях, пользуясь таблицей из упр. № 167.

Дети предполагают, что имена существительные имеют какой – то признак, от которого и зависит изменения имен прилагательных.

C:\Users\юзер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\русскийи5.jpeg

C:\Users\юзер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\русскийи5.jpeg

C:\Users\юзер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\русскийи6.jpeg

Учащиеся

(с комментированием) заполняют все графы в таблице. Команды имен существительных вписывают, опираясь на интуицию.

Дети объясняют, что имена прилаг –е  изменяются по числам и родам (в ед.числе).  

Попробовав изменить им. сущ. по родам,  учащиеся делают вывод, что имена сущ – е по родам не изменяются.

Учащиеся, пользуясь таблицей и схемой, озвучивают свои рассуждения: «Если имя существительное ед.ч. м.р., то оно дает команду какой? если….»

Развиваются логические УУД – установление причинно следственных связей;

познавательные УУД: формируется умение делать умозаключение.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что сначала идёт парная, а затем фронтальная работа, при которой класс  даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли.

Развиваются регулятивные УУД, т.к. идет выполнение пробного учебного действия. фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Развиваются познавательные УУД – формируются умения делать умозаключения (от частного к общему).

Развиваются познавательные УУД: выполняются знаково-символические действия.

Развиваются регулятивные УУД: формирование действия контроля – самопроверка по заданному способу.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Сможете ли вы сейчас помочь мальчику – иностранцу правильно записать его рассказ? Выполните упр. №168 с.46  в ТПО. Покажите, как нужно рассуждать, связывая имена: существительные и прилагательные.

Что вам помогло правильно написать окончания имен прилагательных?

Молодцы, ребята! Попробуйте подобрать к именам существительным по одному прилагательному, определяя нужную форму. В случае затруднений оставляйте в окончаниях «окошки» в окончаниях прилагательных. Учебник с.68 №171.

Учащиеся выполняют задание с комментированием, решая орфографические задачи с опорой на алгоритм ТПО:

1.Читаю, нахожу им. сущ-е, которые будут командовать им. прилагательными,

2.Ставлю над ними Х.

 3.Впишу вопрос – команду и поставлю слово в нужную форму.

В вопросах –командах от  имени существительного  к имени прилагательному окончания ударные. Поэтому они подсказывают буквы в окончаниях прилагательных.

Учащиеся с опорой на схему, выполняют задание и приходят к выбору, что не смогли везде написать окончания прилагательных, т.к. окончания у прилагательных безударные.

Им.сущ. Вопрос – команда Им. прил.

Луг             какой?                 пестр…

Поляна      какая?                 красив…

Поле           какое?                 ярк…

Солнце       какое?                 ярк…

Развиваются регулятивные  УУД: формирование действия контроля – самопроверка по заданному способу.

Развиваются познавательные УУД – постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении

проблем поискового характера. Построение логической цепи рассуждения.

Развиваются познавательные УУД,  потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Для того, чтобы дать нашему мальчику – иностранцу  полное объяснение, познакомимся с сообщением.

Какой способ выбора букв в окончаниях им. прилагательных вы узнали? Объединитесь в группы и составьте памятку.

Учитель предлагает сравнить свои памятки со схемой учителя.

Слайд 7

Учащиеся читают сообщение в упр. №172.

C:\Users\юзер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\русскийи8.jpeg

Дети объединившись в группы, обсуждают свои варианты и  представляют их (схемы, модели,  алгоритмы.) у доски.

1.Чтобы определить род у имени существительного, подставляю местоимения он, она, оно.

2. Задаю вопрос от имени существительного к имени прилагательному, определяя род и число имени прилагательного.

3. По окончанию  вопроса вставляю окончание  имени прилагательного.

Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер ( мотивация  вызвана  тем, что  задание носит частично – поисковый характер,  для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал  умений).

Развиваются познавательные УУД: выполняются знаково-символические действия.

Развитие регулятивного УУД оценка с помощью сличения своего способа действия с эталоном.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Можем ли мы теперь написать окончания имен прилагательных?

Всегда ли окончание вопросы нам точно подсказывает окончание им. прилагательного?             Какое важное уточнение  нужно сделать?

Учащиеся проговаривают:  В вопросах-командах от  имени существительного  к имени прилагательному окончания ударные. Поэтому они подсказывают буквы безударным окончанием.

Дети приходят к выводу, что не всегда точно.  

Н-р:  м.р. какой?  -ой  -- -ый, -ий; -ая -- -яя и т.д.  Их нужно запомнить!

Учащиеся заканчивают  задание № 171, вставляя окончания им.прилагательных.

Развиваются познавательные УУД,  потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Попробуем использовать добытые нами знания https://education.yandex.ru/lab/classes/581619/lessons/russian/active/

Запишите им. прил -е , выполняя команды им. сущ –х. Между ними пишите вопрос – команду. Реши др. орф. задачи, используя словарь.

От чего зависели окончания прилагательных?

Какое им. сущ – е ед.числа обозначает много предметов? Измените число им. прилагательного.

Устно измените число сущ –х, понаблюдайте, что произойдет с им. прил-ми.

Делаем вывод:

 У им. существительного во мн. числе команда всегда одна - «какие?» и им. прилаг. подчиняясь этой команде, употребляется  во мн. числе. У им. прилаг. во мн.числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые -ые,-ие.

Слайд 8

Учащиеся выполняют задания, отвечая на вопросы:  В какой форме были даны им. прилаг? (ед.ч., м.р. – нач.ф.)         Как пришлось их изменять?(Ставим в нужную форму)    

 Почему?(им. прил. сочетаются с сущест-ми).

Пальто

Пальто (какие?) короткие.

Учащиеся устно изменяют число у прил-х и объясняют, как и почему изменились окончания у  им. прилагательных.

Развиваются познавательные УУД –идет смысловой анализ материала, повторение изученного алгоритма.

Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД -коррекция:  дети вносят необходимые дополнения в способ действия.

Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы

7 – 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение.  Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учащимся выдается дифференцированные задания на карточках:         1гр. – впиши окончания им. прилагательных, пользуясь памяткой;                             2 гр. – исправь в словосочетаниях допущенные ошибки. Объясни, почему.                 3гр. -  вставь в текст им. прилаг., подходящие по смыслу.  

Не забывайте находить им. сущ. – командиры. обозначайте их Х и задавать вопросы к им. прил-м.      

По истечении отведённого времени учитель предлагает проверить свою работу, сличив с правильным вариантом, представленным на слайде.

Слайд 9

1 гр: Вставить окончания имен прилагательных:

Ярк…  солнце, цветочн… поляна, интересн… книга, заливн… луг, удобн… кресло, мягк… подушки, добр… утро, шерстян… варежка.

2 гр: Найдите  и исправите ошибки:

 Новый дом,  молодое лицо, красная платье, высокий липа, зубной врач, яркое радуга, большое озеро, кирпичная стены,  вкусное торт, жаркая солнце.

3 гр: Вставьте в текст подходящие по смыслу им. прилагательные. Измените их форму.

В глубине леса послышались …..голоса птиц. Это …. песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. …. лист и ….травинка. ……солнце и …..радуга. И грустно и радостно.

                                Н.И.Сладков

Слова для справок: звонкий, холодный, желтый, зеленый, прощальный, теплый.

Развиваются познавательные УУД, поскольку у учащихся формируются умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформированный способ действия.

Развиваются  личностные УУД, поскольку задание сопровождается мотивацией достижения успеха (ребята в полной мере готовы к  его качественному выполнению).

Развиваются регулятивные УУД, т. к.задание завершается самопроверкой, самооцениванием собственного знания-незнания.                        Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются  и уточняются лингвистические понятия  учащихся, расширяется познавательная сфера.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Подведем итог урока.

Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

Удалось ли нам достичь поставленной цели? Расскажите, изменяются ли им. существительные и им. прилагательные по числам? Какая из этих частей речи изменяется еще и по родам,  а какая  - нет? Какая из этих частей речи обычно командует, а какая – подчиняется?

Ребята, у вас на столе лежат листочки с вопросами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.

Затем учитель дает дифференцированное домашнее задание: выполнить на площадке Учи. ру

https://uchi.ru/profile/students/homework/96834218

 или составить текст объемом 5-6 предложений на тему               « Журавль – птица года»

Дети отвечают на вопросы учителя.

           

                                             

                                                                                     

Учащиеся фиксируют свои ответы на листочках.

1.Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ___________________________________

  1. 2.Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ___________________________________________

3.Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)_____________________________________

4. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)______________________

5. Осталось непонятным (ЧТО?) ________________________________________

6.Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?_______________

7.Я сумею успешно выполнить домашнее задание?_____________________

8. Какую задачу мы поставим перед собой на следующем уроке?

Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник.

Развиваются регулятивные УУД, потому что идёт оценивание степени освоения своих  знаний (рефлексия)

Развиваются личностные УУД, так как подача домашнего задания носит вариативный характер и связана с самоопределением.

.

Самоанализ урока

№ п\п

Порядковый № в схеме,

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность  содержания, его соответствие возможностям учащихся

3

2

2

Реализация компетентностного подхода

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2

4

4

Развивающая направленность заданий

3

5

6

Логика построения урока

3

6

7.

Формы учебной  работы, их разнообразие и оптимальность выбора

3

7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8

9

Характер используемой наглядности

3

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

3

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13

15

Формирование познавательных УУД

3

14

16

Формирование регулятивных УУД

3

15

17

Формирование коммуникативных УУД

3

                                              Всего баллов

42

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

2

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

2

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное Урок разработала: учитель начальных классов МБОУ «Школа № 185» Н.Н. Елховикова

Слайд 2

Журавли – одни из самых статных птиц, обитающих на нашей планете. Это символ счастья, здоровья и долголетия. Журавли являются одними из немногих птиц, которые образуют постоянные пары. К сожалению, п опуляции журавлей постоянно снижаются., так как сокращаются площади, пригодные для гнездования. Также во время перелета журавли подвергаются обстрелу браконьеров. Защите птиц, которые занесены в Красную книгу, посвящен международный праздник. 2020 год объявлен Всемирным годом журавлей. Союз охраны птиц России выбрал серого журавля Птицей 2020 года в России. Всемирный день журавля празднуют не только экологи, но и все люди, которых волнует проблема исчезновения этих птиц: проводятся фестивали фотовыставки, игры, экскурсии к местам скопления журавлей, акции в образовательных учреждениях организуют беседы, викторины, конкурсы. Вот и у нас в школе проводится конкурс рисунков, посвященный этой необыкновенной птице.

Слайд 3

Имя существительное – это часть речи , которая отвечает на вопросы кто? или что?, и обозначает предмет. Начальная форма отвечает на вопросы кто? или что? Им.сущ. изменяется по числам, имеет род.

Слайд 4

Имя прилагательное – это часть речи , которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? , и обозначает признак предмета . Начальная форма отвечает на вопрос какой? Им.прил. изменяется по числам и родам.

Слайд 5

У журавля шея длинный, нос длинный и ноги длинный. Крыло тоже длинный.

Слайд 6

Секрет имен прилагательных Имя прилагательное , выполняя команду имени существительного, изменяется по числам и родам ( в единственном числе).

Слайд 9

1 группа Вставь окончания имен прилагательных: Ярк ое солнце, цветочн ая поляна, нов ый дом, интерасн ая книга, заливн ой луг, молод ое лицо, красн ое платье, высоке ая липа, зубн ой врач, син ее небо, колюч ий плед, кирпичн ые стены. 2 группа Найти и исправить ошибки: смел ый мальчик, молод ое, лицо, варен ая колбаса, грязн ое колено, хорош ий отдых, нов ые сапоги, чист ое полотенце, верн ый товарищ, липов ая аллея, мягк ий ковёр, топк ое болото, красн ое платье. 3 группа Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные. Измените их форму: Сыплет осенн ий дождь.В глубине леса послышались звонк ие голоса птиц. Это прощальн ые песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. Желт ый лист и зелен ая травинка Тепл ое солнце и холодн ая радуга. И грустно, и радостно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...

"Повторение об имени существительном и имени прилагательном."Конспект и презентация .

Урок составлен в форме переделанной сказки "Красная шапочка"....

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.

Усвоить сходства и различия между именем существительным и именем прилагательным. Развивать умения правильно и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные....

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных

Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....