Главные вкладки

    «Согласование имени прилагательного с именем существительным»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Швидкая Ирина Александровна

    Урок русского языка во 2 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ Александроневская СОШ

    Убинского района     Новосибирской области

    урок русского языка во 2-м классе

    выполнила и провела учитель начальных классов:

    Швидкая Ирина Александровна

    Тема урока:
    «Согласование имени  прилагательного с именем существительным»

    Цели:

    1. актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов, и вопросах, на которые они отвечают;
    2. привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предметов;
    3. формировать умение устанавливать связь между частями речи; выделять слова, называющие признаки предметов, по их лексическому значению и по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?
    4. Расширять словарный запас учащихся; воспитывать внимательность к русской речи, богатству русского языка.

    Оборудование: таблицы: «Имя существительное», «Глагол». Карточки для самостоятельной работы, теста; презентация к уроку. Русский язык. Учебник для 2 класса. Вторая часть / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова – М.: Просвещение, 2004 г. (УМК «Школа России»)

    План урока:

    I. Обобщение знаний об имени существительном и глаголе

     Сравнение групп слов.

     Признаки имени существительного.

     Признаки глагола.

    II. Наблюдение над словами-названиями признаков предметов

    1. Вопросы, примеры, обобщение и вывод по первому признаку имен прилагательных: слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

    2. Слова-названия признаков нужны для красоты описания:

    3.  Слова-названия признаков нужны для точности описания. И сегодня мы проверим: Нужны имена прилагательные или нет?!

    А) словарная работа

    Б) работа с текстом;

    В) работа с картинками – загадками. -

    Г) выполнение упражнения 64 по заданию, стр. 43;

    Физминутка

    4.  Что описывают и уточняют слова-названия признаков:

    А) выявление признаков: величина, форма, вкус, цвет, материал и т. д.

    Б)

    Домашняя работа - упражнения 63 – составление загадок.

    III. Итог. Ответ на главный вопрос урока

    IV. Домашнее задание

    V. Оценивание работы на уроке

    ХОД УРОКА

    На доске записан главный вопрос урока: какую роль в языке выполняют слова-названия признаков предметов?

    – Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос. Внимательно прочитайте (записанные на мультемедийной доске слова), найдите в каждом столбике лишнее слово. Какие группы слов получили?   белка                принес          вкусное

                         рыжий               рисует          зеленеет

                          солнце              ползёт          красные

                         ёжик                  сладкое        мальчик

                         играть               спит              умная

    (Дети называют слова каждой группы, учитель меняет карточки местами.)

    белка               поёт              вкусный

    мальчик           рисует          сладкое        

    солнце             ползёт           красный

    ёжик                 спит               рыжий

    школа              играть            умная

    – По какому признаку вы определили слова в 1-й столбик? (Это имена существительные.)

    – Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы: Кто? Что? и обозначают предмет.)

    – Какие признаки имен существительных вы знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, единственного и множественного числа.)

    – По какому признаку вы определили слова во 2-ую группу? (Это глаголы.)

    – Докажите. (Эти слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы Что  делать? Что  сделать?  Что  делают?   и т. д., бывают единственного и множественного числа.)

    Обратимся к третьей группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните этот столбик своими примерами. (Дети приводят примеры)

    – Что общего у этих слов? (Они отвечают на одинаковые вопросы)

    – Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова.

    Сформулируйте тему урока.

    – Послушайте текст. (Учитель читает текст 2 раза):

    А) Наступила весна. Тает снег. Бугут ручьи. Светит солнце. Летят птицы.  

    Б) Наступила ранняя  весна. Тает последний снег. Бегут говорливые  ручьи. Светит ласковое солнце. Летят  голосистые птицы.

    – О чем был первый текст? (О весне.)

    – О чем был второй текст?  (Тоже о весне)

    – Как вы узнали?

    – Какие прилагательные украшают текст?

    – Можно ли считать эти тексты одинаковыми?  (И да, и нет.)

    – Докажите.  

    – Что же отличает первый текст от второго? (Наличие слов-названий признаков предметов. С ними текст становится красивее. Слова-названия признаков предметов нужны для красоты описания.)

     

    – Во втором тексте я использовала прилагательное последний  для описания снега. Но это слово не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый или слово серебристый. (Нет, слово последний наиболее точно описывает снег.)

    Вывод: слова-названия признаков нужны для точности описания.

    – Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. (Каждому ученику дается карточка, дети ставят стрелки.)

    Какой может быть снег:

         Зимний,  весенний,  последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

    – Если точно описать предмет с помощью слов-названий признаков, то можно узнать его, даже не видя. Например,

    1. Бурый, мохнатый, косолапый…. (медведь)    
    2. А здесь кто-то важный на толстенькой ножке,
      сам в красной шляпке, на шляпке белые горошки. (мухомор)
    3. О ком пойдёт речь?
      У неё самое большое, любящее сердце. Она дарит детям тепло, любовь, радость, нежность, заботу и надежду…  
                                                          Она всегда рядом…  (мама)

    - Давайте опишем маму: Какие у мамы руки? Какой у мамы голос? Какое у мамы сердце? Какая мама?

    – Выполним упражнение 64, стр. 42 по заданию (устно).

    – Какие слова, обозначающие признак, можем отнести к человеку, а какие к животному?

    – О каком животном идет речь?

    – А теперь попробуйте описать своего одноклассника с помощью слов-названий признаков, а мы отгадаем, о ком идет речь. (Дети пытаются отгадать, о ком идет речь.)

    – Что уточняют эти слова? (Имя существительное)

    У существительных подчас. Не жизнь, а просто скука.

    Ни цвета нет у них без нас,  ни запаха, ни звука!

    Но если нас к ним приложить, им веселее станет жить:

    Вот громкий стук, вот желтый шар,

    Вот сокрушительный удар, вот звонкий колокольчик,

    А вот и острый кончик.

    – С помощью слов-названий признаков можно описать у существительных величину, форму, вкус и т.д.

    (Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, вкус, цвет…)

    – Всё это называется одним словом – «признаки».

    – Итак, ответим на главный вопрос урока: какую роль в языке выполняют слова-названия признаков предметов.

    Вывод: слова-названия признаков нужны для описания и уточнения имен существительных.

    Домашнее задание: инструктаж по выполнению упражнения  № 76, стр. 49.

    Оценивание работы на уроке.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

    Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

    "Согласование глагола с именем существительным в роде и числе"

    Методическая разработка занятия для учащихся С ОНР (третий класс). Целью занятия былоразвитие абстрактного логического мышления, зрительного и звукового внимания к языковымединицам. Развитие и соверше...

    Занятие 1. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

    Согласование существительных с прилагательными. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной и письм...

    Занятие 2. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

    Способствует  закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных....

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия с учащимися 4 класса по: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже»

    Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи.  Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...

    Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

    Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.Задачи:Уточнить знания детей об имени прилагательном.Развивать мелкую моторику.Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнасти...

    Согласование имени существительного с именем прилагательным. Закрепление.

    Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 2 классов общеобразовательной школы, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для дете...