Главные вкладки

    «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
    методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме

    Чуприна  Ольга Константиновна

     

    Индивидуальное логопедическое занятие

    на тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о словах, словосочетаниях, предложениях и их смысловой связи, навыка построения связного высказывания; развитие умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; уточнение и обогащение словарного запаса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon individualnoe_zanyatie.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение Ростовской области

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида г. Зернограда

    Индивидуальное логопедическое занятие

    на тему:

    «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

            Подготовила и провела

                                            учитель начальных классов, логопед

            Половинко О.К.

    Тема урока: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и  числе.

    Лексическая тема: Осень.

    Цели урока:

    1. Формирование представлений о словах, словосочетаниях, предложениях и их смысловой связи, навыка построения связного высказывания; развитие умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; уточнение и обогащение словарного запаса.

    1. Развитие чёткой и правильной речи, мыслительных процессов обобщения и сравнения, внимания, слухового восприятие, памяти.

    1. Воспитание усидчивости, активности и целенаправленной деятельности.

    Словарь: имя существительное, имя прилагательное, лексика на тему «Осень».

    Оборудование: презентация, интерактивная доска, картинки: серп, колос, карточки для учащихся, музыкальный файл.

    1. Орг.момент.

    Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

    Сели ровно, подтянулись, и, конечно, улыбнулись.

    1. Развитие зрительной памяти и внимания.

    -Посмотрите на картинки: (на экране появляются картинки: дождь, туча, лист, ветер)

    - Запомните их.

    1) - Какие картинки запомнили? Назовите.

    2) – Какой картинки не хватает? (появляется 3 картинки)

    3) – Запомните. Где были расположены  картинки? Назовите.

    3. Введение в тему урока.

    на экране появляются слова:

    Ветер, листопад, дождь, туман, ночь, небо, туча

    - Прочитайте слова и назовите только те из них, которые можно отнести к определённому времени года.

    - К какому времени года они относятся? (осень)

    (появляется картинка осени)

    К какой части речи относится слово ОСЕНЬ?

    Дайте определение имени существительному.

    - Назовите периоды осени. (ранняя, золотая, поздняя)

    (На экране появляются имена прилагательные: ранняя, золотая, поздняя)

    - К какой части речи относятся эти слова? (имя прилагательное)

    Дайте определение.

    - Верно.

    4. Сообщение и запись темы урока.

    - Сегодня на уроке мы будем работать над согласованием имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

    - Запишите число и тему «Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе»

    5. Работа над стихотворением А.С.Пушкина Есть в осени первоначальной…»

    - Послушайте отрывок стихотворения А.С.Пушкина об осени и ответьте на вопрос: о каком периоде осени в нём говорится?

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора –

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера…

            Где бодрый серп  гулял и падал колос,

    Теперь уж  пусто всё – простор везде, -

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде..

    - Скажите, о каком периоде осени говорится в стихотворении? (о ранней)

    - А каким словом автор называет раннюю осень? (первоначальная)

    - Что означает это слово? (первое начало)

    - О чем именно рассказывает поэт? (о поре)

    - Что такое пора? (отрезок времени)

    - Какая пора в стихотворении? (дивная, короткая)

    - Как вы понимаете слово ДИВНАЯ? (удивительная)

    - Что происходит в эту пору? (день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)

    - Как вы понимаете эти строки?  (хрустальный – тихий, без ветра, хрупкий, лучезарны – лучами озаряется вечер)

    - Что такое серп? (орудие труда, которым срезали колосья)

    - А почему бодрый серп? (люди работали бодро, с радостью)

    - Что ещё происходит в эту пору? (паутина летит)

    - Как понять на «праздной борозде»? (борозды отдыхают, празднуют после убранного урожая)

    - Верно, ребята.

    6. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.

    - Прочитайте слова и выпишите только те из них, к которым можно задать вопросы: какой? Какая?

    на слайде слова:

    МЕСЯЦ, БОДРЫЙ, КОРОТКАЯ, СОЛНЦЕ, ДИВНАЯ, ТИШЬ, УТРО, ХРУСТАЛЬНЫЙ, НОЧЬ, ТОНКИЙ.

    - Давайте проверим на слайде:

    Какой?        Какая?

    Бодрый        короткая

    Хрустальный        дивная

    тонкий

    - Прочитайте слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?, КАКАЯ?

    7. Образование формы множественного числа имён прилагательных.

    - Скажите, в какой форме употреблены эти прилагательные? (форме ед.числа)

    - Запишите эти слова в столбик, образуя форму мн. Числа. Выделите окончания.

    БОДРЫЙ-

    ХРУСТАЛЬНЫЙ-

    ТОНКИЙ-

    КОРОТКАЯ-

    ДИВНАЯ-

    - Проверим. (на слайде появляются слова по одному)

    8. Образование имён прилагательных от имён существительных.

    - А теперь посмотрите на экран:

    - образуйте слова, обозначающие признаки предметов. Например,

    ОСЕНЬ, ВЕТЕР →ОСЕННИЙ ВЕТЕР

    ДИВО, ПОРА→

    БОДРОСТЬ, СЕРП→

    ТОНКО, ВОЛОС→

    ХРУСТАЛЬ, ДЕНЬ→

    - Проверим.  (на слайде появляются прилагательные по одному )

    9. Образование словосочетаний.

    - Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, о каком периоде осени идёт речь? (золотая)

    На экране:

    Вот листочки жёлтые,

     Вот листочки красные,

    Соберём в букетик мы

    Все листочки разные.

    Облетели листья клёна.

    Клён от холода дрожит.

    На дорожке у балкона

    Золотой ковёр лежит.

    - О каком же периоде осени идёт речь? (золотая)

    - Как вы понимаете выражении «Золотой ковёр»?

    - Кто готов выразительно прочитать стихотворение?

    - А сейчас определите и запишите словосочетания «У какого дерева какой лист?»

    Клён -

    Берёза –

    Рябина –

    Дуб –

    Осина –

    - Проверим. (на слайде появляются словосочетания).

    - Верно, молодцы.

    10. Физминутка.

    - А сейчас давайте отдохнем.

    - Я приглашаю вас в осенний лес.

    МЫ ВОШЛИ В ОСЕННИЙ ЛЕС:

    СКОЛЬКО ЗДЕСЬ ВОКРУГ ЧУДЕС!

    РУКИ ПОДНЯЛИ И ПОКАЧАЛИ –

    ЭТО ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ.

    РУКИ СОГНУЛИ, КИСТИ ВСТРЯХНУЛИ –

    ВЕТЕР СРЫВАЕТ ЛИСТВУ.

    В СТОРОНЫ РУКИ – ПЛАВНО ПОМАШЕМ –

    ЛИСТЬЯ ПО ВЕТРУ ЛЕТЯТ.

    ВОТ ЗАКРУЖИЛИСЬ ЛИСТОЧКИ НАШИ

    И ПРИЗЕМЛИТЬСЯ ХОТЯТ.

    11. Работа над предложением.

    - Скажите, каким периодам осени мы уже дали характеристику? (ранней, золотой).

     - Вспомните все слова, сказанные о них и самостоятельно составьте предложение о ранней или золотой осени)

    - Запишите то предложение, которое вам больше всего понравилось.

    - Зачитайте своё предложение.

    - А теперь вспомните, что такое текст? (несколько слов, связанных между собой по смыслу)

    12. Работа над деформированным текстом.

    Послушайте рассказ «Осень»

    (Я читаю, потом текст появляется на экране)

    Всё  меньше  стало тёплых дней. Чаще льёт проливной дождь. Уныло в поле воет прохладный ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли сухие листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землёй плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдёт первый снег.

    - О каком периоде осени идёт речь? (о поздней)

    - По каким признакам вы определили, что речь идёт о поздней осени?

    - А сейчас работа над деформированным текстом (подчёркнутые слова убираются).

    - Вставьте подходящие по смыслу слова-признаки.

    - А теперь зачитайте свой текст.

    13.Составление рассказа по картинке и опорным словам.

    - Молодцы, ребята, мы дали характеристику всем периодам осени: ранней (картинка), золотой (картинка), поздней (картинка).

    - Составьте небольшой рассказ об одном из этих периодов осени, используя иллюстрации и опорные слова.

    ОПОРНЫЕ СЛОВА:

    • ОСЕНЬ, ДЕНЬ, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ДЕРЕВО, НЕБО, ТУЧА, ПОГОДА.
    • СИЛЬНЫЙ, МЕЛКИЙ, ХМУРЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ЗОЛОТОЙ, ОСЕННИЙ, ГОЛЫЙ, ПРОХЛАДНЫЙ.

    (дети составляют рассказ)

    - Зачитайте свой рассказ.

    14. Итог урока.

    - молодцы, ребята.

    - Вспомните, с какими частями речи мы работали? (сущ., прил.)

    - Какие задания мы выполнили? (ед. и мн. число, изменение по родам, составление словосочетаний, предложений, текста).

    - Верно, мы работали над согласованием имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

    - Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали.

    - Спасибо за урок!

    Фамилия и имя:_________________________________________________ ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

     1. Слова: месяц, бодрый, короткая, солнце, дивная, тишь, утро, хрустальный, ночь, тонкий.            

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         2. Образуй форму множественного числа.

        ________________________________________________________________

        ________________________________________________________________

        ________________________________________________________________

        ________________________________________________________________

        ________________________________________________________________

    1. осень, ветер →  осенний ветер

    диво, пора        

    бодрость, серп

    тонко, волос    

    хрусталь, день  

    1. «У какого дерева какой лист?»

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Запиши предложение.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Работа с  текстом.

                                                 Осень.

    Всё меньше стало ___________________________дней.   Чаще льёт ______________________дождь.                Уныло в поле воет ___________________ветер. Чуткая тишина в ___________________лесу. Поблекли ______________________листья.                Только иногда на __________________ветке можно найти ______________________флажок. Это __________________________листок. Над землёй плывут _______________________тучи. Вот-вот пойдёт __________________снег.

    1. Составь рассказ.

    Опорные слова:

    • Осень, день, дождь, ветер, лист, дерево, небо, туча, погода.
    • Сильный, мелкий, хмурый, холодный, золотой, осенний, голый, прохладный.

            __________________ осень.

         ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                      Самоанализ логопедического занятия.

    Данное логопедическое занятие проводилось с подгруппой детей в количестве четырёх человек в возрасте 10-11 лет. Учащиеся имеют диагнозы:

    Гусельников Алексей

    ОНР-III уровень речевого развития на фоне псевдобульбарной дизартрии.   Смешанная форма дисграфии, дислексии.

    Глущенко Виктор

    Смешанная форма дисграфии, дислексии.

    Макаров Анатолий

    Аграмматическая форма дисграфии, дислексии.

    Ракитин Виктор

    ОНР-III уровень. Стёртая форма дизартрии.

    Дисграфия языкового анализа и синтеза. Аграмматическая форма дисграфии.

    Данное индивидуальное логопедическое занятие соответствует перспективному планированию.

    Тема занятия: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и  числе.

    Лексическая тема: Осень.

    Цели урока:

    1. Формирование представлений о словах, словосочетаниях, предложениях и их смысловой связи, навыка построения связного высказывания; развитие умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; уточнение и обогащение словарного запаса.
    2. Развитие чёткой и правильной речи, мыслительных процессов обобщения и сравнения, внимания, слухового восприятие, памяти, общей и мелкой моторики.
    3. Воспитание усидчивости, активности и целенаправленной деятельности.

    Поставленные цели достигнуты и соответствуют содержанию занятия. Для достижения целей использовала такие методы обучения, как: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый. А также методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, Это: занимательные упражнения, поощрения, создание ситуации успеха. В качестве эффективного коррекционного средства использовала метод наглядного моделирования с применением компьютерных технологий.

    Форма проведения: индивидуальное логопедическое занятие.

    Форма обучения: подгрупповая

    При планировании данного занятия осуществляла индивидуальный подход, учитывая уровень актуального и психофизического развития учащихся.

    Выбранная структура занятия была рациональна для решения поставленных целей. Для того, чтобы обеспечить ситуацию успеха, урок был построен от простого к сложному. Была проведена активизация словаря именами существительными и прилагательными  по лексической теме «Осень». На всех этапах занятия старалась осуществлять контроль знаний учащихся (устные ответы, самостоятельная практическая деятельность).

    Перегрузка учащихся предупреждалась физминуткой, которая была направлена на развитие общей моторики  и снятия эмоционального напряжения.

    В течение урока старалась создать и поддержать положительную  атмосферу, уверенность в собственные силы каждого учащегося.

    Итог урока подведён, цели достигнуты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде единственного числа"

    Данная презентация по русскому языку рассчитана на учащихся 4 класса. Ее можно использовать при изучении теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в     мужском и среднем род...

    Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

    Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

    Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

    Технологическая карта логопедического группового занятияв 3 классепо теме: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе....

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия с учащимися 4 класса по: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже»

    Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи.  Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...

    Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

    Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

    Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

    ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...