Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Шель Ольга Николаевна

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей об имени прилагательном.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнастики для глаз
  4. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, падеже и числе.

Учить различать прямой и переносный смысл устойчивых словосочетаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 3 классе

 Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей об имени прилагательном.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнастики для глаз
  4. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, падеже и числе.
  5. Учить различать прямой и переносный смысл устойчивых словосочетаний.

Оборудование: картинки овощей и фруктов, раздаточные листы с заданиями на каждого ребенка.

Ход урока.

Приветствие.

Ребята, не проходите и не садитесь за парты. Сначала, давайте запишем на доске тему  сегодняшнего урока. Ксюша, дай мне мелок. (нет, не этот), Ваня, дай мне мелок… и т.д. Ребята, можно выполнить мою просьбу? (нельзя). Нельзя выполнить мою просьбу, потому что я не назвала главное слово, слово признак, я не сказала КАКОЙ мелок мне нужен. Вася, дай мне, пожалуйста,  белый мелок. Кто знает, как называются слова, обозначающие признак предмета? (прилагательные).

Тема нашего урока -  имя прилагательное. (запись на доске)

  1. Подберите к названиям картинок их признаки (картинки овощей и фруктов)  по цвету, по вкусу, величине, форме; составьте словосочетания сущ.+ прил. (устно).
  2. Распределите картинки в таблице /м.р., ж.р., с.р./ (на доске), проговорите какие получились словосочетания. Молодцы.
  3. А теперь подготовим пальчики к письму. Гимнастика на аппликаторе Кузнецова. Раз, два, три, четыре , пять (пальцы от мизинца к большому нажимают по очереди на аппликатор), Ха-ха-ха! Раз, два, три, четыре, пять (пальцы другой руки тоже самое), хи-хи-хи! На двери висит замок.
    (соединить пальцы обеих рук в замок).Кто его открыть бы мог?(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)Постучали,(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили,(покрутить сцепленные руки в запястьях)Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли.(расцепить пальцы)
  4. А теперь запишите в табличку № 1 те признаки, которые вы подобрали к существительным. (Ребята записывают с комментированием)
  5. В табличку № 2 нужно вписать словосочетания, распределив их по родам. Можно использовать те, словосочетания, которые мы уже составляли, а можно придумать и записать другие. (проверяем)
  6. Добавьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные, определите их падеж (№ 3)
  7. А сейчас давайте немножко разомнемся, выходите из-за парт…

Физ.минутка.

Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять- Хомка хочет сильным стать! (движения по тексту).

Физ.минутка для глаз.  Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка (под счет 1,2,3,4).  На раз глаза влево, язык влево, 2 - глаза закрыть, рот закрыть, 3- глаза вправо, язык вправо, 4 - глаза закрыть, рот закрыть. На раз -глаза в одну сторону, язык в другую, 2- глаза закрыть, рот закрыть, 3- глаза в одну сторону, язык в другую, 4- глаза закрыть, рот закрыть, зажмурились, открыли глазки, зажмурились, открыли глазки.

8. Немножко отдохнули. (Задание № 4) А теперь выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните их волнистой линией, объясните значение этих словосочетаний.

Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете. Вставать с (левой, правой, больной) ноги. Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды. Глаза на (влажном, мокром, сухом)  месте. Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку. Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.

 

10.  Вставьте в текст нужные по смыслу прилагательные (№6).

Настала  ________________________   зима.   _____________________ ковер покрыл землю.   Все  _____________________ птицы улетели в _______________________ края.   ___________________________зверьки спрятались по норкам. А  __________________ медведь  отъелся и залег в берлогу.   __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.

 

11. Придумайте предложения, используя прилагательные –любимая, красивый, старое (№ 7).

12. Итог урока.   С какими частями речи мы сегодня работали? В чем мы учились согласовывать существительные и прилагательные? Сегодня на уроке мы учились согласовывать  имена прилагательные  с именами существительными в роде, числе и падеже…

Приложение

Раздаточный материал к уроку

№1.  Заполните таблицу, подбирая к данным существительным прилагательные, по тем признакам, которые возможно образовать.

Существительные

Цвет

Вкус

Форма

Размер

Материал

Капуста

Помидор

Яблоко

№ 2. Впишите словосочетания прилагательное + существительное.

Мужской род

Женский род

Средний род

1.

1.

1.

№ 3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные.

Наступила (какая?)   ____________________________________ весна.

Весной стоит (какая?)  ____________________________________погода.

Снег растаял (по каким?) под  ____________________________ солнцем.

Легко резать (каким?) __________________________ножом.

Дети вспоминают (о каком?) о   _______________________  лете.

Старушка была (в каком?)  в ________________________  пальто.

№ 4. Выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните эти прилагательные волнистой линией.

Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.

Вставать с (левой, правой, больной) ноги.

Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.

Глаза на (влажном, мокром, сухом)  месте.

Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.

Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.

№ 5. Вставьте  в текст нужные по смыслу прилагательные.

Настала  ________________________   зима.   _____________________ ковер покрыл землю.   Все  _____________________ птицы улетели в _______________________ края.   ___________________________зверьки спрятались по норкам. А  __________________ медведь  отъелся и залег в берлогу.   __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.

№ 6. Придумайте свои предложения, используя прилагательные- любимая, красивый,  старое.

______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...

Тест по теме «Определение падежа имени существительного и имени прилагательного».

Тест предназначен учащимся 4 класса по программе УМК "Школа России"...

Согласование имени существительного с именем прилагательным. Закрепление.

Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 2 классов общеобразовательной школы, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для дете...