Занятие 2. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Абрамчук Ольга Ивановна

Способствует  закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Согласование имён прилагательных

с именами существительными по падежам

Цель урока: Способствовать закреплению умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными по падежам.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных.
  2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, логического мышления.
  3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.

Оборудование: презентация к уроку, картинки «дубы», «берёзы», карточки к заданию «Допиши предложение», карточки к заданию «Прилагательное-невидимка», набор картинок для каждого ученика «морковь, шар апельсин, девочка, щенок, забор».

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  1. Приветствие учителя учениками
  2. Проверка готовности обучающихся к уроку
  3. Психогимнастика: «Какие это деревья? (выставляются картинки «дубы», «берёзы») Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.  Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в берёзы. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом «ы-ы-ы».

  1. Основная часть урока

  1. Задание «Самый умный» (СЛАЙД 6)

Выбрать из скобок нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, изменив слова в соответствии с падежом имени существительного. Объяснить смысл выражений.

  • Видеть в (красный, малиновый, розовый) свете.
  • Вариться в (овощной, собственный, фруктовый) соку.
  • Вставать с (левая, правая, больная) ноги.
  • Встретиться на (широкая, прямая, узкая) дорожке.
  • Вывести на (чистая, грязная, мутная) воду.
  • Выйти (мокрый, сухой, чистый) из воды.
  • Глаза на (влажное, мокрое, сухое) месте.

  1. Задание «Допиши предложение» (работа в парах)

Дописать предложения, подобрав словосочетание прилагательное+существительное. Определить падеж имён прилагательных, выделить окончание.

а) На улице сильный дождь, но Илья вышел из дома без…

    Поломался стул, и теперь у него нет одной…

    На небе тучи, и нет …

б) Ира подошла к …

    Муравей ползёт по …

    Охотник идёт по …

в) В лесу дети увидели…

    Катя поставила…..в вазу.

    Паук запутал в паутине …

г) Ольга гуляет с ….

    Илья забил гвоздь…

    Павел идёт в школу с …

д) Баянист играет на …

    Роман Иванович купил лекарства в …

    Дятел сидел на ….

  1. Задание «Правильный ответ» (работа по подгруппам) (СЛАЙД 7)

Прочитать текст, найти имена прилагательные и определите их падеж. Обозначить окончания имён прилагательных.

Группа 1

Из окна видна берёзовая роща. Из берёзовой рощи доносится звонкое пение соловья. Тропинка ведёт к берёзовой роще. Мы любим ходить в берёзовую рощу за грибами. В берёзовой роще растут цветы.

Группа 2

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

  1. Задание «Найди пару» (СЛАЙД 8)

Подобрать прилагательные, близкие по значению, определить падеж имени существительного и прилагательного, выделить окончания имён прилагательных.

У большого дома, в быстрый поезд, жаркий день, к знаменитому актёру, о честном человеке, на крепкой верёвке, смелого воина, к красивому платью, на весёлом представлении.

  1. Физминутка «Цветочек» (речь с движением)

Солнце цветам помогает расти.

Солнышку нужно ярче светить!

К солнышку тянется стебелёк,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце и дождик, и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли!

6. Задание «Прилагательное-невидимка» (ученики выбирают себе задание на карточках, выполняют устно или письменно)

1. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

За домом начинается (какой?) __________ бор. Налетел (какой?) __________ ветер. Наступила (какая?) __________ зима. Зимой стоит (какая?) __________ погода.

2. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

(У какого?) У __________ оленя ветвистые рога. (Из какой?) Из __________ страны возвращаемся домой. (До какого?) До __________ дома ещё далеко. Зимой холодно (без какой?) без __________ шубы.

3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Тропинка вела (к какому?) к __________  лесу. (По какому?) По __________ небу неслись облака. (К какому?) К __________ ребёнку пригласили врача. Мы ехали в автомобиле (по какому?) по __________ шоссе.

4. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Кролик любит (какую?) _____________ морковку. Дрозд любит (какую?) __________ рябину. Рыба любит (какую?) ___________ воду. Дети любят (какую?) ____________ зиму.

5. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Снег растаял (под каким?) под  ____________ солнцем. Легко резать (каким?) ______________ ножом. Грибы растут (под какой?) под _______________ ёлкой.

6. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Дети вспоминают (о каком?) о ___________ концерте. Саша мечтает (о каком?) о ____________ велосипеде. Ученик сидит (на какой) на _____________ парте. Бабушка была (в каком?) в ______________  пальто.

7. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

На лугу росли __________ ромашки. Осенью _________ птицы улетают в тёплые края. У Вити есть __________ лыжи. На ветках чирикают __________ воробьи.

8. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

На старой яблоне висело несколько _________ яблок. В багаж сдали пять ____________ сумок. Возле ___________ елей растут грибы.

9. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Охотник шёл по __________ следам. По ___________ дорогам идут поезда. Дети катаются на лыжах по __________ горкам.

10. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Братья купили __________ коньки. Альпинисты взошли на __________ вершины. В лесу можно увидеть __________ зверей.

11. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Дедушка принёс из лесу корзинку с __________ грибами. Мы любовались _________ цветами. Над _________ волнами летают чайки.

12. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

На __________ горах даже летом лежит снег. Вечером в ___________ домах засветились огни. Весной в __________ парках открылись аттракционы.

13. Вставьте в текст нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Настала __________ зима. __________ ковёр покрыл землю. Все _________ улетели в __________ края. __________ зверьки спрятались по норкам. Белка не унывает, она сделала __________ запасы на зиму. А __________ медведь залёг в берлогу. __________ лиса тоже удобную нору себе сделала.

7. Задание «Подбери картинку» 

Учитель называет слово, обозначающее признак одного из данных предметов. Ученики показывают соответствующую картинку (картинки), составляют предложение с получившимся словосочетанием.

Слова-признаки: сочный, весёлый, круглый, деревянный, удобный, яркий, вкусный, старый.

8. Задание «Отгадай загадку» (СЛАЙДЫ 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)

Отгадать загадку, найти в тексте имена прилагательные, определить падеж имён прилагательных.

Белые горошки на зелёной ножке

(ландыши)

Колкую зелёную срубили топором.

Колкая, зелёная к нам приходит в дом

(ель, сосна)

Ножка деревянная,

Рубашка шоколадная.

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю

(эскимо)

На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки (земляника)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту.

Зовусь я …

(подосиновик)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился

(варежка)

Я с полями, с козырьком,

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и от холода

(панама, кепка)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся

(чайник)

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(медведь)

  1. Итог урока (СЛАЙД 18)

  1. Подведение итогов учителем
  2. Подведение итогов учениками:

*Как определить падеж имени прилагательного?

* Какие вы знаете падежи?

*Как называется изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам?

*Измените по падежам словосочетание «зимняя прогулка»

3. Рефлексия (показать мимикой своё настроение в конце урока: улыбка, хмурое лицо и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

Занятие 1. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

Согласование существительных с прилагательными. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной и письм...

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...