"Взаимодействие классного руководителя с родителями будущих первоклассников" (из опыта работы) Ермилова Н.Н.
статья на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Статья раскрывает пути взаимодействия учителя начальных классов и классного руководителя с родителями "будущих первоклассников". На первом классном собрании задолго до школы решаются важные вопросы подготовки ребёнка к школе. Убедить и сделать своими сторонниками родителей – это зависит от усилий учителя, классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ермилова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»

Заочное участие в районном семинаре

Взаимодействие классного руководителя с родителями будущих первоклассников

 (из опыта работы)

              

          Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.

          Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него зависит во многом, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – серьёзное испытание,  как для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – значит научить его читать, считать, писать.

          Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель,  в том числе и классный руководитель,  вынужден, не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребёнка к школе.      

          В нашей Панаевской школе-интернат уже более десяти лет работает «Школа будущих первоклассников». Знакомство классного руководителя с родителями и будущими первоклассниками происходит накануне за год до начало учебного года. На повестке родительского собрания ставится главный вопрос: чему будут учиться дети в «Школе будущих первоклассников?»

        Весной, в конце работы «Школы будущих первоклассников» подводим итог: что узнали дети, чему научились? Собрание – это обязательно обсуждение важных вопросов, к которому готовятся обе стороны: классный руководитель и родители. А важными для родителей являются прежде всего те вопросы, которые лично для них значимы.

         Многие родители задают вопрос: когда нужно начинать готовить ребёнка к школе? Ответить на этот вопрос можно словами известного педиатра, у которого молодая мамаша спросила, когда начинать воспитывать ребенка? Он поинтересовался: «Сколько ему времени?» – «Два месяца»,– был ответ. – «Тогда вы уже опоздали».

          Действительно, воспитывать  ребенка,  а значит, и готовить его к школе  следует начинать тогда, когда он родился, а может быть, даже тогда, когда родители  решили его завести. Сейчас все чаще вспоминают слова Л. Н. Толстого о том, что внутренний мир ребенка в основном складывается к пяти годам. То есть к этому времени формируются основные  представления о требованиях общества, его моральных ценностях, вырабатываются основные правила поведения и полезные привычки, умения, навыки.

          Постоянно звучит призыв: повышать ответственность родителей за воспитание детей! Как же подготовить детей к школе? Я бы сформулировала эти вопросы по-другому: как готовить родителей к школе?         Иногда приходится слышать от родителя: мой ребёнок все умеет: читает, пишет, считает до тысячи. В голосе сквозит даже снисходительность: дескать, вам, учителям, остается только ставить отличные оценки.

         Родители должны обязательно учесть, например:  механическое запоминание числового ряда не подготавливает ребенка к овладению счетом. Значительно полезнее приучать его к понятиям «больше», «меньше». Эти понятия  усваиваются при наглядном сравнении (игрушек, картинок, цветов, овощей и т. д.); попутно можно познакомить с понятием «столько же».

       Читая ребенку детскую книгу, беседуя или играя с ним дома, на прогулке, в лесу, надо постоянно заботиться о том, чтобы он думал, угадывал, сравнивал, доказывал, соображал; чтобы в его сознании складывались познавательные ассоциации; чтобы ум его развивался и требовал все новой пищи для размышления.

          Рассматривая предметы, полезно их рассматривать по величине, по цвету, форме. Например, какое из этих деревьев выше, какое из них дальше; таким образом уточняются понятия «длиннее – короче», «выше – ниже», «толстые – тонкие», «широкие – узкие», что находится перед или после какого –либо предмета.

            Если родители взяли с собой ребенка в магазин за покупками, необходимо познакомить его с понятиями «дороже», «дешевле». При всяком удобном случае надо вводить в лексикон детей новые слова и выражения, добиваясь точности понимания их значения.

         Надо ли детям учить наизусть стихи? Надо, это, на мой взгляд, самый доступный метод развития памяти. Я имею в виду интересные, большие по объему, сюжетные стихотворения Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака и других интересных авторов. Как учить стихи? Почитать их детям на ночь два-три раза подряд; повторить их утром, когда дети делают зарядку, когда гуляют.

           Чтобы ребенок выразительно и правильно читал стихи, лучше использовать записи на дисках, их сейчас великое множество. Мамы и папы, не должны проходить мимо этого богатства. Купить диск, и малыш будет его слушать 30 – 40 минут, очарованный стихами или сказкой. Их содержание войдет в его сознание вместе с музыкой. Попросить пересказать услышанное, и можно увидеть, с каким желанием, с какими подробностями, с передачей музыкальных звуков и оттенков он передаст содержание стиха или сказки. А через месяц-два можно обнаружить, что речь ребенка обогатилась; когда он пойдет в школу, он не будет мучительно искать слова, чтобы ответить на вопрос учителя. И уж совсем не растеряется, если попросят рассказать любимую сказку или стихотворение.

         Важным вопросом для обсуждения на родительском собрании является умение дошкольника самому застегнуть пуговицы, завязать шнурки или застегнуть замок на куртке. Действительно, в подготовке к школе нет мелочей, и одна из них, не учтенная, может обернуться большими неприятностями. Нелегко будет ребёнку учиться в первом классе, если у него плохо развиты мелкие движения кистью и пальцы рук.

           Этот вопрос имеет несколько значений: умеет ли, научен ли ребенок следить за собой, за своей одеждой, приучен ли к опрятности; все ли, что на нем одето и обуто, соответствует ему? Привычка следить за одеждой, беречь ее должна формироваться в семье, с первых лет жизни. По одежде можно безошибочно узнать, как воспитан ученик, насколько заботятся родители о своём ребёнке.

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

          Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе. Писатель С. Соловейчик в одной из своих книг перечислил правила детского общежития. Следуя им, родители могут подготовить своего ребёнка к самостоятельной жизни среди сверстников в школе.

         Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Она формирует всё, что необходимо для полноценного развития личности. Игры ребёнка – важный показатель его общего развития. Если ребёнок пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию – это серьёзный сигнал неблагополучия в развитии ребёнка и, к сожалению, неутешительный прогноз для его школьного обучения.

           Поэтому на родительском собрании классный руководитель предлагает родителям поиграть в игры, которые так необходимы их детям.

          Приведу примеры некоторых игр: игра на развитие воли: «Да» и «Нет» не говори» (Представителю от каждой команды,  учитель задаёт по 10 вопросов. Выигрывает та команда, чей представитель сделает меньше ошибок); игры на развитие памяти: «Самый зоркий» (Запомнить картинки 10-15 штук, за несколько секунд);  игры на развитие внимания: «Путаница» (Назвать как можно больше различий); игры на развитие речи: «Потерянные вещи».

            Таким образом, все вопросы, которые рассматриваются на родительском собрании задолго до поступления ребёнка в первый класс,  очень значимы. Готовы ли родители поддержать учителя? Убедить и сделать своими сторонниками родителей – это зависит от усилий учителя, классного руководителя.

Литература

  1. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика.- М.,  1988.
  2. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград, 2003.
  3. Леонова Н.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет.- М., 2007.
  4. Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель.- М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...

Презентация "Взаимодействие классного руководителя с родителями"

В презентации показана работа учителей с родителями и что можно сделать работая вместе....

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллектива

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллективаШирикова Татьяна Михайловна МБОУ «СОШ № 1» Основным структурным элементом в школе является клас...

Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...

Взаимодействие классного руководителя и родителей как средство достижения успешной адаптации первоклассников

Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 1-2 ноября 2017 года...

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"...