Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
рабочая программа по теме

Зуева Алена Михайловна

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы.

 Задачи:      

1.      Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

2.      Изучение воспитательных возможностей семей.

3.      Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

4.      Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

5.      Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.

6.     Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

В данной программераскрываются формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, дается примерный план работы с родителями в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Составила: учитель начальных классов

МКОУСОШ №18 п.Реттиховка

 Зуева А.М.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы.

 Задачи:      

1.      Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

2.      Изучение воспитательных возможностей семей.

3.      Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

4.      Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

5.      Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.

6.     Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Современную ситуацию в образовании отличает то, что, наряду с утверждением гуманистических ценностей, созданием новых типов и видов образовательных учреждений, обновлением содержания образования, признанием вариативной педагогической практики и другими положительными тенденциями, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника

Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия - значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них - условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся.

Критерии эффективности работы в начальной школе — это сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

В среднем и старшем звеньях — это сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка. Уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка

Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Традиционные формы работы с родителями

-родительские собрания

-общеклассные и общешкольные конференции

-индивидуальные консультации педагога

-посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На таких собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает меро-приятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в семье;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями

-тематические консультации

-родительские чтения

-родительские вечера

-ролевые игры

-переписка с родителями

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

•учитель собирает и анализирует информацию;

•определяется список литературы по данному вопросу;

•изучение литературы родителями;

•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

План работы с родителями учащихся 1 класса

Изучение семей учеников:

1. Родительское собрание: «Давайте

 Познакомимся», «Особенности программы    начальная школа ХХI века» под ред.  Н.Ф.Виноградовой

2. Тестирование «Ваш ребёнок». Знакомство с родителями новых учеников класса. Привлечение родителей к участию в жизни класса.

3. Совместное планирование  воспитательной работы в классе. Выбор родительского комитета.

Педагогическое просвещение родителей:

1. Педагогическая консультация: "Что такое развитие младшего школьника".

2. Педагогический практикум "Режим дня первоклассника".

3. Родительское собрание «Адаптация первоклассников».

4. Педагогическое чтение «Как помочь ребёнку стать внимательным».

Индивидуальная работа с родителями:

1. Посещение семей учащихся.

2. Индивидуальные беседы с родителями.

3.Родителям о внимании и внимательности.

Информирование родителей о ходе и результатах  обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.

План работы с родителями учащихся 2 класса

Изучение семей учащихся:

1. Родительское собрание «Роль семейного воспитания в жизни ребенка».

2. Сочинение о семье.

3. Формирование картотеки семей учащихся.

Педагогическое просвещение родителей:

1. Лекция "Дифференциация обучения - путь поддержки индивидуальности    ребенка".

2. Выбор родительского комитета (корректировка).

3. Родительское собрание «Выполнение учащимися домашних заданий»

4. Тематическое родительское собрание «Родительский авторитет».

Индивидуальная работа с родителями:

1. Совместное определение перспектив  и средств развития    ученика.

2. Индивидуальные консультации для родителей психолога школы, социального педагога, врача школы (по запросам родителей).

Информирование родителей о ходе и результатах  обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.

План работы с родителями учащихся 3 класса

Изучение семей учеников:

1. Родительское собрание "Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться".

2. Педагогические мастерские.

3. Анкетирование.

Педагогическое просвещение родителей:

1. Вечер вопросов и ответов :"На каких    психических процессах построено    обучение ?"

2. Открытый урок для родителей .

3. Лекция "Познавательные  процессы личности и условия их  развития".

4.  Выбор родительского комитета (корректировка).

5. Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

Индивидуальная работа с родителями:

1. Педагогическая консультация "Как помочь ребенку в трудную минуту".

2. Выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников.

Информирование родителей о ходе и результатах  обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.

План работы с родителями учащихся 4 класса

Изучение семей учащихся:

1. Родительское собрание "Роль семьи    и школы в формировании у ребенка    интереса к учению".

2. Корректировка банка данных о семье.

3. Тестирование.

Педагогическое просвещение родителей:

1. Обмен опытом воспитания детей в семье.

2. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы ."Знакомимся с нашими учителями". Встреча родителей с будущими учителями - предметниками.

Индивидуальная работа с родителями:

1. Индивидуальные поручения.

2. Обзор литературы для родителей "Домашняя библиотека".

3. Подготовка и награждение учащихся.

Информирование родителей о ходе и результатах  обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.

Только совместные усилия семьи и школы могут достичь главных целей образования и воспитания.

 

Список используемых источников:

 

1.Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011

2. Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4

3.Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе.  //Педагогика, № 4, 1996. 

4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко, 1997.)

Электронные источники:

www.zarobr.ru

http://www.uroki.net/docnach/docnach18.htm

www. in-exp.ru

www. webkonspect.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

План взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, об...

«Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся»

Каким  станет человек? Зависит  от его воспитания, от того, что он почерпнет от своих родителей. Поэтому семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора вос...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, способствующие решению задач обучения и воспитания....