«Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся»
статья на тему

Каким  станет человек? Зависит  от его воспитания, от того, что он почерпнет от своих родителей. Поэтому семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Н. Кондакова, учитель начальных классов

МОУ «СОШ №4 г Коряжмы»

«Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся»

  Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения.   Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Но одной из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, является  воспитание детей. Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети – честь отца и матери, их достоинство; плохие дети – горе, несчастье, страдания.

   Каким  станет человек? Зависит  от его воспитания, от того, что он почерпнет от своих родителей. Поэтому семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

  Одна из задач классного руководителя – организация работы с родителями. Успешность воспитательного процесса зависит от единства и взаимосвязи педагогов и родителей. Классный руководитель – это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает творческую лабораторию, которая помогает сделать воспитательную работу увлекательной и захватывающей.

Вашему вниманию представляю наиболее удачные формы работы с родителями.

«Корзинка дел».  Рекомендуется проводить в начале или в конце четверти, года. Проходит планирование воспитательной работы. Обсуждается участие родителей в различных мероприятиях, анализируются прошедшие дела и подводятся итоги, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Почтовый ящик». Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к учителю, специалистам, администрации школы. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского комитета. На некоторые вопросы родители могут получить письменный ответ. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

«Совет дела». Родители поделены на группы. Каждая группа «совет дела» отвечает за проведение мероприятия. В учебном году планирую до четырех коллективных творческих дел.

Среди консультаций выделяется «Душевный разговор». Консультация рассчитана не для всех родителей, а лишь для тех, чьи дети имеют общие проблемы (в поведении, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). «Мастерская общения с родителями». Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

Собрание – конкурс демонстрирует успехи  участников в заявленной области. Например «Папа, мама, я – читающая семья».

Мастер – класс. Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.

Интернет – консультация помогает родителям быстро ознакомиться с материалом по заданной теме.

Родительские тренинги это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.  По данной форме работаю совместно со школьным психологом.

Диагностический инструментарий (тесты, анкеты, опросники, методики). Эта работа направлена на изучение микроклимата в семье, межличностного общения, внутрисемейных отношений. Данную работу строю по трем направлениям:  диагностика, профилактика, коррекция. В своей работе использую литературу:

Матвеева Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке. – Екатеринбург, 2003.

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2001.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999.

Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. - М.,1999.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Рабочие диагностики.- М.,2001.

Изучение личности школьника учителем/ Под ред. З.И. Васильевой. -  М.,1991.

Большое внимание в своей работе уделяю совместным мероприятиям: праздникам и конкурсам, проектам и исследованиям, походам и экскурсиям.

Среди родителей большой популярностью пользуются конкурсы.

Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

«Папины секреты воспитания».

В классе существует книга рекордов, в которую заносятся необычные достижения детей и родителей.

  Результативность моей работы прослеживается в активности родителей, в их заинтересованности учебно-воспитательным процессом. Родители готовы к сотрудничеству и партнерству, так как доброжелательно откликаются на мои просьбы и советы. В классе существуют свои традиции, дети ответственно относятся к порученным делам, есть позитивные изменения в уровне воспитанности и сохранности здоровья. Ребятам  в школе  интересно, у них развиты мотивы учебной деятельности.

Анализ классных дел глазами детей и родителей, апрель 2013г.

Мероприятие

Выбор детей

Выбор родит.

Поход «Туристический привал»

27

13

Проект «Чудо природы – яйцо»

27

32

«Зимние забавы» -  катание с гор

27

54

Лыжный поход

20

12

Родительское собрание «Положу я сердце у чтения»

20

20

Праздник «Завалинка»

27

54

Игровая программа «Разгуляйся, масленица»

27

37

Подиум

25

54

Рейтинг участия родителей в мероприятиях.

Данные формы работы способствуют единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий для воспитания.

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2003
  2. Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. СПО., 2009
  3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
  4. Ложникова Н.А. Педагоги и родители школьников: взаимопонимание и сотрудничество. Кемерово, 1996.
  5. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1992.
  6. Шульгина В.П. 25 современных родительских собраний в школе. Ростов,2003
  7. http://www.mdou6marx.ru/load/netradicionnye_formy_raboty_s_roditeljami/1-1-0-59
  8. http://vissoh.ucoz.ru/index/rabota_s_roditeljami/0-25
  9. http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253528316875000/Default.aspx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Методические рекомендации по работе классного руководителя с родителями....

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями.

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы.Огромное значение в работе с родителями младших ш...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся

В материале представлены традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, способствующие решению задач обучения и воспитания....

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Справочные материалы для классных руководителей...

формы взаимодействия классного руководителя с родителями

цель: создание атмосферы взаимопонимания, ценности интересов, эмоциональной взаимопоподдержки педагогов с родителями задачи: повышение психолого-педагогических знаний родителей(лекции, семинары, ...