Формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся
материал (1, 2, 3, 4 класс)

В материале представлены традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_pedagogov_s_roditelyami.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия классного руководителя

с родителями обучающихся

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. [19, с. 76]

Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим традиционные формы взаимодействия учителя начальных классов с родителями своих воспитанников.

Одной из форм установления контактов с семьей является посещение  семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и родителям, но  необходимо остановиться на двух моментах посещения. Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. По данным статистики,  более 90% детей воспитывается сегодня в семьях, где отец и мать работают.  Следовательно, не всякое время удобно для визита учителя. Внезапное посещение  учителя может вызвать смущение, замешательство родителей, занятых теми или иными  делами, нарушить временно порядок, уют. В это время могут оказаться  родственники, гости, нередко случается так, что учитель не застает дома  родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Ряд исследователей  семейного воспитания отмечают, что использование этого правила - посещение по  приглашению - меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным  руководителем от негативного до активного, положительного. К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого  интересного, положительного в своих учениках. Но это ценное нужно осмыслить и  оценить так, чтобы похвала прозвучала психологически тонко и педагогически правильно. [23, с. 375]

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в этом отношении для родителей, классных

руководителей предоставляет периодическая и научно-популярная литература по

семейно-школьному воспитанию. Все это классный руководитель использует в своей

работе. Но все-таки его собственное слово родители слушают с особым вниманием и

волнением. Радостно и приятно услышать добрые слова в свой адрес, о своем

ребенке. Полезно узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспитания, почему

возникают ошибки. Социальная психология показывает, что успех в любом виде

деятельности всегда оценивается в сравнении с другими людьми и получает

признание, прежде всего, тогда, когда об этом сказано открыто в присутствии

других людей, в данном случае родителей.

Одна из форм установления взаимодействия с родителями - педагогические поручения. Можно назвать несколько видов педагогических поручений:

  1. Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно

работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), - руководство кружком

по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной

секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т.д.

  1. Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю: содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в

организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба

любителей книги.

  1. Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы

школы, в решении хозяйственных задач, - участие в оформлении кабинетов,

изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в  благоустройстве школы.

Отмеченные поручения не исчерпывают всех видов общественной работы родителей.  Можно обратиться к родителям с вопросом, чем бы они хотели заняться, предложить  им заполнить анкету (лучше это сделать на классном собрании).

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

- родительские университеты;

- конференции;

- индивидуальные и тематические консультации;

- родительские собрания;

- тренинги. [7. с. 216]

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов в школе — психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе.

Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги. [7. с. 218]

Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится вся школа и все классы. Обычно готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе т. д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы школы разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые они смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии сами самостоятельно разобраться с проблемой, или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной  ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке  необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации. [7, с. 219]

Требования к проведению консультации

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей. [7, с. 220]

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собрание. Оно закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Часто учителя сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Ведь часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и грубость педагогов. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. [7, с. 223]

Для школьных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники школьного психологического центра: психологи, логопеды, социальные педагоги - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- текущими или тематическими;

- итоговыми;

- общешкольными и классными.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы. Однако общешкольные родительские собрания могут носить и торжественный характер. Традиционными общешкольными родительскими собраниями могут стать собрания, посвященные юбилею школы, чествованию родителей, воспитавших прекрасных детей, чествованию учащихся — победителей олимпиад и конкурсов и т.д. Прекрасной традицией школы может стать общешкольное родительское собрание, которое посвящено педагогу, обучившему не одно поколение учащихся школы. Такие родительские собрания носят глубокий общечеловеческий нравственный характер, положительно влияют на родителей, стимулируют их на изменение своей педагогической позиции в семье.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания. [7, с. 285]

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.

Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родители-профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители — профессиональные газетчики, журналисты и представители других профессий.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек и праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения. [7, с. 218]

По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки и спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили их существование новым содержанием.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными — грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

В последнее время набирают популярность нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся. Одной из таких форм сотрудничества с родителями являются тренинги.

Тренинги — это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я-позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение. [32, с. 231]

Структура и содержание образования претерпевают сегодня коренные изменения в силу объективных и субъективных причин. В частности в начальной школе вводятся новые предметы, изменились учебные программы и учебники, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Во всех нововведениях трудно разобраться родителям. Часто они хотят, но не могут помочь своему ребенку дома. Первого сентября родители волнуются не меньше, чем дети. Все понимают, что первый год обучения очень важен и в психологическом,  и в физическом, и в умственном развитии ребенка. Важно научить первоклассника учиться, правильно организовывать свой труд, свой день. Все это порождает множество вопросов у родителей. Для того, чтобы ответить на них, можно организовать родительские часы.

В случае необходимости можно эту работу продолжить и во втором и третьем классах. При необходимости можно пригласить на эти часы психолога, врача.

Родительский час планируется и проводится с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей , а также пожеланий родителей. Это практическое занятие , на котором конкретно и доступно анализируются все возникающие проблемы, предупреждаются ошибки в семейном воспитании.

Родительский час начинается с краткого сообщения, раскрывающего тему и цель данной встречи, затем идет практическая работа, в ходе проведения которой родители получают рекомендации. Если затронутый вопрос требует более тщательного рассмотрения, то он выносится на родительское собрание.

Родительские часы способствуют более успешному обучению первоклассников, а также сплочению коллектива родителей.

Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует се. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2—3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях. Практика моей двадцатилетней  работы с родителями показала, что новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Методические рекомендации по работе классного руководителя с родителями....

«Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся»

Каким  станет человек? Зависит  от его воспитания, от того, что он почерпнет от своих родителей. Поэтому семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора вос...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями.

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы.Огромное значение в работе с родителями младших ш...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, способствующие решению задач обучения и воспитания....

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Справочные материалы для классных руководителей...