Адаптация первоклассников: проблемы, особенности и пути их решения.
статья (1 класс) по теме

Становова Ольга Евгеньевна

Адаптация первоклассников: проблемы, особенности и пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников: проблемы, особенности и пути их решения.

   Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

   Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

     Период адаптации обычно составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить. Капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают. Когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой. Которую испытывает психика ребенка, его организм в связи со значительным увеличение тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация в школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит( это может протекать и на фоне хорошей успеваемости) такие дети часто и подолгу болеют. Причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. 
     Некоторые дети уже к середине дня оказываются переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором. Уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления. Как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота. 
     Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка. К 6-7 годам повышается подвижность нервных процессов. Отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений(письмо). 
    Возросшая физическая выносливость. Повышенная работоспособность носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста школьными нагрузками.(приходится много сидеть при жизненной потребности в движении)работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей. 
    С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения. Коренным образом меняется ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности-учебная деятельность, 2, 5-4 года- «Я сам»- игра с предметами( кубики, мячи). 
5-6 лет- «Я-пилот» ролевая игра. 
6-7 лет- «Я-ученик. Я школьник»-учебная деятельность. 
    На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций( памяти, внимания. Восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными. Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка- рефлексии, то есть осознания себя. Своего положения в семье. Классе, оценка себя как ученика: хороший, плохой. Эту оценку « себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие ,близкие люди. В этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях- социальной и психологической неполноценности. 


Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе? 


Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности. Ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок-родители-учителя). Когда учеба приносить радость детям или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой. 

На родительском собрании познакомить родителей с информацией об адаптации первоклассников, дать советы и пути решения.

Психологические условия адаптации ребёнка к школе.

  1. Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
  2. Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).
  3. Первое условие школьного успеха — самоценность ребёнка для его родителей.
  4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
  5. Неформальное общение со своим ребёнком после пройденного школьного дня.
  6. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
  7. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  8. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  9. Учет темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
  10. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  11. Поощрение ребёнка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.

      Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и родителей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.

Как понять, что ребенок успешно адаптировался?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 
          Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.   

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго. 
           Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. 
             Но самым важным, мой  взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем. 
                                  Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено

Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собесед...

"Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"

Что такое преемственность? Это тот безболезненный барьер для детей, который нужен им для дальнейшего самоопределения личности. В этом обязаны помочь детям педагоги. Встатье об этом идёт речь....

Трудности адаптации первоклассников к школе и пути их преодоления

Трудности адаптации первоклассников к школе и пути их преодоления...

Выступление на тему "Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"

Цель: выявить проблемы преемственности между педагогами начальной и основной школы в формировании предметных знаний и умений у обучающихся 4-5 классов и найти пути их решения.Задачи:Обсудить трудности...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...