«Развитие исследовательской активности младших школьников»
статья на тему

Выступление на ШМО о необходимости исследовательской работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledov._deyat.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Гимназия  № 19»

143900, Московская область, город Балашиха,

микрорайон Салтыковка, Мирской проезд, дом 12.

 Email: school_19@list.ru

                        Телефон: (495) 600 0719.

                        Факс: (495) 988 1436.

Выступление на МО учителей начальных классов

«Развитие исследовательской активности младших школьников»

учитель начальных классов: Сигурко Татьяна Юрьевна 

2017-2018 уч. г

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Младший школьный возраст наиболее восприимчивый период для развития навыков решения проблем. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Учителю очень важно не упустить этот период и при этом поддержать интерес и зажечь увлечённость детей.
Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология проектного обучения.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Создание проектов приучает детей к самостоятельности. На каждом этапе подготовки учебного проекта ученик активен, а деятельность учителя направлена на создание условий для этого.
Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на формирование исследовательских, коммуникативных, информационных умений. Дети учатся генерировать идеи, выбирать лучшее решение, сотрудничать в процессе деятельности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать и сохранять информацию.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта
Ученик определяет цель деятельности, открывает новые знания, экспериментирует, выбирает пути решения, активен, несёт ответственность за свою деятельность. Учитель, как партнёр ученика, помогает, рекомендует источники информации, раскрывает возможные формы работы, содействует прогнозированию результатов, создаёт условия для активности школьника, помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Тема проекта выбирается из содержания учебных предметов, она должна быть близка и понятна детям, находиться в зоне их ближайшего развития. Работа над проектом не должна быть формальной. Во время подготовки дети должны решать актуальные для них проблемы, отвечать на интересующие их вопросы.

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть, уже определившись с целями и задачами, но, еще не начав действовать), нужно познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом: подумать самостоятельно, посмотреть книги, спросить у взрослых, обратиться к компьютеру, понаблюдать, проконсультироваться со специалистом, провести эксперимент, и другие. Учителю следует очень подробно объяснить ученику об этапах работы над проектом, построении плана деятельности.

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта – некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, – все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: реферат, альбом, газета, устный журнал, книжка-раскладушка, макет, модель, сувенир, учебное пособие.
Правила и принципы успешной проектной деятельности:


- в команде нет лидеров, все члены команды равны. - все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- команды не соревнуются
- каждый должен получать удовольствие от самой деятельности и от чувства уверенности в себе.
- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание
- ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
- результат проекта может быть использован другим коллективом

Уже в первом классе мы с детьми готовим проекты к урокам «Окружающий мир» и «Литературного чтения», а также на занятиях по внеурочной деятельности.
Работа над коллективным проектом увлекает детей больше, чем простое написание реферата, позволяет проявить своё творчество, обсуждать, оценивать результат. 
Для создания проекта учащиеся класса делятся на группы. Каждая группа определяет цель деятельности и намечает пути её достижения. Дети работают, определённое количество времени под руководством учителя, помощь родителей приветствуется.

Таким образом, мы определяем учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как специально организованную познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...

Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В  современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

«Развитие исследовательской активности младших школьников».

Вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке. Анализ психолого-педагогической литературы последнего десятилетия...

"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"

Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...

«Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Вашему вниманию хочу предоставить презентацию инновационного педагогического проекта на тему «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе».В...