Приемы информационно-поисковой работы с учебной книгой как условие развития познавательных УУД
учебно-методический материал по теме

Марьина Светлана Борисовна

Учебно-методический материал, который поможет учителю работать с учебной книгой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное

Образовательное Учреждение

Школа №120

Тема самообразования:

«Приемы информационно-поисковой работы

с учебной книгой как условие развития познавательных УУД»

Разработала:

Учитель начальных классов

высшей категории

Марьина С. Б.

                                               Самара, 2017-2018 гг.

                                      СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… С.3-4

1.1 . АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ………………………………………...С. 3-4

1.2 . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ………………………………………..С. 4

2. ВВОДНЫЙ МОНИТОРИНГ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……………С. 4-6

3.  СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

И РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ УМЕНИЙ

УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ   С УЧЕБНОЙ КНИГОЙ………………С. 6-18

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….С. 18

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..С. 19

                                                           

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

        Задумаемся над тем, почему ученикам  сегодня  стало объективно труднее учиться.

1. В последнее десятилетие увеличилась удельная масса творческих учебных заданий взамен репродуктивных, что, с одной стороны, даёт возможность развитию интеллекта,   с другой – объективно усложняет умственную работу, увеличивает затраты времени и сил ученика.

2. Усложнилось содержание образования за счёт усиления теоретического его компонента. Опора на абстрактно-понятийное мышление, находящееся у младшего школьника в зачаточном состоянии, взамен опоры на наглядно-образное (как это было в школе прошлых лет) потребовала теоретического осмысления множества новых терминов, не всегда посильных для части учащихся.  

3. Резкое увеличение объёма информации, вызванное к жизни колоссальными достижениями научно-технического прогресса, коснулось всех сфер образования, в том числе и начального звена, выдвинув на первый план задачу ликвидации перегрузок учащихся.

     Мы не можем оградить ребёнка от постоянно растущего информационного потока. Но мы, педагоги, должны позаботиться о том, ребёнок сам мог ориентироваться в «море» информации. Информационные вкусы, интересы, потребности, приёмы рациональной (эффективной по способам и экономной по времени) работы с информацией – суть общеучебные знания, умения и навыки, которые призвана формировать школа.  

      Овладение приёмами и навыками работы с информацией – как в учебнике, так и в справочной литературе, использование библиотечных ресурсов, умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, приёмы работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать незнакомый текст и т.д.), осуществление записи выборочной информации об окружающем мире, использование знаково-символических средств, построение сообщений в устной и письменной форме, ориентирование на разнообразие способов решения учебных задач, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений – суть познавательных  УУД, формирование которых  должно в обязательном порядке осуществляться в процессе обучения  различным дисциплинам  в соответствии с новыми образовательными стандартами.

         Целенаправленная работа школы, учителя по формированию информационной культуры школьника способна в какой-то мере снять остроту проблемы учебных перегрузок и способствовать росту познавательной активности учащихся.

      Всё вышесказанное обосновывает актуальность данной работы.  

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Цель работы: показать приёмы информационно-поисковой работы с учебной книгой.

Задачи:

  1. Провести вводный и заключительный мониторинги учащихся;
  2. Проанализировать и дополнить известные в методике приёмы информационно-поисковой работы с учебной книгой;
  3. В течение учебного года вводить эти приёмы в повседневную работу с учебной книгой по возможности на всех уроках, т. е. использовать их не изолированно, а комплексно;
  4. Продолжить работу по формированию информационно-поисковых умений в следующих классах.

2.  ВВОДНЫЙ   МОНИТОРИНГ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

       В начале года я провела вводный мониторинг для определения уровня развития информационно-поисковых умений у учащихся своего класса.  Были предложены следующие задания:

     ОРИЕНТИРОВКА В УЧЕБНИКЕ, СЛОВАРЕ, СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.Открой учебник «Литературное чтение»  4 кл. 1 часть.

Найди по оглавлению стихотворение В. Берестова «Драконил».

Запиши на какой странице заканчивается это стихотворение.

…………………………………………………………………………………………………………

2.Открой орфографический словарь.

Найди в нём слово  номинал.

Запиши, какое слово стоит в словаре после слова номинал.

……………………………………………………………………………………………………………

3.Возьми на своей парте детскую энциклопедию и запиши, на какой странице находится информация о жирафе.

                                 ОРИЕНТИРОВКА В ТЕКСТЕ

1.В книге « Окружающий мир» 4 кл. 1 часть найди четвёртое слово в третьем абзаце на стр. 30. Запиши его………………………………………………….

2.В книге « Окружающий мир» 4 кл. 1 часть найди пятое слово в третьем абзаце на стр. 21. Запиши его…………………………………………………..

3.В книге « Окружающий мир» 4 кл. 1 часть найди восьмое слово в четвёртом абзаце на стр. 102. Запиши его…………………………………………………..

                          ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

1.Открой учебник «Литературное чтение»  4 кл. 1 часть.

Найди в нём рассказ А. П. Чехова «Ванька».

 Ответь письменно на вопрос 1 после рассказа.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Открой учебник «Литературное чтение»  4 кл. 1 часть.

Найди в нём стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».

Ответь письменно на вопрос  3 после стихотворения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 3.   Открой учебник «Литературное чтение»  4 кл. 1 часть.

Найди в нём рассказ сказку  «Морской царь и Василиса Премудрая».

 Ответь письменно на вопрос 1 после   1-й части сказки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

                                   РАБОТА С ТЕКСТОМ

1.Внимательно  прочитай текст.

           Рыцарь был вооружён большим мечом и длинным копьём; нередко он пользовался также боевым топором и палицей – тяжёлой дубиной с металлическим утолщённым концом. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетённая из железных колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили  латы – доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами.

Рыцаря сопровождали оруженосец  и несколько вооружённых воинов конных и пеших, - целая «боевая единица».

2. Найди главные понятия текста и дай им толкование.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         Анализ данных работ учащихся показал, что массовые ошибки были связаны с неправильным прочтением ( и пониманием ) задания, не озвученного предварительно учителем, с неумением пользоваться учебником, словарём и энциклопедией для поиска указанного текста, плохо используются детьми приёмы работы с оглавлением, с текстовыми выделениями, с абзацами текста, с поиском ответов на вопросы.

3.  СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ

 С УЧЕБНОЙ КНИГОЙ

      В связи с вышесказанным  я наметила систему работы с учащимися своего класса  над  формированием  и  развитием информационно-поисковых умений, которые являются частью познавательных  УУД. Работа шла по трём основным направлениям:

1. Ознакомление  и автоматизация приёмов ориентирования в учебной книге и тексте.

2. Ознакомление и закрепление  приёмов работы с текстом (обращать внимание на выделения, определять основную мысль, группировать материал на главный и второстепенный).

3. Развитие  умений выполнять задания к тексту.

     Начиная с сентября по апрель месяцы 2 раза в неделю я проводила специализированные уроки (за счёт интенсификации уроков чтения), которые включали в себя  приёмы информационно-поисковой работы с учебной книгой и внеклассное чтение ( если оставалось время).

Занятие 1. Путеводители по библиотеке. Понятие об информационном запросе.  (Проводится в районной библиотеке).

Цели:

  1. Повторение понятий «научная библиотека», «детская библиотека»,   «абонемент», «читальный зал»;

      2.Приобретение учащимися опыта поведения в читальном зале;

3. Знакомство с назначением стеллажей, справочных стендов,          указателей, каталогов и пр. в библиотеке;

4.Знакомство со способами ориентировки в «море книг», с правилами формулирования информационного запроса библиотекарю.

1.Вспоминаем правила поведения в читальном зале,  информацию о путеводителях по библиотеке:    справочных стендах, указателях, каталогах и т. д.

2. Повторяем правила работы со стеллажами (взял книгу- положи на её место закладку).

3. Выбор книг по собственному вкусу:

  • Используя выставку книг;
  • Формулирование  информационного запроса библиотекарю (надо назвать фамилию автора, название книги или тему книги, н-р, книга о войне, о природе, приключениях, энциклопедия и т.д.);
  • Используя карточки каталога (карточки с указанием автора, названия книги, места и года издания).

 4.Чтение выбранных книг и беседа по ним.

  5.Дом. зад. : попробовать расположить свои детские книжки по алфавиту, по фамилиям авторов либо по темам. По желанию попросить в библиотеке на абонементе 2-3 книги и сделать сообщение о любом животном.

Занятие 2.  Библиографический поиск.

Цели:

  1. Знакомство с разными способами  библиографического поиска при                выполнении учебного задания (или в сфере собственных интересов и увлечений);
  2. Сужение круга поиска рациональными приёмами;
  3. Получение опыта оценки качества найденной информации с точки    зрения соответствия информационному запросу( индивидуальная или групповая работа).

1.Повторение выводов предыдущего урока. Разговор учителя с детьми  о причинах, вынуждающих людей упорядочивать книжный фонд. Способы упорядочивания: расстановка книг по алфавиту (по фамилии авторов), по темам.

2.Обсуждение опыта учеников, которые уже навели порядок в своей домашней библиотеке.

3.Прослушивание индивидуальных сообщений учащихся о животных. Обсуждение того, что показалось трудным при поиске и выборе информации. При подготовке сообщений важно научиться пользоваться не одним, а несколькими источниками информации. При этом надо уметь найти самое важное, но понятное и интересное слушателям.

4. Демонстрация учителем способов поиска информации по определённой проблеме.

Цель данной работы: демонстрация опыта, как должна последовательно выполняться работа по подготовке сообщения при использовании нескольких информационных источников: от момента получения задания до выступления с сообщением перед аудиторией.

- Например,  мне, учителю , надо подготовить доклад по теме «Полезные ископаемые Самарской области». В библиотеке мне  дали несколько книг по этой теме. Я  начинаю  БЕГЛО ПРОСМАТРИВАТЬ эти книги. При этом  использую приёмы беглой оценки информации: знакомство  с названием, оглавлением, введением, послесловием, иллюстрациями, рисунками и т.д. Если при просмотре попадаются интересные страницы, используется система закладок.

         Т.о. на глазах у детей оказывается отобранными не менее 3 книг. Можно начинать читать те места, в которых сделаны закладки, чтобы составить короткий и интересный рассказ о полезных ископаемых Самарской области.

5.Советы учителя, как рационализировать процесс поиска, избегать заучивания сложного и неинтересного материала, как сделать сообщение предельно сжатым и максимально интересным (очень короткое информационное сообщение по проблеме, далее факты и их увлекательное изложение  - без излишних подробностей).

Занятие 3. Понятие об аннотации.

Цели:

  1. Совершенствование умения выбора книг по собственному вкусу;
  2. Правила знакомства с новой книгой;
  3. Назначение аннотации; составление аннотации по прочитанной книге.

1.Повторение правил формулирования  информационного запроса библиотекарю.

2.Правила знакомства с новой книгой; составление аннотации по                                                   прочитанной книге.

 - Вот перед нами несколько книг. Как узнать о чём они? Как познакомиться с новой книгой?  (Дети предлагают все возможные способы: пролистать, посмотреть картинки, прочитать фрагмент книги на любой странице, посмотреть оглавление и пр.  Учитель на глазах у детей проделывает все эти операции.)

-А это что? (Учитель обращает внимание детей на аннотацию, но не называет термина. Дети сами или с помощью учителя прочитывают аннотацию и делают вывод, что эта часть книги передаёт основную суть содержания книги и помогает определиться с выбором.)

Аннотация-это текст, передающий краткое содержание книги.

-Найдите аннотации в своих книгах. (Несколько аннотаций зачитывается.)

3. Коллективное составление аннотации к известной всем книге.

  • Автор этой книги………
  • Эта книга рассказывает о………
  • События этой книги происходят в….(начинаются с того, что……………..)

Под руководством учителя дети составляют краткую аннотацию к одной из известных всем книг (не более 4 предложений), н-р, к книге Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» или к сказке  Гауфа «Карлик Нос»,  и записывают её в читательский дневник в качестве образца.

4.Самостоятельное составление детьми аннотации к книге, которую они принесли с собой и уже прочитали.

5. Прослушивание составленных аннотаций.

6. Дом. зад.: составить аннотацию на любое понравившееся произведение.

Занятие 4.Ориентировочный аппарат книги. Знакомство с рациональными приёмами информационного поиска.

Цели:

  1. Обсуждение проблемы экономии сил и времени в учёбе - насколько это реально, от чего зависит скорость информационного поиска;
  2. Знакомство с правилами использования ориентировочного аппарата книги (иллюстрации, аннотации, оглавление и пр.);
  3. Обучение приёмам использования системы закладок;
  4. Упражнения на скорость выполнения информационно-поисковых заданий.

1.Повторение понятия «аннотация».

- Прочитайте самостоятельно составленную аннотацию из своего читательского дневника. Объясните, чем вам понравилась ваша книга?

- Обменяйтесь книгами из домашней библиотеки. Найдите и прочитайте аннотацию. Расскажите, что вы узнали об этой книге из аннотации.

2. Знакомство с рациональными приёмами информационного поиска.

-Представьте, что я даю вам задание подготовить небольшое сообщение к уроку окружающего мира по теме «Кровеносная система человека». Сколько сил и времени нужно потратить, чтобы найти в нескольких книгах нужную информацию! Как вы думаете, можно ли ускорить, РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ эту работу?  (Соображения детей.)

- Чтобы ускорить процесс поиска информации, кроме аннотации существуют другие важные способы быстрой ориентировки в книге: оглавление (содержание), введение, иллюстрации, заключение(эпилог) и пр.

3.Под руководством учителя дети учатся быстро работать с оглавлением, кладут закладки в найденные по оглавлению части книги.

4. Упражнения в скоростном поиске текста по оглавлению в учебнике («Окружающий мир»  4 кл. 1 часть).

Учитель делит детей на 3 варианта. Каждый ребёнок получает 3 одинаковые по цвету  закладки- для 3-х заданий.

Зад.1

- У кого из вас закладки красного цвета, найдите как можно быстрее в учебнике  рассказ «Чёрная смерть». У кого синие закладки- ищем   «Расширение знаний о Земле».  У  кого зелёные-  «Великие мореплаватели». Все вместе…. Приготовились….Начали искать!

В найденное место книги дети кладут 1-ю закладку.

После выполнения 1-го задания учитель подводит итоги, кому удалось быстрее выполнить работу и обращает внимание на то, что следует не полностью прочитывать строки, а достаточно просматривать лишь начало (первые 2-3 буквы) фамилии автора (или названия, если это не авторское произведение).

Под руководством учителя дети проводят пальцем сверху вниз по оглавлению и ищут по заданию какой-нибудь рассказ.

Коллективно отрабатываются рациональные способы поиска нужной страницы. Н-р, если рассказ на стр. 85, а в учебнике 200 стр., то следует искать где-то посередине учебника. Если открыли стр. 93, а нужна 85-я, то следует вернуться назад.

По вариантам выполняются ещё 2 задания, аналогичные первому. У каждого ребёнка появляются 3 закладки.

5.С этого дня желательно каждый урок окружающего мира, чтения и т.п. начинать с 1-2-минутных упражнений на скорость ориентировки в учебнике. Пока - только поиск нужного текста по оглавлению. Чуть позже - нужного текста и , н-р, 3-го абзаца в нём.

6.Скоростная работа с текстом нужна не всегда. Она экономит нам время, если мы заняты поиском нужной информации. Но торопливость оказывается лишней, если мы читаем хорошую книгу. Здесь мы не просто читаем - мы думаем вместе с автором, смеёмся, удивляемся или огорчаемся вместе с героями книги. Поэтому мы не только не торопимся, но даже перечитываем самые интересные места в книге.

Занятие 5. Приёмы информационного поиска. Оглавление, абзац, слово.

Цели:

  1. Совершенствование приёмов поиска информации в книге, в тексте;
  2. Упражнения в скорости поисковых операций.

1. Продолжение знакомства с рациональными приёмами информационного поиска.

-Что такое абзац? ( Абзац: 1.Красная строка, отступ в начале строки.

2. Текст между двумя такими отступами.)

-Как связаны между собой абзац и красная строка?

-Как посчитать кол-во абзацев в рассказе?

- Посчитайте кол-во абзацев в рассказе А. П. Чехова «Белолобый» на стр. 102-103 (учебник «Литературное чтение» 4 кл. 2 часть).

- Представьте себе, что весь этот текст написан без деления на абзацы. Удобно ли это? Зачем нужны абзацы?

       Учитель уточняет ответы детей и обращает внимание на то, что абзацы нужны не только для удобства чтения. Абзацы делят текст на смысловые части. Благодаря им мы лучше понимаем содержание прочитанного.

     - Прочитайте в рассказе  А. Чехова  «Белолобый» 2-й абзац, затем 5-й. Определите,  какую смысловую нагрузку несёт в себе эта информация, т.е. выясните главную мысль каждого фрагмента текста.

- Найдите 2-й абзац на стр. 107 учебника «Литературное чтение» 4 кл. 2 часть. (Учитель обращает внимание учеников на то, что страница может начинаться не красной строкой. В этом случае первым считается именно этот неполный абзац. И слова в нём считаются,  начиная  от первого слова на этой странице.)

- Найдите 5-е слово в 1 абзаце, 7-е слово во 2-м, и т.д. При выполнении задания дети учитывают ВСЕ СЛОВА, включая служебные (предлоги, союзы). Слова типа  «очень-очень»  считаются одним словом.

ИГРА: (Дети загадывают слова др. др.)

- Я загадала слово на стр. 56. Это 5-е слово в 3-м абзаце. И т.д.

2.Использование навыков быстрой ориентировки в книге для выполнения практических заданий.

- В учебнике по чтению в этом году мы познакомимся с очень интересными литературными произведениями: САМЫМ удивительным, САМЫМ остросюжетным, САМЫМ грустным и т.п.

- Самым удивительным я считаю рассказ С. Чёрного «Дневник фокса Микки». Если вы быстро найдёте его в книге «Литературное чтение» 4 кл. 2 часть  и прочтёте 3-7 абзацы  на стр. 111, вы поймёте, почему это произведение может удивить читателя. (Дети выполняют, отвечают.)

- Самым остросюжетным можно считать сказку Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный  Король». Откройте стр. 106  учебника  «Литературное чтение» 4 кл. 1 часть,  прочитайте абзацы 3-4. Вам понравилось? Хотите ли вы прочитать всю эту историю?

- Очень грустным мне показался  рассказ Л. Андреева «Петька на даче».  Откройте учебник «Литературное чтение» 4 кл. 2 часть на стр. 58. Прочитайте 3-й абзац и подумайте, почему я считаю этот рассказ грустным.

-Молодцы, ребята,  хорошо поработали! Советую вам и дома тренироваться находить те или иные рассказы по оглавлению.

Занятие 6. Знакомство с новым понятием.

Цель:

Формирование приёмов работы с новым понятием.

1.- Где и когда вам приходилось встречать непонятные слова? (В разговорах с людьми, по телевидению, в книгах.)

- Иногда авторы книг сами знают, что слово будут непонятно читателю и его следует объяснить. Для этого они используют сноски.  (Под руководством учителя дети ищут СНОСКИ, ТОЛКОВАНИЯ СЛОВ в учебнике по чтению.)

- Но иногда слово нам  непонятно, а сносок нет. Что делать тогда? (Дети: Может,  помогут  словари?)

-Верно, для этого есть толковые словари и энциклопедии. Давайте поищем в тексте незнакомые слова и попробуем найти в словаре им объяснение.

 

2.Учитель показывает образец поиска толкования незнакомого слова в словаре, по возможности упрощает это толкование.

Дети самостоятельно находят толкования нескольких незнакомых слов.

ИГРА:  (работа в парах) Дети обмениваются незнакомыми словами и ищут значение слова по словарю или энциклопедии. Можно искать слово вдвоём.

3.Зад.1. Найти незнакомое слово  или слова в тексте. Написать его на листке и опустить в конверт с надписью «Непонятное слово». Дети достают любое слово (слова) из конверта  и забирают домой для того, чтобы найти ему толкование.

4.Зад.2. Найти дома 2-3 незнакомых слова, выписать каждое на отдельный листок и в классе вложить в конверт «Непонятное слово». 1-2 словам найти толкование и записать на карточке по образцу.

Учитель показывает пример записи толкования слова на карточке.

ЖИЛКА-1.Кровеносный сосуд, сухожилие.2. Тонкая ветвеобразная прослойка в горной породе, дереве. 3. Сосудик, утолщение в виде нити ни листьях, на крыльях насекомых.4. Склонность к какой-либо деятельности.

Занятие 7. Урок-игра «Объясни слово».

Цели:

  1. Закрепление приёмов работы с новым понятием;
  2. Учить эффективным способам работы со справочной литературой.

1.Проверка д/з.

Ученики зачитывают  домашние карточки с толкованием  незнакомых слов.

2.Работа в группах или индивидуально.

Подготовленные детьми дома незнакомые слова на карточках (без толкования) опускаются в конверт «Непонятное слово». Дети по одному или группой достают слова из конверта  и при помощи словаря или энциклопедии дают им письменное толкование на карточках.

3.Игра-соревнование «Объясни слово».

- Несколько минут назад вы поработали над незнакомыми словами и сделали их знакомыми. А теперь - соревнование. Я делю вас на группы (по 4-5 чел.). Каждая группа получает карточки для толкования слов определённого цвета и текст (он может быть одинаковым для всех или разным). Я даю вам 15 минут времени для поиска в тексте непонятных слов и записи их толкования на карточках, 1слово- 1 карточка. Писать на карточке нужно красиво и без ошибок. Если будут исправления - карточку придётся заменять. Карточки я буду прикреплять на газету. (На доске ватман с надписью «Непонятное слово»). Победит та команда, которая через 15 минут даст как можно больше грамотных толкований слов для этой стенгазеты.

      По ходу работы учитель активно помогает всем группам подсказками, как рациональнее выполнить работу, как распределить обязанности, как писать то или иное слово.

       Через 15 минут подводятся итоги. Учитель хвалит лучшие группы за дружную и качественную работу.  Карточки с доски зачитываются. Задача учителя - следить за грамотностью оформления толкований ( не только орфографической, но и с точки зрения соблюдения правил составления определения понятия).

4.Продолжение игровой ситуации «Объясни слово» на протяжении 4-5 недель, пока детям это интересно.

Занятие 8. Путешествие в Лаконику.

Цели:

  1. Обучение приёму сжимания информации и на этой основе - выявлению краткого содержания прочитанного;
  2. Закрепление умений и навыков информационного поиска.

1.Повторение игры «Объясни слово».

2. Путешествие в Лаконику.

- Кто знает, что такое Лаконика? (Высказывания детей.)

Лаконика - это область Спарты-государства в Древней Греции. От слова Лаконика произошло слово «лаконично». Кто знает , что оно обозначает? (Лаконично, значит кратко).

Зад.1. Давайте попробуем лаконично,  в 3-4 предложения,  рассказать сказку «Теремок» («Колобок», «Снегурочку» и т.д.).

(Н-р, «Не было у деда с бабой детей. Слепили они из снега Снегурочку . Стала она им  дочерью. Пришло лето, растаяла  Снегурочка.»).

Зад 2. Прочитайте ваши коротенькие рассказы из домашней библиотеки и попробуйте составить лаконичный пересказ. (Можно написать аннотацию прочитанного в читательский дневник).

Зад 3. Составление краткого пересказа известного всем произведения (Н-р, «Снежной королевы», «Волшебника Изумрудного города», «Кортика» и др.)

3.Дом. зад.: подготовить лаконичный пересказ любого знакомого сравнительно большого по объёму произведения, можно добавить  и аннотацию к нему.

Занятие 9. Приёмы ориентировки в тексте.

Цели:

  1. Ознакомление детей с некоторыми приёмами скорочтения (беглым просматриванием текста с целью выявления тематики текста, опорных слов и т.п.);
  2. Ознакомление с приёмами  ориентировки в тексте (выявление главного, выделение фрагментов содержания, подтверждающих высказанную мысль);
  3. Ознакомление детей с понятием «суждение» и его аргументацией.

1.Упражнения в предварительном ПРОСМАТРИВАНИИ объёмного текста.

А) Предварительная работа с объёмным текстом.

Учитель на примере конкретного текста показывает приёмы БЕГЛОГО ПРОСМАТРИВАНИЯ текста.

                Способы скоростной работы с объёмным текстом:

1. Читаю все (главный и промежуточные)  заголовки и определяю, о чём может быть этот текст.

2. Не читая текст, просматриваю его, проводя взглядом по каждому абзацу наискосок, пытаясь определить, о чём этот абзац.

3. Читаю опорные слова, выделенные в тексте (жирным шрифтом, курсивом или подчёркиванием), рядом с ними пытаюсь найти их объяснение. После их прочтения уточняю, о чём может быть этот текст, что в нём содержится нового и важного для меня.

4. Из опорных слов и замеченных мною важных фрагментов текста пытаюсь определить, что для меня в этом тексте может быть главным, а что – второстепенным.

Б)  Повторная работа с объёмным текстом.

После того, как текст  просмотрен нами, мы определяем, нужен он нам или нет. Если да - начинаем более подробную работу с ним.

1. Текст надо  прочитать (лучше молча), не отвлекаясь, подряд.

2. Уточнить, что в тексте самое главное (2-3 важные мысли, важных слова).

        Сказать, что в тексте главное, - значит высказать СУЖДЕНИЕ об этом. Объяснить, почему ты это считаешь главным, - значит АРГУМЕНТИРОВАТЬ своё суждение.

2.Дети самостоятельно прочитывают текст и высказывают свои суждения: что и почему они считают в этом тексте главным.

3.Данные упражнения сочетают в себе умение ориентироваться в тексте и краткий пересказ фрагментов прочитанного. Эти умения приходят очень медленно. Поэтому в дальнейшем использование указанных приёмов работы необходимо повторять не менее 3 раз в неделю на гуманитарных уроках в течение нескольких месяцев. В этом случае появится привычка ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ большого текста БЕГЛО ПРОСМАТРИВАТЬ его и ПРЕДВОСХИЩАТЬ его содержание. У сильных учеников это повысит не только скорочтение, но и интерес к читаемому, осознанность чтения. У слабых – даст возможность угадывать содержание без мучительного для них процесса подробного чтения и включаться в работу по обсуждению текста на этапе подготовки к глубокой работе с ним. Этот факт также стимулирует читательскую активность, т.к. позволяет включить стремление к пониманию прочитанного до детального прочтения и облегчает работу с учебным материалом.  

Занятие 10. Приёмы работы с главными словами текста и вопросами после текста.

Цели:

  1. Развитие умений и навыков ориентировки в тексте;
  2. Использование закладок и пометок при поиске ответов на вопросы к тексту;
  3. Приобретение опыта высказывания суждений, их аргументации.

1. Приёмы и навыки ориентировки в тексте. Главные слова текста.

- К сожалению,  информации в учебнике бывает так много, что у нас не хватает умения и внимания увидеть в тексте самое главное. Поэтому продолжим дальше работать над приёмами быстрой ориентировки в тексте.

ПРИЁМ 1:

Самые главные слова в тексте автор обычно старается выделить либо шрифтом (жирным, косым, цветным), либо подчёркиванием. Их-то и надо в первую очередь увидеть и понять.

Зад.1: Пролистайте учебник по окружающему миру и попробуйте найти такие главные слова в тексте.

Ученики говорят:

А) на какой странице они нашли главные слова;

Б) к какому тексту (какой теме) они относятся;

В) каким способом они выделены.

- Молодцы, вы увидели в тексте такие слова! Но их важно не только найти, но и ПОНЯТЬ. Это значит, что рядом со словом где-то в этом же месте текста есть и толкование этого слова.

ЗАД. 2: Найдите не только важное для текста слово, но и толкование в тексте, что это слово может обозначать.

Ученики называют страницу, слово и его толкование, около 10 примеров.

2. Использование  закладок и пометок при поиске ответов на вопросы к тексту. Опыт высказывания суждений по прочитанному, их аргументация.

ПРИЁМ 2.

В любом тексте есть не только главные слова, но и главные мысли. Мысли увидеть труднее, чем слова, ведь их не выделишь жирным шрифтом. Для того, чтобы понять, какие мысли статьи или рассказа являются главными, автор приготовил для нас ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ТЕКСТА. Главное – находить в тексте место, где содержится ответ на этот вопрос.

Зад.3:  Давайте попробуем поискать такие места в текстах. Откройте учебник по чтению, найдите рассказ А. Чехова «Гриша».  Дети ищут по оглавлению указанный учителем незнакомый текст, лучше небольшой. Дети читают текст молча. Кто прочитал раньше – выбирают вопросы после текста, на которые они бы хотели ответить.

    Найденные в тексте ответы дети отмечают закладками,  а рядом  с ответом могут указать номер вопроса. Н-р, воп.1. А рядом с вопросом можно указать страницу и номер абзаца , где найти ответ. Н-р, стр.15, аб.3.

           Затем учащиеся  доказывают классу, что они нашли именно тот отрывок, в котором содержится ответ на вопрос. Лучше, если такое упражнение будет проведено по 2 текстам. Этот приём должен использоваться учителем как можно чаще на уроках гуманитарных дисциплин (не менее 2-3 раз в неделю) и должен стать обязательным элементом работы с текстом.

        Обязательное условие: данная работа должна носить не принудительный, а соревновательно-поисковый характер.

Занятие 11. Рациональные формы кодирования информации.

Цели:

  1. Изменение объёма информации с целью более прочного запоминания;
  2. Запоминание на основе ассоциаций, графических образов, рифм и т.д.;
  3. Знакомство со способами рационального кодирования информации;
  4. Получение опыта структурирования информации с помощью рисунка, опыта составления краткого конспекта статьи.  

1. Рациональные формы кодирования информации.

Для выделения и запоминания самого главного из текста служит краткий конспект. Составлению конспекта надо учить.  Для этого учитель выбирает уже знакомую детям статью из учебника («Окружающий мир» 4кл. 1 часть, статья «Опора и защита тела», стр.35-38).

Работа выполняется в следующем порядке:

А) Ученики читают самостоятельно статью .

Б) Учитель помогает разбить текст на смысловые части, далее дети работают по частям.

В) Работа с 1 частью.

- Какие слова показались вам главными? (При помощи учителя выделяются слова «опорно-двигательная система», «костно-мышечная система», «скелет». ) Что вы можете сказать про эти понятия? Учитель показывает, что некоторые известные слова можно сокращать, а также сокращать окончание слова, если его смысл при этом остаётся  понятным.  Составляется конспект:

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ или КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА:

  • Кости скелета
  • Мышцы тела

ФУНКЦИИ СКЕЛЕТА:

  1. Придаёт телу формы, размеры.
  2. Защищ. внутр. органы.
  3. Поддерживает внутр. органы в опред. положении.
  4. Служит опорой для мышц.

Г) аналогично проводится работа со 2 частью и составляется конспект.

ВИДЫ СОЕДИНЕНИЙ КОСТЕЙ:

  1. Неподвижное  (кости черепа).
  2. Полуподвиж. (кости позвоночника).
  3. Подвижн. (кости рук и ног).

Д) работа продолжается со всеми частями статьи пока не будет полностью составлен конспект.

Е) Работа по вопросам текста.

Дети зачитывают вопросы,  и если ответы на них не даны в составленном конспекте, дополняют конспект. Учитель обращает внимание на то, что  очень удобно в конспекте использовать рисунки, схемы, стрелки, фигурные скобки и прочие способы сокращения и кодирования информации.

2. Работа по составлению конспектов в коллективной форме, а затем и в группе   продолжается на следующих уроках. Когда дети хорошо освоят приём конспектирования, можно перейти к самостоятельным видам работы в классе и дома.

Занятия 12-16. Закрепление изученных приёмов, умений и навыков информационно-поисковой работы с учебной книгой.

Конкурсы:

1 .По  скоростной сортировке книг по 2-3 темам, определённым учителем;

2 .По скоростному поиску в толковом или орфографическом словаре нужного слова;

3 .По скоростному поиску в книге нужной статьи (работа с оглавлением);

4 . По скоростному поиску в тексте ответа на вопрос №… в конце статьи;

5 .По написанию краткого конспекта и пр.

4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Проведение специализированных уроков по трём указанным направлениям позволило организовать  подачу материала по каждой из названных тем набольшими порциями, отработку  соответствующих приёмов, понятий операций, многократный возврат к затронутым проблемам на новом уровне сложности и на разных уроках. Так, при выполнении технологической цепочки обучения рациональным приёмам работы со справочной литературой предполагалось доведение до автоматизма знания алфавита и выполнение соответствующих многократных и разнообразных упражнений на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира.

         На уроках математики и окружающего мира, во внеклассной работе дети составляли кроссворды, пользуясь толковыми словарями. Комплексно (на разных уроках) велась работа по совершенствованию навыков ориентирования в оглавлении учебника, в тексте, в абзаце. Дети учились скоростной ориентировке в познавательно-энциклопедической литературе. При самоподготовке учащиеся использовали орфографические словари для выполнения информационно-поисковых заданий.

          Таким образом, была проведена практическая апробация методических приёмов и структурных элементов информационно-поисковой технологии, механизма  включения этой работы в школьный процесс посредством различных учебных дисциплин.

          Итоговые контрольные срезы позволили увидеть положительную динамику по многим показателям. Это касается развития информационно-поисковых умений, в частности  работы с толковыми и орфографическими словарями, энциклопедической и справочной литературой, скорости использования ориентировочного аппарата книги для определения тематики, источника, местонахождения в книге искомого текста, абзаца, графического объекта и т.д.

          В увеличении скорости работы с литературой информационно-познавательного характера видится путь  к рационализации учебного труда.

Это позволит увеличить свободное время школьников, даст возможность посвятить это время творчеству, увлекательному чтению, развитию познавательных интересов.

             5. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться: Кн. для учителей и родителей. –СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2000. -157 с.

2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание.  2010. -80 с.

3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 2008. -256 с.

4. Жарова Л. В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся: Учеб. пособие к спецкурсу. –Л., 2007. -79 с.

5. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. –Самара: Изд. Дом Фёдоров. 2011. – 220 с.

6. Соколова Т. Е. Информационно-поисковые умения. -  Самара: Изд. Дом Фёдоров. 2008. – 64с.

7. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников:  Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. -173 с.

8. Усова А. В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Сов.  педагогика. -1992. - № 12. –с.45-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Урок-экскурсия. Наблюдения как условие развития познавательных способностей учащихся" (из опыта работы)

Наблюдение – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний об окружающей природе. Значительный объём наблюдений учащиеся выполняют во время обяз...

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Курсовую работу писала сама (опираясь на психолого-педагогическую литературу и интернет-ресурсы, для дочки, студентки 2 курса педагогического колледжа.Краткое содержание работы:  Введение………...

Исследовательский проект "Портфель школьника как условие развития познавательной активности учащихся младших классов"

Как развить познавательную активность учащихся младших классов? Мы с моей коллегой, Филатовой Еленой Евгеньевной, задумались над этой проблемой. Предлагаю вашему вниманию решение: исследовательский пр...

Условия развития познавательного интереса в учебном процессе

Проблема развития познавательного интереса...

Обобщение опыта работы Дьяковой С.А. по теме "Развитие познавательных универсальных учебных действий путём использования интерактивных методов обучения"

Здесь представлен  опыт работы по теме " Развитие познавательных универсальных учебных действий путем использования интерактивных методов обучения"...

Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе организации работы с творческими проектами во внеурочной деятельности

Мы выдвинули гипотезу о том, что использование творческих проектов во внеурочной деятельности обучающихся начальных классов будет способствовать развитию познавательных УУД, если в процессе работы буд...