Исследовательский проект "Портфель школьника как условие развития познавательной активности учащихся младших классов"
методическая разработка по теме

Артамонова Галина Владимировна

Как развить познавательную активность учащихся младших классов? Мы с моей коллегой, Филатовой Еленой Евгеньевной, задумались над этой проблемой. Предлагаю вашему вниманию решение: исследовательский проект "Портфель младшего школьника как условие развития познавательной активности учащихся младших классов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

  ПОРТФЕЛЬ ШКОЛЬНИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ

УЧАЩИХСЯ  МЛАДШИХ  КЛАССОВ

Разработали:

Артамонова Г.В.

Филатова Е.Е.

2007

  Актуальность проекта

Формирование умения учиться – задача всех ступеней школьного образования. Учебно–познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно–технического прогресса, развитию духовных ценностей народа.

Развитие познавательных интересов младших школьников в процессе обучения – актуальнейшая проблема современности. Современная отечественная педагогика характеризуется поиском новых средств развития познавательных интересов учащихся в условиях ориентации на школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности. Для любого школьника можно создать такие условия, при которых учёба станет для него источником «радости, восторга и удивления».

Решение данной задачи осложняют противоречия:

  • между возрастающими требованиями к современному школьнику и недостаточными условиями развития познавательной активности школьников в современной системе образования;
  • между достаточно традиционным, регламентированным характером учебного процесса и потребностью в его дифференцировании, индивидуализации для создания условий реализации школьниками своих познавательных способностей.
  • между потребностями каждого школьника демонстрировать свои достижения, успехи и недостаточностью способов оценивания достижений в учебном процессе.

Названные противоречия определили проблему, которая заключается в необходимости выявления педагогических условий эффективного развития познавательной активности школьников.

           Все это позволило сформулировать тему: «Педагогические условия эффективного развития познавательной активности учащихся младших классов».

Цель: содействие развитию познавательной активности младших школьников.

Задачи:

  1. изучить понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе;
  2. изучить основные подходы к современным способам оценки познавательной активности;
  3. разработать структуру «Портфеля школьника».

Пояснительная записка

Современная отечественная педагогика характеризуется поиском новых средств развития познавательных интересов учащихся в условиях ориентации на школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности.

Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты (Аристотель, Э.И. Моносзон, И.Ф. Харламов и др.).

Существует много позиций к определению познавательной активности.          Мы в своей работе будем придерживаться точки зрения В.Н.Зайцева: «Познавательная активность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса». Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).

Щукина Г.И. утверждала, что для того, чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика, учителю следует опираться на познавательный интерес как сильное средство и как внутренний мотив деятельности.

Лучше всего развивать познавательный интерес, используя технологию личностно-ориентированного обучения, так как именно эта технология позволяет развивать познавательную активность у каждого ребёнка, опираясь на его личные качества и способности.

Главный вопрос в том, в каких условиях принимается школьником учебная и познавательная задача и осуществляется деятельность, побуждаемая своими прямыми мотивами.

Ребёнок – целостная личность. Обучение станет смыслом жизни для ребёнка в том случае, если оно управляется с его же позиции, которая включает в себя разносторонние тенденции к развитию, самостоятельности, самоутверждению, познанию и т.д.

Ребёнок стремится к свободной активизации своих познавательных сил.

Для развития познавательной активности младших школьников необходимо внедрение новых технологий в процессе обучения.

Результатом эффективного развития качеств, необходимых для осуществления познавательной деятельности, должен стать самостоятельный  продукт (достижение): реферат, кроссворд, доклад и т.д.

Для учета, контроля и оценивания работ, успехов и достижений школьников необходимы современные способы оценки.

Одним из них может быть «Портфель школьника», который дает довольно полную характеристику познавательной активности ученика, позволяет объективно видеть возможности и достижения школьника ему самому и преподавателю, становится стимулом учебной и познавательной деятельности ученика.

Цель «Портфеля школьника»: осуществление учета, контроля и объективного способа оценивания познавательной деятельности ученика.

Функции «Портфеля школьника»: 

  • накопительная -- школьник по ходу выполнения работы собирает необходимые материалы,
  • модельная -- ход работы отражает динамику развития школьника, результаты его познавательной деятельности.

Критерии оценки:

Оценивание может осуществляться по-разному:

  • В виде количественного показателя:
  • отметка;
  • баллы.
  • В виде качественного показателя:
  • словесные высказывания о процессе и результате работы;
  • эмоциональная реакция.
  • В виде количественного и качественного показателей:
  • уровни.

А («отлично») – самый высокий уровень.

Содержание такого портфеля свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося в продвижении по образовательному маршруту, высокой познавательной активности, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к обучению. В содержании и оформлении «Портфеля школьника» проявляются оригинальность и изобретательность.

В («хорошо») – высокий уровень.

«Портфель школьника» этого уровня демонстрирует солидные знания и умения учащегося, но в отличие от предыдущего, в нём могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент.

С («удовлетворительно») – средний уровень.

В «Портфеле школьника» данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированных программных знаний и умений.

D («неудовлетворительно») – слабый уровень.

В таком «Портфеле школьника» представлены отрывочные задания из разных категорий, образцы попыток выполнения отдельных заданий, слабая познавательная активность. Не прослеживаются доказательства изменений в движении учащегося по образовательному маршруту.


«Портфель школьника»

Структура

Мой портрет:

  • мой характер; мои дела; любимые занятия;
  • я в школе (моя школа; любимые учителя и лучшие друзья в школе; любимый предмет).

Мои цели:

  • мои цели в учебном году и в каждой четверти;
  • табличка продвижения к цели;
  • лестница успеха.

Я познаю мир:

  • рефераты; олимпиады; творческие работы;
  • важная и /или/ интересная информация; дополнительное образование;
  • техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы).

Мои творческие работы:

  • исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
  • проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы).

Моя библиотека:

  • список изученных и прочитанных книг, журналов, статей.

Мои достижения:

  • мои лучшие работы;
  • мои награды.

Копилка:

  • памятки, инструкции;
  • полезная информация

Отзывы:

  • самоанализ школьника;
  • отношения учителя, родителей;
  • заключение о качестве выполненной работы.

Как работать с «Портфелем школьника»

  • Оформление основных разделов.
  • В первой части – составление своего собственного портрета; выделение отличительных черт своего характера (перечислить свои основные дела, выписать самые любимые занятия, описать себя в школе. Этот раздел может содержать интересные фотографии и ли автопортрет.
  • Один раз в месяц обновление содержимого раздела «Мои достижения». Грамоты и дипломы вынимать не стоит, лучшие работы ежемесячно подлежат пересматриванию и замене.
  • В начале учебного года и в начале каждой четверти предстоит подумать,ч его ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты хочешь получить? Это и есть цели, которые нужно записать в соответствующем разделе. Просматривая содержимое раздела «Мои достижения», подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям.

Резюме

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности.

Интерес к изучаемому и познаваемому углубляется по мере того, как истины, которыми овладевает ученик, становятся его убеждениями.

Назначение деятельности учителя – всемирно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность.

Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса. Любой преподаватель, осознающий свою социальную ответственность, должен работать творчески, глубоко продумывать вопрос о применении разнообразных методов и приемов обучения, позволяющих школьникам повышать познавательную активность.

Эффекты:

1.Более точное оценивание своих успехов учащихся младших классов.

2.Четкое планирование дальнейшего обучения учащихся младших классов.

3.Грамотный показ своих достижений учащимися начальных классов.

Риски:

1.Недостаточность развития мотивации достижений учащихся младших классов.

2.Трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт учащимися начальной школы.

3.Неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости

«Портфеля школьника» как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся, уровень познавательной активности.

4.Неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления «Портфеля школьника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательных процессов учащихся младших классов на занятиях курса «Юные умники и умницы» в рамках введения ФГОС".

Предлагаю знакомство с курсом "Юным умникам и умницам", который я веду в рамках внеурочной деятельности....

Развитие познавательной активности учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Развитие познавательной активности учащихся 1 класса через игру и задания игрового характера на уроках математики

       Предлагаемые дидактические игры и задания игрового характера по математике предназначены для детей 1-го класса коррекционной школы VIII вида....

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной работе подробно рассматриваются теоретические аспекты познавательных возможностей учащихся с задержкой психического развития,  характеристика опытно-эксперементальной работы по развитию ...

Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"

АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение  эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...