Развитие познавательной активности учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Перова Ольга Ивановна

 

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

Страница  из

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Выступление на методическом объединении  

учителей начальных классов

Тема самообразования:

Развитие познавательной активности

учащихся начальных классов

на уроках «Окружающий мир»

Подготовила:

Перова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

2006

Тема самообразования

«Развитие познавательной активности учащихся начальных классов

на уроках «Окружающий мир»

   Работая по учебнику Плешакова А.А., я стараюсь использовать нестандартные формы, приемы, повышающие интерес к предмету, воспитывающие любовь к природе, желание беречь и охранять ее.

   Огромный материал для достижения этой цели опубликован в журнале «Начальная школа».

   Чтобы уроки нашли познавательный характер, провожу на уроках практические работы и экскурсии: дети работают с гербариями, с природным материалом - шишки ели, сосны, семена деревьев (клен, дуб и др.)

   Практическая работа помогает детям самим исследовать природные образы, открыть для себя много нового.

   Использую на уроках экологические сказки, загадки, рассказы, материалы детской литературы, энциклопедий (с.85, №10/05)

   Задания при работе с книгой могут быть в занимательной форме.

   Большой интерес на уроках природоведения вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Это не только помогает в интересной форме знакомить детей с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранить их.

   Если эти беседы проводить в форме инсценировок, то они выполняют сразу несколько функций: развивают речь, артистичность, умение, не стесняясь выступать перед аудиторией, у тех, кто смотрит эти инсценировки, развивается память, интерес к чтению, к изучению природы.

Активизирует мыслительную деятельность детей и введение в урок сказочных персонажей (Лесовичок, Незнайка и др.)

   Стимулирует интерес творческая работа в центрах «Художники», «Смекалкино», «Читалочка», «Творчество». Учащиеся выбирают способ деятельности индивидуально, в паре, в группе. (с.98, № 11/05)

Наглядность способствует развитию наблюдательности, образного мышления. Это необходимое условие эффективного усвоения знаний.

Работа по таблице, схеме (с.42, №8/05) проводится особенно часто при изучении самых сложных тем начального естествознания. Например: Лес - природное сообщество, полезные ископаемые, тела, вещества, частицы.

Игра на уроках - не просто игра, это знакомство с новым материалом, повторение изученного, закрепление, обобщение знаний учащихся.

   «Подбери лист», «Поезд», «Плохо или хорошо», (с.34, №12/05, с.57, №4/97).

   Кроссворды (с.57, №3/05)

   Филворды (с.80, №6/05)

   Большую роль в изучении природы играют внеклассные занятия, экскурсии, праздники на экологическую тему. (№4/1997)

Все изученное и понятое детьми формирует не только знание, умение и навыки, но и внутренний мир ребенка, воспитывает в нем добрые чувства, заботливое отношение ко всему живому, природе.

Материалы по самообразованию

Огромный материал для достижения этой цели опубликован в журнале «Начальная школа». Наиболее значимые статьи по теме самообразования и материалы для проведения уроков в журналах.

№ 6/05. Воспитание экологической культуры детей (Л.А.Бойко)

№ 3/05. Наблюдение и опыты за жизнью растений. Встречай с любовью птичьи стаи.

№ 12/05. Проверка знаний учащихся по природоведению (с.71)

Эксперимент и опорные схемы при изучении темы «Вода. Превращение воды» (с.35)

№ 8/05. Самые сложные темы начального естествознания (с.42)

№10/05. Концепция вида в начальном естествознании (с.58) (Т. Богданец)

№1/05. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира (с. 65) (В. Титова)

Кто такие птицы? (с.74) (Л.Орлова)

№11/05. Альтернативные взгляды на методику естествознания (с.91) (М. Шептуховский)

Растения зимой, (с.95) (Н. Догадкина)

Жизнь водоема (с.99) (В. Янурнова)

№10/05. Методика работы с научно-художественной литературой на уроках природоведения (с.65) (Н. Школьницкая)

№4/05. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения. Внеклассное занятие на тему «Экологический суд»

Учебно-методические пособия

  1. Т. С.Иванова. Экологическое образование и воспитание начальной школе. 2003
  2. Г. А. Фадеева. Экологические сказки 1 - 6 класс. 2003
  3. Е.И.Руднянская. Экскурсии в природу. 2003
  4. Н.А.Касаткина. Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе.
  5. Е.Ю.Сухаревская. Занимательное естествознание (в 3-х частях). 2003
  6. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцепина. Нетрадиционные уроки в начальной школе. 2004
  7. Тесты по природоведению 1-4 класс. 2003
  8. 3анимательные задания и проверочные вопросы по естествознанию. 2003
  9. Э.М.Г.Ракитина. Дидактические материалы. Методика быстрой проверки качества знаний учащихся. 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"

АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение  эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира...