Развитие познавательной активности учащихся 1 класса через игру и задания игрового характера на уроках математики
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

         Предлагаемые дидактические игры и задания игрового характера по математике предназначены для детей 1-го класса коррекционной школы VIII вида.

         Игры расположены в соответствии с календарно-тематическим планом  первого класса по математике. Предлагаются следующие игры: предметно-словесные, игры-упражнения, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_matematike_word.docx270.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(к)ОУ «Волгоградская СКОШИ № 5»

Развитие познавательной активности

учащихся 1 класса

через игру и задания игрового характера

на уроках математики

 

Учитель начальных классов

Карпова Ольга Ивановна

Волгоград-2014

        Предлагаемые дидактические игры и задания игрового характера по математике предназначены для детей 1-го класса коррекционной школы VIII вида.

        Игры расположены в соответствии с календарно-тематическим планом  первого класса по математике. Предлагаются следующие игры: предметно-словесные, игры-упражнения, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

1. Понятия «большой – маленький; больше – меньше», одинаковые размеры

1) Игра «Угадай, что в руке» (Шишки, косточки, семена).

2) «Парные картинки». Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

3) «Пирамида». Дети не просто собирают пирамиду, но и рассказывают принцип сбора пирамиды.

4) Игра «Возьмём – не возьмём». Учитель объявляет условие, какие предметы брать. Например, будем брать только школьные принадлежности. «Хлопать в ладоши, если я назову предмет школьной принадлежности».

5) Подвижная игра «Каравай»

6) Нарисовать следы больших и маленьких зверей (Белка, медведь. У белки – оранжевого, у медведя коричневого цвета)

7) Закончи предложение: Сначала цыпленок бывает – (маленьким), а потом вырастает в большую (курицу). У слона уши очень…, а у мышки - … . И сам слон …, а мышка - … . Сначала дерево …, а потом вырастает … . Настоящий шкаф - …, а игрушечный … . Если я говорю котенок, то он…, а если я говорю кот, то он… .

8) Игра «Кто большой?» Если зверь большой, то дети хлопают в ладоши, а если маленький – не хлопать.

9) Игра «Вкладыши»

Картонные вкладыши в форме цилиндров (5 шт.) от большого к маленькому.

Правильно собери вкладыши от большего к меньшему.

Избирательность восприятия, способность переключаться с одного объекта на другой, внимание к объекту деятельности.

Внимание, умение переключаться с объекта на объект, развитие волевого напряжения, мышления.

Развитие внимания, переклю-чаемости, развитие интереса к работе, развитие общей моторики.

Развивать связную речь, развивать умение сравнивать предметы.

Коррекция внимания.

Развитие восприятия величины, развитие избирательности восприятия, развитие мелкой моторики.

2. Понятие «длинный – короткий», «длиннее – короче»

1) Игра «Проложи дорожку». 3 кубика, 3 игрушки и 3 дорожки (полоски из дерматина или ткани). Кубики – это домики. Игрушки на кубиках. Они хотят ходить в гости друг к другу. Дорожек нет. Надо проложить их. Домик утенка стоит далеко от домика зайчика. Какая дорожка нужна: длинная или короткая? А домик ёжика и домик

Коррекция восприятия длины, развитие интереса к деятельности, коррекция операции сравнения.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

зайчика стоят рядом. Какую возьмём ленту-дорожку? И т.д.

2) Игра «Глазки спят, а ручки работают». Среди длинных и коротких палочек, смешанных в мешочке, нужно выбрать короткие наощупь.

3) Игра с палочками. У всех учеников палочки длинные и короткие. Ученики с закрытыми глазами распределяют их в 2 кучки: длинные и короткие.

Активность и целенаправленность восприятия.

3. Понятие «длиннее – короче»

1) Игровое задание «Сделать лесенку» (Палочки длиннее – короче)

2) Игра с пальчиками (С предварительной работой)

    Этот пальчик – папочка (средний самый длинный)

    Этот пальчик – мамочка (короче – безымянный)

    Этот пальчик – бабушка (указательный)

    Этот пальчик – дедушка (большой)

    Это пальчик – я (мизинец)

    Вот и вся моя семья.

4. Понятие «широкий – узкий», шире – уже

1) «Найди нужную дорожку». Учитель вывешивает 2 чертежа. Дети внимательно разглядывают их, закрывают глаза. Учитель говорит задание.

Вы идете от точки по узкой дорожке, поворачиваете направо, потом идете вперёд и видите геометрическую фигуру, назовите ее. (И т.п.)

Развитие воссоздающего вообра-жения, зрительной памяти, внимательности.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

2) «Что изменилось?»

На наборном полотне стоят узкие полоски (5 шт.). Дети закрывают глаза. Учитель заменяет вначале 1 полоску на широкую и спрашивает, что изменилось? Дети отвечают.

3) Расположи ленточки от широкой к узкой.

Восприятие  величины, умение сравнивать одинаковые по форме и длине предмета, но разные по ширине.

5. Понятие «высокий – низкий»

1) Игра «Выполни команду»

Высокий: вытянутые вверх, поднять руки, низкий – присесть.

2) Как построить высокий столбик?

У учителя на столе низкий столбик из трех кубиков. Как сделать высокий столбик? Дети предлагают.

3) Расположи предметы по убыванию величины. (Треугольники, квадраты, круги)

4) Игра «По росту стройся!»

Коррекция внимания (переключаемость)

Развитие речи, умение сравнивать предметы по высоте.

6. Геометрические фигуры. Круг.

1) 4 стула, 4 изображения геометрических фигур: 3 круга, 1 треугольник. Изображения кладутся на стулья по одному. 4 детей по команде бегают вокруг стульев. По команде «Стоп!» дети должны найти изображение круга на стуле и сесть на данный стул. Кто не успел – выходит из игры. Выходит другой ребенок.

Восприятие по форме. Коррекция быстроты реакции.

7. Понятие «глубокий – мелкий». Понятие «глубже – мельче», одинаковой, ровной глубины.

1) Игра «Накрой на стол». Оборудование: глубокие и мелкие тарелки, ложки, вилки. Уточнение, для чего нужны глубокие тарелки и мелкие.

2) Измерь палочкой глубину в баночках с водой (3 банки с налитой водой: а) вода на дне, б) вода до ½, в) вода на 2/3 банки)

Развитие восприятия предметов по глубине, коррекция внимания.

8. Понятия «толще – тоньше», одинаковые по толщине

Игра «Определи на ощупь»

С закрытыми глазами дети определяют по толщине стакан, блюдце, тарелку, книгу, тетрадь.

Коррекция восприятия по толщине.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

9. Понятие массы: «тяжёлый – лёгкий», «тяжелее – легче»

Игра «Определи по весу». Дети сравнивают вес 2 предметов, держа их в руках.

Коррекция восприятия массы

10. Прямоугольник.

Игра «Найди свой стул»

(4 стула, 4 изображения геометрических фигур: 3 прямоугольника, 1 круг). Правила игры такие же, как в пункте 6.

Коррекция внимания и восприятия формы.

11. Количество. Понятие «много – мало», «немного»

Игра «Угадай, в какой руке больше?» Берутся косточки, камешки, горошинки, пуговицы и т.д.

1) Игра «Достань из мешочка»

Задание: 1. Достань немного горошинок.

                2. Достань несколько горошин.

                3. Достань много горошин.

2) Игра «Две корзинки»

Маша и Миша пошли в лес за грибами. Вот корзинка Маши, а это Миши. Кто набрал больше?

Коррекция восприятия, наблюдательности, мелкой моторики.

12. Понятие «столько же, одинаковое количество»

1) Игра «Покажи столько же»

Учитель показывает, например, два предмета и говорит: «Покажи столько же треугольников (квадратов, кругов).

2) Игра «Хлопни столько же раз»

(Учитель наказывает определенное количество предметов, а ученики должны хлопнуть столько же раз).

3) «Купим пуговицы»

У учеников полоски бумаги с изображением петель. Ученик должен взять у учителя столько пуговиц, сколько петель.

Коррекция восприятия, сравнения.

13. Понятие «много – мало – один»

1) Игра «Много, мало, один»

У детей карточки с изображением

а) одного шара, с изображением 2-3 шаров и со связкой шаров.

б) одного цветка, двух цветков и букета.

в) одного гриба, 3 грибов и кучки грибов.

Коррекция восприятия, внимания.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

Учитель: «Покажи карточку с изображением 1 предмета», «Покажи, где много», «Покажи, где мало».

14. Пространственные представления «впереди – позади», «вперед – назад», «передний – задний»

1) Игра «Вагончики»

Построиться, как стоят вагончики. А потом по указанию учителя перестроиться.

2) Игра «Запомните порядок»

На доске картинки: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка. Закройте глаза. Учитель меняет местами героев сказки. Что изменилось. Ученики должны объяснить.

Коррекция внимания, памяти, пространственных представлений.

15. Положение предметов в пространстве. (слева – справа, вправо – влево, правый – левый)

1) Графические диктанты.

2) Игра «Муха»

У всех учеников игровое поле из 9 квадратов разного цвета. Фишка («муха») для продвижения. Учитель знакомит с названием квадратов: центральный, правый центральный, левый центральный, правый верхний, левый верхний, центральный верхний, нижний центральный, нижний правый, нижний левый. Учитель просит перелететь «муху», например, в правый верхний квадрат. Дети выполняют задание.

Можно усложнить задание: раскладывать картинки по квадратам. А потом спросить, в каких квадратах стоит мебель или деревья, или одежда и т.д. Поставь все картинки с изображением фруктов в правый верхний, правый центральный, в правый нижний ряд. А в левый верхний, левый центральный и левый нижний – геометрические фигуры и т.п. Можно работать со слогами по подобной схеме.

Коррекция пространственной ориентировки.

16. Понятие «вверху – внизу»

Игра «Летчики»

Представьте, что вы летчики, что вы видите днем, ночью, после дождя, во время большого праздника (салют).

 Декоративная таблица, на которой изображено небо. Магнитами  прикрепляется солнце, облака, звезды, радуга,

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

салют.

- Что видят лётчики внизу? Дети рассказывают.

17. Понятия «далеко – близко», «дальше – ближе»

1) Игры с мячом «Выполни команду»

3 ученика стоят на одинаковом расстоянии: у первой парты, в середине и у двери. Учитель вызывает ученика: «Брось мяч дальше. Какому ученику ты бросишь?»

Коррекция внимания, пространственной ориентировки.

18. Понятие «в центре», «посередине»

1) Игра «Каравай»

2) Игра «Сервировка стола»

Как мы сервируем столы в столовой.

3) Игра «Кошки-мышки» (на перемене0

Развитие внимания, коррекция межличностных отношений, пространственной ориентировки.

19. Понятие «между», «внутри»

1) Игра «Составим коврик»

У каждого ученика набор геометрических фигур: 2 крас-ных круга, 2 желтых, 2 зеленых треугольника, 2 красных, 2 синих квадрата из вкладки к учебнику математики.

Учащиеся по заданию учителя на чистый прямоугольный лист бумаги выкладывают фигуры по указанию учителя.

Например: посередине – красный круг, справа от него – зелёный треугольник, слева желтый. Между какими фигурами стоит круг?

В правый верхний угол кладем синий квадрат, в левый – красный круг, между ними кладем зеленый треугольник.

2) Составим разноцветный поясок.

Учащиеся по заданию учителя выкладывают круги, квадраты, треугольники, образуя разноцветный поясок. (Например: в середине желтый квадрат, справа от него красный круг, слева зеленый треугольник, слева от зеленого жёлтый круг и т.д.)

Коррекция пространственной ориентировки, внимания.

Коррекция внимания, пространственной ориентировки.

20. Понятия «под», «над», «перед», «на»

1) Игра «Птичка в клетке»

На магнитной доске изображение клетки. Вырезанная из картона фигура птички.

Ученики по заданию учителя перемещают птичку «на», («перед», «за», «под») клетку.

Коррекция пространственной ориентировки, внимательности.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

2) «В лесу» Изображение леса. Фигурки птиц, животных, грибов, ягод. Дети выполняют задания, в соответствии с предложениями: Птичка на дереве. Под деревом грибы. Перед кустиком – цветы. Между деревьев – лиса.

21. Временные представления о сутках

Понятие «утро», «день», «вечер», «ночь»

1) Игра «Продолжай»

Учащиеся должны закончить начатое учителем предложение. Н.: «Утром я пошёл в школу, а вернулся домой … (днем).

- Я редко хожу в кино, а старший брат … (часто)

- Мы завтракаем утором, а ужинаем … (вечером)

- Солнышко светит днем, а луна … (ночью)

2) Игра «День – ночь»

Учитель: «День!» Дети прыгают.

Учитель: «Ночь!» Дети замирают.

3) «Когда это бывает?»

Картинки, изображающие различные виды деятельности человека на протяжении суток. Дети рассказывают, в какое время суток это бывает.

4) Локализация во времени по времени суток «Моё любимое время суток» (Что делаем утром, днем, вечером, ночью)

5) Игра «Суточные часы»

Учитель готовит 4 таблички разного цвета: голубой – утро; красный – день; коричневый – вечер; чёрный – ночь.

Учитель называет: «Утро». Выходит ученик и называет себя: «Я утро». Учитель: «Какая часть суток следует за утром?» Таким образом выходит следующий ученик: «День». Игра продолжается. Когда выходят все 4 ученика, берутся за руки и идут по кругу. Учитель: «День, ты за кем идёшь? А ты ночь, за кем идёшь?» И т.д.

Коррекция временных представлений.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

22. Понятие «Дни недели»

Разучивание стихотворения о днях недели.

Жила-была Муха, Муха-хвастуха.

Хвасталась Муха, что в каждый день недели кушала вкусненькое.

В понедельник – мандарин,

А во вторник – апельсин,

В среду – шоколад,

В четверг – мармелад,

В пятницу – виноград,

В субботу – печенье,

В воскресенье – варенье.

(Называю детей по дням недели «Ты – понедельник, ты – вторник и т.д. Запомни: «В понедельник – мандарин. Вторник – апельсин и т.д.»)

Коррекция памяти и временных представлений.

23. Понятие о временах года.

1) Загадки: а) Дел у меня немало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня…  (зима)

б) Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…   (весна)

Развитие воображения и временных представлений.

24. Понятие о скорости. Медленно-быстро.

1) Игра «Выполни команду»

Пиши у доски с различной скоростью (медленно, быстро)

2) Игра «Кто как передвигается?»

(Улитка, самолет, ракета, ежик, червяк, волк, белка, черепаха, заяц, страус) Если медленно, дети идут медленно. Если быстро – бегут.

Коррекция временных представлений.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

25. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

1) Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке необходимо наощупь выбрать фигуру, назвать её и вытащить.

2) Собери из геометрических фигур изображение человечка (Чудачок) по воображению. Даны: 1 большой круг, 2 маленьких квадрата, 1 длинный овал, 1 длинный прямоугольник, 1 треугольник.

3) Игровое-упражнение «Что изменилось?»

На доске ряд геометрических фигур. По команде учителя ученики закрывают глаза, учитель меняет расположение фигур. Дети открывают глаза и говорят, как изменилось местоположение фигур.

4) Игра «Фигура»

Учитель объясняет физкультурные движения в ответ на показ геометрических фигур:

          - руки в стороны

          - прыжки

          - приседание

          - хлопки

          - маршировать

Коррекция тактильных восприятий, зрительного восприятия, пространственной ориентировки.

Коррекция внимания, зрительного восприятия.

Развитие зрительной ориентировки, коррекция внимания, развитие двигательной памяти.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

5) «Раскрась фигуры по заданию»

Например: 1. Раскрась кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зеленым

2. Раскрась кружки так, чтобы маленький был между желтым и красным, а желтый рядом с зеленым

3. Раскрась кружки так, чтобы маленький был между голубым и чёрным, а чёрный был рядом с жёлтым

Коррекция внимания и логического мышления.

26. Определение с предмет-ными множествами с использованием слов «было», «будет», «стало»

1) Игровое задание «Птички на дереве»

Изображение дерева на магнитной доске. Птички на дереве и вырезанные из пластики птички, которые прилетают на дерево. На дереве было 3 птички, к ним прилетели еще две птички. На дереве будет больше или меньше птичек? Будет больше. Стало больше (5 птичек).

2) Подобное задание с цветами, расту щими под деревом.

Коррекция

27. Операции с предмет-ными множествами с использованием слов «прибавить», «добавить», «сложить»

1) Игровое задание

Положи столько треугольников, сколько раз я стукну, прибавь еще столько, сколько я простучу по столу указкой.

Коррекция процесса сравнения, внимания.

28. Выполнение операций с предметными множест-вом с использованием слова «вычесть», «осталось»

1) Игровое задание

В корзинке грибы. Как сделать, что бы их стало меньше. Нужно забрать 1 или несколько штук. Забрать из корзинки – значит уменьшить количество их в корзине. Слово «забрать» можно заменить словом «вычесть».

Например: из 3 вычесть 1 останется 2.

Коррекция внимания и анализа.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

2) «Игрушки прячутся». Игрушки игрались в прятки: слон, медведь, кукла, лиса. Слона, медведя, куклу нашли. Кого осталось найти?

29. Рисование орнамента из кругов.   Круг   большой   и маленький.  Сравнение фигур путем накладывания.

1. Игра-соревнование «Троеборье»:

1) составить и выложить узор из кружков;

2) начертить треугольник;

3) прочитать стихотворение про Слона.

Переключение внимания с одного вида деятельности на другой.

30. Рисование и раскрашивание орнамента из изученных геометрических фигур.

1) Игровое задание «Коврик для куклы»

У учеников набор геометрических фигур: 3 маленьких треугольника красного, жёлтого и зеленого цвета

3 больших треугольника красного, белого, синего цвета

3 маленьких круга красного, жёлтого и зелёного цвета

3 больших круга красного, синего, белого цвета

3 маленьких квадрата красного, жёлтого, зелёного цвета

3 больших квадрата красного, белого, синего цвета

3 маленьких прямоугольника коричневого, оранжевого, голубого цвета

3 больших прямоугольника коричневого, оранжевого, голубого цвета

По указанию учителя фигуры кладутся в центре, в правом верхнем углу, в левом, в правом нижнем, в правом верхнем.

2) Составь свой узор для коврика и опиши его, представляя, что ты говоришь по телефону своему другу.

3) Задача в стихах: Ранним утром солнце всходит.

Сколько солнц над полем бродит?

(одно)

Вечером встает луна.

Сколько в небе лун?          (одна)

Коррекция пространственной ориентировки, цветового восприятия, восприятия величины и развитие речи.

Коррекция целенаправленности действий.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

31. Повторение понятий большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, длинный-короткий, глубокий-мелкий.

1) Игра «Угадай, что спрятано» (по описанию)

     Учитель описывает предмет, а ученики должны угадать.

2) Игра «Чудесный мешочек»

а) Вытащи из мешочка самый длинный предмет (Карандаши разной длины)

б) Вытащи самый тонкий предмет (Листы толстой и тонкой бумаги)

3) «Сравни, не глядя»

     У ученика руки за спиной. Ему необходимо описать предмет в правой и левой руке. Например, в правой – толстая длинная палочка, а в левой короткая, тонкая. Или большой пластмассовый треугольник, а в левой – маленький треугольник и т.п.

32. Знакомство с цифрой 1.

1) Игра «Чудесный мешочек»

     Ребенок вынимает из мешочка предмет (геометрические фигуры, палочки, орехи, жёлуди, шишки, ракушки и т.д.), называет его и считает.

2) Обозначь число цифрой.

     На наборном полотне картинки с изображением одного предмета.

На строчке ниже выставляется цифра 1.

Установление соответствия между числом и цифрой.

33. Прописная цифра 1. Склонение числительного «1» в речи.

1) Игровое задание «Скажи правильно»

Каждому ребенку раздаётся карточка с изображением нескольких предметов в мужском, женском, среднем роде: яблоко, книга, орех, заяц, лиса, солнце, волк.

2) Графический диктант: Н: 1. Одна клетка вниз. 2. Одна клетка вправо. 3. Одна клетка вверх. 4 Одна клетка вправо. 5. Одна клетка вниз. 6. Одна клетка вправо. 7. Одна клетка вверх. Продолжи.

Коррекция аграмматизмов.

Коррекция концентрации внимания.

34.   Сопоставление   коли-чественного  числительного «1» с порядковым «первый»

1) Игровое задание «Кто первый отгадает загадку?»

Учитель загадывает загадки и определяет победителя, называя его «первый».

Развитие логического мышления, воображения, концентрации внимания.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

35. Работа с числом 2. Сравнение 1 предмета с двумя. Работа над цифрой 2.

1) Загадка в стихах.

Утка морковку в корзине несла,

Этой покупкой довольна была.

Если морковку ещё ей купить

Сколько их будет?

Ты можешь сложить?

2) Игра «Составим поезд»

Учитель вызывает одного ученика.

- Сколько вагонов?

- Один. Я первый.

Учитель вызывает еще одного ученика.

- К одному вагончику добавим еще один. Кто знает, сколько теперь стало вагонов?

3) «Покажи сколько же пальчиков». Учитель показывает картинки с изображением 1 или двух предметов.

Коррекция вычислительных приемов.

Коррекция операции сравнения.

36. Знак сложения (+). Слово «прибавить». Чтение записи 1+1 в двух формулировках.

1) Задачи в стихах.

Карандаш один у Тани,

Карандаш один у Вовы.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

- Как узнать это?

2) Игра «Троеборье»

1. Запиши число, следующее за числом 1.

2. Реши пример и правильно запиши его 1+1=2.

3. Начерти по клеточкам прямоугольник.

Коррекция переключаемости внимания.

37. Знакомство с числительным «пара». Работа со счетами.

1) Игра «Найди пару». Разрезать открытки по кривым линиям и раздаются ученикам. Нужно сложить их по линиям разреза и найти пару. Встать по созданным парам.

38. Знак «минус» (-), понятие «вычесть». Получение из числа 2 числа 1.

1) Игровое задание. Сравни 2 корзинки. Чем отличаются? Объясни (В одной корзинке 2 гриба, а во второй 1).

2) игра «Что случилось? Догадайся!»

а) Что случилось с пирожками?

Коррекция операции сравнения.

Коррекция устной связной речи, развитие воображения.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

Было 2, остался один.

- Съели 1 пирожок

б) Что случилось с открытками?

Было две, осталась одна.

- Подарили одну открытку

в) Что случилось с цветами?

Было 2, остался один.

- 1 цветок завял или срезали и подарили.

г) Что случилось с машинами?

Было 2, осталась 1.

- Уехала.

д) Что случилось с птичками?

И т.п.

4) Игра «Вагончик отцепился»

На магнитной доске изображение двух вагончиков и паровозик.

Учитель: – Сколько вагончиков?

Дети: - Два.

Учитель: Вагончики приехали в депо. У одного вагончика оказалась поломка. Надо отремонтировать. Вагончик отцепили. Сколько вагончиков осталось?

Дети: один.

Учитель: Давайте представим, что мы вагончики!

Вызываем двух учеников. Они изображают движение вагончиков в депо. Выходит мастер-ремонтник и отцепляет 1 вагончик. Мастер-ремонтник говорит: Чтобы отцепить мне потребовался вот такой инструмент. Показывает игрушечный гаечный ключ, имитированный под знак «-».

Учитель: Молодец, мастер!

А нам, чтобы показать, что мы забираем число 1, потребуется математический знак «-». Учитель показывает.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

39. Сравнение знаков «+» и «-». Запись примеров.

1) Игра «Подарки Петрушки»

На доске закреплена картинка с изображением Петрушки и двух шаров разного цвета. Учитель говорит, что Петрушка подарит воздушные шары тем детям, которые: а) правильно назовут количество шаров; б) составят пример по картинкам и без ошибки покажут на карточке ответ каждого примера.

  1. Дети называют количество шаров, показывают цифру 2.
  2. Картинка с изображением 1 красного и 1 синего шара.

Задание: придумай пример по картинке 1+1=2. Дети показывают ответ при помощи карточки. Учитель предъявляет вторую картинку, где изображено, что один шар улетает.

Учитель: придумайте второй пример по картинке 2-1=1

Дети показывают ответ при помощи карточки.

Коррекция переключаемости внимания, концентрации внимания, коррекция воображения, логического мышления.

40. Точка. Линия.

Игровое задание «Троеборье»

Каждый ученик получает карточку с тремя заданиями:

  1. Обведи на рисунке линии.
  2. Проведи через 2 точки прямую линию.
  3. Проведи через точку линию.

Переключение внимания. Развитие аналитического мышления.

41. Единицы стоимости (2 рубля) 1 монета = 2 рубля и две монеты по 1 рублю.

Игра «Купи галантерейные товары» (заколки, булавки, пуговицы, расчески, зеркальце)

Под каждым товаром цена (1р, 2р). У детей 2 монеты по 1 рублю. Дети покупают нужные им товары.

Коррекция связной речи, воспитание вежливости, ответственности, коррекция.

42. Знакомство с задачей. Понятие «задача», структура задачи.

1) Игра «Загадочное королевство». На доске вывешена карта этого королевства. Я королева, но имени своего не скажу, попробуйте догадаться сами. Может быть, я сказка, или рассказ, может быть я стихотворение. Может быть я пример, может быть я задача. Посмотрите на эту картинку. А я вам расскажу что-то и о чем-то спрошу.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

«Два кузнечика распевали песни. У одного кузнечика вдруг пропал голос.

О чем я вам рассказала?

- дети пересказывают.

Учитель: Но это еще не всё.

Теперь я хочу спросить вас, задать вопрос. Сколько кузнечиков продолжали петь?

- Дети отвечают.

Если затрудняются, то учитель объясняет: «Покажите на пальцах: 2 кузнечика. Один перестал петь, значит, уберём 1 пальчик, он уже не поёт. Сколько же кузнечиков поют?»

Теперь посмотрите на эту картинку. Я расскажу вам сначала по этой картинке, а потом задам вопрос.

На ветке сидела 1 птичка. К ней прилетела еще 1 птичка.

- Расскажи, о чем я сообщила.

- А теперь я спрошу: «Сколько птичек стало?»

- Дети отвечают.

- Как вы узнали?

Учитель: Значит, чтобы ответить на мой вопрос, надо выбрать арифметическое действие (сложение или вычитание) и выполнить его, т.е. решить.

Я вам рассказываю и спрашиваю, а вы решаете и отвечаете на вопрос. Догадались ли вы, кто я?

Учитель одевает корону королевы, на ней написано: «Задача».

Учитель: А теперь давайте вспомним, что я сначала делала?

Дети: - Рассказывала.

Учитель: - Рассказывала, о чем эта задача. Это есть условие. Повторим хором. (Учитель вывешивает табличку со словом «Условие»)

Дети повторяют.

Развитие логического мышления, внимания, развитие связной речи, творческого воображения.

Коррекция дифференцированности при восприятии, коррекция целенаправленности восприятия и избирательности восприятия.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

Учитель – А что потом я делала?

Дети: - Спрашивала, задавала вопрос.

Учитель: - Эта часть задачи называется: «Вопрос». (Учитель вывешивает табличку со словом «Вопрос»)

Учитель: А потом вы что делали?

Дети: Решали задачу.

Учитель: Правильно. Следующая часть называется «Решение» (Табличка)

Учитель: И последняя часть – это ответ на вопрос. Сокращенно: ответ. (Вывешивается табличка со словом «Ответ»)

Учитель: У меня есть волшебный ключик, посмотрите на него внимательно. Он поможет вам решать задачи, быстро определять части задачи:

Изображение ключа, состоящего из начальных букв:          У – Условие.

В – вопрос, Р – решение, О – ответ.

Дети должны определить эти буквы и назвать части задачи.

43. Число и цифра 3. Место числа в числовом ряду.

1) Игра «Курочка и цыплята»

Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее шапочку курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Коррекция памяти, речи, внимания.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

Не ходите далеко».

Курочка в игре клюёт (стучит карандашом по столу), а

детки должны откликнуться пропищать столько же раз.

2) Игра «Составим поезд»

Учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой вагон при выходе: «я – первый», «я – второй», «я – третий»

3) «Ответь цифрой»

Учитель показывает картинку с определенным количеством предметов (1, 2, 3), а дети соответствующую цифру.

4) Задачи на смекалку.

У палочки 2 конца. Один конец отпилили. Сколько концов стало?

5) Задание игрового характера.

Детям раздаются карточки с изображением, в первой строчке, допустим, 3 флажков, а на второй строчке двух треугольников.

Задание: Каких фигур больше? Закрась их красным карандашом.

Коррекция внимания, формирование навыков счета.

Коррекция воссоздающего воображения.

44. Счет прямой и обратный от 1 до 3 и от 3 до 1.

Место числа 3 в числовом ряду, соседи числа «3».

1) Игра «Один да один»

Выходит первый ученик: «Я – один». Второй выходит, становится рядом: Один да еще один будет 2. Я «второй». Третий выходит и говорит: «Два да 1 будет 3». Я третий ученик.

Учитель раздает им таблички с цифрами 1, 2, 3. Учитель: «Число 2, назови своих соседей справа и слева».

Потом: «Число 3, назови соседа слева». Потом: «Число 1, назови своего соседа справа».

45. Количественный состав числа 3.

1) Игра «Дополни до 3». Учитель показывает карточку с цифрой 1, дети должны в ответ показать число 2, т.к. 1+2=3; Учитель показывает 1, дети цифру 2.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

46. Составление числа 3 из единиц, разложение числа 3 на единицы.

Игровое задание «Белочка и грибы». Белочка должна сосчитать свои запасы. Вызывается ученик. Он будет белочка.

а) 3 дупла и 3 ореха. Белочка разложила орехи в дупла. В каждом дупле по 1 ореху. Посчитайте орехи. Запишите, как мы считали:

           1+1+1=3

Вызывается к доске второй ученик.

б) У белочки на 3 веточках по 1 грибу. Сколько грибов у белочки? Ученик записывает решение.

           1+1+1=3

Коррекция внимания и логического мышления.

47. Решение примеров на сложение. Запись примеров.

1) Игра «Угадай, сколько в другой руке»

Учитель берет мелкие предметы (камешки, пуговички, фишки, конфеты и т.п. Всего по 3 предмета)

Учитель берет в правую руку, например, 2 пуговички.  И спрашивает ученика: «Сколько пуговиц в левой руке, если всего пуговиц 3».

Ученик должен ответить сколько и в какой руке.

2) Задачи в стихах.

Вот медведица идёт,

Медвежат двоих ведет.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитайте поскорей!

Две клумбы прополола Рита,

И клумбу – друг ее Никита.

Сколько клумб пропололи дети?

Вы клумбы сосчитайте эти.

В семье 2 сына и у каждого есть сестра.

Сколько детей в этой семье?

3) Игра «Помоги Незнайке правильно решить примеры». Изображение Незнайки и примеры, а решил Незнайка

1+1=2          2-1=1          1+1+1=2

Коррекция внимания и мышления.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

1+2=3          2+1=1

Найди ошибки.

48. Решение примеров на вычитание.

1) Игра «Составим поезд» (II варианта)

Дети составили поезд из 3 вагонов.

          1+1+1=3

Затем дети отцепляются по одному в два приёма. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания.

          3-1-1=1

          3-2=1

2) «Цепочка»

а) Учитель бросает мяч ученику и называет пример на вычитание: «2-1», ученик  ловит мяч и даёт ответ.

б) Назови число на 1 меньше. Учитель говорит: «Три», а ученик, ловя мяч: «Два».

Коррекция внимания и логического мышления.

Коррекция вычислительных навыков.

49. Меры стоимости. Размен монет.

1) Игра «Сколько монет в другой руке?»

Играют 2 ученика. Один берет в правую руку, например,   2 р, а в левую – 1 р. Одна ладонь раскрыта. В этой руке 1 р. Сколько рублей в правой руке?

2) Игра «Канцелярские товары»

Изображены на картинках канцтовары и ценники под ними. Дети могут купить что-либо, имея 3 рубля. Покупатели должны вежливо обратиться к продавцу, правильно рассчитать сумму покупки, остаток (сдачу), если есть.

Коррекция навыков счета.

50. Число и цифра «0». Знакомство с цифрой «0». Ноль – отсутствие остатка.

1) Игра «Сколько нас без одного»

Учащиеся из трех человек выстраиваются в ряд.

Учитель: «Сколько вас?»

Дети: Нас трое.

Учитель: Один человек пусть уйдет. Сколько осталось?

Дети: Двое.

Учитель: Еще один пусть уйдёт. Сколько осталось?

Дети: Один.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

Учитель: Пусть еще 1 уйдет. Сколько осталось?

Дети: Нет никого.

Учитель: Т.е. остатка нет. Это нуль. Обозначается цифрой «0».

2) Задача в стихах.

Сидели на лужайке

Четверо серых заек.

Лисичка цап –

Попался зайка!

Сколько осталось?

Скорей узнавай-ка! (0)

3) Закрась цветок.

3

- желтый,

0

- оранжевый,

1

- зеленый,

2

- красный

2+1                3-3             2-1

1+1                1+2            3-1

2-2                 1-1

Коррекция внимания.

51. Число и цифра 4. Место числа в числовом ряду.

1) Игра «Вагончики»

См. выше.

2) «Угадай место игрушки»

На обратной стороне демонстрируемых картинок с изображением игрушек написаны примеры типа 2=1; 1+1; 0+1. На магнитной доске изображена лесенка.

Учитель: «Я предлагаю вам расставить игрушки на лесенке по своим местам. Кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенке»

Коррекция переключаемости внимания, концентрации внимания.

52. Соседи числа «4». Сравнение соседей.

1) Игра «Назови соседей». Учитель бросает мяч и называет число, например, 2. Ученик должен назвать соседей: «1 и 3».

2) Игра «Цепочка»

Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление или вычитание 1. Например: 1+1; или 2+1;

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

или 2-1 и т.п.

ученик, получивший мяч, называет ответ примера и возвращает мяч учителю.

53. Составление числа 4 из суммы двух чисел. Переместительное свойство.

1) Игра «В какой руке и сколько» (I вариант)

Учитель: У меня в двух руках 4 камешка. Угадай, сколько в правой и сколько в левой?

II вариант. Учитель: В правой руке у меня 1 камешек. Сколько камешков в левой руке?

2) Игра «Четвертый лишний»

Учитель выставляет 4 картинки. Одна из них не относится к группе классифицируемых предметов. Дети выбирают 3 подходящие картинки, а про четвертую говорят, почему не подходит.

3) Игровое задание. Обведите овалом пары чисел, сумма которых равна 4

1               2                     0                3

0               2                    1                 4

4) Соедините линией пары чисел, сумма которых равна 4:

   1              3               2

   4             0                1          2

5) Заполните пустые квадратики числами, зная состав числа

                                                                                             

Коррекция памяти и логического мышления.

Коррекция способности устанавливать логические связи и производить обобщения.

Коррекция внимательности.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

54. Решение примеров с неизвестным числом (с «форточкой»)

1) Игра «Помоги Незнайке»

Изображение Незнайки. Примеры, которые решил Незнайка, с ошибками. Надо исправить их.

Коррекция внимания, памяти.

55. Решение примеров на вычитание из числа 4.

1) Игровое задание: По какому правилу составлен ряд  чисел: 4, 2, 0.

2) Игра «Сколько нас без одного».

Учащиеся выстраиваются в ряд (4 человека)

«Нас четыре человека».

Учитель: 1 ученик уходит».

Ученики: У нас три человека.

Учитель: 1 ученик уходит и т.д.

Коррекция логического мышления.

Коррекция внимания.

56. Получение пяти предметов путем присчитывания. Знакомство с цифрой «5».

1) «Угадай место игрушки» Игра (на этапе закрепления)

На обратной стороне рисунков, изображающих игрушки написаны примеры типа  1+1=

2+1=

3+1=

4+1=

(I вариант)

2) Игра «Вагончики» (см. выше)

(На этапе объяснения нового материала)

3) Задачи в стихах.

На большом диване в ряд

Куклы Танины стоят:

Две матрешки, Буратино,

Винни-Пух и Чипполино.

Помоги Танюшке

Сосчитать игрушки.

4) Загадка: Пять братьев годами равные, ростом разные.

5) Игра «Зоопарк». Изображение клеток с разными зверями. «Посчитай, назови нужную цифру». Дети прикрепляют цифру с нужной цифрой.

Развитие навыков вычисления.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

57. Счёт прямой и обратный от заданного числа до заданного. Сравнение соседних чисел.

1) Игра «В шеренгу становись»

а) Учитель раздает детям цифры от 1 до 5. А потом командует: «По порядку в шеренгу становись!». Дети выстраиваются.

б) Потом учитель называет любое число и ученик под этим числом должен назвать соседей справа и слева.

2) Игра «Покажи столько же» (Нужно показать столько пальцев, сколько предметов на предъявляемых ученикам картинкам.

3) «Определи, чего больше». Мелкие предметы: ракушки, пуговицы, камешки, палочки, кнопки, скрепки, горошины и т.п. Количество этих предметов от 1 до 5. Все кучки прикрыты салфетками. Ученик выбирает себе 2 кучки, открывает их и сравнивает, чего больше, чего меньше и на сколько.

Коррекция внимания, сравнения.

Коррекция логического мышления.

58. Составление числа 5 из двух слагаемых. Арифметическое действие сложения.

1) Игра «Добавь до 5». Яблоня с кармашками, куда вставляются яблоки, вырезанные из картона. Учитель вставляет, например, 3 яблока. Задание: «Сколько яблок нужно добавить до 5». Ученик добавляет, составляет пример: 3+2=5.

2) Игровое задание: «Запомни и нарисуй»

а) Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусина была красного цвета, а последняя – самая маленькая.

б) Нарисуй 5 квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синего цвета, а средний самый маленький.

3) Задачи в стихах: Три ромашки-желтоглазки,

Два весёлых василька

Подарили маме дети

Сколько же цветов в букете?

Коррекционно-развивающие задания

  1. нарисуйте кружков столько, сколько предметных

Коррекция внимания и целенаправленности действия.

Коррекция памяти, логического мышления, целенаправленности действий.

Коррекция вычислительных

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

                картинок на наборном полотне (5)

  1. нарисуй квадратов на два больше, чем грибов

                                         (3 гриба нарисованы на доске)

  1. Каких фигур меньше. Закрась их цветным карандашом. (Например 5 флажков и 4 треугольника)
  2. Сколько елочек надо дорисовать, чтобы предметов стало поровну (ёлочки и яблоки).
  3. Назови, какие по счёту мяч, яблоко, кот, рыба, если считать слева направо (На наборном полотне картинки).
  4. Вставьте в кружок числа (1, 2, 3, 4, 5).

                   

  1. Заполните пустые квадратики числами, зная состав числа:

  1. «Направить вагончик». Два вагончика с цифрами 4 и 5. Необходимо распределить другие вагончики с примерами к соответствующим ответам (4 или 5). Примеры: 1+3         2+3           2+2           5-0

                   5-1          3+2           4-0           5+0

навыков.

Коррекция внимания.

Коррекция логического мышления.

Коррекция внимания и памяти.

Развитие умения сравнивать, сопоставлять.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

59. Таблица вычитания из числа 5.

1) Игра «Украсим елку игрушками»

Номера игрушек Дед Мороз и Снегурочка повесили на ёлке, а на доске записали их в виде примеров. Вы должны решить пример и повесить на место ответа.

Пример:    5-1           5-4

                   5-2           5-5

                   5-3

2) Игра «Вагончики»     (II вариант)

                  См. выше

3) Игра «Самый быстрый почтальон»

Учитель раздаёт пяти ученикам по карточке (письму), на обратной стороне которой написан пример на вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают номера домов. Они держат в руке цифры (от 1 до 5) «Почтальоны» должны решить пример и отнести конверт к дому с нужным ответом (соответствующая цифра).

Коррекция целенаправленности действий, внимания.

Коррекция внимания, вычислительных навыков.

60. Решение задач. Выбор арифметического действия. Нахождение остатка.

Задачи в стихах:

а) На лужайке пять цыплят

    Кувыркаются, пищат.

    Вдруг один из них пропал:

    В небо шар его поднял.

б) К серой цапле на урок

    Прилетели 5 сорок.

    Но из них лишь 3 сороки

    Приготовили уроки.

    Сколько лодырей – сорок

    Прилетело на урок?

Коррекция воображения, внимания, памяти.

61. Знакомство с мерой стоимости. Размен монет. Запись наименования.

1) Игра «Магазин «Галантерея»

Различные товары и картинки с товарами. Ценники: 1 р,    2 р, 3 р, 4 р, 5 р. У детей монеты: 2 р, 1 р, 2 р или 5 р.    Дети выбирают нужные товары вежливо обращаются к

Развитие самоконтроля, внимания, развитие речи, пространственной ориентировки.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

продавцу, покупают товар. Расплачиваются, получают сдачу (если это необходимо).

2) Графический диктант.

62. Сложение и вычитание как взаимообратные действия.

1) Игра «Поймай рыбку». Из примера на сложение составь пример на вычитание. Ученик ловит рыбку с примером, например 2+3=5, читает его и если правильно составляет и решает пример на вычитание, то имеет право взять рыбку себе.

Коррекция навыков вычисления.

63. Число и цифра 6. Место числа в числовом ряду.

1) Задачи в стихах:

Пять щенят

Плюс мама-лайка.

Сколько будет?

Сосчитай-ка!

2) Задачи на смекалку: а) Может ли весить 1 кг ведро с картошкой, яблоко, пачка сахара, тетрадь, рыба?

б) Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?

3) Игра  «Числа, стройтесь по порядку»

Учитель раздает числа от 1 до 5. А потом говорит: «Числа, стройтесь по порядку!» Дети строятся.

4) Игра «Вагончики»

Учитель: А теперь вы вагончики. Назовите себя по порядку.

Дети называют: «Я первый», «Я второй» и т.д.

Учитель: «А сейчас мы увеличим количество вагончиков на 1». Учитель вызывает еще 1 ученика.

Учитель: «К пяти добавить еще 1 получится 6» и даёт шестому ученику цифру «6».

Учитель: «А теперь число «6» желает познакомиться со своими соседями». Число 5 называет своих соседей. Число 4 называет своих соседей и т.д.

Коррекция логического мышления.

Коррекция воображения.

Коррекция внимания, мышления

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

64. Состав числа 6. Числовой домик.

1) Коррекционно-развивающие задания

а) заполните пустые квадратики:

>

4

2

=

2

<

>

4

=

5

=

2) вставьте в квадратик пропущенные числа, а в кружочек – знаки действий:

                5            = 6                       5          = 6

  1.           = 6                       1          = 6

3) Обозначьте овалом состав числа 6:

       6 1 5 3 2;     2 3 3 4 5;    1 2 4 5 6;     3 4 5 1 2

Коррекция операции сравнения, внимания.

Коррекция логического мышления.

65. Работа со счетами. Узнавание на глаз двух предметов из группы. Отсчитывание парами.

1) Коррекционно-развивающие задания:

а) раскрась по 2 шара красным, зеленым и синим карандашом.

б) закрась по два предмета (треугольники) разным цветом  (6 шт)

в) напиши пропущенные числа:

     6, … 2, 0                 2, …, 6;   …, 4, 6;  2, 4, …

2) Задача в стихах

Два листика Алёша сам собрал,

Два листика Никита дал.

Два листика Ирина подарила.

Скажите сколько у него

Осенних листиков всего?

Коррекция воображения, развитие вычислительных навыков.

66. Переместительное свойство сложения.

1) Коррекционно-развивающие задания.

Реши пример по образцу:

          

           +          =                                                          +         =

           +         =                                                            +       =

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

  1. Графический диктант.

Коррекция внимания и пространственной ориентировки.

67. Состав числа 6 из единиц. Меры стоимости.

1) Игра «Покупаем канцтовары»

Картинки с изображением канцтоваров и ценники: 1 р, 2 р, 5 р, 3 р, 4 р.

У одних детей 6 монет с номиналом в 1 рубль, у других 3 монеты по 2 р; у третьих: 1 монета в 5 рублей и монета в 1 р. Правила игры те же, что выполняются при ранее проведенных играх «Магазин».

Коррекция внимания, памяти.

68. Сложение и вычитание - взаимообратные действия

1+5=6

5+1=6

6-1=5

6-5=1

1) Игра «Математическая рыбалка»

На картонных рыбках-фигурках написаны примеры на сложение. Ребенок «поймает» рыбу в том случае, если из этого примера на сложение составит пример на вычитание.

2)  4+2=6 ;    3+3=6 ;   2+4=6 ;    1+5=6 ;     5+1=6

     3+2=5 ;    4+1=5

3) Задачи в стихах:   В шкафу на полочке 6 книг.

                                  Я прочитала 2 из них.

                                  Сколько книг еще читать.

                                  Вы это можете сказать?

69. Решение примеров. Чтение примеров и его результатов.

1) Игра «Самый быстрый почтальон»

Учитель раздаёт пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети за партами изображают номера домов (от 1 до 6). Почтальоны решают примеры и отдают «письмо» в соответствующий дом.

2)  Игра «Украсим ёлку игрушками»

На ёлке развешаны номера игрушек, а на доске записали их в виде примеров. Например: 2+4; 3+3; 1+5; 6-4; 6-3 и т.д.

Учитель показывает пример, ученик, решив этот пример, вешает рисунок игрушки на соответствующий номер.

Коррекция внимания.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

3) Игра «Математическая рыбалка». На магнитной доске крепятся 10 рыбок, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске. Они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример и решают. Если решил, значит, поймал. Решил не правильно, значит, рыбка «сорвалась» с крючка. Выходит следующий ученик и рыбалка продолжается.

Коррекционно-развивающие задания.

1) вставьте в квадратики такие числа, чтобы записи были верными:

    3<       >4          2<      <5               6>     >2

2) составь и реши примеры, используя арифметические знаки (+, -)

    6, 4, 2;     6, 3, 3;       1, 5, 6;       2, 3, 5.

3) Игра «Математическая лесенка». Кто быстрее?»

Схематическое изображение лесенки (Можно спускаться, можно подниматься). На каждой ступеньке пример. Нужно решить пример и подняться на следующую ступеньку.

Выходят два ученика и решают примеры. Кто первый и правильно решил, тот и победил.

Коррекция навыков вычисления.

Коррекция операции анализа и синтеза.

Коррекция навыков вычисления.

70. Число и цифра 7. Получение путём присчитывания.

     Графический диктант.

1) Игра «Курица и цыплята» (см. выше)

2) Игра «Подарки Петрушки».

На рисунках различное количество шаров. На первой картинке 1 шар, на второй – 2, на третьей – 3, на четвертой – 4, на пятой – пять, на шестой – шесть.

Дети составляют примеры вида: 2+1, 3+1, 4+1 и т.д.    Затем шары улетают по одному, дети составляют примеры на вычитание.

3) Игра «Лучший счётчик»

Учитель размещает на доске рисунки с разным количеством предметов.

Коррекция пространственной ориентировки.

Коррекция навыков вычисления.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

Дети должны по предъявлении картинки показать карточкой количество предметов.

4) Игра: «Цифры рассыпались». Карточки с цифрами перемешаны. Вызванный ученик выкладывает цифры по порядку. Дети делают это у себя на столах.

5) Игра «Зоопарк». Посчитать, сколько в клетке животных и поставить нужную цифру.

Коррекция внимания.

71. Соседи числа 7. Знаки отношений.

1) Игра «Составим поезд» (1 вариант) (см. выше)

Образование числа 7. Соседи числа 6. Соседи числа 7.

2) Коррекционно-развивающие задания: Нарисуй 7 грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого, чтобы лежал лист, а средний был самый маленький.

Коррекция переключаемости внимания, памяти.

72. Состав числа 7. Числовой домик.

1) Игра «Белка и запасы»

     Ученик должен разложить 7 шишек (орехов, грибов, желудей) в два дупла и проговорить свои действия.

2) «Направьте вагончик к нужному поезду».

Два паровозика с числами 7 и 6. Вагончики с написанными на них примерами (сложение в пределах числа 7)

3+4 ;   2+5 ;   1+6 ;   1+5 ;   4+2 ;   4+3

3) Коррекционно-развивающие задания.

  Заполните пустые квадратики числами, зная состав числа:

4) Впиши в пустые клеточки числа

4+

           7

6+

3+

        

5+

Коррекция распределения внимания.

Коррекция вычислительных навыков и памяти.

Коррекция мышления.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

5) Нарисуй 7 облаков разного цвета и размера, так, чтобы 4 облако было синего цвета, последнее – самое маленькое, а из второго – идёт дождь.

6) Дорисуй необходимое количество точек до 7: к четырем точкам, к трём точкам, к двум точкам, к пяти, к одной, к шести. Точки нарисованы в одной половине прямоугольника. Во второй части его надо дорисовать необходимое количество точек.

73. Решение примеров в два действия.

1) Коррекционно развивающие задания. Вычислите и расшифруйте слово:

7-5+1=

д

3+1+2=

а

1+6-2=

н

7-6+3=

и

6-4-1=

р

5+1-4=

о

2) Дидактическая игра «Капитаны»

На магнитной доске учитель размещает изображения, например, 6 пароходов и записывает под каждым пример вида: 5-2     7-6 ;    3+3    3+2. Справа от рисунков он закрепляет ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и пишет под ними «Пристани». Курс каждого парохода зашифрован примером, а его пристань номером. Каждый «капитан» должен определить «курс движения», а потом «причалить» свой пароход к нужной «пристани». Кто раньше «причалит» пароход, тот лучший капитан.

3) Учитель пальцем пишет на ладошке ученика пример на сложение или вычитание. Ученик даёт ответ.

Коррекция внимания, распределения, распределение внимания и концентрации внимания.

Коррекция внимания и вычислительных навыков.

Коррекция восприятия.

74. Решение задач на сложение (В вопросе слово «стало»).

1) Задачи в стихах

Две картинки у Галины,

А у Лидочки их пять.

Все картинки без запинки

Постарайтесь сосчитать.

5 синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке?

Коррекция внимания, навыков устного вычисления.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

Ветер дунул - лист сорвал,

И еще один упал,

А потом упало пять.

Кто их может сосчитать?

У меня в руках покупка

Шесть ножей и мясорубка.

Сколько я принёс предметов?

Вы скажите-ка об этом?

2) В вазе было 2 груши, 3 яблока. Объясните, что можно:

а) узнать, выполнив действие:  2+3

    В коридоре стояли 4 девочки. К ним подошли еще две. Объясни, что можно узнать, выполнив действие:   4+2

3) Придумай условие задачи на сложение. Поставь вопрос. Начинай так:

а) «Бабушка испекла сначала 4 пирожка…»

б) «Коля нашел 3 гриба, потом…»

Коррекция аналитического мышления.

Коррекция логического мышления.

75. Решение задач на нахождение остатка.

1) Задачи в стихах.

Нарвал букет Алёша

А было в нём семь роз.

Он красные три розы

Учителю принёс.

Ответьте, детки, на вопрос:

Теперь в букете сколько роз?

На тарелочке семь слив,

Вид их очень уж красив.

Съел 4 сливы Павел.

Сколько мальчик слив оставил?

2) Объясни, что можно узнать из условия: у зайчика было 7 морковок. Он сгрыз 3 морковки. Поставь вопрос. Реши задачу.

3) Игра «Попади в цель».

Круг с уменьшающимися кругами в количестве 6. В самом центре маленький круг. Внутри запись «-2». На окружностях точки с цифрами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Составь пример на вычитание и реши пример.

Развитие вычислительных навыков.

Коррекция логического мышления.

Развитие навыков вычисления.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

76. Знакомство с цифрой «8». Место числа в числовом ряду.

1) Игра «Что изменилось»

Слева на магнитной доске 7 помидоров. Справа – 8 помидоров.

Слева 7 груш (рыбок). Справа 8. Дети определяют, что изменилось, количество предметов.

2) Игра «Составь поезд» (см. выше)

3) «Обозначь цифрой». Дети считают на предъявленных учителем карточках количество предметов и обозначают цифрой.

4) Прочитай пословицу. Поставь цифры в порядке возрастания

    4           6           8          2            1           7            5          3

(Раз солгал, навек лгуном стал)

5) Игра «Лучший счётчик» (см. выше)

Коррекция внимания, зрительного восприятия.

Коррекция распределения внимания.

77. Состав числа «восемь».

1) Коррекционно-развивающие задания

а) Обозначь овалом состав числа 8

4          7;  1 7 3 6;  2 3 5 1;  4 4 6 7;  8 5 2 6;  8 7 1 2;  6 2 5 4

б) По какому принципу составлен ряд чисел?

       8, 6, 4, …;         2, 4, …;          8, 7, …, …, …, …, …, 1

2) Игра «Цепочка»

    Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на сложение или вычитание в пределах 8.

3) Игра «Математическая рыбалка» (см. выше)

4) Игра «Самый быстрый почтальон» (см. выше)

Коррекция логического мышления.

78. Решение примеров. Переместительное свойство сложения.

         Коррекционно-развивающее задание.

1) Предметные картинки: 3 синих мяча и 5 красных. Разбей мячи на группы по цвету. Каких мячей больше, каких меньше и на сколько? Составь 2 равенства на сложение и

Коррекция мыслительных операций сравнения, обобщения.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

два на вычитание.

2) Задачи в стихах.

Принесла с базара мама

Слив 4 килограмма

А потом опять пошла,

Столько же слив нам принесла.

Сколько вся покупка весит?

Кто скорее всех ответит?

3) Игра «Что изменилось?

Слева на наборном полотне 2 огурца и 6 помидоров, а справа 6 помидоров и два огурца.

Составь два примера по этим предметным картинкам.

4)  Задачи в стихах

Семь грибов нашёл Вадим,

А потом еще один.

Вы ответите на вопрос:

Сколько он грибов принёс?

5) У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

6) Дети встали друг за другом. Оля заметила, что впереди нее 4 человека, а позади – 3. Сколько всего детей?

Коррекция логического мышления.

Коррекция логического мышления, вычислительных навыков.

79. Геометрические фигуры и тела.

      Коррекционно-развивающие задания.

1)  а) раздели квадрат одной линией на 2 треугольника;

     б) одной линией на 2 прямоугольника;

     в) двумя линиями на 4 квадрата;

     г) двумя линиями на 4 треугольника.

2) Чертёж прямоугольного треугольника.

Проведены 2 высоты из двух сторон, образующих прямой угол.

Вопросы: 1. Сколько здесь треугольников?

                 2. Сколько здесь четырехугольников?

Коррекция пространственной ориентировки, зрительного восприятия, логического мышления.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

80. Число и цифра 9.

1) Игра «Составь поезд» (см. выше)

2) Игра «Курица и цыплята» (см. выше)

3) Игра «Подарки Петрушки» (см. выше)

4) Игра «Лучший счётчик» (см. выше)

5) Задачи в стихах

8 ромашек Коля сорвал.

Еще 1 ромашку Петя ему дал

Скажите, сколько же всего

Ромашек стало у него?

Коррекция памяти.

Коррекция внимания.

Коррекция вычислительных навыков

81. Место числа в числовом ряду. Счет тройками.

       Коррекционно-развивающие задания.

1) Раздели на 3 группы. На магнитной доске изображения девяти разных предметов, которых можно разделить на 3 группы. Например, овощи, фрукты, учебные принадлежности. Дети разбивают на группы и считают по 3 (3, 6, 9;  3+3+3=9)

Коррекция логического мышления.

82. Составление числа 9 из двух слагаемых. Таблица сложения.

1) «Добавь до 9». Игровое задание.

На магнитную доску вывешиваются предметные картины по 2, 3, 4, 5, 6 предметов. Справа добавляется необходимое количество предметов, составляют пример и записывают. За правильно составленный пример – очко.

  1. Игра «Кто первым доберется до финиша?»

- 3

+4

6+

3+2

       9

+3

- 2

6+

Коррекция памяти, операций анализа и синтеза.

Коррекция вычислительных навыков.

83. компоненты сложения. Решение примеров на сложение.

1) Игра «Солнечный лучик» (Вставь неизвестное число)

Три круга разного диаметра один в одном. В центральном круге «солнышне» - находится число, к которому нужно прибавить неизвестное число во втором круге. От центрального круга отходят восемь лучей пересекающих два следующих круга.

Коррекция вычислительных навыков, памяти, внимания.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

В секторах большого круга находятся ответы. Необходимо в секторах второго круга написать неизвестное число.

2) Игра «Капитаны» (см. выше)

3) Игра «Самый быстрый почтальон» (см. выше)

Коррекция внимания, памяти.

Коррекция вычислительных навыков.

84. Решение примеров на вычитание. Компоненты вычитания.

1) Игра «Сколько осталось там?»

   В мешочке 9 предметов (косточки или шишки и т.п. предметы)

Ученик вынимает из мешочка несколько предметов и говорит, сколько осталось.

2) Игра «Солнечный лучик». В центральном круге цифра со знаком «-» минус.

3) Коррекционно-развивающие задания:

а) уменьши на 2 (3) : 8, 2, 4, 3, 5, 6, 7, 9

б) закрасьте цветок.

в) «Волшебная яблоня» Игра.

  Изображение яблони с кармашками для яблок. Яблоки вырезаны из бумаги. С обратной стороны яблок написаны примеры на вычитание. Ученик решает пример. Если правильно решает, то яблоко оставляет себе.  

Коррекция логического мышления.

Коррекция вычислительных навыков, памяти.

85. Число и цифра 10. Получение числа 10. Место числа в числовом ряду.

1) Игра «Угадай место игрушки»

    На магнитной доске изображена лесенка. Учитель: «Я предлагаю вам расставить игрушки на лесенке, по своим местам. порядковый номер каждого рисунка записан на его оборотной стороне в виде примера. кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенке."

2) Игра «Цепочка»

   Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление (или вычитание). Учитель решает в уме, называет ответ и возвращает мяч.

3) Игра «Составим поезд» (см. выше)

Коррекция логического мышления.

Коррекция внимания, памяти.

Коррекция вычислительных навыков.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

4) Задачи в стихах

Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек:

«Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай!

                      Задачи на смекалку.

5) Летело 10 уток. Одна решила не улетать и спустилась на землю. Сколько уток осталось?

6) На подоконнике лежало 10 зеленых помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?

7) Игра «Вагончики» (см. выше)

Коррекция внимания, памяти, воображения.

Коррекция внимания.

Коррекция внимания.

86. Состав числа 10. Числовой домик. Образование десятка.

1) Задачи в стихах

Картошки много накопали:

Здесь 5 мешков, там тоже 5.

Так сколько же мешков собрали?

Кто мне поможет отгадать?

В двух коробочках у Нади

Три и семь карандашей.

Сосчитать их Наде надо.

Помогите, дети, ей!

2) Игра «Белочка и грибы» (см. выше)

3) «Цепочка» (см. выше)

4) Обозначь овалом состав числа 10

2            4 1;     4, 3, 9, 1, 2;     6, 4, 5, 1, 2;      7, 6, 5, 2, 8

5) Игра «Добавь до 10» (см. выше)

6) Игра «Математическая рыбалка»

7) Игра «Волшебная яблоня» (см. выше)

Коррекция воображения, внимания и памяти.

Коррекция логического мышления.

Коррекция внимания, вычислитель-ных навыков.

Коррекция внимания, вычислительных навыков.

Коррекция вычислительных навыков, памяти.

Тема

Игры. Игровые задания.

Коррекционные цели

87. Таблица вычитания из числа 10.

1) Игра «Что изменилось?» (см. выше)

2) Игра «Угадай, сколько осталось в корзине?»

    В корзине 10 шишек. Ученик забирает по указанию учителя, например, 3 шишки и отвечает, сколько осталось.

3) Игра «Кто быстрее спустится со ступенек»

   Изображение ступенек, под ними примеры на вычитание. Если ребенок правильно решает пример, то спускается на нижнюю ступеньку.

4) Задачи в стихах:

Постирали мама с дочкой

Десять носовых платочков.

Шесть подсохло – гладить их.

Сколько штук еще сырых.

Ежик по грибы пошёл

Десять рыжиков нашел.

Восемь положил в корзину,

Остальные же – на спину.

Сколько же – на спину.

Сколько рыжиков везёшь

На своих иголках ёж?

Ниночка рисует дом,

Очень много окон в нем.

Тут их шесть, четыре там.

Посчитай все окна сам.

Коррекция логического мышления.

Коррекция внимания, памяти.

Коррекция воображения, памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

задания олимпиадного характера по математике для четвероклассников

Задачи, геометрические задания, кроссворд олимпиадного характера для выпускников начальной школы....

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...

Сборник разноуровневых заданий по теме «Внетабличное умножение и деление» как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3 класса на уроках математики

Сборник включает в себя разноуровневые занятий по теме «Внетабличное умножение и деление», которые направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 ...

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий....

Развитие познавательных процессов младших школьников через применение игровых технологий

.Игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и психологических исследований, поскольку игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи ...

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола  "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...