Конспект кружкового занятия "Народные промыслы"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Павленко Дарья Витальевна

Народные промыслы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx252.17 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

     

Конспект кружкового занятия

проведенного 20.04.2017 г. в 3 «В» классе,  

обучающимися 31 группы

Сергиенко Оксаной Владимировной и Павленко Дарьей Витальевной

Тема: «Народные промыслы края»

Учитель    Ситникова Л.А.  (_______________)

Методист Сафонова Л.А.(________________)

Оценка      _____________

Кружок: Мой край

Тема: «Народные промыслы края»

Дидактические цели: расширить знания учащихся о народных промыслах родного края.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: создание условий для смысловой ориентации обучающихся и нравственно-этнического оценивания;

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи;

Познавательные УУД: способствовать умению структурировать знания; умению анализировать и синтезировать новые знания;

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Материально-техническое обеспечение: презентация.

Класс: 3

                                       

Сценарий занятия.

  1. Мотивация (самоопределение) к деятельности.

1)приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Напомню, меня зовут Оксана Владимировна.

- А меня Дарья Витальевна.

-Сегодня, мы проведем у вас занятие.

2)Создание эмоционального настроя.

- Мы очень рады вас видеть. Желаем вам успехов и хорошего настроения.

  1. Актуализация и пробное действие.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите?

-Давайте подумаем, чем могли заниматься наши предки в свободное от работы время, с целью украшения своего жилища, предметов быта, одежды и др.?

-Какие еще функции, кроме украшения, выполняло декоративное искусство того времени?

-Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались самые разнообразные: дерево, жесть, ткань, глина, береста, фарфор. Давайте вспомним некоторые из художественных промыслов:

Загадки:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... (матрешка). 

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой. 

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца! 

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня!

Дымковская игрушка. 

-Давайте же подумаем, о чём сегодня мы будем говорить на занятии?

-Как будет звучать тема нашего занятия?

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел».

Ну, а более конкретное определение промысла можно найти в словаре у В. Даля: «Промысел – действие промышляющего что-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков». В современном осмыслении промысел – это возможность заработать деньги помимо основного заработка.

  1. Реализация проекта занятия.

-Одна из особенностей Белгородских земель-появление украинских поселений на нашей территории . Это обусловило первоначальное культурное единство жителей южной части Древнерусского государства. Общие корни особенно ярко проявляются в народной одежде Белгородчины.

Процветали известные в далеком прошлом художественные промыслы: ручное ткачество, вышивка, изготовление кукол из текстиля, ковроделие.

В развитии народных промыслов нашей области ощутимо влияние географического положения и природных ресурсов нашего края.

-Развивался такой художественные промысел, как народная художественная вышивка

Вышивка Белгородчины при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждом районе она имеет свои отличия и особенности цветовой гаммы и вида орнамента. Несмотря на то, что преобладал чероноузорный орнамент, в некоторых сёлах в вышивку добавляли красный цвет.

FB8E9BF1 74B13DD DEFA8494 966ECF49

DE653E73 9A8E1245

Ковроделие в Белгородской области зародилось в XVI - XVII вв., а промысел сформировался уже в XVIII в. Многие последователи данного вида искусства выполняют безворсовые ковры с ярким цветочным орнаментом. Для них характерна продукция с крупными, решенными объемно цветочными мотивами-роза, мак, тюльпан. Они выполняются в розово-красном цвете, который очень четко выделяется на черном фоне.

В начале XX века данный промысел развивался особенно бурно. Яркие изделия пользовались необычайно большим спросом у разных слоев населения. Их вешали на стены, стелили на пол, ими покрывали повозки. Не случайно отдельные виды продукции так и назывались «санные».

Безворсовые изделия, старинные и современные, выполнены в счетной паласной технике, на ручных вертикальных станках. Современные мастера вносят много нового и в художественно-стилистическое решение продукции, и в процесс ее изготовления. Большая часть ковроделия выполняется теперь по шаблону. Это позволяет воспроизводить не только орнаментальные, но и сложные тематические композиции.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b1e66d8fa37072448a9505ece74dfb68&n=33&h=215&w=239 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=25e132520b61c74660014b0ccdb47c38&n=33&h=215&w=358

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=82e3e1a75c830fd2df0c11ce32d79e66&n=33&h=215&w=349 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=343c7803efe65d3314585b1b1bdbfb56&n=33&h=215&w=347

Развивался гончарный промысел, сложилась традиционная глиняная игрушка нашего края. Большую известность получила Старооскольская глиняная игрушка. Повсеместно использовались изделия из дерева, которые щедро украшались росписью либо резьбой. Особой прочностью отличались кованые изделия.

Красотой и изяществом поражают работы наших мастеров, выполненные в технике бисероплетения.

- Во все времена глиняная игрушка была на особом счету. Она радовала глаз, волновала сердце. В глиняной игрушке были показаны люди с их выразительными чертами лица, типом одежды. Животные и птицы занимали в этом ряду свое особое место, обладая неповторимыми чертами, обликом, пластикой. Помимо любованием космосом природы, человек придал глиняной игрушке функциональное назначение. Она превратилась в музыкальный инструмент – свистульку, достаточно часто использовавшуюся.  Сегодня сфера бытования глиняной игрушки не так широка. Традиционно ее можно увидеть в музеях. 
-А сейчас внимание на экран. На нём вы видите ремесленную карту Белгородской земли 19 века. Давайте внимательно рассмотрим карту и по условным обозначениям определим, в каких районах нашей области занимались изготовлением глиняной игрушки. 
- Верно, это Старый Оскол, Белгород, Слобода, Борисовка. 

-Сегодня мы расскажем про одни из них.

Борисовская глиняная игрушка:

-На Белгородчине глиняной игрушкой издревле славилась Борисовка. 
Несмотря на то, что поселок окружен плодородными землями, основным занятием местных жителей было не сельское хозяйство, а различные виды промыслов и ремесел. В конце XVIII – начале XIX века в Борисовке насчитывалось около 40 видов различных кустарных промыслов, среди которых особое место занимал один из древнейших – гончарный промысел и искусство глиняной игрушки. Глиняная игрушка – побочное занятие гончаров. Появлению здесь глиняной игрушки способствовала сама природа – естественная кладовая для глиняного сырья. Здесь были большие залежи глины, которая подходила по своему составу и дала основу для развития и посуды и глиняной игрушки.  До нас дошли имена двух мастеров-игрушечников: Михаил Иванович Моргун (1910 г. р.) и Петр Ефимович Ткаченко (1912 г. р.). Каждый мастер лепил игрушки по-своему. Были здесь бабы, мужики, лошади, коровы, петухи, собаки, зайцы – животные, окружавшие крестьян в их повседневной жизни. 
-М.И. Моргун – уроженец Борисовки. Гончарным промыслом занимался с 9 лет. С детства лепил и игрушки. Это были простые по форме женские фигурки – барыни, всадники на конях, а так же различные звери и птицы, выполненные так, что друг от друга они отличаются лишь моделировкой головы. Конь – с острыми торчащими вверх ушами, баран – с рогами-улитками, олень – с венчиком в виде цветка, символизирующим рога. Мелкие игрушки-свистульки, выполненные Михаилом Ивановичем, напоминают по форме клеповские (Воронежская обл.) Они стоят на трех точках опоры: две передние ноги в виде небольших бугорков и хвост-свисток. Силуэт такой игрушки легко вписывается в равнобедренный треугольник, поставленный на один из катетов. 
П.Е. Ткаченко - уроженец сумской области. Его искусство правильней было бы отнести к украинскому, хотя родное село он покинул еще в 1931 году. П. Е. Ткаченко прошел школу мастерства по гончарному ремеслу под руководством своего отца и старшего брата. Гончарством занимался с 11 лет. Мастер лепил глиняные дудки-игрушки, зайчиков, петушков, свинок, лошадок.
Любимые сюжеты борисовских мастеров – домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу. 

-Также, Широкую известность слободе Борисовка принес иконописный промысел, который начал развиваться в 18 веке.

Ещё в 1714 году из Петербурга в Борисовку был прислан «маляр» Игнатьев для обучения местных жителей иконописному ремеслу. В зависимости от рода занятий художники делились на «личкунов» и «красочников». К первым относились те, кто писали только лица и руки, ко вторым – писали икону целиком. Первых, т. е. личкунов было немного, около 50, из которых высокого класса лишь 4. Икон ежегодно изготовлялось около трёхсот тысяч. До начала 20 века обучение промыслу было на дому, т. к. работали иконописцы дома.

Надо заметить, живописцы не придерживались традиций иконописи. Сюжеты на библейские темы изображались обычными приёмами живописи. Святых старались изображать в виде красивых людей в нарядных одеждах. Писавший икону пытался показать мир, который он видел, или хотел видеть таковым. Он не стремился к изображению каких-либо символов. Иконам была присуща декоративность, что особенно проявлялось в украшении большей плоскости икон разного рода цветами или орнаментальными композициями. Цвета использовались яркие. Художники любили изображать святых: Иоасафа, Георгия Победоносца, Богородицу.

Старооскольская  глиняная игрушка:

-История Старооскольской глиняной игрушки уходит в далёкие времена-к основанию города-крепости Оскол, который был заложен в 1593 году. А уже в 1615 году согласно дозорной книге разрядной росписи в городе работали 3 гончара. Развитию гончарного промысла способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду, лепили «мелочь» — свистульки и забавные фигурки.

Мастеров-игрушечников в Старом Осколе не считали гончарами. Гончары их называли немного пренебрежительно – «свистюлишники». С середины ХIХ века  появились в городе игрушечники-ремесленники, т.е. люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили». Как правило, это были женщины из гончарных семей, мужья которых умерли или по состоянию здоровья не могли работать так, чтобы прокормить семью. 

Старооскольские мастера-игрушечники   использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть  белую, красную, синюю, желтую и бежевую.

В конце XX века при раскопках в слободе Казацкой был найден клад глиняной игрушки. Основные игрушки клада: дамы, коники, бараны, казаки на коне, медведи, коровы, птички, собачки (очень напоминали фабричную игрушку из целлулоида начала ХХ века).

На Всероссийской выставке «Народное гончарство России» в 1987 году впервые появились нарядные старооскольские глиняные игрушки. Наша игрушка попала в различные каталоги как один из двадцати сохранившихся  российских промыслов глиняной игрушки, и узнала о ней вся страна.

Игрушка сегодня

В апреле 2007 г. был создан клуб любителей старооскольской глиняной игрушки. Участниками клуба являются и дети, и молодёжь, и люди среднего возраста, в основном учителя рисования общеобразовательных школ города. Задача клуба возродить утрачиваемые традиции для будущих поколений, обучить новых мастеров для того, чтобы не дать в дальнейшем угаснуть этому промыслу.

  1. Включение в систему знаний и повторения.

-игру сюда не вставишь

VII.Рефлексия занятия и самооценка деятельности.

- Вот и подошло к концу наше знакомство с народными промыслами нашей области.

- Назовите промыслы, с которыми мы познакомились.

- Нам было приятно с вами работать, наше занятие окончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект кружкового занятия. Кружок народные игры.

Конспект кружкового занятия. Кружок "Народные игры"...

Конспект по кружковой работе с элементами развлечения в средней группе по нетрадиционным техникам рисования.

Цель: вызвать у детей интерес к занятию, создать радостную, доброжелательную атмосферу.Задачи:1.    Развивать умения узнавать и называть цвета: зеленый: светлый и темный, коричневый, се...

Конспект кружкового занятия по изобразительному искусству "Граттаж"

Конспект кружкового занятия по изобразительному искусству "граттаж"...

Конспект урока "Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация" ("Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с особенностями городецкой росписи и её историей;закрепить умения работы с шаблонами;выполнить изделие кухонная доска на основе аппликации с элементами &l...

Конспект занятия «Народные промыслы». Изделие: «Матрёшка» в технике обрывной аппликации»

Цели деятельности: формирование у дошкольников представление о народных промыслах;формирование умения и навыков при работе с бумагой; выполнить изделие «Матрешка».Планируемые результатыПре...

Конспект кружкового занятия по художественному труду "Цветок для мамы"

Конспект кружкового занятия по художественному труду "Цветок для мамы"...