Конспект урока "Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация" ("Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по технологии (2 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:

  • знакомство учащихся с особенностями городецкой росписи и её историей;
  • закрепить умения работы с шаблонами;
  • выполнить изделие кухонная доска на основе аппликации с элементами «Городецкой росписи».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 2 октября 2018г., вторник

Школа: МАОУ СОШ №148

Класс: 2 «м»

Кабинет: 212

Время: 16:10-16:50

ФИО учителя: Шилова Н.А.

ФИ студента: Гурьянова А.

ФИО методиста: Бондарь Е.Б.

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Тема: «Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация.»

Изделие: кухонная доска «Городецкая роспись»

Цели деятельности учителя:

  • знакомство учащихся с особенностями городецкой росписи и её историей;
  • закрепление умения работы с шаблонами;
  • выполнение изделия кухонная доска на основе аппликации с элементами «Городецкой росписи».

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • применять навыки работы с бумагой, разметки деталей изделия по шаблону;
  • составлять композицию на основе аппликации;
  • выполнить орнамент по мотивам городецкой росписи.

Личностные:

  • осознавать личностный смысл учения;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование:  учебник: рабочая тетрадь 2 класс Роговцев Н. И. УМК «Перспектива», презентация,  картон, ножницы, клей, образец изделия.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок технологии у вас проведу я.

- Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Словесный:

учебный диалог

Словесный:

учебный диалог

3 мин

- Сегодня  мы с вами начинаем  изучать народные промыслы.

- Ребята, какие народные промыслы вы  знаете?

- Как вы думаете, а существуют ли другие промыслы? 

-  Может быть, кто-то уже догадался, что мы узнаем на уроке? 

- Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с новым видом  народного промысла — с городецкой росписью.

- Над какой темой мы с вами сегодня поработаем?

- Знакомо ли вам такое понятие?

- Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом? 

 - Давайте  попробуем сформулировать цели  урока.

- Сейчас я вас приглашаю отправиться ненадолго в  сказку, которая называется «В гостях у городецких мастеров».

Слушают учителя

 - Золотая хохлома, Дымково

- Думаем, да, существуют

- Наверное, мы поговорим и других росписях

Слушают учителя

- Мы будем изучать тему: «Городецкая роспись»

- Нет, не знакомо

- Мы узнаем, что такое «Городецкая роспись» и познакомимся с её особенностями

Слушают учителя

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: целеполагание

Р: планирование

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений

3 мин

 - Давным-давно, в стародавние времена,  на берегу  Волги  был  основан   славный  город  Городец. По преданию, основал его в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.  Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. И относится он сейчас к Нижегородской области.

   Рядом с г. Городец раскинулось много маленьких деревенек, мастера которых очень славились по всей  округе. Там  издавна  мастера  занимались  резьбой по дереву.

 - Леса давали дешевый  материал - древесину, из которой  делали все: детские игрушки, посуду, мебель и даже корабли. А чтобы изделия мастеров получались более красивыми, они решили научиться  расписывать  их  красками.

- Что же расписывали  и  изображали  городецкие  мастера?

Сначала Городецкие умельцы научились украшать  своими рисунками  прялки. Они  изображали  на  них  весёлые сценки  из жизни и украшали их узорами из цветов.

Позже  стали  расписывать  мебель  и  предметы  быта.

Мастера  из  Городца  сотворяют  чудеса:

доски и ложки, бочонки и плошки,

Тарелки и скалки –

Хозяйкам подарки.

- Каковы же особенности  Городецкой  росписи?

Диковинные  птицы  тянут  в  небо свои крылья.

А игривые лошадки нам кивают головою.

А в узорах  есть цветы небывалой красоты.

Их в букеты собирают, яркой краской украшают,

К ним листочки добавляют,

Белой  краской оживляют.

Некоторые  изделия  расписаны  сюжетными  картинками. Мастера  изображают прогулки  кавалеров с  дамами,

лихих  всадников  на коне, сцены чаепития  в домах.

- Сейчас мы  с вами немного отдохнём. Встаём все.

На болоте две подружки, (основная стойка)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания)

Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину))

Ножками топали, (ходьба на месте)

Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши)

Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево)

И обратно возвращались.

И тихонечко сели на свои места.

Слушают рассказ учителя

Просматривают иллюстрации

Отвечают на вопрос

Слушают рассказ учителя

Просматривают иллюстрации

Отвечают на вопрос

Слушают рассказ учителя

Просматривают иллюстрации

Слушают рассказ учителя

Просматривают иллюстрации

Слушают учителя

Повторяют движения за учителем

Выполнят физические упражнения

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

10 мин

- Что вы узнали  о происхождении городецкой росписи? Где она зародилась?

- Что украшали такой росписью, какие предметы? 

- А какой материал использовали для создания этих предметов быта?

- Что городецкие мастера изображали на своих работах?  

- Какие основные краски используются в городецкой росписи?

- Важной особенностью городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов — розана  и купавки. Посмотрите на доску.

- Чтобы превратиться в таких умельцев, я  вас приглашаю отправиться в  нашу мастерскую, чтобы освоить Городецкую роспись и сделать вот такую разделочную доску 

- Какова форма изделия? 

- Что представляет собой орнамент, выполненный на доске?

- Как расположены элементы, другими словами — какова композиция? 

- Назовите используемую технику выполнения изделия.

- Какие используются материалы? 

- Где возможно применение изделия?  

- Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил своё развитие в деревнях близ города Городца

- Росписью украшали крестьянские прялки,  лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики

- Дерево

- Мастера городецкой  росписи изображали прогулки людей, сцены чаепития, кареты, всадников, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы

Слушают учителя

- Форма разделочной доски

- Растительный: купавки, листики  и птица

- Птица в центре, по краям растительный орнамент

- Аппликация

- Картон для основы доски, цветная бумага для элементов композиции

- Для украшения кухни

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: самостоятельное создание способов решения проблем

5.

Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

1. Организуй  своё рабочее  место.

2. По шаблонам  вырежи из  цветной   бумаги  цветы  и  листья.  

-Что нужно помнить при разметке? 

3. На детали  доски  раскрась  изображение  птицы (чёрным и синим цветом; шапочка - красная)

4. Склей  элементы  росписи.

5. Составь  композицию. Только после того, как все детали будут разложены вами на основе — доске, составляя вместе целостную композицию, можете приклеить детали к  основе, помня о правилах работы клеем.

5. Оформи  изделие (отделка - белая).

- Какие  инструменты нам  понадобятся? 

Слушают план работы

- Экономно используй бумагу; размечай  на обратной стороне листа

Слушают учителя

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: самостоятельное создание способов решения проблем

управление поведением партнёра

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

10 мин

- И прежде, чем  приступить  к  работе, вспомним  правила  работы  ножницами.

- Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

1.   Перед работой проверь исправность инструментов.

2.   Работай ножницами только на своём рабочем месте.

3.   Следи за движением лезвий во время работы.

4.   Ножницы клади кольцами к себе.

5.   Подавай ножницы кольцами вперёд.

6.   Не оставляй ножницы открытыми.

7.   Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

8.   Используй ножницы по назначению.

Вместе с учителем вспоминают правила техники безопасности

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Над какой темой мы с вами сегодня работали?

- Какую цель мы ставили на урок? Поднимите руку те, кто её достиг.

- Что нового вы узнали на уроке?

 

- Чему научились?

 - Было ли сложно? Почему?

- Достигли ли мы поставленных целей?

 Отвечают на вопросы

- Мы работали над темой: «Городецкая роспись»

- Наша цель: узнать особенности Городецкой росписи

- Научились выполнять аппликации

- Мы достигли поставленных целей

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

4 мин

 Выставка готовых работ.

Критерии оценивания готовых работ:

  • аккуратность
  • законченность
  • правильность
  • самостоятельность
  • креативность

- Первый ряд, выходит и показывает нам свои работы, теперь второй, третий.

- Спасибо.

- Какова была цель данного урока?

- Чему научились? Понравилось?

- Пригодится в жизни ли вам это в жизни?

- Вы сегодня замечательно потрудились.

- Какое настроение у вас в конце урока?

- Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Делают выставку

- Наша цель: узнать особенности Городецкой росписи

- Да, пригодится

Слушают учителя

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока

Слайд 3

Тема урока: «Городецкая роспись »

Слайд 4

СКАЗКА «В гостях у городецких мастеров»

Слайд 11

Алгоритм работы: 1 . Организуй своё рабочее место. 2. По шаблонам вырежи из цветной бумаги цветы и листья. 3 . На детали доски раскрась изображение птицы 4. Склей элементы росписи. 5. Составь композицию. 6. Оформи изделие.

Слайд 13

Правила техники безопасности при работе с ножницами Не оставлять ножницы в раскрытом виде. Передавать ножницы только в закрытом виде, кольцами вперёд. Резать ножницами только над своим рабочим местом. Не играть с ножницами, использовать только для работы.

Слайд 14

Правила техники безопасности при работе с клеем 1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. 2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. 3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее. 4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Слайд 15

Критерии оценивания готовых работ: аккуратность законченность правильность самостоятельность креативность

Слайд 16

Тема урока

Слайд 17

Тема урока: «Городецкая роспись »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме "Народные промыслы. Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы"

Данный материал представляет собой конспект урока технологии  по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа России" во...

Презентация к уроку технологии по теме: "Народные промыслы.Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы".

Данный материал представляет собой  презентацию к уроку технологии по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа Росси...

Конспект по технологии : Работа с бумагой. Аппликация из бумаги

            Класс 1               Тема: «Работа с бумагой. Аппликация из бумаги»            ...

Конспект урока. Тема: "Работа с бумагой. Аппликация. «Букет для мамы"." 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по технологии на тему: Работа с бумагой. Аппликация. «Букет для мамы.»...

Конспект урока по технологии "Работа с бумагой. Аппликация "Щенок""

Представлен конспект урока по технологии на тему "Работа с бумагой. Аппликация "Щенок"" в коррекционной школе 8 вида. Ребята узнают какие бывают собаки (служебные, охотничьи, собак...

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: Работа с бумагой. Аппликация изделия «Открытка к 8 марта»

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: Работа с бумагой. Аппликация изделия «Открытка к 8 марта»Цели деятельности учителя: изготовление открытки на праздник 8 марта.Планируемые результатыПредметны...

Технологическая карта урока по технологии. Тема "Работа с бумагой. Аппликация. Проект "Аквариум" УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Дата: 13.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3 Студент:  Колдаева ИринаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист:   Тема: «Работа ...