Конспект урока технологии по теме "Народные промыслы. Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Данный материал представляет собой конспект урока технологии  по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа России" во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чудиновская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области»

Тема:  

« Народные  промыслы. Городец.

Работа  с  бумагой. Аппликационные  работы»

(Изделие: кухонная доска «Городецкая роспись»)

2 класс

                                                                                                                    Урок подготовила и провела

                                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                    Андрианова Нина Викторовна

Целевые установки: познакомить учащихся с особенностями городецкой росписи, её историей; расширить представления о народном творчестве; развивать умение анализировать предметы прикладного искусства и экономно расходовать материалы; закреплять умение работы с шаблонами; воспитывать эстетический вкус, чувство цвета, любви к народному творчеству, патриотизм; помочь учащимся усвоить основные термины и понятия (городецкая роспись, розан, купавка, подмалёвок, оживка).

        Планируемые результаты:

•  предметные:  использовать навыки работы с бумагой,  разметки деталей изделия по шаблону;  составлять композицию на основе аппликации; выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи; оформлять изделие при помощи красок;

•  метапредметные:

— регулятивные: составлять план выполнения работы на основе  анализа образца изделия; организовывать рабочее место для работы с бумагой;

— познавательные:  выделять особенности  городецкой росписи: тематику, композицию, элементы (фигуры людей, животных, цветы); соблюдать правила безопасного использования инструментов; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;

— коммуникативные: учиться договариваться, учитывая интересы партнёра и свои; вести диалог на заданную тему; использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач;

• личностные:

осмыслять значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны и родного края; формировать потребность в творческой деятельности, развивать собственные интересы, склонности и способности; проявлять творчество при  выполнении изделия.

Ресурсы и оборудование

У учителя: презентация (примеры изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, таблица «Правила работы ножницами»); образец готового изделия; гуашь, кисточки; маски по мотивам росписи для детей, читающих стихи)

У учащихся: цветная бумага, картон, простой карандаш, шаблоны, клей, тряпочка, ножницы, цветные карандаши или фломастеры; карточки с сердечками для рефлексии

Ход урока:

       I. Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В чудный город попадем.

       II. Актуализация знаний и умений учащихся. (Путешествуем во времени).

- Сегодня  мы с вами начинаем  изучать народные промыслы. Ребята, какие народные промыслы вы  знаете? (Золотая хохлома, Дымково)

—  Как вы думаете, а существуют ли другие промыслы? (Высказывания детей.)

—  Может быть, кто-то уже догадался, что мы узнаем на уроке? (про другие промыслы (росписи.))

- Сегодня мы познакомимся с новым видом  народного промысла — с городецкой росписью. Значит, тема урока... («Городецкая роспись»)

- Знакомо ли вам такое понятие? Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом? (Ответ детей)

  -Давайте  попробуем сформулировать цели  урока.

Слайд 2

выяснить (познакомиться с ...), что   такое ... ,

учиться  составлять ...

- Сейчас я вас приглашаю отправиться ненадолго в  сказку, которая называется «В гостях у городецких мастеров».

Слайд 3

«В  гостях  у  городецких  мастеров»

             III.  Работа по теме урока

1.Рассказ учителя (используется  презентация)

Слайд 4

- ... Давным-давно, в стародавние времена,  на берегу  Волги  был  основан   славный  город  Городец. По преданию, основал его в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.  Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. И относится он сейчас к Нижегородской области.

   Рядом с г. Городец раскинулось много маленьких деревенек (Курцево, Косково, Ахлебаиха),  мастера которых очень славились по всей  округе. Там  издавна  мастера  занимались  резьбой по дереву.

Слайд 5

Вот  такие  резные  наличники  они  мастерили.

 - Леса давали дешевый  материал - древесину, из которой  делали все: детские игрушки, посуду, мебель и даже корабли. А чтобы изделия мастеров получались более красивыми, они решили научиться  расписывать  их  красками.

Что же расписывали  и  изображали  городецкие  мастера?

Слайд 6

Сначала Городецкие умельцы научились украшать  своими рисунками  прялки. Они  изображали  на  них  весёлые сценки  из жизни и украшали их узорами из цветов.

Слайд 7

Позже  стали  расписывать  мебель  и  предметы  быта.

Слайд 8

Мастера  из  Городца  сотворяют  чудеса:

доски и ложки, бочонки и плошки,

Тарелки и скалки –

Хозяйкам подарки.

Слайд 9

Каковы же особенности  Городецкой  росписи?

Слайд 10

Диковинные  птицы  тянут  в  небо свои крылья .

Слайд 11

А игривые лошадки нам кивают головою.

Слайд 12

А в узорах  есть цветы небывалой красоты.

Их в букеты собирают, яркой краской украшают,

К ним листочки добавляют,

Белой  краской оживляют.

Слайд 13

Некоторые  изделия  расписаны  сюжетными  картинками. Мастера  изображают прогулки  кавалеров с  дамами,

лихих  всадников  на коне, сцены чаепития  в домах.

-Подведём  небольшой  итог.

Звучит стихотворение в исполнении ученицы 2 кл.

1. Есть на Волге город древний,

по названью – Городец.

Славится на всю Россию

своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

                                       будто в сказку нас зовя.                (Н. Кутузова)

                                                                                                 

Слайд 14

Тут  и  сказочке  конец.

А кто слушал-МОЛОДЕЦ!

2. Беседа «Проверь  себя!»

-Что вы узнали  о происхождении городецкой росписи? Где она зародилась? (Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил своё развитие в деревнях близ города Городца.) 

-Что украшали такой росписью, какие предметы? (Росписью украшали крестьянские прялки,  лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики.)

-А какой материал использовали для создания этих предметов быта? (Дерево.)

- Что городецкие мастера изображали на своих работах?  (Мастера городецкой  росписи изображали прогулки людей, сцены чаепития, кареты, всадников, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы.)

- Какие основные краски используются в городецкой росписи?

—  Откуда мы еще можем получить информацию о городецкой росписи? (из Интернета, из энциклопедии,  у взрослых)

3.Учимся новому. 

- Важной особенностью городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов — розана  и купавки. Посмотрите на доску.

Слайд 15

Элементы  росписи  городецких  цветов.

- В чём различия цветов? (У розана сердцевина в центре, а у купавки смещена.)

- Ещё одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент пишется  в определённой последовательности:

1. Выполнение подмалёвка — накладываются основные цветовые пятна.

2. Подробная прорисовка элементов — пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками.

3. Оживка — цветы украшаются белым и чёрным цветом — капельками, полосками, точками. В итоге получаются замечательные, удивительные городецкие узоры.

Звучит стихотворение в исполнении ученика 2 кл.

2.  Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

- Чтобы превратиться в таких умельцев, я  вас приглашаю отправиться в  нашу мастерскую, чтобы освоить Городецкую роспись и сделать вот такую разделочную доску (показать готовое изделие)

Слайд 16

Верю, дело мы осилим,

И освоим Городец,

Чтобы красоту России

Донести до всех сердец!

IV. Физкультминутка

-Итак, отправляемся в мастерскую.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. (Присели.)  Немного отдохнём.

В мастерскую мы пойдём.

V. Продолжение работы по теме урока.  Делаем  сами.

1. Анализ готовой работы

—  Какова форма изделия? (Форма разделочной доски.)

—  Что представляет собой орнамент, выполненный на доске? (растительный: купавки, листики  и птица.)

—  Как расположены элементы, другими словами — какова композиция? (Птица в центре, по краям растительный орнамент.)

—  Назовите используемую технику выполнения изделия. (Аппликация.)

—  Какие используются материалы? (Картон для основы доски, цветная бумага для элементов композиции.)

- Где возможно применение изделия?  (для украшения кухни).

2. Показ выполнения работы. Планирование работы.  

- Каким будет следующий этап работы (планирование).

- Давайте проверим, что у нас  есть для  того, чтобы выполнить данное  изделие. ( в конвертах: шаблоны цветов, листика, деталь доски из белого картона;  цветная бумага; клей)

Слайд 17

ПЛАН.

1. Организуй  своё рабочее  место.

2. По шаблонам  вырежи из  цветной   бумаги  цветы  и  листья. (Разметка  и  раскрой) ( Листья вырезаем из зелёной бумаги; цвет бумаги для купавок или розанов ребята могут выбрать самостоятельно)

-Что нужно помнить при разметке? (экономно используй бумагу; размечай  на обратной стороне листа)

3. На детали  доски  раскрась  изображение  птицы (чёрным и синим цветом; шапочка - красная)

4. Склей  элементы  росписи.

5. Составь  композицию. Только после того, как все детали будут разложены вами на основе — доске, составляя вместе целостную композицию, можете приклеить детали к  основе, помня о правилах работы клеем.  (Сборка).

5. Оформи  изделие (отделка - белая).

-Какие  инструменты нам  понадобятся? (ножницы, карандаш)

-И прежде, чем  приступить  к  работе, вспомним  правила  работы  ножницами.

Слайд 18

Правила  работы  ножницами

  • 1.   Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
  • 2.   Перед работой проверь исправность инструментов.
  • 3.   Работай ножницами только на своём рабочем месте.
  • 4.   Следи за движением лезвий во время работы.
  • 5.   Ножницы клади кольцами к себе.
  • 6.   Подавай ножницы кольцами вперёд.
  • 7.   Не оставляй ножницы открытыми.
  • 8.   Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  • 9.   Используй ножницы по назначению.

VI. Самостоятельная ( творческая ) работа учащихся по группам

-Какие  правила  работы  в  группе  вы  должны  соблюдать?

Слайд 19

 VII. Рефлексия.

-Какое задание было интересным?

-Что было для вас трудным?

-Оцените свое изделие ( дети  используют  карточки  с  сердечками): 

   - над изделием надо еще потрудиться;              - изделие сделано аккуратно;

VIII. Выставка работ учащихся

(Все  выполненные работы детей оформляются на выставке. Дети могут выбрать понравившуюся работу, прокомментировать  на  свой  выбор.)

IX. Подведение итогов урока

- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока? 

- С какой росписью познакомились на уроке?

- Какие основные краски используются в городецкой росписи?

- Есть ли яркий фон на предметах с росписью?

- Как и где можно применить вашу поделку? (Для украшения кухни.)                            

 (Уборка рабочего места.)

Слайд 20

Спасибо за внимание! Творческих вам успехов

Список литературы:

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс. М., Просвещение, 2012

Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. М., Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»

«Современный урок: метапредметное содержание» Урок  технология.  Тема  «  Народные промыслы. Матрешка»...

Презентация к уроку технологии по теме: "Народные промыслы.Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы".

Данный материал представляет собой  презентацию к уроку технологии по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа Росси...

Конспект урока технологии "Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы" 2 класс Школа России

Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работыЦели урока:-  познакомить учащихся с правилами разметки ткани;- обучить приему разметки тк...

Конспект урока "Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация" ("Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с особенностями городецкой росписи и её историей;закрепить умения работы с шаблонами;выполнить изделие кухонная доска на основе аппликации с элементами &l...

Конспект урока технологии "Народные промыслы. Матрёшка" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о народных промыслах; формирование умения и навыков при работе с бумагой; выполнить изделие «Матрешка».Планируемые результа...

Конспект урока технологии в 3 классе на тему "День космонавтики. Выполнение работы в технике оригами"

Класс: 3Предмет: ТехнологияТема урока:  "День космонавтики. Выполнение работы в технике оригами"Содержание наполнено занимательным материалом, что вызывает у детей интерес и мотивацию к...