«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»
план-конспект занятия по технологии (2 класс) на тему

Кобозева Мингалья Минихабимовна

«Современный урок: метапредметное содержание»

 

Урок  технология. 

Тема  «  Народные промыслы. Матрешка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Арсаковская средняя общеобразовательная школа №31  

Конкурс

«Современный урок: метапредметное содержание»

Урок  технология.  

Тема  «  Народные промыслы. Матрешка»

 Учитель: Кобозева М.М..

2014-2015 уч.год

Пояснительная записка

Класс: 2  

Учитель:  Кобозева Мингалья Минихабимовна

Предмет:  технология   (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Программа:  Школа России

Авторы учебника: Н.И.Роговцева,  Н.В.Богданова,  Н.В.Шипилова

Тема урока: «Народные промыслы. Матрёшка».

Тип урока:   Комбинированный

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная. 

Основные методы:

  1. по виду источника информации:
  • словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
  1. по виду учебной деятельности:
  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
  • самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля

формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

система контроля: контроль учителя,  самоконтроль, взаимоконтроль . 

  3.По теме «Народные промыслы» - 5 уроков, данный урок- №4.

Тема: «Народные промыслы. Матрёшка».

 Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.)

Задачи урока: 

- закрепить знания об изученных народных промыслах ,

- познакомить учащихся с историей матрешки,

- закрепить навыки работы с тканью;

 - воспитывать бережное отношение к материалу,

- развивать аналитические способности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;- работать   с учителем по совместно составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.Познавательные УУД:

- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,

- усвоить последовательность изготовления матрешки,

- уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани,

УУД:- использовать  приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону,

- использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента.

- осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.

- сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов.

- оформлять изделия по собственному замыслу.

- составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия,

- контролировать и корректировать работу по слайдовому плану.

Оборудование: компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику Н.И. Роговцева «Технология» (2 класс), кукла-матрешка.

 

1.

1.1

1.2.

1.3

2

 

2.1.

2.2

2.3.

3.

 

Этапы урока

Мотивационно  ориентировочный блок:

  1. Этап актуализации.

Этап проблема-

тизации.

 

Этап целепологания.

1.2.

    

2.ОргаОрганизационнодеятельностный   блок:

  Этап моделирования.

Этап конструирования

 

 Этап презентации  

  Рефлексия деятельности

 

Деятельность учителя

 Организационный момент.

Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям .

-С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?

- Назовите, под какими номерами расположена дымковская игрушка. Как вы это определили?» Также рассматриваются  образцы хохломских и городецких изделий.

- Представьте,  что вы туристы из зарубежной страны и хотите увезти на память сувенир.

Ребята, а что такое сувенир?   Какой предмет может выступать в роли сувенира?  

В   толковом словаре современного русского языка   слово «сувенир» имеет два значения: 1. Подарок на память  2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города.  

  Сувениры бывают разными, но каждый по-своему красив и дорог. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь! (Дети идут   в магазин сувениров – видео – «Сувенирная лавка г. Сергиев – Посад»

 -Какой сувенир вы  выберите?

-Отгадайте,  а какой сувенир я бы выбрала?  

Это самый популярный сувенир, который символизирует нашу страну.

Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица, куколка с секретом — матрешка. Скажите, а в чем же секрет этой игрушки?

  Знакомятся с профессиями резчика по дереву и игрушечника. 

Чем занимаются люди этих профессий?

 А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки.  

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.    Презентация «Русская матрёшка»  

  Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»?

 Практически   все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России  Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного

о количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.

- А какой праздник скоро отмечают в России? (день Матери, 23 ноября в воскресенье)

 -На праздники всегда дарят подарки – сувениры.  Обсудите  между собой – какой сувенир  можно подарить маме?

Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом и из непривычного материала.

   Какой материал вы приготовили к уроку?
 Анализ изделия вместе с учащимися.  

Процесс изготовления матрёшки (видео)  

 Показ современной матрёшки   Переход к изготовлению матрёшки (видео)
  Практическая работа.   

Беседа по ТБ. Проверка знаний правил работы с ножницами, клеем.

Физкультминутка под музыку.  

  Процесс изготовления  - видео  

  Работа с учащимися.  

.   - Как закрепить шаблон на ткани?    

Демонстрирует, как нанести контуры на ткань:  _ Мы воспользуемся вырезанным шаблоном из рабочей тетради и обведем его на ткани. Нам нужно отметить нижнюю часть матрешки и вырезать только ее, после чего приклеить получившуюся деталь к шаблону.

Выставка работ учащихся  

Анализ изделий по критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность.

Сегодня мы познакомились еще с одной технологией выполнения изделий на основе, которой можно изготовить замечательные и оригинальные подарки. Подарки, сделанные своими руками, всегда ценились и ценятся очень высоко.

А как вы сможете использовать полученные знания в своей творческой деятельности?

Установка матрешек на подставки вокруг березки.

Спасибо за работу. Творческих всем успехов!

Деятельность учащихся

Выполнение проверочной практической работы. Каждый ряд читает и выполняет  1 задание.  (На доске под номерами   образцы изделий различных промыслов.)

Ответы учащихся.

Учащиеся читают стихотворение В. Берестова на с. 30 учебника и пробуют объяснить, как они понимают его.

   Чтение текста учебника на с. 32

  Знакомятся с профессиями резчика по дереву и игрушечника — читают текст учебника на с. 32.Рассказы учащихся

 

Обследование и рассматривание русских расписных кукол.

  Называют отличительные черты всех видов матрешек.

Ответы учащихся.

 

  

Работа в парах.

Анализ способа создания матрешки.

Составление плана по изготовлению изделия.

 Усвоение правил по Т.Б..

2. Заготовка формы матрешки.

3.Создание костюма матрешки:   вырезают  изображение  по шаблону.     Используют приемы работы с бумагой и картоном и тканью по шаблону. Украшение.

4. Контроль и корректировка работы по слайдовому плану.

 

   Учащиеся оценивают работы друг друга по критериям.

  Составляют рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога»

 Исполнение русской народной песни «Во

поле береза стояла».

 

 

 

 

 

   

 

 

 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"

Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники  древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа,  в первую очередь, будет ...

Урок окружающего мира по теме: Народные праздники.

Урок окружающего мира по теме: Народные праздники" для 3 класса. Начальная школа 21 века....

Урок изобразительного искуства на тему «Народные глиняные декоративные игрушки»

Урок для обучающихся 3го класса, раскрывает секреты росписи дымковской и филимоновской игрушек, их отличия и особенности....

Урок изобразительного искусства по теме "Народные праздники"

Тип урока: обобщение по теме "Истоки родного искусства"Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа; творчеством Б.Кустодиева; русскими народными праздника...

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Народные промыслы. Русская матрёшка"

Содержится информация об истории создания матрёшки, видах и особенностях росписи....

Урок технологии. 2 класс Тема « Народные промыслы. Матрешка»

Урок  технологии.  2 классТема  «  Народные промыслы. Матрешка»...

конспект урока изобразительного искусства по теме "Народные промыслы.Русская матрёшка"

На уроке дети знакомяться с историей возникновения русской матрёшки. Узнают значение слова матрёшка. Становятся мастерами по росписи матрёшки....