Урок изобразительного искусства по теме "Народные праздники"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Анисимова Любовь

Тип урока: обобщение по теме "Истоки родного искусства"

Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа; творчеством Б.Кустодиева; русскими народными праздниками;

                       Отработка  навыков в работе восковыми карандашами, работы в цвете гуашью, техники - аппликация.

                      Развитие внимания, творческого мышления, эмоциональной сферы, устанавливать связь с жизненным опытом ребенка

                     Привитие бережного отношения к традициям своего народа.

Формы организации учебной работы: Индивидуальная, парная и групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_2.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

Урок изобразительного искусства

«Народные праздники»

4 класс

        

Учитель Анисимова Л.И.

2014 – 2015 г.

Тема урока: Народные праздники

Цели: Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского       народа;

            Творчеством Б. Кустодиева;

            Русскими народными праздниками;

            Отработка графических навыков в работе восковыми карандашами,  

             работы в цвете     гуашью;

            Отработка техники -  аппликация;

 Развитие внимания, творческого мышления;

Привитие бережного отношения к традициям своего народа.

Оборудование: ИКТ

 1.Зрительный ряд:

Наглядно иллюстрированный материал “Русские народные праздники”;

Репродукции картин Б. Кустодиев “Автопортрет”

 “Праздник в деревне”

 “Ярмарка”

 2. Музыкальный ряд:

Со вьюном я хожу (хор)

3. Литературный ряд:

И. Токматова “Ярмарка”

Ход урока

 I. Организационный момент урока

II. Творчество Б.М. Кустодиева

Учитель: Борис Михайлович Кустодиев родился в 1887 году в г. Астрахани, семья арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил яркие представления о быте и нравах купечества. Интерес к рисованию пробудился у него рано. Посетив выставку художников – передвижников он твердо решил стать художником. Кустодиев заканчивает Академию художеств в Петербурге, работает в мастерской И. Репина. Художник в своих работах создает образ эпохи, рисует жизнь, быт, традиции русского народа, народные праздники.

Работа по репродукциям картин Б. Кустодиева “Автопортрет”, “Праздник в деревне”,

“Ярмарка”

III. Беседа о культуре, быте русских людей.

Учитель: Русские люди жили в средней полосе России, где росли могучие хвойные и лиственные леса, чудесные березовые рощи. Люди жили в деревянных избах. Строили избы плотники – мастера своего дела. Осенью они подбирали нужные деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу, возводили стены:

Русский народ всегда славился трудом. Он умел не только хорошо трудиться, но и веселиться.

Веселье – лучшее богатство. Праздники на Руси были всегда великими в жизни простых людей. Как не отметить конец страды, осень, когда закончили собирать урожай с полей, огородов. На ярмарочной площади весело играют гармони, хохот, шум. Играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.

Работа по наглядно иллюстрированному материалу “Народные праздники”

Ученик:

Ярмарка, ярмарка

 Огневая, яркая

 Плясовая, жаркая

 Глянешь – налево

 Лавки с товаром.

 Глянешь – направо

 Веселье – даром.

 И. Токмакова

Учитель: Сегодня мы отправимся в русскую деревню на праздник “Ярмарка”. Что такое ярмарка?

Ученик: Это прощальный праздник осени, где крестьяне, ремесленники, мастера на площади представляют свой товар, выполненный длинными, зимними вечерами. Праздник сбора урожая, веселый, яркий с народными гуляниями.

На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости.

Давно вас ждут, друзья!

Ой, а это кто? (Петрушка)

На Руси ни одно гулянье, ни одно выступление странствующих актёров не проходило без выступления всеми любимого сказочного героя - Петрушки. Петрушка - длинноносая кукла в колпаке с кисточкой, смешившая «почтейнейшую публику» своими дурачествами и прибаутками.

 Петрушка:      «Подходите!

                         Спешите люди добрые,

                        От мала, до велика!

                        Потеха пришла, смех, веселье принесла.

                        Я – Петрушка! Шапка на макушке...

                        Буду сегодня вам помогать работать»

IV.Физминутка (упражнения для глаз – тренажер)

V. Практическая работа.

А сейчас мы обратимся к учебнику.

Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.

-Что должно быть в данной композиции?

  • Пейзаж (природа, поля, речка).
  • Постройки (избы).
  • Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда, овощи, фрукты)
  • Люди (мужчины, женщины, скоморохи)

-Работать будем коллективно, по группам. Сделаем одну общую работу.

Распределимся на группы: (Петрушка руководит работой)

3 ученика работают на ватмане (большом формате) создают фон.

2 ученика (парой) - создают лоток с посудой и игрушками.

2 ученика (парой) - создают лоток с овощами и фруктами.

Все остальные работают индивидуально. На столе у каждого листок заданной величины. Вам нужно изобразить человека в русском народном костюме во весь лист, по заданию, которое написано на листочке. Работу выполняем гуашью. Затем вырезаем ножницами.

-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)

Затем, кто работу выполнит, приносит её к нашим главным художникам. И они вместе, приклеивают её на ватман, правильно, разместив.

Вот время выполнения работы звучит музыка: “Со вьюном я хожу (хор)”

VI. Итог урока

Анализ работы.

 - В какой технике мы сделали работу? (коллаж)

-Как назовём работу, которую сделали коллективно?

-Что, по вашему мнению, не удалось?

-Что вы считаете, получилось удачным?

- А что можно добавить в композицию?

VII.Оценивание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Праздники народные и церковные"

Урок предназначен для учащихся 2 класса и направлен на развитие интереса к традициям русского народа...

Презентация к уроку Изобразительного искусства на тему Праздник цветения сакуры

Данная презентация знакомит учащихся 4-ых классов с национальной культурой Японии. Через представленные слайды учащиеся познакомятся с историей праздника, увидят красоту цветущей сакуры, попробуют пон...

Праздник весны. Праздник птиц. Урок изобразительного искусства 1 класс

Урок закрепление (комплексное применение знаний и  умений) конструирование птицы из цветной бумаги....

Презентация к уроку изобразительное искусство на тему "Праздник в городе"

Презентация содержит иллюстрации с элементами праздничного украшения города на праздник.Цель: показать роль художника в создании праздничного облика города....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Праздник птиц (изображение птицы)» (УМК «Перспектива» 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений об изображении птиц; обучение сборке птицы способом аппликация.Задачи урокаДидактические:1) дат...