Урок изобразительного искуства на тему «Народные глиняные декоративные игрушки»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Куфаева Галина Владимировна

Урок для обучающихся 3го класса, раскрывает секреты росписи дымковской и филимоновской игрушек, их отличия и особенности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи урока:

  1. Формировать художественно-творческую активность.
  2. Формировать интерес к истокам русской культуры.
  3. Создать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов.
  4. Развивать навыки изображения элементов геометрического узора по народным мотивам.

Оборудование:

  1. Образцы глиняных игрушек.
  2. Таблицы с образцами росписи.
  3. Компьютерная презентация.
  4. Современные игрушки из различных материалов.

Музыкальный ряд:

  1. Русская народная музыка.
  2. И. Стравинский. Балет «Петрушка».

Методы и технологии:

  1. Метод интеграции искусств.
  2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
  3. Метод сравнений (ассоциации).
  4. Компьютерные технологии на уроках ИЗО.

                                                                                                                                                                   Ход урока

  1. Организационный момент.

- Снег летает и сверкает в золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает все дорожки и дома.

Сыплет, сыплет снежок, начинаем наш урок.

  1. Введение в тему урока.

Отгадайте загадку:

В детстве любишь ты ее

С нею неразлучно ходишь,

Говоришь : « Вот кукла Маша,

А вот конь мой ,

Вот медведь.»

Не живая та зверушка

А любимая… (игрушка).

        - Все вы любите играть.  Какие у вас любимые игрушки? (1-2 ответа)

- Для чего людям игрушки?

  (Игрушки помогают быть добрыми, веселыми, зовут строить, придумывать, с  их помощью можно превратиться в кого захочешь).

- Кто знает, что это за игрушка?

 (Дети узнали «дымковскую»).

- А что это за игрушка?

 (Показываю  «филимоновскую»,  дети не знали – проблема.  Но они точно ответили,  что эти игрушки сделаны из глины).

- Правильно. Кто же догадался, какая сегодня тема урока?

 ( Открываю на доске:

«Народные глиняные декоративные игрушки»)

- Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнали историю филимоновской и дымковской игрушек, узнаем, чем они отличаются друг от друга, изобразим в цвете игрушку.

3. Актуализация деятельности учащихся.

- Хотите поближе познакомится с народной игрушкой?

-В 1909г.в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки, целью которой было создание интереса к истокам – к волшебной и сказочной, нехитрой и забытой народной игрушке.

( Уточняется значение слова – кустарный по словарю Ожегова).

- Сегодня мы тоже побываем на своеобразной выставке игрушек. Мы послушаем сообщение нашей поисковой группы экскурсоводов-исследователей.

  1. Познавательно-информационная беседа.

      - Будьте внимательны, запомните цвета , узоры на игрушках, характерные элементы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  1. История игрушки

1 экскурсовод:

      В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Наша хата – утехами богата: расчески, гребешки, свистульки-петушки. Интересными были расписные кони, свистульки, волчки, кораблики, барышни. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой – быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь и тех. Кто играет в них. Игрушки делали из того, что было под рукой: глины, лоскутков, дерева, соломки. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела сколько-нибудь резких изменений. В то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои традиции, приемы росписи, исполнения.

2. Дымковская игрушка.

2 экскурсовод:

     Вот перед вами дымковская игрушка. Дымково- слобода  Вятки, где зародился и расцвел игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну.

Позже это печальное событие забылось, и  народ на этом месте стал устраивать весенние гуляния, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на подобные изделия, особенно весной, был огромный. Затем стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, козликов, собак, кошек и др.

В слободе Дымково были отличные глины и речной песок. Летом крестьянки заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних забот, замачивали ее в глубоких деревянных корытах и долгими морозными вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь, раскаляли до красна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужной узор.

Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зеленый, золотой, красный, малиновый…

Эти игрушки вывозили на ярмарку и  продавали, чтобы заработать себе на жизнь, Обратите внимание на дымковскую барышню – ярко расписанная фигурка отражает быт и моду  XIX в. Такие наряды носили барыни в прошлом.

Назовите цвета (белый фон, яркие краски),  характерные элементы  (геом. узоры., обобщ. форма), а орнаменты дымковской игрушки нарисуйте на доске.

3. Филимоновская игрушка.

3 экскурсовод:

 Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в Тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки это  свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать птичку свистульку.

Животные тоже вместо хвоста имеют свисток. Деревня Филимоново стала широко известна своими глиняными игрушками сравнительно недавно, около ста лет назад. В росписи использовали четыре цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко-красным, зеленым, лимонно-желтым. Игрушки сначала покрывались желтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные и птицы всегда раскрашивались по определенной схеме: поперек туловища и шеи рисовались, чередуясь разноцветные узоры – полоски, елочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд.

- Назовите цвета, характерные элементы (вытянутая шея, малиновые, зеленые полоски, на груди роза из полосок), А орнаменты филимоновской игрушки нарисуйте на доске. Выберите из своей группы ученика, который отвечает у доски.

- Сравните две игрушки. В чем сходство, а в чем отличие?

  1. Физминутка. (под русско-народный наигрыш).

А ну, хватит рассуждать,

Время пляску начинать!

Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

  1. Практическая часть.

Вот такие красивые игрушки везли на ярмарку, особенно во время святок, рождества. А зазывали шутками и прибаутками приглашали полюбоваться игрушками.

Ярмарка! Ярмарка!

Торопись народ,

Чудо ярмарка идет!

Веселая забавная,

Громкая нарядная!

- Здесь игрушки хороши

Для забавы и души!

Подходи не скупись,

Эй, народ, торопись!

Только мастер Филимон горюет. По дороге на ярмарку почти все его игрушки разбились. Поможем Филимону?

Первая группа ребят будут мастерами из деревни Филимоново и распишут Филимоновскую игрушку,  вторая –мастерам из Дымково.

- Хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Не раскрашивайте ее, а украсьте так,  чтобы глядя на нее,  душа радовалась.

Вывешиваю образцы узоров на доске.

Дети расписывают игрушку сразу кистью, без предварительного карандашного рисунка, а также можно использовать палочки, чтобы проводить линии разной толщины.

( Тихо звучит музыка из балета «Петрушка» Стравинского)

7. Уборка рабочего места.

8. Рефлексия.

а)-  Мастер Филимон очень рад и благодарит вас за помощь.

б) - Проводится просмотр и обсуждение работ.

в) - Что нового узнали на уроке?

    -  Какая часть работ оказалась для вас самой трудной?

    -  Какое из изделий кажется вам самым привлекательным?

г) - Выставление оценок.

    - Ребята помогите мне в выставлении отметок. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете поднять руку, кого это касается.

- Кто работал, не покладая рук?

- Кто мастер на все руки?

- Кто держал ушки на макушке?

Кто поднимал руку 3 раза получает «5».

д)  Хороши у нас игрушки. А знаете, из чего они сделаны?

- Из таланта и терпенья!

Из народного уменья!

Не плотники-сапожники,

А мастера-художники

Игрушки создавали.

Лепили, рисовали.

Яркие, нарядные,

Игрушкам очень рады мы.

9. Если останется время.

- Несмотря на распространение современных игрушек, народные игрушки являются полноправной и полноценной частью художественной духовной культуры нашей страны.

Народное искусство живет веками. Навыки и образы переходят из поколение в поколение.

Эти игрушки являлись оберегом для семьи, и мы хотим нашим гостям подарить эти игрушки, чтобы у них в доме тоже были мир и достаток.

- Домашнее задание: понаблюдайте дома, какую посуду для сервировки стола вы используете каждый день, а какую в праздники;

По желанию: найти информацию о гжельской керамике.

Дополнительный материал.

- Чем знаменито Дымково?

  Игрушкою своей!

  В ней нету цвету дымного,

  Что серости серей.

  В ней что-то есть от радуги,

  От капелек росы,

  В ней что-то есть от радости.

  Гремящей, как басы!

- Дым идет из труб столбом

  Точно в дымке все кругом.

  Голубые  дали,

  И село большое Дымково назвали.

- Через горные отроги

  Через крыши деревень,

  Краснорогий, желторогий

  Мчится глиняный олень.

- Вот индюк нарядный

  Весь такой он складный.

  У большого индюка

  Все расписаны бока.

  Посмотрите, пышный хвост

  У него совсем не прост-

  Точно солнечный цветок.

  Да алеет гребешок.

- Посмотри, как хороша эта девица-душа.

  Щечки алые горят, удивительный наряд.

- Кони глиняные мчатся

  На подставках, что есть сил,

  И за хвост не удержаться,

  Если гриву упустил.

- Барашек-свисток, левый рог-завиток,

  Правый рог-завиток, на груди-цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искуства в 1-ом классе "Трафаретное рисование. добрые и злые символы"

урок построен на сравнительных характеристиках добра и зла, которые просматриваются как в музакальных произведениях, так и на воспитательных ситуациях. дети выполняют работы с помощью трафаретов, но п...

Мультимедийная презентация к уроку изобразительного искуства для начальной школы

Презентацию можно использовать в любом классе начальной школе при работе с акварелью по мокрому....

Урок изобразительного искусства по теме "Народные праздники"

Тип урока: обобщение по теме "Истоки родного искусства"Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа; творчеством Б.Кустодиева; русскими народными праздника...

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Народные промыслы. Русская матрёшка"

Содержится информация об истории создания матрёшки, видах и особенностях росписи....

Конспект и презентация на урок Изобразительного искуства.на тему "Человек и его украшения" 2 класс

Конспект  и презентация к уроку  изобразительного искуства.на тему "Человек и его украшения" 2 класс....

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Народный костюм русской красавицы" 3 класс "ПНШ"

Цель: используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.Планируемые результаты:личностные:      - понимание красоты народных изделий, их места в совре...

конспект урока изобразительного искусства по теме "Народные промыслы.Русская матрёшка"

На уроке дети знакомяться с историей возникновения русской матрёшки. Узнают значение слова матрёшка. Становятся мастерами по росписи матрёшки....