Реализация программы преемственности детского сада и начальной школы в условиях комплекса «начальная школа – детский сад»
статья на тему

Горбунова Елена Владимировна

Это текст выступления на городском форуме "Августовские чтения" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст24.75 КБ
Office presentation icon nach.shkola_72_-_kopiya.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Реализация программы преемственности

детского сада и начальной школы

в условиях комплекса «начальная школа – детский сад»

(Е.В.Горбунова, учитель начальных классов МАОУ нач.школы – д/с № 72)

Наш комплекс муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад № 72 является единственным подобным комплексом в городском округе. В таком виде он существует с 2008 года. Несмотря на  достаточно молодой возраст нам удалось достичь определенных результатов, которыми мы можем поделиться

Одна из фундаментальных проблем образования – преемственность между ступенями образования. Первая «болевая» точка   – переход  от  дошкольной к начальной школьной составляющей образования.  Комплекс «начальная школа – детский сад»  в значительной степени решает данную проблему,  позволяя ребёнку развиваться и обучаться в условиях  единого  образовательного и воспитательного пространства в период от 3-х до 11 лет.

В нашем комплексе созданы:

  •  Единое учебное пространство (занятия для дошкольников и младших школьников проводятся в спортивном, хореографическом, актовом  залах, изостудиии, кабинете информатики по согласованному расписанию)
  • Единое спортивно-игровое пространство (спортивные и игровые площадки)
  • Единый медицинский блок (изолятор, прививочный, процедурный, смотровой кабинеты)
  • Единый пищеблок 

Традиционно основными проблемами при переходе детей от одной образовательной ступени к другой являются:

  • Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения.
  • Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.
  • Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.
  • Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.

В связи с этим, основными задачами нашего комплекса  для реализации принципа преемственности являются

  1. Согласование основных и дополнительных образовательных программ, программ духовно-нравственного развития и воспитания, программ здоровьесбережения для обеспечения высоких образовательных результатов в условиях реализации ФГТ и ФГОС;
  2. Создание оптимальных условий для непрерывного формирования универсальных учебных действий в школе  и предпосылок к ним в детском саду;
  3. Непрерывное повышение педагогической компетенции родителей в развитии и воспитании ребёнка от 3-х до 11-лет;
  4. Осуществление  непрерывного психолого-педагогического сопровождения  ребёнка от младшего дошкольного до младшего школьного возраста;
  5. Создание единой команды педагогов-единомышленников

В соответствии с этими задачами у нас ведется единая методическая деятельность:

  • В течение всего года проводятся совместные педагогические советы, на которых выносятся решения по создавшимся проблемам, обобщается опыт использования педагогами преемственных технологий, форм, методов обучения, воспитания
  • Методический совет учреждения на своих заседаниях рассматривает и согласовывает  рабочие программы, программы дополнительного образования. У нас разработано единое Положение о рабочей программе педагога в соответствии с новым образовательным стандартом.
  • Программа заседаний методического совета построена с такой целью, чтобы учителя погружались в особенности федерального образовательного стандарта дошкольного образования, а воспитатели – в федеральный образовательный стандарт начального образования. Таким образом, задачей воспитателей становится формирование предпосылок универсальных учебных действий, а учителя впоследствии эти умения развивают

Таким образом, адаптация наших выпускников проходит значительно легче.

  •  Ведется тьюторская работа (проведение курсов педагогами, прошедшими обучение на различных курсах повышения квалификации)
  • Взаимопосещение педагогами уроков и занятий
  • Проходят совместные предметные и тематические недели и декады
  • Помимо внутренней методической работы проводится  внешняя. На базе нашего комплекса в этом учебном году впервые прошел фестиваль «Школа без границ», в котором учителя и воспитатели Польши, Литвы, Калининграда и области представили свой педагогический опыт.
  • Мы сотрудничаем с НОУ «ИСО», они проводят обучающие семинары, которые посещают как учителя, так и воспитатели. Например, после обучения по курсу «Проектная деятельность» в школе прошла ученическая конференция  с участием учеников и воспитанников.

Единая образовательная деятельность под руководством как воспитателей, так и учителей (в комплексе есть возможность совмещения, что оптимизирует штатное расписание). Учитель имеет возможность курировать своих будущих учеников с 3-х лет, отслеживая проблемы и достижения. Учителя 4-х классов посещают все родительские собрания подготовительной группы детского сада, а через год уже воспитатель ходит на собрания в 1-й класс к своим бывшим воспитанникам. Такое сотрудничество вызывает доверие родителей к образовательному учреждению и снимает многие проблемы предшкольной подготовки.

Воспитательная работа ведется  по нескольким направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное. Все мероприятия проводятся совместно (Смотр строя и песни «Аты-баты», ярмарка в рамках марафона «Ты нам нужен!»,  праздник «Прощай,  масленица»,  фестиваль «У истоков творчества», конкурсы «Супермама», «Суперпапа», «Веселые старты», выставки поделок и рисунков и др.). Воспитанники подготовительной группы принимают участие во всех мероприятиях. Остальные – соответственно возрасту.

Для повышения педагогической компетенции родителей в комплексе работает открытый родительский клуб «СемьЯ», на заседаниях которого проводятся психологические тренинги с элементами кинесиологии (причем есть возможность поучаствовать в режиме он-лайн). Также круглый год открыта почта доверия. Для родителей воспитанников старшей и подготовительной групп проходят тематические родительские собрания, проводимые учителями.

       В марте мы традиционно встречаем гостей  в «День открытых дверей». Но помимо этого у нас проходят  рейды, когда родители могут посетить уроки, занятия и даже продегустировать обед или кислородный коктейль.

В 2012 году на городской конкурс «Образование и семья» МАОУ начальная школа-детский сад № 72 представила совместную работу  родителей дошкольников и младших школьников с учителями. Результат – 1 место в номинации «Педагогические инновации».

Вот таким образом мы пытаемся решить проблему преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенью образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №72 «СОЛНЕЧНАЯ СТРАНА» www.themegallery.com Company Logo Детский сад 4 группы – 135 воспитанников Начальная школа 10 классов-комплектов – 250 учащихся «Детство», «Школа 2100» «Школа 2100», открытый УМК «Школа 2000…», «Перспектива» ШКОЛА «ПОЛНОГО ДНЯ» (8.00 – 18.00) Удалённость от автомагистралей Живописное месторасположение в экологически чистом районе на берегу озера Занятия в первую смену Широкий спектр (более 20 наименований) дополнительных образовательных услуг 3-хразовое горячее питание

Слайд 2

начальная дошкольная средняя старшая «БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ»

Слайд 3

дошкольная начальная средняя старшая

Слайд 4

ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОМПЛЕКСА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» учебное пространство (занятия для дошкольников и младших школьников проводятся в спортивном, хореографическом, актовом залах, изостудии, библиотеке по согласованному расписанию)

Слайд 5

Company Logo www.themegallery.com спортивно-игровое пространство Единое пространство комплекса «начальная школа – детский сад»

Слайд 6

Company Logo www.themegallery.com медицинский блок (изолятор, прививочный, процедурный, смотровой кабинеты) пищеблок Единое пространство комплекса «начальная школа – детский сад»

Слайд 7

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения . Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода. Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности. Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ : 1 3 4 Согласование основных и дополнительных образовательных программ, программ духовно-нравственного развития и воспитания, программ здоровьесбережения и т. д. 2 Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей от момента их поступления в детский сад до перехода в основную школу (разработка, коррекция индивидуальных маршрутов развития и обучения детей ); повышение педагогической компетенции родителей в развитии и воспитании ребёнка от 3-х до 11-лет Создание оптимальных условий для непрерывного формирования универсальных учебных действий в школе и предпосылок к ним в детском саду Создание команды педагогов-единомышленников . 5

Слайд 9

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Педагогические советы Работа методического совета учреждения Тьюторская работа Предметные и тематические недели и декады Совместное обучение на базе НОУ «ИСО» Единая методическая деятельность

Слайд 10

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Слайд 11

Степень адаптации первоклассников – выпускников подготовительной группы детского сада учреждения – по сравнению с первоклассниками - выпускниками других ДОУ

Слайд 12

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Педагогические советы Работа методического совета учреждения Тьюторская работа Предметные и тематические недели и декады Совместное обучение на базе НОУ «ИСО» Фестиваль «Школа без границ» Единая методическая деятельность

Слайд 13

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Ученическая конференция «Метод проектов как инструмент формирования метапредметных результатов»

Слайд 14

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Единая образовательная деятельность под руководством как воспитателей, так и учителей

Слайд 15

ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Слайд 16

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «Прощай, масленица!» Ярмарка в рамках марафона «Ты нам нужен!»

Слайд 17

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ

Слайд 18

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Конкурс «Суперпапа» Конкурс «Супермама»

Слайд 19

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ

Слайд 20

Повышение педагогической культуры родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы по внеурочной деятельности по учебно-методическому комплексу "Перспективная школа"

Программы с пояснительными записками, тематическим планированием, рекомендациями и методическим обеспечением. : "Город мастеров", "Изучение природы родного края", "Ключ и заря", "Музей в твоем классе"...

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Реализация программы по адаптивной физической культуре в условиях домашнего обучения

Как организовать занятия по адаптивной физкультуре с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, обучающихся на дому? Приёмы и формы работы....