Реализация программы по адаптивной физической культуре в условиях домашнего обучения
статья по зож

Смирнова Татьяна Владимировна

Как организовать занятия по адаптивной физкультуре с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, обучающихся на дому? Приёмы и формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программы по Адаптивной физической культуре в условиях домашнего обучения.

Занятия по адаптивной физической культуре с детьми с умеренной и  тяжёлой умственной отсталостью направлены на укрепление их здоровья, развитие двигательных, умственных и компенсаторных способностей, коррекцию имеющихся отклонений.

Адаптивная физическая культура применительно к детям с умеренной и  тяжёлой умственной отсталостью призвана способствовать максимальному приспособлению (адаптации) детей данной категории к окружающей действительности, формировать у них элементарные практически необходимые компетенции.

Цель занятий по адаптивной физической культуре (в том числе и на дому) — создание условий для укрепления здоровья учащихся и достижения ими индивидуально доступного уровня развития двигательных способностей и личностных качеств, предоставляющих максимально возможную самореализацию в различных сферах жизнедеятельности (учебной, бытовой, трудовой и др.).

Занятия по адаптивной физической культуре основываются на следующих принципах:

  • коррекционная направленность образовательного процесса;
  • планирование более длительного времени на разучивание элементарных двигательных действий с последующим многократным закреплением полученных умений в новых условиях и ситуациях, постоянным их повторением в ходе изучения учебного материала следующих классов;
  • выбор двигательного материала для разучивания на основе уже закрепившихся в двигательном опыте ученика, достаточно освоенных умений и навыков;
  • объём, интенсивность и сложность заданий с учётом индивидуальных возможностей учащихся

Задачи занятий по адаптивной физической культуре:

1) коррекционные:

  • обеспечение оптимального двигательного режима и педагогических условий формирования игровой и произвольной двигательной деятельности детей;
  • профилактика нарушений здоровья;
  • развитие физических качеств;
  • повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды;
  • использование средств физического воспитания для активного отдыха, снижения утомления в процессе учебной, бытовой и трудовой деятельности, максимальной активизации познавательной деятельности.

2) воспитательные:

  • формирование положительного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности, устойчивого интереса, привычки и потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях и ведении здорового образа жизни;
  • содействие процессу социальной адаптации учащихся и интеграции их в общество.

3) обучающие:

  • формирование доступных физкультурных знаний и умений, направленных на интеллектуализацию организованной двигательной активности и самостоятельного использования средств физического воспитания;
  • расширение запаса простых движений с их постепенным усложнением; изучение и совершенствование двигательных действий, являющихся основой для выработки социально-бытовых и трудовых умений и навыков;
  • привитие навыков личной и общественной гигиены.

Основным критерием качества образовательного процесса выступает положительная динамика в освоении знаний, двигательных умений и навыков и состояние здоровья учащихся.

Распределение содержания предмета по классам является примерным. Переход к выполнению более сложных упражнений и заданий осуществляется после освоения упражнений и заданий программы предшествующего класса.

Для повышения активности детей, их заинтересованности в занятиях педагог обращает внимание на чёткость произнесения команд и доступность их понимания детьми, на музыкальное сопровождение занятия, на тщательный подбор инвентаря, показ упражнений. Нагрузка во время занятий подбирается с обязательным учётом психофизического состояния здоровья ребёнка, его интеллектуальных, моторных и возрастных возможностей. Педагог следит за соблюдением техники безопасности и предупреждением травматизма на уроке. При благоприятных погодных условиях занятия по адаптивной физической культуре проводятся на свежем воздухе.

В данную программу включены следующие физические упражнения:

  • упражнения на развитие дыхания (дыхательная гимнастика);
  • физические упражнения на развитие двигательных умений: упражнения на построение и перестроение, ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки, катание, бросание, метание, ловля;
  • общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц туловища, плечевого пояса, ног, развитие равновесия;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • подвижные игры и элементы спортивных игр;
  • в зимнее время года предусмотрены занятия по лыжной подготовке. В зависимости от погодных условий учитель может заменить лыжную подготовку упражнениями по скандинавской ходьбе;
  • нормы ГТО (адаптированные). Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) введён в действие указом президента Российской Федерации с 1 сентября 2014 года.

Каждый урок по адаптивной физической культуре планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к релаксационным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих возможностям учащихся.

                Прежде чем приступать к занятиям, педагог изучает данные медицинского обследования ребёнка с целью выявления проблем его физического состояния, особенностей развития моторики и т. п.

I. Построения и перестроения. Построение самостоятельно (с помощью педагога) вдоль черты, с равнением по носкам. Повороты налево, направо и кругом на месте переступанием. Повороты с закрытыми глазами. Повороты переступанием на месте. Выполнение команд: Равняйсь! Смирно! На месте…стой!

II. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения. Выполнение вдоха и выдоха через нос и рот с изменением длительности и в различных исходных положениях по подражанию и под хлопки педагога: стоя — медленно поднять плечи, вдох, опустить плечи, выдох; поднять плечи, развести руки в стороны, вдох, опустить плечи и руки, выдох («Удивились»); сидя на стуле — развести руки в стороны, глубокий вдох, на выдохе наклониться вперёд, доставая руками носки ног; лёжа на спине — ноги согнуты в коленях, одна ладонь на груди, другая ладонь на животе, глубокое медленное дыхание через нос («Дышим глубоко»); лёжа на спине — руки вверх, вдох, руки вниз, выдох. Дыхание во время ходьбы: руки вверх — вдох, руки вниз с наклоном вперёд — выдох. Тренировка дыхания в различных исходных положениях с различными положениями рук и ног, с изменением глубины и темпа дыхания вначале по подражанию, затем по словесной инструкции: стоя — ноги на ширине плеч, поднять руки над головой в замок, глубокий вдох, резко опустить руки с наклоном, выдох, произнося «у-у-ух» («Колем дрова»); лёжа на животе — руки согнуты в локтях, перед лицом мячик для настольного тенниса, приподнимая голову и плечи, сделать глубокий вдох, опуская голову, сделать резкий выдох в мячик («Прокати мячик»). Согласование дыхания с движением: продвижение вперёд на двух ногах во время прыжков со взмахом рук — вдох, отведение рук назад во время прыжка — резкий выдох с произнесением слова «ква» («Лягушка»). Дыхание во время ходьбы после бега: руки вверх — вдох, руки вниз с наклоном вперёд — выдох. Игровая дыхательная гимнастика.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Без предметов: основные положения рук: вперёд, вверх, в стороны, на пояс; движения рук: вперёд, вверх, в стороны, на пояс, к плечам, за спину, вниз, руки перед грудью с последующим разведением в стороны с поворотом туловища влево-вправо, скрестные широкие размахивания руками перед собой («Отгоняем комаров»), поочерёдные махи руками над головой («Помаши другу»), опускание рук вниз. С предметами:

1) с флажками: вытягивать руки вперёд с флажком, размахивать им, опускать руки вниз; наклоняться в стороны — флажок вверху; ставить флажок в стойку (в ведро);

2) с мячами: поднимать мяч вверх, опускать вниз («Срываем яблоко»); класть мяч на пол перед собой;

3) с колокольчиками: поднимать руки вверх, звонить в колокольчик, опускать руки вниз («Позвони в колокольчик»).

4) с гимнастической палкой: поднимание палки двумя руками вверх и опускание за голову на плечи; наклоны с палкой, дотрагиваясь палкой носков ног; повороты в стороны, палка внизу в руках.

Упражнения для ног. Приподнимание на носки, выставляя ногу вперёд по очереди на пятку, потом на носок. Приседания с подниманием и отведением рук вперёд. Поднимание прямой ноги и выполнение махов вперёд-назад, держась за опору («Играем в футбол»). Захват пальцами стопы и перекладывание с места на место предметов (верёвки, карандаша и др.), игра «Передай носок другу». Переступание в сторону приставными шагами. Сгибание и разгибание одной ноги в колене, стоя на второй.

Упражнения для туловища. Наклоны вперёд, назад, влево, вправо; повороты в стороны. Наклониться вперёд, поставить руки на пол и сделать несколько шагов руками, стоя на месте («Идём руками»). Взмахи ногой в стороны у опоры. Приседания,  держась за опору на уровне пояса. Лёжа на спине поднимать руки и ноги, произвольно двигая ими («Жук перевернулся»), переворачиваться со спины на живот и обратно. Из положения лёжа на спине повернуться на бок (в левую сторону, затем в правую сторону), ноги подтянуть к животу, руки согнуть, сложить ладошки и положить под щёку («Кошечка спит»), вернуться в исходное положение. Повороты влево-вправо из положения сидя, наклоны вперёд.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Выполнение пальчиковой гимнастики. Координация рук и глаз при зрительно-тактильном различении предметов контрастной формы (при выборе из 2—3) на ощупь («Волшебный мешочек»). Упражнения с малыми мячами: круговые движения кистями рук вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках («Открываем ключом замок»); подбрасывание мяча перед собой и ловля правой (левой) рукой; перебрасывание мяча из одной руки в другую. Удары мячом об пол, ловля его двумя руками одновременно и поочерёдно (левой, правой). Упражнения с массажёрами.

Упражнения для формирования правильной осанки. Из стойки у вертикальной плоскости в положении правильной осанки, поочерёдное поднимание ног, согнутых в коленях. Удержание на голове небольшого груза с сохранением правильной осанки.

Упражнения на массажных ковриках.

III. Прикладные упражнения.

1. Ходьба и бег. (Используя CD с игровой гимнастикой). Друг за другом (с педагогом), парами, по прямой, зигзагом, по кругу, в обход предметов. Ходьба — перешагивание через препятствия (из обруча в обруч, из круга в круг). Ходьба с изменением положения рук — вверх, вперёд, в сторону, с хлопками. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Ходьба по доске, приподнятой на 10—20 см с одного края. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, широкими и мелкими шагами. Чередование ходьбы с бегом, подпрыгиваниями. Ходьба по полоске (узкой линии) приставным шагом; ходьба боком, ставя носок стопы на край нарисованной линии. Ходьба по прямой с перешагиванием через набивные мячи (мягкое или поролоновое бревно). Ходьба по кругу боком, взявшись за руки, со сменой направления. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе.

2. Прыжки. Прыжки на месте на носках на двух ногах; на одной ноге на месте. Подпрыгивание на фитболе (при наличии) со страховкой. Прыжки в длину с места через шнуры, положенные на пол. Подпрыгивание с подбиванием руками вперёд подвешенного в сетке на доступной высоте мяча («Сбей сосульку»). Запрыгивание на гимнастическую скамейку (бордюр на улице) высотой 15 см (с помощью педагога) и спрыгивание с неё самостоятельно. Прыжки с продвижением вперёд из кружка в кружок. Прыжки на скакалке.

3. Равновесие. Поднимание на гимнастическую скамейку высотой 20—25 см и спускание с неё («Поднимаемся по лестнице»). Ходьба по гимнастической скамейке, бревну высотой 20—30 см (самостоятельно) с соскоком в конце (держась за руку педагога); ходьба с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол («Переступаем через брёвнышки»); ходьба вверх и вниз по доске, приподнятой с одной стороны на высоту 25—30 см; ходьба с предметами в руках, на голове. Кружение с последующим приседанием. Сохранение равновесия в положении стоя на одной ноге, руки в стороны («Аист», «Ласточка»). Движения головой вправо-влево, вперёд- назад.

4. Лазание и перелезание. Ползание на четвереньках по ковровой дорожке между расставленными предметами. Проползание на четвереньках и на животе под верёвкой, лентой, стулом (высота 40 см). Переползание на четвереньках в медленном темпе по коридору длиной 5—7 м («Мышка путешествует»).

5. Броски, ловля, метание, передача предметов. Прокатывание мяча друг другу, в ворота из положения сидя, стоя двумя руками на расстояние 1—1,5 м. Бросание мяча разными способами (от груди, из-за головы) вверх, об пол и ловля двумя руками. Перебрасывание маленького мяча из одной руки в другую. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками различными способами с использованием разных по размеру и весу мячей. Метание мячей в крупную мишень, закреплённую на стене, лежащую на полу («Попади в цель»).

IV. Лыжная подготовка

Одежда и обувь для занятий на улице зимой.

  • Построение с лыжами в руках и на лыжах.
  • Надевание и снимание лыж с помощью учителя.
  • Ступающий шаг на лыжах без палок, с палками в свободном перемещении.
  • Подвижные игры на свежем воздухе «Зимние забавы».

V. Подвижные игры и элементы спортивных игр.

«Воробушки и кот», «Самолёты», «У медведя во бору», «Бегом за мячом», «Кто дальше бросит мешочек», «Караси и щука», «Снежная крепость», «Бросайка» (перебрасывание через верёвку, сетку поролоновых мячей), другие подвижные игры с учётом индивидуальных возможностей детей.

«Сбей кегли (кегльбан)», «Футбол» (забивание гола), «Лепка снежков и бросание их вдаль», «Дартс», «Кольцеброс», «Хоккей на траве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптивной физической культуре для 1-х классов (коррекционных школ)

Авторская программа "По адаптивной физической культуре для учащихся 1-х классов"  реализуется в рамках дополнительного образования обущающихся, воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в специал...

Рабочая программа по адаптивной физической культуры (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП 1 класс (3 часа в неделю, 99 часов в год)

Актуальностью работы состоит в структуре детской инвалидности детский церебральный паралич (ДЦП) составляет 30–70 %. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний. За последние год...

Программа по Адаптивной физической культуре.

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 0-4 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

В.Н.  Белов,  В.С.Кувшинов,  В.М.Мозговой  составлена  на  основе  авторской  программы,    включённой  в  сборник «Программы  сп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуре

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуреобучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического раз...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса( 2 вариант) в рамках ФГОС " Школа коррекции и развития VIII вида"

Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:-  Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ &la...

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...