Главные вкладки

    Рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса( 2 вариант) в рамках ФГОС " Школа коррекции и развития VIII вида"
    рабочая программа по физкультуре (2 класс)

    Лучина Екатерина Александровна

    Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:

    -  Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрирован в Минюсте России» от 3 февраля 2015 года № 35850;  

    - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования   обучающихся с умеренной, тяжелой          и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15);

    - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII  вида № 44» г. Брянска (в соответствии с ФГОС ОО с УО (ИН).

    - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений No3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 ′′Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях′′»;

    -Учебным планом, представленным в Примерной адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной Решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).

     - Базисным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант), утверждённого Приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 18.07.2018 № 1180.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx81.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  образовательное учреждение «Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска

    Рассмотрено                          Согласовано:                            Утверждаю: директор МБОУ

    на заседании                          зам. директора по УВР            школы VIII вида №44 г.Брянска

    методического                       ________Зубченко Е.В.            _________Носова Н.В.

    совета школы:                                                                           пр.№_________

    Протокол №_____        от __________2020г

    от _______

    ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

    «Адаптивная физическая культура»

    для 2 класса.
    ( 2 вариант.)


                                                     

                                                   Программу составила:

                                                                   учитель физкультуры

                                          МБОУ «Школы коррекции и    развития  

                                                      VIII вида №44» г. Брянска

                                   Лучина Екатерина Александровна


                                             

                                       2020-2021 учеб. год.

                                  СОДЕРЖАНИЕ

    1.Пояснительная записка

    2.Общая характеристика учебного предмета

    3.Место учебного предмета в учебном плане

    4. Личностные,  предметные результаты освоения  учебного предмета

    5.Содержание учебного предмета

    6.Тематическое планирование

    7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

     Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2 класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:

    -  Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрирован в Минюсте России» от 3 февраля 2015 года № 35850;  

    - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования   обучающихся         с умеренной, тяжелой         и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15);

    - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII  вида № 44» г. Брянска (в соответствии с ФГОС ОО с УО (ИН).

    - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений No3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 ′′Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях′′»;

    -Учебным планом, представленным в Примерной адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной Решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).

     - Базисным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант), утверждённого Приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 18.07.2018 № 1180.

    -Рабочая программа по адаптивной физической культуре составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой (2011г.).

      Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, а также профилактика вторичных нарушений и сохранение жизненно важных функций организма.

    Основные задачи:        

     Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений необходимых для использования в повседневной жизни, игровой деятельности.

    Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим. получение удовольствия от занятий физической культурой, радость от достигнутых результатов.

    Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса, освоение новых способов передвижения формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; обучение переходу из одной позы в другую;

    Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений). подержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

    Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти. стимуляция появления новых движений;

    2.Общая характеристика учебного предмета.

      Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. Программа  включает 3 раздела: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», « Основы гимнастики». Каждый из разделов предполагает освоение двигательных навыков на одном из доступных уровней:

    минимальный уровень, содержание которого предполагается к освоению детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения, тяжелые и глубокие интеллектуальные нарушения, предполагающему в процессе работы постоянную ассистентскую помощь взрослого;

    достаточный уровень, включающий в себя освоение более сложных двигательных навыков (элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений, игры с соблюдением правил и пр.). А

    такой раздел как «велосипедная подготовка», « плавание» не проводятся в виду отсутствия материально- технической базы для занятий данной подготовкой. Часы занятий предусмотренные программой на данный вид распределены между ранее указанными разделами программы.

         В раздел « Основы гимнастики» включены физические упражнения которые позволяют овладеть элементарными двигательными действиями. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными  навыками в простейших видах построений. Построения и перестроения для данной категории детей трудны, так как они забывают свое место в строю, теряются при новом построении. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать как на весь организм в целом, так и на определенные ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями, предусматривающими исходное положение стоя, сидя, выполняют упражнения и их положения лежа для разгрузки позвоночника. Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью, их выполнения. В отличии от программы общеобразовательной школы в самостоятельный раздел выносятся общеразвивающие и корригирующие упражнения, а так же дыхательные упражнения, так как они способствуют коррекции нарушения дыхания. Упражнения для укрепления мышц кистей рук способствуют успешному овладению письмом. Упражнения для формирования и коррекции осанки помогают ребенку правильно держать свое тело сидя, стоя, при ходьбе. На занятиях гимнастикой дети должны овладеть навыками ползания и пере лазания. Упражнения на сохранение равновесия способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве. Упражнения на поднимание и перемещение грузов имеют прикладной характер( правильный захват, умение нести, мягко опускать.  Раздел « Физическая подготовка» включает в себя элементарное освоение построений, перестроений, ору без предметов и с предметами, ходьбу, бег, прыжки. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств. Особое место в данном разделе уделено метанию мяча. При выполнении этих упражнений у детей развиваются умение и ловкость действий с мелкими предметами.

         Важным разделом программы является «Игры». Включенные в программу коррекционные и подвижные игры направлены на развитие физических качеств  детей, внимания, памяти и т.д.

    3. Место учебного предмета в учебном плане.

      Учебный план по предмету «Адаптивная физкультура» в соответствии АООП (2 вариант) входит в обязательную часть учебного плана организации. Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.

     В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю(18 часов – 1 четверть, 14 час – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 16 часов – четвертая четверть). Общее количество 68 часов в год. Продолжительность одного урока – 40 минут.

    4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

    Планируемые личностные результаты освоения АООП могут включать:

    1)  осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

    2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

    3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.  

    4) формирование уважительного отношения к окружающим;

    5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной физической культуры:

    1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

    1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

    1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

    1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

    1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

    1.5 играть в подвижные игры и др.

    3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

    3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

    Раздел «Физическая подготовка»:

    Может научиться:

    - выполнять команду «Становись»

    - строиться в шеренгу, в колонну;

    - чередовать ходьбу с бегом;

    - ходить в колонне по одному;

    - подпрыгивать на одной и двух ногах;

    - метать мячи одной рукой с места;

    - мягко приземляться при прыжках;

    - держать мячи, обручи;

    - выполнять инструкции и команды учителя;

    - ходить по гимнастической скамейке;

    - выполнять ОРУ с предметами и без них.

    Получит возможность научиться:

    - прыгать в длину с места;

    - прыгать на скакалке;

    - выполнять упражнения в парах;

    - бегать на короткие дистанции.

    Раздел «Коррекционные подвижные игры»:

    Может научиться:

    - целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством

    учителя;

    - броскам мяча;

    - ловле мяча;

    - передаче мяча;

    - элементам спортивных упражнений.

    Получит возможность научиться:

    - элементам спортивных игр;

    - взаимодействовать с партнерами по игре.

    Организационная структура уроков:

    Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими принципами:

    • постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
    • чередование различных видов упражнений;
    • подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.

                                          5. Содержание учебного предмета

      Ключевой направленностью  учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

    Содержание предмета отражено в четырех разделах: «Физическая подготовка», « Основы гимнастики», «Коррекционные подвижные игры».

    Освоение физической подготовки предусмотрено в первой и четвертой четверти и предполагается освоение: построений и перестроений, общеразвивающих и корригирующих упражнений, ходьбы и бега, прыжков, ползаний, подлезаний, передача предметов. Занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. В раздел

    « основы гимнастики» включены освоение различных элементарных построений, перестроений, обучение ору с предметами и без предметов, ползание, лазание, перелазание.

    Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» предусмотрено в третьей четверти и построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два, три урока). Предложены подвижные игры с бегом, прыжками и мячом. В этом разделе используются и коррекционные игры следующей направленности:

    -  формирование способности вести совместные действия с партнером;

    - развитие тактильной чувствительности;

    - активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

    - развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.

    ОРУ и коррекционные упражнения.

    Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений, а также  коррекционной подвижной игры происходит в течение двух уроков. Подбор предметов для общеразвивающих упражнений, а также коррекционных подвижных игр производится в зависимости от индивидуального психофизического состояния обучающихся.

    Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:

    первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор)  и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).

    второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словестным, физического сопровождения и т.д.

    третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.

    четвертый этап – повторение используются словесный (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.

    пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.

    Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили). Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение.  Поэтому, для формирования и закрепления разучиваемых движений содержание каждого урока повторяется дважды. Предусмотрены следующие виды деятельности на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды и т.д.; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по словесной инструкции.

    Общая подготовка:

    Теоретические сведения: Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега.

    - Ходьба: ( ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью. Ходьба с изменением направления совместно с  учителем. Ходьба с перешагиванием через  мячи с высоким поднимание бедра.

    Бег:( Бег на месте, на носках( медленно), с преодолением простейших препятствий, бег по ориентирам; медленный бег до 2 мин, чередование бега и ходьбы).

    Прыжки: ( прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Разновидности прыжков.

    Метание: (;метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Метание мяча в цель. Метание с места.

    Основы гимнастики:        

    Теоретические сведения: понятие о правильной осанке, равновесии.

    -построения и перестроения:  ( построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя; выполнение команд: « Равняйсь!», « Смирно», « Вольно!», « На месте шагом марш!», « Класс стой, стройся!»; перестроение из шеренги в круг, держась за руки и из колонны по одному двигаясь за учителем; Бег в колонне по прямой и со сменой направлений с учителем.

    Общеразвивающие упражнения без предметов:

    - основные положения и движения рук, ног, туловища, головы: руки к плечам, руки назад, руки перед грудью, за спину. Круговые движения одной и двумя руками. Сгибание и разгибание рук из положений руки вперед, в стороны. Взмахи ногами вперед, назад, влево, вправо. наклоны туловища до касания руками пола, наклоны влево, вправо. приседания на двух ногах, стоя на первой рейке гимнастической стенке, поочередное перехватывание реек руками.

    - упражнения на дыхание: согласование дыхания с различными движениями: вдох- при поднимании рук, отведения их в стороны, выпрямление туловища, разгибании ног; выдох= при опускании головы вниз.

    - упражнения для развитии мышц кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев. Круговые движения кистями. - упражнения на расслабление мышц: помахивание кистью. - упражнения для формирования правильной осанки: самостоятельное принятие правильной осанки стоя, сидя, лежа. Различные движения головой, руками, туловищем, с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. -упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп: сидя на гимнастической скамейке напряженное сгибание и разгибание пальцев ног, тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком. Прокатывание стопами каната, захватывание стопами мешочков с песком с последующим броском его в обруч и передаче соседу. Ходьба по ребристой доске, ходьба по канату, гимнастической палке.

    - упражнение для укрепления мышц туловища ( разгрузка позвоночника):лежа на спине, на животе, поднимание ноги; медленное поднимание и опускание обеих ног. Переход из положения лежа в положение сидя. Подтягивание со скольжением по наклонной  гимнастической скамейке, сгибание и разгибание рук.

    Упражнения с предметами:

    -с гимнастическими палками: удерживание гимнастической палки различными способами при ходьбе. Поворачивание палки из горизонтального положения в вертикальное. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении хватом снизу двумя руками. Выполнение упражнений из исходного положения- гимнастическая палка внизу.

    -с флажками: выполнение общеразвивающих упражнений с флажками в раках на месте ( по показу). Движение руками с флажками при ходьбе.

    - с малыми обручами: выполнение упражнений из исходного положения- обруч перед собой, над головой. Приседание с обручем в руках. Вращение обруча на правой руке.

    -с малыми мячами: сгибание, разгибание, вращение кисти и всей руки с удержанием мяча в руке. Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам. Удары мяча об пол, ловля мяча руками.

    - с большими мячами: прием различных исходных положений, удерживая мяч в руках. Катания мяча в парах, сидя по кругу, стоя на коленях. Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками после поворота направо, налево,после хлопка.. Удары мяча об пол, ловля двумя руками.

    Лазание и перелазание: лазание по гимнастической скамейке . Ползание на четвереньках по кругу с толканием впереди себя набивного мяча, в сторону и на скорость. Подлезание по препятствие. Перелезание через препятствие высотой до 70 см. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.

    Равновесие: ходьба по гимнастической скамейке с предметом. Ходьба по скамейке на носках с различными движениями рук. Ходьба по наклонной скамейке. Ходьба по скамейке приставными шагами. Ходьба по линии.

    Переноска грузов и передача предметов: передача большого  мяча в колонне по одному сбоку, назад, вперед. Коллективная переноска гимнастических скамеек. Переноска 2 набивных мячей- переноска 8-1- гимнастических палок.

    Подвижные игры:

    Коррекционные игры: (« Запомни порядок», « Летает- не летает» « Что изменилось»» Волшебный мешок»).

    Игры с элементами общеразвивающих упражнений: (, « Слушай сигнал», « Удочка», « Салки», « Повторяй за мной», «Карлики-Великаны»,).

    Игры с бегом и прыжками, « К своим флажках»,» Болото», Прыг-скок» ,

    « Удочка», Эстафеты, ).

    Игры с метанием и ловлей: (« Гонка мячей в колоннах», « Снайперы»,

    « Поймай предмет», « Сбей кеглю», « Кольцеброс»).

    6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    I четверть ( 18 часов).

      Резервные уроки                                                                 №

    № п/п темы

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Вид учебной деятельности

    Вводный урок.

    2«б»

    1.

    Начальные сведения о физической культуре.

    1

    Техника безопасности на уроке физкультуре, правила поведения на уроке. Наличие спортивной формы и оборудования.

    Строевые упражнения.

    2.

    Построение в шеренгу и равнение по команде учителя.

    1

    выполнение команд по показу учителя «Становись!», «Равняйсь!»

    ходьба и бег «стайкой» за учителем. построение в одну шеренгу на боковой линии; выполнение команд по показу учителя «Становись!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!»

    3-4.

    Выполнение команд: « Равняйсь»,     « Смирно», « Вольно», « На месте шагом марш», «Класс стой».

    2

    Формирование навыков правильного построения и знания своего места в строю

    Знать команды «Равняйсь!», «Смирно!». Выполнять простые построения по инструкции учителя

    Ориентироваться в спортивном зале по конкретным ориентирам

    Ходьба и бег.

    5-6.

    Выполнение ходьбы с различными положениями рук. Разновидности ходьбы.

    2

    Коррекция и развитие точности движений, сохранения равновесия. Профилактика нарушения осанки. Обучить правильному дыханию при выполнении ходьбы и бега. Ходиба на носках, на пятках, высоко поднимая колени; широким шагом; приставными шагами.

    7-8.

    Ходьба с изменениями направления.

    2

    Ходьба в колонне по одному за учителем. Слушает и понимает инструкцию к заданию

    Сохранение осанки при ходьбе.

    Подводящие упражнения:

    ходьба по прямой, ходьба за учителем, держась за руки, ходьба между предметами, с изменением направления. Корригирующие упражнения:

    свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот).

     9-10.

    Ходьба и бег на короткие отрезки. Выполнение медленного бега до 2 минут. Чередование бега и ходьбы.

       2

    Развивать быстроту и ловкость

    Знать беговую дорожку. Уметь ходить и бегать по ориентирам

    Умение выполнять задание в течение определенного периода времени

    Правила поведения на дистанции.

    Подводящие упражнения:

    произношение звуков на выдохе во время ходьбы и бега.

    Ходьба с различными движениями рук; ходьба на носках.

    Основные упражнения:

    ходьба и бег по прямой (S=15-20 м) по сигналу учителя; ходьба и бег по коридору шириной 3-4 м.; по извилистой дорожке.

    Корригирующие упражнения:

    произвольный вдох (выдох) через рот (нос).

    11-12

    Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем

       2

    Подводящие упражнения:

    принятие исходного положения для построения и

    перестроения: основная стойка; стойка ноги врозь по показу. Основные положения и движения головы, рук, туловища и ног

    Учить основным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений.

    13-14

    Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов. Развитие координационных способностей.

        2

    Развивать координацию и точность движений

    Знать части тела и уметь показать их

    Правильное выполнение упражнений

    Название исходных положений физических упражнений

    Подводящие упражнения:        

    пальчиковая гимнастика «Улей».

    Основные упражнения:

    движения прямых рук: вперед, в стороны, вверх. Махи руками в боковой плоскости.

    Движения головы: наклон вперед, влево, вправо.

    Повороты головы.

    Наклоны туловища: вперед, вправо, влево. Повороты туловища направо и налево.

    Корригирующие упражнения:

    сгибание фаланг пальцев.

    Мах, наклон, поворот.

    15-16

    Разновидности прыжков. Прыжки через препятствие. Спрыгивание с небольшой высоты. Подвижная игра « Удочка».

    2

    Уметь подпрыгивать на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед; спрыгивать с небольшого возвышения. Подводящие упражнения:

    перепрыгивание с одной ноги на другую на

    месте, с продвижением вперед.

    Основные упражнения:

    прыжки с небольшого возвышения с приземлением на гимн/мат;

    17-18

    Метание .Броски большого  мяча 2-мя руками из-за головы и снизу с места в стену. Развитие мелкой моторики. Игра « Кто  дальше бросит».

              2

    Обучить узнавать различные мячи.

    Развитие тактильной чувствительности.

    Знать разновидности бросков.

    Уметь выполнять броски и ловлю мяча двумя руками партнеру.

    Способен выполнить посильное задание с помощью

    Название спортивного инвентаря

    Подводящие упражнения:

    Подбрасывание мяча вверх двумя руками.

    Основные упражнения:

    броски мяча двумя руками от груди в руки учителю;

    ловля мяча без отскока от пола, удары ногой по мягкому мячу; сбивание предметов большим (малым) мячом

    Корригирующие упражнения:

    пальчиковая гимнастика «Домик»

                                         

    II четверть 2б класс (14 часов)

    Резервные  уроки                                               №

    № п/п темы

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Вид учебной деятельности.

    Основы гимнастики

     2 б

    1.

    Инструктаж безопасности на уроках физкультуры при занятиях гимнастикой. Беседа: Понятия колонна, шеренга, круг.

    1

    Построения и перестроения по ориентирам

    Развитие ориентировки в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы).

    Знать понятия «колонна», «шеренга»

     ОРУ без предметов.

    2.

    Основные положения и движения рук ,ног, туловища, головы.

    1

    Выполнение простейших движений в различных пространственных направлениях. Обучить сохранению правильного положения головы, рук, туловища при выполнении упражнений. Знать положения рук: на поясе, по швам, руки вверх, махи руками, круговые вращения руками, движения головы влево, вправо, вперед, назад.

    3.

    Выполнение упражнений для развития мышц кистей рук и пальцев и укрепление мышц голеностопных суставов и стоп.

    1

    Основные упражнения: сгибание и разгибание пальцев рук в кулак, круговые вращения кистями. Сжимать предмет. Хват, захват мелких предметов. Пальчиковая гимнастика. Корригирующие упражнения:

    сгибание и разгибание в голеностопных суставах.

    4.

    Выполнение упражнений для укрепления мышц туловища, упражнения в расслаблении.

    1

    Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений. Основные упражнения: наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад. Наклоны к низу. Выполнение упражнений в различных И.П.( стоя, лежа на спине, животе). Упражнения в расслаблении под спокойную музыку. Коррегирующие упражнения: контроль дыхания( вдох, выдох).

    5-6.

    Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами:

    ( гимнастическими палками, мячами).

    2

    Формирование осанки, укрепление верхнего плечевого пояса. Способствовать развитию мелкой и крупной моторики. Слушать учителя.

    7-8.

     Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Ходьба, лазание, перелазание по гимнастической скамейке.

    2

    Развивать силу и ловкость

    Освоение двигательных навыков, последовательности движений.

    Подводящие упражнения:

    ходьба по гимн/скамейке с помощью учителя и самостоятельно.

    Основные упражнения:

    лазание по наклонной гимн/скамейке, установленной на 3-4 рейке г/стенки, на животе, на четвереньках, в упоре согнувшись.

    Корригирующие упражнения:

    противопоставление первого пальца остальным на одной руке

    9-10

    Лазание по гимнастической стенке.

    2

    Коррекция и развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений.

    Развивать координацию движений

    Освоение двигательных навыков, последовательности движений.

    Правильно захватывать различные предметы

    Название спортивного инвентаря

    Подводящие упражнения:

    вис на гимн/стенке со страховкой учителем

    Основные упражнения:

    лазание по гимн/стенке вверх на несколько ступенек.

    Корригирующие упражнения:

    круговые движения кистью. Вис.

    11-12.

    Ползание на четвереньках с толканием впереди себя набивного мяча. Подлезание  и перелезание через препятствие высотой до 70 см.

        2

    Развитие ловкости, быстроты реакции. Подводящие упражнения: Ползание на четвереньках, на животе. Основные упражнения: подлезание под препятствия, на четвереньках и животе. Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке

    13.

    Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке.

    1.

         

    Развивать координационные способности и точность движений.

    Подводящие упражнения:

    перешагивание через препятствие (высота=15-20 см); стойка на правой (левой) ноге у опоры.

    Основные упражнения:

    Ходьба по скамейке с предметами и без с помощью учителя. Стойка на одной ноге на г/скамейке, другая согнута в колене, поочередно сменяя ноги (выполнять со страховкой учителя)

    Корригирующие упражнения:

    противопоставление первого пальца остальным на одной руке

    Опора

    14.

    Передача, перенос предмета(груза).

    1

    Развитие мелкой моторики рук, координационных способностей. Подводящие упражнения: передача предмета в шеренге, колонне, по кругу. Основные движения: коллективные переноски груза. Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке

                                   

                                     III четверть 2б класс (20 часов)

    Резервный урок                                   №

    № п/п темы

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Вид учебной деятельности.

      2 б

    1.

    Инструктаж безопасности на уроках физкультуры при занятиях подвижными играми. Беседа: Элементарные правила поведения во время игр.

    1

    Правила поведения на уроке и безопасность в зале. Наличие спортивной формы и обуви на уроке. Гигиена. Основные команды. Иргы на внимние. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

      2-3.

    Коррекционные игры.

    2

    Коррекция памяти и внимания. Развитие тактильной чувствительности. Основные упражнения: Разучивание игры « Запомни порядок», « Что изменилось»

    4-5.

    Игры с элементами общеразвивающих упражнений.

    2

    Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями.

    Умение выполнять инструкции педагога

    Подводящие упражнения:

    отведение рук в стороны, вверх; движения прямой ноги (правой, левой): вперед, в стороны, назад держась за опору.

    Основные упражнения:

    игры «Сбор овощей»,

    «Найди свой цвет». «Удочка»

    Корригирующие упражнения:

    сгибания-разгибания в голеностопных суставах .

    6-7.

    Подвижные игры с бегом.

    2

    Формирование умения взаимодействовать в процессе игры. Развитие скоростных способностей. Активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти

    Адекватное эмоциональное отношение к партнерам по игре.

    Правила игр.

    Подводящие упражнения:

    перешагивание и перепрыгивание из обруча в обруч, лежащие на полу.

    Основные упражнения:

    Игры «Пятнашки», «Догони обруч». Эстафеты.

    Корригирующие упражнения:

    свободное дыхание: вдох (через нос), выдох (через рот).

    Обруч

    8-9.

    Подвижные игры с прыжками.

    2

    Развивать скоростно-силовые и координационные способности.

    Коррекция психических процессов.

    Уметь выполнять простые правила игр.

    Подводящие упражнения:

    Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки или одну руку).

    Основные упражнения:

    Игры «Перепрыгивание через шнур», «Достань предмет».» Прыг- скок»

    Корригирующие упражнения:

    захватывание и перекатывание пальцами ног различных предметов.

    10-11.

    Подвижные  игры с мячом.

    2

    Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать тактильную чувствительность

    Умение вести совместные действия с партнером.

    выполнять задания по образцу и показу

    Проявлять интерес к подвижным играм

    Правила игр

    Подводящие упражнения:

    прокатывание мяча одной рукой друг другу.

    Основные упражнения:

    игры «Сбей кеглю», «Поймай мяч».

    Корригирующие упражнения:

    одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев

    Захват

    12-13.

    Подвижные игры с бегом.

    2

    Активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, точности движений

    Охотно участвует в совместной деятельности

    Умение выполнять задание в течение определенного периода времени

    Правила игр

    Подводящие упражнения:

    бег в разных направлениях между предметами вслед за учителем.

    Основные упражнения:

    игры «Беги ко мне», «Догони мяч».

    Корригирующие упражнения:

    свободное дыхание: вдох (через нос) – выдох (через рот).

    Направление

    14-15.

    Игры с бегом и прыжками

    2

    Развивать внимание и точность движений.

    Коррекция психических процессов.

    Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

    Соблюдать простейшие правила игры

    Правила игр

    Подводящие упражнения:

    прыжки на месте на одной ноге, двух ногах

    Основные упражнения:

    игры «Солнышко, дождик»; «Прыг-скок».

    Корригирующие упражнения:

    сгибания-разгибание в голеностопных суставах (самостоятельно или с помощью)

    16-17.

    Подвижные игры с мячом

    2

    Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать тактильную чувствительность

    Координация движений двумя руками

    Доброжелательно относиться к партнерам по игре

    Правила игр

    Подводящие упражнения:

    собирание малых мячей в пластмассовую корзину.

    Основные упражнения:

    игры «Поймай мяч», «Попади в круг».

    Корригирующие упражнения:

    пальчиковая гимнастика «Моя семья»

    Партнер

    18-20.

    Подвижные игры.

          3

    Улучшение эмоционально-волевой сферы, активизация психических процессов: восприятие, внимание, память. Основные движения: игра « догони меня», « метко в цель»,» Найди предмет в зале»,» Удочка»,» Болото», и т.д

    IVчетверть 2бкласс ( 16 часов )

      Резервные уроки                                       №

    № п/п темы

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Вид учебной деятельности.

    2 б

    1.

    Общая подготовка. Вводная часть. Инструктаж по ТБ.

        1

    Повторение правил поведения на уроке, наличие спортивной формы. Ознакомление с правилами поведения во время игр.

       2-3.

    Строевые упражнения.

       2

    Умение выполнять согласованные действия по образцу и по подражанию, под счет учителя.

    Организация детей на уроке.

    Основные движения: Построение в шеренгу и равнение по команде учителя. Выполнение команд:

    « Равняйсь»,     « Смирно», « Вольно», « На месте шагом марш», «Класс стой».

    4-5.

    Ходьба на короткие дистанции на скорость. Ходьба в шеренге, колонне, в парах.

        2

    Развивать быстроту и координацию движений

    Выполняет стереотипную инструкцию

    Ориентироваться в пространстве, ходить в заданном ритме

    Правильная постановка стопы при ходьбе

    Подводящие упражнения:

    ходьба с различными движениями рук по показу и словесной инструкции.

    Основные упражнения:

    пройти небольшой отрезок на скорость самостоятельно и в парах, шеренге, колонне.

    Корригирующие упражнения:

    дыхательные упражнения

    Быстро, медленно

    6-7.

    Ходьба с различными положениями рук. Ходьба с перешагиванием через предметы.

    2

    Согласованное выполнение действий с предметами

    Польза физических упражнений. Концентрация внимания на предмете. Подводящие упражнения: Ходьба по кругу, в колонне с учителем. Основные движения: перешагивание через небольшие предметы( мячи большие, обруч. гимнастич. палка. Игра

    « Что изменилось». Коррекция плоскостопия.

      8-9.

    Разновидности бега.

    Бег по прямой.

         2

    Коррекция и профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата.

    Укрепление мышц стопы        

    Освоение двигательных навыков. Овладение приемами правильного дыхания (по показу учителя) и выполнение простейших заданий по словесной инструкции учителя. Подводящие упражнения: Бег в колонне по одному. Основные движения: Бег в заданном направлении. Коррекция дыхания.

    10-11

    Бег на короткие дистанции.

         2

    Развивать быстроту и ловкость. Выполнение задания от начала до конца

    Этапы выполнения упражнения.

    Подводящие упражнения:

    ходьба, ОРУ без предмета

    Основные упражнения:

    бег на короткие отрезки с учителем; самостоятельно по сигналу учителя

    Корригирующие упражнения:

    дыхательные упражнения

    Дистанция.

    12-14.

    Виды прыжков. Прыжки в длину.

       3

    Развивать скоростно-силовые качества.

    Развивать пространственно-временной дифференцировки

    и точности движений.

    Освоение двигательных навыков, последовательности движений. Координация толчка двумя ногами

    Мягко приземляться в прыжках

    Подводящие упражнения:

    прыжки на двух ногах, на одной ноге на месте.

    Основные упражнения:

    прыжки через препятствие, высотой 10 – 20 см; прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча. Прыжки в длину с места в заданную зону. Подвижные игры с прыжками Корригирующие упражнения:

    свободное дыхание: вдох (через нос), выдох (через рот).

    15-16

    Метание теннисного мяча с места и в цель.

        2

    Развивать силу и ловкость.

    Последова-тельность движений с предметами

    Фиксирует взгляд на цели.

    Выполняет правильный захват мяча.

    Подводящие упражнения:

    подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками.

    Основные упражнения:

    броски мяча вперед; метание теннисного мяча с помощью учителя и самостоятельно.

    Корригирующие упражнения:

    перекладывание мяча из одной руки в другую. Обучить правильному захвату мяча, замаху руки при метании.

    Целенаправленные действия.

    Фиксирует взгляд на цели.

    Использование массажного мяча

    Подводящие упражнения:

    перекатывание теннисного мяча между ладонями; сжимание-разжимание массажного малого мяча.

    Основные упражнения:

    - броски теннисного мяча в стену правой (левой) рукой;

    - метание мяча в вертикальную цель с расстояния 2-3 м. Игра « Кто дальше бросит».

    7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

     «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой «Владос», 2011.

    Методическая литература

    1. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания.- Красноярск,1987.
    2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно- методические материалы// под. Ред. И.М. Бгажноковой- М.; Гуманитар. Изд.центр Владос,2007-181 с.
    3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.- М.: Ф и С, 1991.
    4.  Вайзман Н.П. Психомоторика умственно- отсталых детей.- М: Аграф, 1997.
    5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.: Методическое пособие.- М.:  Терра- Спорт, 2000.
    6.  Виневцев С. И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальнх классов специальных ( коррекционных) школ VIIIвида в процессе обучения. Автограф.дис… канд.пед.наук.- Красноярск, 2000.
    7. Выготский Л.С. игра и еероль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.
    8.  Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1991, № 5.
    9.  Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.
    10. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие.- М.,1997.

    11.Шапкова Л.В. Коррекционная функция адаптивного физического   воспитания // Человек и его здоровье.- СПб., 19988

    12.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития /Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002.

    Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:

    1.Флажки.

          2. Дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см),

          3. Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность,    меховая поверхность и др.).

    4. Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.

    5. Игрушки со съемными деталями.

    6. Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые.

    7. Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.

    8. Колокольчики.

    9. Кубики, кегли и шары пластмассовые.

    10. Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов.

    11. Ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12 х 3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см).

    12. Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).

    13. Коврики гимнастические.

    14. Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г).

    15. Набор для бадминтона.

    16. Обручи разных размеров.

    17. Гимнастическая стенка.

    18. Гимнастические скамейки.

    19. Маты гимнастические.

    20.. Природные материалы: шишки, каштаны.

    В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «физическая культура» в 3 классе

    Рабочая программа  по предмету  «Физическая культура» для  3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образо...

    Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса

    Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса составлена в  соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образова...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «физическая культура» в 4 классе

    Рабочая программа по физической культуре разработана на основе фундаментального ядра Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравств...

    Рабочая программа по адаптивной физической культуры (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП 1 класс (3 часа в неделю, 99 часов в год)

    Актуальностью работы состоит в структуре детской инвалидности детский церебральный паралич (ДЦП) составляет 30–70 %. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний. За последние год...

    Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 0-4 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

    В.Н.  Белов,  В.С.Кувшинов,  В.М.Мозговой  составлена  на  основе  авторской  программы,    включённой  в  сборник «Программы  сп...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуре

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуреобучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического раз...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по физической культуре для учащихся 4-х классов.

                     Рабочая программа по физической культуре составлена на основе:        -федерального государствен...