Главные вкладки

    Комплекс упражнений для детей на знакомство с сухим песком
    методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

    Чугунова Александра Владимировна

    Дидактические игровые упражнения, ориентировочные темы для проведения упражнений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleks_po_pesku.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 657 Приморского района Санкт – Петербурга

    Методическая разработка «Комплекс упражнений для детей на знакомство с сухим песком»

    учитель-дефектолог:  Чугунова А.В.

         Санкт-Петербург

    2018

    Комплекс упражнений для детей на знакомство с сухим песком.

    Упражнение «Добрый день, Песчинка»

    Цель: снять напряжение.

    Ход упражнения:

    Педагог от имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком», то есть различными способами прикоснуться к песку. Каждый ребенок:

    - касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;

    - сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;

    - касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной;

    - перетирает песок между пальцами, ладонями.

    Детям старшего дошкольного возраста педагог предлагает рассказать о своих ощущениях: «тепло - холодно», «приятно - неприятно».

    Упражнение «Песочный дождь»

    Цель: 

    - учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

    - знакомить со свойствами сухого песка.

    Ход упражнения:

    Педагог рассказывает от имени Песчинки: «В моей стране может идти необычный песочный дождь и дуть песчаный ветер. Это очень приятно. Посмотрите, как это происходит. (Показывает.) Вы сами можете устроить такой дождь и ветер». Дети медленно, а затем быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свои ладошки.

    Песчинка предлагает каждому ребенку закрыть глаза и положить ладошку на песок, расставляя пальцы. Взрослый сыплет песок на какой-либо пальчик, а ребенок называет этот пальчик. Затем они меняются ролями.

    Упражнение на дыхание «Песчаный ветер»

    Цель:  -учить ребенка регулировать вдыхание и выдыхание воздуха.

    Ход упражнения:

    Педагог предлагает детям сказать приятные пожелания своим друзьям-песчинкам, подарить искренние пожелания песчаной стране, «задувая» их в песок. Дети учатся дуть через трубочку для коктейля, а не втягивая в нее песок.

    Детям старшего дошкольного возраста можно предложить выдувать канавы на поверхности песка. Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией, когда ребенок, набирая воздух в легкие, вдыхает распыленные в помещении эфирные масла, а выдыхая - легко дует на свои ладони с песком, сдувает песчинки в песочницу.

    Упражнение «Необычные следы»

    Цель: развивать тактильные ощущения, воображение.

    Ход упражнения:

    Педагог предлагает детям упражнения имитационного характера, которые оставляют следы на песке, скажем:

    «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой нажимает на песок;

    «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

     «Ползут змеи» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук оставляет на поверхности песка волнистый след в разных направлениях;

     «Бегут жучки, паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - «жучки здороваются»);

    «Кракозябра» - дети делают на песке разные отпечатки, придумывая названия для фантастичных животных, которые оставили эти следы. После занятия вымышленное фантастическое существо можно нарисовать и сделать его обитателем песчаной страны.

    Дидактические игровые упражнения

    Упражнение «Узоры на песке»

    Цель: закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях.

    Ход упражнения:

    Психолог пальцем, ребром ладони, щеточкой в верхней части песочницы рисует разные знакомые детям геометрические фигуры, простые или сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступени и т.д. - и предлагает ребенку нарисовать такой же узор внизу песочницы, или продолжить узор взрослого. Как вариант педагог могут рисовать на доске определенный узор и предложить нарисовать его на песке.

    Узоры на песке дети могут создавать, выкладывать в заданной или задуманной последовательности, как и определенные предметы, скажем, камни, желуди, крупные пуговицы и тому подобное.

    Педагог обращается к каждому ребенку от имени Песчинки: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри на узоры на песке которые можно нарисовать. Нарисуй так же, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части узор должен состоять из колец, а внизу - из треугольников».

    Игровое упражнение «Создаем лес и его обитателей»

    Цель: 

    - развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

    - расширять и уточнять знания детей о лесе и его обитателях.

    Ход упражнения:

    Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня ты превратишься в маленького волшебника, который может создать что-либо, скажем, лес с его жителями. Но чтобы осуществить волшебство, следует сказать волшебные слова: «Елки, березки, боровички». Ты должен закрыть глаза. (Ребенок закрывает глаза. В это время педагог «засаживает» песок деревьями, цветами, грибами.) Открой глаза и посмотри - как хорошо и интересно все получилось!».

    Педагог обращает внимание ребенка на то, что у Песчинки есть замечательные помощники - пальчики «Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве. (Педагог сжимает и разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, вырывает ямки, ребенок делает то же сам.) А теперь скажи те же волшебные слова, что и Песчинка, и с помощью волшебства создай другой лес. Вспомни, какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

    Если ребенок неверно сказал «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет. Ребенок снова повторяет волшебные слова. После «высадки леса» педагог вводит для запоминания еще несколько слов, связанных с сюжетом. Например: названия деревьев, цветов, грибов и т.д.

    Примечание: в других упражнениях, задача та же, что и в первом упражнении. Меняются только персонажи, способы создания ландшафта и «волшебные слова». Количество и сложность слов, которые имеют возможность запомнить дети, следует подбирать в соответствии с возрастом детей. Тему построения целесообразно подбирать так, чтобы она соответствовала теме занятия, которое проводит педагог в группе.

    Ориентировочные темы для проведения упражнений:

    - Создаем море, реки, озера и их обитателей;

    - Создаем город и его жителей;

    - Создаем село и его жителей;

    - Космические путешествия, встреча с инопланетянами.

    Одной из задач упражнения «Космические путешествия, встреча с инопланетянами» является развитие воображения и фантазии. Поэтому педагог поощряет любые проявления фантазии, которые раскрывают внутренний мир ребенка. Это упражнение носит диагностический характер в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

    Игровое упражнение «Мы идем в гости»

    Цель: 

    - учить ориентироваться на песчаной поверхности;

    - развивать пространственные представления;

    Ход упражнения:

    Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет зайчик? (Зайчик живет в лесу.) Почему? (Потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем.) А кто еще живет в лесу? (Другие животные). А сколько их? (Считают картинки с изображением диких животных.) С кем дружит зайчик? (С белочкой и ежиком.) Кого боится зайчик? (Волка и лисички.) Кто живет рядом с зайчиком? (Его друзья.) Чем нас зайчик угостил? (Морковкой и капустой.) Что мы пожелаем зайчику? (Дети высказывают свои пожелания)».

    Педагог через игру во время нахождения в гостях у разных зверушек формирует у детей пространственные представления (или закрепляет понятие) «вверх - вниз», «вправо - влево», «над - под», «середина», «угол». Ребенок по указанию взрослого пальцами «ходит», «прыгает», «ползет» по песку, изображая разных персонажей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы над темой: "«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».

    Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения  встала  важна проблема: организация образовательного проце...

    Комплекс релаксационных упражнений для детей с заиканием

    Предлагается комплекс упражнений для расслабления  мышц тела и речевого аппарата...

    Примерный комплекс упражнений для детей 5-7 лет, часто болеющих ОРЗ

    Комплекс упражнений для детей, часто болеющих ОРЗ....

    Комплекс упражнений для частоболеющих детей 5-7 лет

    Комплекс упражнений укрепит иммунитет детей....

    Комплекс упражнений для глаз и комплексы физкультурных пауз для детей с нарушениями зрения

    В комплекс входят три варианта зрительной гимнастики и наборы упражнения для физкультминуток. Упражнения могут использоваться для снятия зрительного напряжения, укрепления глазных мышц, снятия ст...

    Методическая разработка комплексов упражнений для детей с тяжелыми и множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе специальных пластических тренингов и гимнастики.

    Обучение в МБОУ "Школа-интернат № 4 г. Челябинска" имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восст...