Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха"
материал (1 класс) на тему

Поливанова Светлана Александровна

Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха" содержит упражнения с примерами для использования взрослых (родителей, педагогов) в работе с детьми младшего школьного возрвста. 

Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма. Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания. Поэтому так важно уметь выполнять все перечисленные ниже упражнения.

Данный буклет рекомендован родителям школьников, а также может быть использован как консультационный материал педагогами  и психологами на роительских собраниях или для оформления стенда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_razvitya_fonem._sluha.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения:


1.    Выделения из слова первого звука.

2.    Выделения из слова последнего  звука.

3.    Наличие (есть, нет) заданного звука в слове.

4.Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

5.Придумывание слов с заданным звуком.

6.Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте (в начале слова, середине, конце).

7.  Определение количества звуков в слове.

8.Определение последовательности звуков в слове (порядковый номер звука: какой звук второй, четвёртый); (какой звук стоит после, перед, между заданных звуков).

9.Характеристика заданного звука.
 Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

10.Придумывание слов с заданной характеристикой. 
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.

11.Выкладывание звуковой схемы слова, где  каждый звук обозначается условным знаком.
Например: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.

12.Придумывание слов по заданной  звуковой схеме.


Примеры конкретных упражнений.

1.Назови первый звук в словах:  астра, кот,  нож, утка,  ива,  осень,  рыба,  лиса, трактор.

2.Назови последний звук в словах:  весна,  кот,   дом,  сыр,  носки, кенгуру,  сын,  стол.

3.Скажи: есть или нет звук [у] в словах:  лук,  утка, сыр,  лыжи,   дом,  кубик,  кенгуру, лист, зуб, рыба.

4.Скажи: где находится  звук [у] в словах в начале, в середине или в конце:  утка, лук, кенгуру,  кубик,   усы.

5.Придумай слова со звуком [у].

6.Придумай слова со звуком [у] в  середине.

7.Скажи: сколько звуков в словах:  дом, мама, кошка, рыба,  карандаш, фонтан,  крокодил.

8.Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук,  назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком  [к’],
между звуками [с] и  [и]

9.Расскажи о  четвёртом звуке в слове носки.

10.Придумай слово,  чтобы последний звук в слове был гласный.

11.Составь звуковую схему слова носки.

12.Придумай слово по схеме. 

Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма. 
Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания. Поэтому так важно уметь выполнять все перечисленные ниже упражнения.

Учитель – логопед: Поливанова С.А.

Упражнения

для развития

фонематического

слуха.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...